реклама
разместить

Как создаются бренды? Людмила Мелькина (Signal) про брендинг для компаний

Как создаются бренды? Людмила Мелькина (Signal) про брендинг для компаний

Поговорили с представителем агентства Signal про важность бренда для компании. Как он создается? Из чего состоит? Как стать бренд-стратегом? Что лежит в основе настоящих, эмоциональных брендов, которые нас привлекают?

Гость нового выпуска подкаста — Людмила Мелькина — директор по стратегии агентства Signal (part of ONY). У нас интересная история знакомства: в рамках написания книги про бренд-архетипы Кэрол Пирсон и их применения на российском рынке, я нашел интересное описание некоторых брендов, и связался с агентством, которое разместило кейсы о том, как они создавались. Оказалось, Signal участвовало в создании их концепции. Мне стало интересно узнать, как они создают эмоциональные и запоминающиеся бренды, и я пригласил их в подкаст.

Мила, расскажите, чем вы занимаетесь в агентстве?

Бренд-стратегией я занимаюсь всю жизнь: работала во многих агентствах, в том числе, в рекламном агентстве BBDO. К Signal, которое является частью дизайн-агентства ONY (занимается разработкой дизайн-систем и айдентики многих брендов), я присоединилась три года назад. В числе работ компании — последний ребрендинг МТС, Яндекс Go, Тинькофф и много других.

Шесть лет назад ребята решили, что нужно придумать отдельное агентство внутри ONY, которое будет заниматься только бренд-стратегией и исследованиями, и помогать брендам решать бизнес-задачи с помощью айдентики. Сейчас мы продолжаем расти и решать сложные и интересные бизнес-задачи в сфере брендинга и исследования потребителей культуры.

Мы изучаем людей и контекст, в котором они находятся. Невозможно взять только потребительское поведение вне контекста того, где человек обитает, что вокруг него происходит, как формируются его установки, мировоззрения и ценности. Мы смотрим, как бренды и компании могут встраиваться в этот контекст со своим продуктом. Или что они могут предложить, чтобы больше зарабатывать, быть более успешными и заметными, конкурировать с другими игроками рынка.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

На стыке этих практик — исследование людей, культуры, будущего и бизнеса — мы создаем эффективные бренд-стратегии, которые вы можете увидеть визуально в айдентике, названиях, слоганах, коммуникации, продуктовых инновациях. Бренд — больше, чем логотип.

Я с вами полностью согласен: в ходе работы над книгой я пробежался по многим сайтам и агентствам. Но не у всех нашел ответ на вопрос: «Что такое бренд?». Причина, по которой я решил вас пригласить — ONY качественно сделали сайт с кейсами, где поэтапно прописали, как агентство Signal шло к созданию брендов. Это меня и привлекло.

Дяченко Александр — бренд-стратег, автор подкаста.

Какое образование нужно, чтобы стать бренд-стратегом?

Я училась давно — когда не было курсов по бренд-стратегии. Получила фундаментальное образование в Высшей школе экономики. Я — бакалавр менеджмента и магистр стратегического маркетинга. Все, чему научилась — сейчас основа того, что я знаю: как работают компании, рынки, на какие вещи нужно обращать внимание и т.д.

А дальше — очень много работы, ошибок, практики, проектов в разных категориях. В практике рождается опыт и интуиция.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Я преподавала в Академии Коммуникации Wordshop и получала дополнительное образование в школе креативных индустрий.

Бренд-стратегу необходимо фундаментальное экономическое или маркетинговое образование, которое закладывает базу маркетингового мышления. Либо — социологическое образование. Также есть хорошие школы, которые готовят стратегов: школа МЭЦ, FERMA и Wordshop.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Что, по-вашему, бренд в рамках бизнеса?

Бренд — важный актив бизнеса: это то, что может усиливать компанию и помогать ей расти.

Бренд — это набор ассоциаций, которые живут в головах у людей и нашей ЦА. А брендинг — управление этими ассоциациями, действие, направленное на то, чтобы оно приводило к тому, чтобы человек формировал определенное мнение о бренде и менял свое поведение (покупал, рекомендовал).

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Бренд — это не набор логотипов, айдентики и слоганов. Мы, бренд-стратеги, разрабатываем набор смыслов, которые должны быть заложены в голову потребителя, чтобы он совершал покупку и становился лояльным. А бренд отличался в голове этого человека от конкурентов, и через все эти действия решал задачи бизнеса.

Сколько и каких специалистов нужно для создания бренда?

Для того, чтобы решать большие задачи крупных брендов нужно понимать, как устроена реальность. А для этого — понять, как устроена компания внутри, как строится бизнес, как работает продуктовый портфель. Дальше нужно понять, как живет, что чувствует и думает потребитель. Нужно уметь разговаривать с людьми, изучать их. Для этого нужны специалисты по исследованиям: они могут правильно залезть в душу и вытащить неочевидные выводы о его поведении, чувствах и эмоциях. И найти важные внутренние триггеры, которые могут помочь.

Еще есть большой пласт информации — культурный. Это про то, что нас окружает: как формируется наша реальность, какая информационная повестка, какие ценности сейчас в людях и как это учитывать, чтобы не попасть в оппозицию с культурным контекстом. Бывает, бренд сильно опережает время, не учитывая вайбы и культуру определенного сегмента аудитории.

На стыке этих пластов информации рождаются более чуткие к реальности стратегии с долгосрочным эффектом. Они учитывают, как живут люди, что у них происходит и как компания может в это встроиться.

Нужно изучать, что и почему делают конкуренты: смотреть, как они себя позиционируют, как развивают свой продукт, как выстраивают свои портфели и какими способами привлекают аудиторию. И понять, как делать это по-другому, чтобы быть заметными среди череды других игроков.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Что получает бизнес, заказав разработку бренд-стратегии?

Мы даем заказчику гайды и инструменты по управлению брендами. От нас бизнес получает правила по тому, что нужно делать в коммуникации, в разработке продуктов, в интерфейсах, в упаковке, в расширении портфеля. Важно, чтобы образ того, что будет происходить в голове у потребителя был системным и попадал в одну и ту же точку.

Мы даем пошаговую инструкцию в разных сферах деятельности и цепочки создания ценностей для того, чтобы по капельке все эти действия формировали целевой образ и имидж. Нужно формировать единое сообщение, которое вы будете на протяжении нескольких лет рассказывать в коммуникации.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Бренд — это и опыт, который человек получил в магазине: как поговорил продавец, как висит одежда, какие сообщения есть внутри магазина, как устроена атмосфера и какая звучит музыка. Все это нужно заложить на этапе разработки бренд-стратегии.

Еще разрабатывается TOV (Tone of voice): основываясь на платформе бренда прописаны конкретные скрипты в push-уведомлениях, соцмедиа, чате, конкретном магазине, call-центре. Что должен делать представитель этого бренда, чтобы транслировать определенную мысль и идею, а у человека формировалось единственное мнение о бренде.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Когда я обратился агентство Signal, я обозначил, что пишу книгу про внедрение бренд-архетипов Кэрол Пирсон в российский рынок и в брендах нахожу выраженные характеристики архетипов. На что агентство сказало, что не любит архетипы, против шаблонизации и фреймов (прим.ред. — рамки).Александр Дяченко — бренд-стратег, автор подкаста.

Мила, что вы думаете насчет архетипов или других методологий построения брендов? Если не они — что взамен?

Мы не против методологий, но очень аккуратно подходим к использованию фреймворков (прим.ред. — готовый набор инструментов) — не для каждой ситуации и не для каждого клиента это может подойти. У каждой методологии свои ограничения. Благодаря опыту понимаешь: зайдет ли та или иная история (например, censydiam — матрица эмоциональных потребностей человека, или архетипы) для того или иного клиента и его задач.

Всегда нужно смотреть на заказчика и контекст категории. Бывает такая категория, где не прослеживаются признаки архетипов. И будет гадание на кофейной гуще, которое не поможет разложить рынок на игроков и объяснить клиенту, что стоит за каждым из этих архетипов. Чтобы погрузиться в эту теорию — нужно много времени и терпения, в том числе, у клиента.

Мы много раз сталкивались с тем, что, не прочитав книгу и не являясь экспертом в маркетинге в тонких, эмоциональных материях — все воспринимается слишком буквально и однобоко, и, скорее, мешает выработке интересной идеи и ее продаже, чем помогает.

Есть клиенты, которые верят в архетипы (некая религия) и просят помочь в этом. Мы предлагаем изучить, что происходит вокруг них и внутри, и подумать, помогают ли им архетипы, или другая методология.

Какие есть методики, чтобы ухватиться за нужный образ? Как понять, какой из них подойдет конкретной компании?

Нужно проводить глубинные интервью и сессии с клиентом. Мы предлагаем им персонажей из поп-культуры или спрашиваем, кем они себя ощущают, какую имиджевую характеристику хотят транслировать вовне. Задаем вопрос: “Если бы бренд был человеком — каким бы он был?”. И клиент начинает накидывать варианты — часто это животные и автомобили. Такие вещи указывают на амбиции и желаемые ассоциации, которые есть внутри команды.

Мы опрашиваем большое количество людей о бренде, и вытаскиваем повторяющиеся паттерны и ассоциации. Берем их во внимание, понимания их особенности.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

С другой стороны, мы смотрим на потребителя: что ему нужно от бренда и как он его воспринимает. Можно просить описать бренд прилагательными. Таким образом складывается имиджевая картина. Здорово, если она совпадает. Если нет — думаем, как может “подтюнить” этот имидж, чтобы он больше соответствовал компании, ее амбициями и тому, что нужно людям.

Важно посмотреть и на имиджевые характеристики конкурентов: есть ли у нас что-то уникальное, что делает нас более выпуклыми и заметными, то, что не повторяется у других игроков. Это игра в шахматы: находим нишу или несколько слов, вокруг которых рождается роль и идея бренда.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Чтобы доформулировать характер бренда и донести его до клиента, мы используем все те же картинки, образы героев из сказок и поп-культуры, нейробизнеса, научных деятелей, которые играют определенную роль в обществе и транслируют имиджевые характеристики.

Можете привести пример одного из кейсов, созданных таким образом?

Назову сферу, а не компанию: это вертикально интегрированная агропромышленная компания на юге России. Она была абсолютно не маркетингово-ориентированная. Мы проделали большую работу: приезжали на сессии и интервью, разговаривали с людьми про их деятельность, работали, как психологи и считывали, что это за люди, и что происходит вокруг них.

После первой сессии мы увидели и считали характеристики людей и места. Это, в хорошем смысле, жирный, сытный край, где все красиво, здорово, эстетично сделано, вложена душа в каждую клумбу, цветочек и деревце. Там всю жизнь работают люди, которым безумно нравится то, что они делают. Они гордятся и своим местом, и продуктом — это сочится из всего того, что они делают и говорят.

Эти ассоциации прожили с нами до последней точки проекта, когда мы принесли концепцию бренда и бренд-стратегию, и легли в основу идеи, где любовь к краю, к своему делу и изобилие в целом стало основополагающим для айдентики, коммуникации — внешней и внутренней.

Бренд должен работать и на сотрудников — они тоже ЦА и носители бренда.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Есть ли у компаний понимание, зачем нужен бренд?

Выросло поколение новых топ-менеджеров, специалистов, линейных менеджеров, директоров по маркетингу, которые очень хорошо понимают, что такое бренд. У них свой инструментарий, но уже не нужно каждому объяснять и убеждать.

Еще остались компании, которые работают по старинке и бренд для них — далеко не главный инструмент управления. Таких клиентов мы хорошо чувствуем, понимаем, пытаемся найти общий язык и убедить их в нужности брендинга, хотя бы для HR-целей. Но если не можем убедиться, что наши гайды, стратегии и платформы получат жизнь внутри компании — эта работа не будет иметь смысла. Можно предложить им только хорошую айдентику, нежели потратить время и деньги, а они положат все в стол.

Это болезненный момент для стратега: обычно видят картинки, креатив, коммуникации и красивые слова, но не видят большой работы, которая за этим стоит . Нам важен результат: чтобы все, что мы делаем — зажило и увидело свет.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Как понять, что существующая бренд-стратегия работает? И как начать брендинг, не обращаясь в агентство?

Если компания уже что-то создала внутри и живет по выбранной платформе и коммуникационной стратегии — нужно замерить воздействие их коммуникации на аудиторию: взять ее срез и спросить, знает ли он бренд, пользуется ли им, возвращается ли к нему, что знает о нем.

Нужно имиджевые характеристики, уже заложенные в бренд-платформу, переложить на язык анкеты и замерить их. Такие характеристики помогают отследить, попадает ли сообщение из бренд-платформы в человека. И увидеть это все на больших цифрах.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Также можно проверить, что происходит против конкурентов — со знанием, потреблением, лояльностью и имиджевыми характеристиками. Это исследование называется бренд-трекинг (brand health tracking). Его желательно делать регулярно, в зависимости от того, какой цикл коммуникации принят в компании.

По второму вопросу. Сперва важно разобраться с бизнесом: как он собирается масштабироваться, за счет какой аудитории и какого продуктового преимущества. Нужна бизнес-маркетинговая стратегия, а потом — бренд-стратегия.

Часто компании хотят одним брендом решить все задачи. Но сначала должны быть приняты меры по разработке маркетинговой стратегии, где все будет зафиксировано: какой ценовой сегмент, кто потребитель, где продаваться, как масштабироваться, через какие точки контакта и т.д.

С этим набором информации нужно прийти в брендинговое агентство, которое упакует эти вводные в хорошую, красивую, стройную и смысловую историю.

Людмила Мелькина — директор по стратегии Signal.

Комментарий от агентства Signal будет у меня в книге. О каком бренде — пока не скажу. Но некоторые секреты о написании книги вы можете узнать в нашем TG-канале подкаста «Маркетинг и реальность».

Дяченко Александр — бренд-стратег, автор подкаста.

Ваше пожелание нашим слушателям?

Советую читать больше книг про маркетинг и брендинг, смотреть по сторонам, наблюдать за людьми — в этом очень много ключей к тому, как встраивать маркетинг в существующую реальность. Наблюдайте, чувствуйте и смотрите, что происходит вокруг.

Дяченко Александр — бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность».

Коллеги, репост этого выпуска своим коллегам — плюс в вашу digital-карму! ^_^

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и закулисье написания книги про бренд-архетипы на российском рынке.

Людмила Мелькина
директор по стратегии Signal
Александр Дяченко
бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Анастасия Дяченко
редактор, информационный голос подкаста
77
реклама
разместить
Начать дискуссию
Как бизнесу работать на каждом из этапов Пути клиента (CJM) в 2025
Как бизнесу работать на каждом из этапов Пути клиента (CJM) в 2025
11
реклама
разместить
7 инструментов маркетинга, которые я больше никогда не использую
7 инструментов маркетинга, которые я больше никогда не использую
33
AUDNZD в фокусе дня. Сезонные тенденции и вероятности на Понедельник 03.03.2025

Здравствуйте Уважаемые трейдеры! Александр Борских подготовил для Вас свежую информацию.
Очередные сезонные тенденции на Понедельник 03 Марта 2025 по основным мажорам финансовых рынков.
Весь перечень анализируемых активов указан ниже в общем количестве 61 инструмента. Здесь Вы найдете активы рынка Форекс, популярные активы Московской биржи, не менее…

Почему ваши конкуренты успешнее вас в рекламе: 4 главных вывода
Почему ваши конкуренты успешнее вас в рекламе: 4 главных вывода
11
Как построить «Диснейленд» в мире украшений: интервью с маркетинг-директором Viva La Vika и CHOUX Надеждой Божковой
Как построить «Диснейленд» в мире украшений: интервью с маркетинг-директором Viva La Vika и CHOUX Надеждой Божковой
11
Чего ждет клиент от доставки в современных реалиях? Гость — Яндекс Доставка
Чего ждет клиент от доставки в современных реалиях? Гость — Яндекс Доставка
11
Как извлечь максимальную пользу из консультации с адвокатом.

Как извлечь максимальную пользу из консультации с адвокатом. Вы записались по телефону на консультацию к адвокату, он сразу должен обозначить платно или бесплатно консультация, сколько стоит консультация, время и место консультации.

Стратегия личного маркетинга и бренда с планом коммуникаций или хаотичное продвижение?

Почему ваше продвижение и публичность сейчас – это деньги и время на ветер?

11
[]