{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркетинг в России захватили соски. Чем это опасно?

Дисклеймер: в этой статьей нет мизогинии, эйджизма, гендерной и иных форм дискриминации. Статья – о причинах кризиса в российском маркетинге и авторском взгляде на его преодоление.

Судя по осуждающему взгляду Огилви знал, что окажется рядом с такой дамой

У меня есть наблюдение: 9 из 10 маркетологов сегодня – молодые (или не очень) девушки, которые работают на уровне инструментов: могут как-то настроить рекламный кабинет, упаковать соцсетки, придумать контент-план или собрать шаблонный лендинг. При этом стратегия, позиционирование и прочие сложные вещи для них будто не существуют.

Такой упрощённый подход девальвирует профессию маркетолога и вредит отрасли в целом.

Почему так произошло

Я выделил три основных причины, хотя их на самом деле намного больше.

I. Рекламных инструментов много и они эффективны. Что у нас было 50–70 лет назад? Газеты, билброрды, телик и радио. Это прямая, не таргетированная реклама с длинным циклом и слабой эффективностью с точки зрения перформанса. Технологий нет, аналитики нет. В этих условиях маркетинг требовал высокой квалификации, целого набора навыков и опыта – причём не только в рекламе, но и в бизнесе в целом.

В 2010-х повяляются соцсети, сложные алгоритмы, биг дата, автостратегии в Директе. Аудитория рунета растёт быстро. Из-за высокой эффективности инструментов и низкого порога входа на рынке появляются узкие специалисты, которые худо-бедно работают с инструментами и дают какие-то результаты. Знать ничего не нужно: нажал три кнопки – лиды пошли.

В 2020-х рынок перенасыщается, рекламодателей становится больше. CPC растёт на 15–30% в год (в зависимости от отрасли и рекламной площадки). Острая конкуренция требует разработки стратегий, погружения в детали, сложную аналитику. А специалистов нет: тысячи маркетологов-сосок избалованы простыми решениями, они просто не вывозят новую реальность. Клиенты не понимают, что происходит – раньше всё пёрло, теперь не прёт.

II. Они предлагают волшебные таблетки – и это подкупает. Это же просто: за дня собираешь лендиг на шаблоне, заливаешь 100К на Директ – и получаешь россыпь лидов. Такие кейсы сейчас есть, но это скорее слепая удача. Значит, продукт востребованный и рассчитан на горячий спрос, а конкуренции мало.

Большинство же проектов (и о них не говорят в кейсах) сталкиваются с суровой реальностью: высокие ставки, отрицательный ROMI, немасштабируемость кампаний и прочие прелести.

III. У российского маркетинга нет истории и культуры. На Западе маркетинг существует ±150 лет. У нас он зародился 20-25 лет назад, его развитие пришлось на самые жирные годы для индустрии: рост аудитории рунета, обилие рекламного инвентаря, низкую конкурентность бизнеса в целом. В СНГ нет примеров профессиональных маркетологов уровня Огилви, Котлер, Траут, Карлтон.

Посмотрите на вакансии и требования к маркетологам в США, Англии, Германии – без диплома магистра и профильного опыта с кандидатом даже говорить не станут. А у нас это часто знакомый директора или должность, совмещённая со сбытом или продажами. То есть маркетинг часто подаётся в довесок к основной работе или аутосорсится тем самым соскам.

Вся российская история – это дешёвый трафик, простые решения и быстрые результаты. Опытом прохождения кризисов в маркетинге мы не научены. Пока не научены.

Кризис, боль, прозябание

Итак. Перед бизнесом и маркетингом стоят сложные задачи – а компетентных спецов остро не хватает. Это приведёт к последствиям, зачатки которых мы наблюдаем уже сейчас:

  • снижение эффективность рекламных кампаний, частая ротация подрядчиков по маркетингу;
  • погоня за простыми решениями: клабхаусами, тенчатами и бестолковым креативом;
  • рост костов на маркетинг, чтобы удержаться на плаву;
  • стагнация в развитии отечественного бизнеса, отсылка к западным брендам в позиционировании (а-ля российская мебель с итальянским качеством).

И самое главное. Качество маркетинга = ПРЯМОЕ влияние на экономику страны. Меньше российских брендов, меньше амбиций, медленнее рост.

Американцы, например, поняли это ещё 100 лет назад. Тогдашний министр торговли Гувер говорил: «реклама – это движущая сила нашей национальной жизни». Чуть позже ему вторил глава внешней и внутренней торговли Клейн: «Реклама – это ключ к мировому процветанию».

