Не всё так однозначно: как использовать ностальгию по 90-м для создания бизнес-подарков

Привет! Это команда harsika.

Уже 15 лет мы создаем бизнес-подарки и мерч, но за все годы работы в этой нише не было такого высокого спроса на сувениры с ностальгическим шлейфом. Сегодня бизнес-партнерам вручают приставки Sega, а светильники в форме панельных домов дарят для украшения офиса. В этой статье рассказываем, как ещё люди в бизнес-среде апеллируют к атмосфере 90-х и почему с этим трендом стоит быть поаккуратнее.

Ночник-ларёк "Союзпечать" от random. Источник

Прошлой осенью в интернете появился мультфильм «Childhood memories» о жизни в России времен 90-х. ИИ помог авторам повторить анимацию в стиле студии Ghibli, чтобы показать жизнь обычного российского городка, застроенного серыми панельными домами, в которых, при этом, жили персонажи Миядзаки. Мультфильм переполнен тёплыми сердцу деталями: от свистящего на газовой плите чайника до корочки хлеба, которую невозможно было не откусить по дороге из магазина. В первые дни публикации ролик набрал тысячи восхищенных комментариев.

До этого атмосферу жизни в 90-х уже романтизировал Лапенко. Его ролики о простом сотруднике НИИ или участнике группы «Багровый фантомас» принесли актеру славу и доходы, которые превысили 100 млн. рублей в 2020-м году. До Лапенко флёр 90-х несколько раз волнами настигал моду. В магазинах то появлялись, то исчезали спортивные штаны с лампасами, олимпийки и майки ядовито-зеленых оттенков.

Но в нише бизнес-подарков ностальгию по 90-м активно не использовали. Ситуация начала меняться примерно год назад.

Лапенко. Источник

Как вообще работает ностальгия в маркетинге?

Ностальгия — это процесс, при котором мы испытываем тёплую тоску по прошлому. Она возникает благодаря ассоциативной памяти. Если вы когда-нибудь разбирали альбомы со старыми фото или пролистывали свой плейлист до конца, то знаете это приятное чувство случайно нахлынувших воспоминаний.

Социологи утверждают, что люди склонны испытывать ностальгию по событиям и явлениям, которые наблюдают в возрасте до 30-ти лет. Именно в этот период происходит активное формирование нашей идентичности, сортировка удовольствий и неудовольствий, формирование лояльности к одним людям/брендам/продуктам и нелояльности к другим. Период с 18 до 25 лет даже назвали «возрастом культурного зачатия», поскольку счастливый опыт, накопленный в эти годы, влияет на гражданское и потребительское поведение в будущем.

Так что, ностальгия — вполне эффективный инструмент привлечения внимания к бренду. Но чтобы запустить череду теплых воспоминаний, нужен триггер.

Какие триггеры ностальгии используют маркетологи?

В маркетинге есть несколько групп триггеров, которые мотивируют потребителей обратить внимание на продукты компании.

Образы. Зрительные образы — один из сильнейших факторов запуска ассоциативной памяти. Вот почему этот инструмент используют не только в маркетинге, но и, например, для изучения иностранных языков. Успешным продвижением с помощью ностальгического образа можно считать фильм «Чебурашка», который сегодня стал одним из самых кассовых в истории российского кино. Критик Давид Шнейдеров объяснил успех тем, что «Чебурашка» стал фильмом «сразу для трех поколений».

Говоря откровенно, ностальгия — не главная причина успеха «Чебурашки», но пример, тем не менее, яркий.

Вкусы. Группа триггеров, которую мы регулярно наблюдаем в рекламных кампаниях фермерских продуктов, кондитерских или мороженого. А еще это главный прием, с помощью которого родители заманивают вас приехать к ним на недельку-другую во время отпуска. Потому что в Турции мамин борщик не нальют.

Запахи. Еще одна группа триггеров, которые моментально запускают ассоциативную память. Основатель бренда 1339perfumes Игорь Булгар говорит, что между запахом и эмоцией нет даже секунды. Возможно, поэтому в аромамаркетинге ностальгию использовать сложнее всего: эмоциональная связь с ароматами для нас слишком индивидуальна.

Но всё, что не убивает маркетологов, — делает компанию богаче.

Недавно в абсент-баре Silencio появился коктейль с добавлением дистиллята из знаменитых женских духов «Красная Москва». Это тоже пример рекламной ностальгии, благодаря которой фраза "пить одеколон" звучит не так безысходно.

Всё, что не убивает маркетологов — делает компанию богаче.

Звуки. Об этой группе мы уже частично рассказали выше. Вместо повторения предлагаем пройти тест на ностальгию. Послушайте подборку звуков из видео ниже и напишите в комментариях к статье, какие из них вы не смогли узнать.

Звуки ностальгии.

Вещи. Та категория триггеров, которая постоянно используется в моде или на сувенирном рынке. Вещи в ретро-стиле продаются, сегодня примерно в 5 раз чаще, чем 2 года назад. Например, волна популярности полароидов сегодня связана именно с трендом на ностальгию и тем, что их снова есть кому покупать: выросло поколение, в чьем детстве полароиды были последним словом техники.

В нише корпоративных подарков и мерча мы так или иначе работаем со всеми перечисленными группами триггеров. Сейчас даже чаще, поскольку на рынке сформировался устойчивый тренд на ностальгию по 90-м. Но не всякой компании стоит адаптировать его для укрепления бизнес-отношений.

Ностальгия по 90-м в бизнес-сувенирах — это норм?

На самом деле, ностальгия — частый лейтмотив бизнес-общения. Эта тема особенно актуальна, если компания празднует солидный юбилейный год (от 15 лет на рынке и больше). Тогда в подарках партнерам и сотрудникам особенно уместно напомнить «как всё начиналось» и поблагодарить за долгую совместную историю.

Но ностальгия конкретно по 90-м — явление специфическое. Оно связано с тем, что поколение миллениалов, чья молодость пришлась на этот период, сегодня занимает позиции в топ-менеджменте многих компаний. Они становятся ЛПР-ами, а значит — влияют на корпоративную культуру. При этом, поколение зумеров, которые в 90-е были совсем детьми, доросло до трудоспособности и тоже занимает существенную часть штата. Так что, тетрисы в подарок сотрудникам мало кого пугают.

Однако, воспоминания у этих двух поколений все-таки разные. Одни в 90-е переживали первую любовь, читали иностранные журналы и учились в институтах, другие — ходили пешком под стол или дотягивались до витрины Союзпечати только на цыпочках. Разница — всего 10 лет, а воспоминания совершенно другие.

Сегодня в корпоративную среду включены сразу два поколения, чьи лучшие годы выпали на 90-е. Это во многом объясняет сложившийся тренд на рынке бизнес-сувениров и мерча.

Раньше такая любовь к 90-м в не была возможна, поскольку ТОП-менеджмент российских компаний состоял, в основном, из людей, чьи взгляды на рубеж веков были негативными. Многие до сих пор скептически воспринимают эту ностальгию, вспоминая роковое десятилетие, как время сильнейшей нестабильности, дефицита и криминала.

Я думаю, что сегодняшнее отношение к 90-м расширяет наши взгляды на действительность. Она ведь может быть разной и никогда не умещается в строго черно-белые рамки. Хороший маркетинг — это маркетинг, меняющий отношение. В контексте 90-х это действительно полезно. Мы переосмысливаем свое прошлое и романтизируем неклассическое, чтобы увидеть что-то светлое там, где наши родители привыкли видеть ужас.
Саша Лужковская, маркетолог harsika
А как вы воспринимаете 90-е в России?
Скорее, как время свободы и больших возможностей
Скорее, как время нестабильности и страха за будущее
Свой вариант (в комментариях)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

О чем стоит подумать, если решили заказать бизнес-подарки с ретро-концепцией из 90-х?

Сборка ночника в виде панельного дома от Никиты Анохина. Источник

Мы постоянно повторяем, что даже в бизнесе подарки вручают людям, а не зданию, офису или бренду. Поэтому их ключевая цель — это эмоция, которую получатель испытает от касания с вашей компанией. Погружаясь в создание подарков с ретро-концепцией, подумайте о следующих деталях:

  • Функционал. Вещи с приставкой «ретро» совсем не обязательно должны повторять функционал своих «предков». Сложно представить, чтобы сегодня кто-то всерьез захотел слушать подкасты на кассетном аудио-плеере. На рынке есть плееры, которые похожие на кассетные как две капли воды, но со встроенными bluetooth-приемниками. Это сильно повышает возможность использовать их в сегодняшней жизни.
  • Уместность. Помните, что даже у тех, чья молодость пришлась на 90-е, могут быть разные воспоминания. Одни с теплом вспоминают старые заставки Windows, другие — тащатся по анкетам для друзей.
  • Привязка к компании. Любой бизнес-подарок — это способ прикоснуться к целевой аудитории. Речь идет как о контактах с клиентами, так и с сотрудниками или партнерами. Так что, ретро-концепция должна быть понятна получателю и иметь какую-то связь с вашей компанией.

В бизнесе любой шаг должен иметь смысл. Даже подарки — тот инструмент, который напрямую влияет на репутацию бренда и отношения с целевой аудиторией. Поэтому к любому модному тренду лучше относиться со здоровой долей скепсиса, тщательно взвешивая возможные последствия.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Сипатов

Для меня 90ые - это детство. Когда все вокруг интересно, на душе состояние легкости и беззаботности. Когда важно было мамино тепло и папина поддержка. А что в стране тогда было, вообще не волновало. Мой мир был тогда - маленькая квартира, детский сад и школа, друзья во дворе и казаки разбойники и конечно дача. И этот мир был прекрасен 😻
Хотя уверен, что Родителям тогда было не до веселья и выживали как могли.

Ответить
Развернуть ветку
harsika
Автор

Мамино тепло и папина поддержка — это единственное средство пережить любые сложности 💜Спасибо, что поделились!

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Дмитриев

Это замечательная идея, ведь люди часто ценят подарки, которые вызывают у них приятные воспоминания

Ответить
Развернуть ветку
harsika
Автор

Да! Тут, правда, важно с сентиментами не переборщить :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

Ну сколько можно маст....ровать на прошлое, мусолить его на разный манер 10088 раз...

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Харсика

А вот тест на звуки: сегу, скайп и модем узнала, с остальным сложновато😀

Ответить
Развернуть ветку
harsika
Автор

А как же моторролла???

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Харсика

Ну вот, прошла мимо:))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Харсика

Сейчас я воспринимаю 90-е как выход из зоны комфорта.

Ответить
Развернуть ветку
сергей кобзев

skazdvor.ru

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда