Мода на коронавирус. Брендовые истории

Это презентация

Моей коронации

(С) Gacy&Raxley

Вчера я листала галерею. Фотографии от ноября 2018, мы с друзьями в Милане, вот кафедральный собор, а вот гигантский плакат Армани. А спустя сутки мы уже мчимся на Бернина-экспресс сквозь великолепную Швейцарию навстречу закату в Альпах. Как близко был весь мир. И как далеко теперь соседний город.

Официальная статистика меняется каждый день. По версии одного из ресурсов, пандемия так или иначе повлияла на жизнь почти половины населения земного шара (см. Федор Кузьмин «Sky News: 3 миллиарда человек сегодня пребывают в изоляции из‑за коронавируса», 26 марта 2020 18:44).

3 миллиарда человек в США, Англии или России ежедневно читают новостные сводки, статьи и смотрят видео о коронавирусе. Инфопространство перенасыщено. И эпидемия уже давно обросла легендами и мифами: Симпсоны пророчили еще в 1993, Содерберг снял «Заражение» в 2011, угадав симптомы, страну начала эпидемии и даже средства защиты: «соблюдение социальной дистанции, никаких рукопожатий, сидите дома, если больны, и почаще мойте руки». С подачи ньюсмейкеров имбирь взлетел в цене до 7000 рублей за кило просто потому, что кто-то один написал «он спасает от болезни», а тысячи других растиражировали это мнение. Другой ресурс обосновывает чудо-свойства содового раствора. А блогер на Яндекс.Дзене рассказывает об успешном лечении вируса уриной в Индии. Курильщики заболевают реже, а бородачи, напротив, в группе риска.

Я не берусь судить биологов, химиков и врачей, поскольку не обладаю должной компетенцией в этих областях. Не могу оценить и достоверность заявлений диванных экспертов и специалистов-самоучек.

Но в чем я действительно являюсь профессионалом, так это интеллектуальная собственность. 12 лет в системе Роспатента в должности эксперта по товарным знакам. Преподаватель Правовой охраны средств индивидуализации в Российской государственной академии интеллектуальной собственности.

И сегодня мы говорим о том, как предприниматели хайпуют на эпидемии.

Любое общественно резонансное событие влечет за собой волну подачи заявок на регистрацию соответствующих товарных знаков. «На донышке», «Денег нет, но вы держитесь», «Новичок» — предприниматели стремятся заполучить права на такие бренды.

Ликбез.

Товарный знак — в простонародье и на сленге маркетологов — бренд — охраняемое государством обозначение в виде слова, слогана, логотипа или видеоролика, права на которое принадлежат только одному лицу. Никто не может писать Armani на джинсах, кроме дизайнера-владельца бренда. Покупая Pepsi мы всегда знаем, что под данным названием может впускаться только конкретный напиток.

Что же дает такая охрана? Получая ее, владелец может использовать свое обозначение монопольно и запрещать использование любым другим предпринимателям с требованием оплаты издержек, ущерба, штрафов.

С позиции брендинга слово «корона» является вполне привычным. Таких товарных знаков в России зарегистрировано или подано на регистрацию несколько сотен. И, безусловно, до 2020 года все они не имели ни малейшей отсылки к иному смыслу, нежели, собственно головной убор царских особ.

<p>Товарный знак № 209118 для снеков, напитков, их продажи и продвижения<span>​</span></p> АО «АБ ИнБев Эфес»

Товарный знак № 209118 для снеков, напитков, их продажи и продвижения

АО «АБ ИнБев Эфес»
<p>Товарный знак № 741642 для напитков<span>​</span></p> <p>ООО "Акваника" </p>

Товарный знак № 741642 для напитков

ООО "Акваника"

<p>Товарный знак № 467426 для чая<span>​</span></p> <p>ООО «МАЙ» </p>

Товарный знак № 467426 для чая

ООО «МАЙ»

И самый обсуждаемый в сети бренд последних месяцев.

<p>Товарный знак № 256858 для пива</p>​ <p>Сервесериа Модело Де Мехико</p>

Товарный знак № 256858 для пива

Сервесериа Модело Де Мехико

Словенский художник и дизайнер Юре Товрльян (Jure Tovrljan) переделал логотипы известных брендов в период пандемии коронавируса. В частности, для пива corona дизайнер предложил следующий ребрендинг.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Могли ли предположить создатели бренда CORONA, что когда-нибудь такое однозначное и притягательное слово станет совсем неоднозначным и отталкивающим.

Однако сегодняшние предприниматели точно знают, какие именно ассоциации будут вызывать их товарные знаки.

Итак, мировая подборка поданных на регистрацию товарных знаков по актуальной теме.

Как правило, на регистрацию поданы в отношении различных групп товаров и услуг, среди которых лидируют одежда, напитки и развлечения, простые слова CORONAVIRUS или KORONAVIRUS и COVID или COVID-19 без каких-либо дополнений и графической составлящей.

В Патентное ведомство США было подано на регистрацию 45 заявки на товарные знаки, так или иначе связанные с COVID-19, на самые разные группы товаров и услуг.

Среди них

CORONAVIRUS INFECTED (в переводе с англ. - ЗАРАЖЕННЫЙ КОРОНАВИРУСОМ, прим. автора),

CORONAVIRUS OUTBREAK (в переводе с англ. - ВСПЫШКА КОРОНАВИРУСА, прим. автора),

CORONAVIRUS SURVIVAL GUIDE (в переводе с англ. - РУКОВОДСТВО ПО ВЫЖИВАНИЮ ПРИ КОРОНАВИРУСЕ, прим. автора),

MY CORONAVIRUS EXPERIENCE (в переводе с англ. - МОЙ ОПЫТ С КОРОНАВИРУСОМ, прим. автора),

COVID FACE SHIELD (в переводе с англ. - ЛИЦЕВОЙ ЩИТ ОТ КОВИД, прим. автора),

COVID 19 WARS и COVID WARS (в переводе с англ. - КОВИД 19 ВОЙНА и КОВИД ВОЙНА, прим. автора) для косметики, программ, одежды, печатной продукции, игрушек, аксессуаров, еды, напитков, образовательных и развлекательных услуг.

Компания HONEST TAX, LLC, предоставляющая услуги налоговых адвокатов, подала на регистрацию заявку CORONAVIRUS TAX AMNESTY PROGRAM (в переводе с англ. - ПРОГРАММА НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ ПО КОРОНАВИРУСУ, прим. автора).

Компанией CASTANO PAOLA была подана заявка на игры, игрушки, одежду и спортивные товары. Переводится знак как «ВЫЖИВШИЙ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ПАНДЕМИИ 2020»

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Еще в США поданы 2 заявки COVID 19 WARS и COVID WARS для косметики, программ, одежды, печатной продукции, игрушек, аксессуаров, еды, напитков, образовательных и развлекательных услуг.

9 заявок с той же тематикой было подано в Испании.

Компания Juan Ramón Rivera Rubiales подала заявка M4061330 «Я победил коронавирус» в отношении печатной продукции, тканей и одежды.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

4 заявки было подано в Италии.

Неделю назад компанией 99IDEE S.R.L. был подан на регистрацию товарный для одежды, обуви.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

В начале марта BERNABEI MARCO подала заявку для одежды и алкоголя.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

По 1-2 заявке на тему коронавируса было подано в Болгарии, Чили, Мексике, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, Потругалии, Турции, Аргентине, Германии, Франции, странах Бенилюкса.

Например, в UK была подана заявка № UK00003476521 от имени Ajay Patel в отношении химических веществ - CORONAVIRUS DEEP CLEANING SERVICES. Переводится знак как «Услуги глубокой очистки от коронавируса». В Чили - CORONAVIRUS PROVIENE DE LA CIUDAD DE WUHAN, CHINA, что в переводе - коронавирус происходит из города Ухань, Китай.

А что же в России?

Всего нам удалось найти 8 заявок на регистрацию.

Одной из первых была компания ООО "Первый городской ритуал", подавшая заявку для ритуальные услуг и услуг, сопровождающих кремацию (заявка № 2020709285 от 26.02.2020).

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Компания "МЕДПРОМ" 26 февраля 2020 года подала на регистрацию сразу 3 заявки для косметических и фармацевтических препаратов и медицинских услуг (№2020709283, 2020709282, 2020709281). Одна из них - графический символ сегодняшних дней, две других - сочетание слов.

​2020709282
​2020709282
​2020709283
​2020709283
​2020709281
​2020709281

Заявка № 2020714849 подана на регистрацию 23.03.2020 ИП Бойко Андрей Витальевич, в отношении товаров и услуг, относящихся к программированию, сложным техническим приборам и устройствам, напиткам, рекламе, телекоммуникациям, образованию и развлечениям, услугам общественного питания (09, 25, 32, 35, 38, 41, 43 МКТУ).

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Заявка № 202070643 подана на регистрацию 11.02.2020 ООО "АЙПЭКС ГРУП", в отношении алкогольных и безалкогольных напитков и услуг общественного питания.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Заявка № 2020714259 подана на регистрацию 19.03.2020 АО «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ», в отношении страховых услуг.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Заявка № 2020715571 подана на регистрацию 26.03.2020 ИП Егоровым Сергеем Михайловичем, в отношении программ для ЭВМ, сложных технических устройств, рекламных, строительных и исследовательских услуг. Но любопытнее всего в списке испрашиваемых видов деятельности под указанным брендом - агентства брачные; агентства по усыновлению детей; выпуск голубей на особых событиях; советы в области стиля личного гардероба; услуги карточных гадателей...

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Заявка № 2020713617 подана на регистрацию 17.03.2020 ИП Котляровым Сергеем Владимировичем, в отношении всех существующих видов деятельности по выпуску товаров и оказанию услуг - всех 45 классов МКТУ. К сожалению, на сайте ФИПС нельзя однозначно установить, каким именно образом была подана заявка и была ли при этом уплачена установленная пошлина. Если заявка была подана в электронном виде, то за ее рассмотрение заявитель должен заплатить 115 500 рублей, если же на бумаге, то 165 000 рублей.

Мода на коронавирус. Брендовые истории

Не обсуждая этику создателей брендов, мы просто перечислили знаки, которые поданы на регистрацию. Выводы о предоставлении им исключительного права будут делать эксперты Роспатента и ведомств других стран, где поданы на регистрацию заявки. Мы лишь предположим, какие исходы могут быть у таких попыток в России.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации установлен ряд ограничений на регистрацию товарных знаков, среди них запрет на предоставление права обозначениям, которые

имеют описательный характер и должны принадлежать всем предпринимателям в равной степени (п. 1 ст. 1483),

противоречат принятым в обществе моральным устоям, принципам гуманности и правопорядка (п. 3 ст. 1483),

могут быть спутаны потребителями с правами на другие товарные знаки, которые были представлены на регистрацию ранее (п. 6 ст. 1483).

С большой степенью вероятности, в России и других странах будут отклонены все заявки, представляющие собой простое указание названия вируса во всех возможных вариациях - CORONAVIRUS, KORONAVIRUS, КОРОНАВИРУС, КОРОНА ВИРУС, COVID и пр. То же может быть отнесено и к изображению, поданному на регистрацию компанией «Медпром».

При этом для некоторых групп товаров использование подобных указаний может быть признано противоречащим принципам гуманности и морали. Например, слово «Коронавирус», предназначенное для маркировки живых животных или услуг казино, может вызвать возмущение общества.

И, наконец, все более поздние знаки (поданные в марте) будут не допущены к регистрации, в связи с наличием на рассмотрении в отношении тех же групп товаров или услуг более ранних заявок (поданных в феврале).

Изучив в поисковиках рынок товаров, мы сумели отыскать ювелирные украшения в виде «круглого ёжика» - изображения вируса, многочисленные маски, футболки и другие предметы одежды с соответствующими изображениями и надписями, детские игрушки, предметы интерьера и постельные принадлежности, брелки и магниты и даже елочные украшения. Если кому-то одному будет предоставлено исключительное право, прочие предприниматели уже не сумеют «заработать» на волне хайпа, а ведь сегодня для малого бизнеса .

Будьте здоровы!

22
Начать дискуссию