Не поэтому ли теперь 80% всей продукции в мире — американская? Не потому ли мы знаем больше американских брендов, чем российских, белорусских, казахских?

У нас к маркетингу отношение другое – и со стороны бизнеса, и со стороны государства. Его ещё долго будут воспринимать как необходимое зло, потому что реклама неэффективная, дорогая и делают её люди не самые талантливые. Есть отдельные персонажи, которые всё понимают. В недавнем интервью Козыреву на Дожде (прости-господи) Тиньков сказал, что самый главный совет по построению многомиллиардного бизнеса – это вкладываться в маркетинг. Ах, Тиньков уже не в России. Се ля ви, как говорят питерские солевые.

Что с этим делать

Развивать культуру маркетинга, стратегию, опору на цифры и исследования. Слушать маркетологов, которые подходят к делу осмысленно и с необходимой теоретической базой – Балахнина, Петроченкова, Румянцева. Иноземцева, в конце концов.

Если откликаются те мысли, о которых я говорю, подписывайтесь на мой телеграм-канал. Там много практики маркетинга и контент-маркетинга с упором на бизнес-результат 👇👇👇

0
18 комментариев
Написать комментарий...
LOGOFABRIKA
Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

Ай какой кайф, надо было её вырезать и поставить на обложку. Хотя у меня итак CTR 20% :–)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Правильно говорила моя бабушка: "Не читай, внученька, икспертов по маркетинху, особенно по утрам, дням и вечерам".

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

Плюсую вашей бабушке

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Мои предки были чёткими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Дуюнов

а вы сами маркетолог? по статье кажется, что нет)

если уж упоминаете мастодонтов маркетинга из США, то хотя бы описывали бы ситуацию с позиции того маркетинга)

В вашей статье Маркетинг = реклама. А это в корне не так) даже по Котлеру, реклама - это 1 из 4 Р) так что в целом суть статьи уже не корректная.

Дальше если разматывать. То есть разный уровень развития бизнеса. И если это малый бизнес и только старт, то что еще кроме лидов надо? надо бабки зарабатывать) и маркетолог только для этого и нужен.

А если мы уходим на уровень ТОП компаний и когда надо уходить уже в брендиниг, то у нас все не плохо.

В общем странная сомнительная статья и не понятно что хотели ей донести) только если показать отсутствие собственной компетенции)

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

Я сам маркетолог, да.

В моей статье маркетинг и реклама действительно близкие понятия, потому что в контексте темы это упрощение допустимо. Как понятия "страна", "государство", "отечество" мы можем употреблять как синонимы, хотя какой-нибудь зануда скажет, что это некорректно.

Да, малый бизнес ориентируется только на лиды и бабки – поэтому в России больше 95% всех малых бизнесов так и остаются малыми навсегда.

На уровне топ-компаний с брендингом всё неплохо, да. Но есть огромная прослойка среднего и крупного бизнеса, у которого всё очень плохо – и с лидами, и с продажами, и с брендингом.

Жаль, что вы не поняли посыл статьи. Маме привет.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Дуюнов

ну вот ответили и еще больше сомнений, что вы маркетолог)

вы вот для кого эту статью писали?

если для маркетологов, то зачем упрощать? Маркетинг НЕ = реклама. реклама это малая часть того, за что отвечает маркетинг.

Если для малого бизнеса писали, то им и так гуд) не понятно ваще зачем статья.

если для крупного, где все плохо с маркетингом. то примеры в студию) а то пока похоже просто на балобольство. что также не красит эксперта.

в общем не понятно зачем вы статью писали) для каждого уровня бизнеса требуются свои скилы в маркетинге. и если маркетолог начинает с малого бизнеса, а потом приходит в тот же Сбер, то он или вкачает нужные ему скилы, или не сможет там дальше двигаться по карьерной лестнице.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Росляков

мне нравится эта омонимичная игра в заголовке

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

Спасибо, я старался)

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

А вот вам ещё один "маркетолог" - "руководитель проекта"..

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

Возможно, она ещё и таролог :–)

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

Больше смахивает на губолога (руководителя отдела по губозакатыванию)..

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Шумакова

Что ж Вы так нескромно к Балахнину прильнули😉

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

А почему нет?

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Шумакова

Ну, для этого надо иметь продукт в нише Балахнина, как минимум, и системную методику, как у него. Я Вас уважаю за другое).

Ответить
Развернуть ветку
Семён Иноземцев
Автор

В моей голове нет такого "надо". Я считаю Балахнина крутым и системным специалистом, себя тоже. Поэтому ставлю нас в один ряд – не по наличию продуктов и методик, а по отношению к своему делу.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда