Не болтай! Или разоришься…

У меня блог про деньги и инвестиции. Что самое важное для инвестора? Умение не терять деньги.

Как люди теряют деньги? В-основном по глупости.

Сегодня я позвал в гости пиар-технолога Александра Андрианова. Мы обсудим как богатые люди теряют состояния из-за непонимания законов пиара.

Дочитайте этот материал до конца и вы узнаете:

— Кто такие инфобандиты. И чем они отличаются от бандитов из девяностых

— Как спасти ваш бизнес от атак профи и дилентантов

— Как обеднеет госпожа Ивлеева

— Как спасти карьеру Моргенштерна

— И почему Джоан Роулинг лучше переехать в Россию

Стиль, орфограция и пунктуация автора сохранены.

Не болтай! Или разоришься…

Черный пиар

Что такое черный пиар и чем он отличается от белого?

В чем задача белого PR: создание хорошей репутации, повышение и укрепление доверия среди потенциальных клиентов и партнёров. Иными словами, чтобы известность компании росла, и она зарабатывала больше денег. Задача черного PR ровно в обратном – создать максимальное количество проблем, испортить репутацию, в идеале – обанкротить бизнес.

Белые и пушистые. Допустим, у меня белая и пушистая компания. Мы кушали кашу, слушали маму, никого не обижали и т.д. Докопаться не к чему. Как нас могут атаковать?

Достаточно наивно утверждать, что хоть у кого-то может быть белая и пушистая компания. Вот вы хотя бы раз увольняли людей, и кто-то уж наверняка затаил на вас за это обиду, посчитал несправедливым такое решение. Если с помощью частного детектива такого бывшего работника отыскать, он столько гадостей про вас расскажет, что диктофон устанет писать.

А недовольные клиенты у вас были? С ними та же история. Но самое интересное, что почти никто даже не будет над этим заморачиваться: зачем выискивать компромат, если гораздо проще его сфабриковать. Ну, элементарно: у вас ресторан. Засланный казачок приносит с собой таракана, подкладывает его в еду, фотографирует и распространяет эту прелесть сначала через ТГ-каналы, а потом и проплаченные СМИ.

Или у вас банк. Некий недоброжелатель нанимает массовку из 700-800 человек, которые создают искусственные очереди в несколько ваших отделений. Фиксирует это на камеру и вбрасывает слух, что ваш банк на грани разорения и толпы страждущих выстроились с раннего утра, чтобы забрать свои кровные. Тут же набегут реальные клиенты этого банка и организацию ждет коллапс.

Или вы застройщик и возвели престижный район в надежде, что сейчас к вам заедет элитная аудитория и принесет вам кучу денег. А что, если в этот райончик регулярно запускать бомжей, разбрасывать наркоманские шприцы, делать на домах экстремистские надписи, рядом с садиком или школой разложить отрезанные свиные головы. И, разумеется, все это активно распространять в медиа. Захочет кто-то там жить?

К тому же все эти истории можно значительно усилить. Прилечь известного человека, медийную личность, который будет возмущаться: ну как же допустили такое! Депутата, который направит официальный запрос в правоохранительные органы с требованием разобраться в ситуации и проверить деятельность компании итп. Абсолютного любой бизнес можно нахлобучить и обанкротить. Было бы желание.

Ивлеева

Госпожа Ивлеева устроила голую вечеринку. Затем начала извиняться и переобуваться. С ней разорвали контракты многие рекламодатели. Кажется, что она ведет себя неверно с точки зрения пиара? Что ей нужно исправить?

Прежде всего ей надо было понимать контекст и текущую повестку дня. Если и устраиваешь такое мероприятие – охрана должна забрать у гостей все мобильные телефоны и не допустить, чтобы кадры с вакханалии утекли в сеть. Мир шоу-бизнеса достаточно жесток. Там у одной половины звездная болезнь, у другой – комплекс неполноценности. Зависть, ревность, взаимная неприязнь, двуличие. Специфическая публика в общем, пауки в банке.

Не удивлюсь, если историю с голой вечеринкой раздули конкуренты Ивлеевой или тех «звездунов», которые на ней находились. Чтобы забрать себе их корпоративы, их съемки, ну и в целом их часть пирога. Так часто бывает – твой конкурент видит, что у тебя появилась какая-то уязвимость и давай ее раздувать изо всех сил, пока искра не превратится в пламя.

Второй момент – не важно компания или какой-то медийный персонаж как Ивлеева - всегда должны понимать, что могут подвергнуться атаке конкурентов и иметь на сей случай четкие стратегии поведения. Понимать свои слабости, уязвимости и заранее составить план, как реагировать, если они всплывут.

Здесь же никакого плана у участников не было. Гости вечеринки не сформировали единой позиции, как реагировать на скандал. Каждый придумал свою историю о том, по какой случайности оказался в клубе, а некоторые умудрились записать даже по два извинения. Любые оправдания - в целом путь довольно глупый. Ну, записал ты слезливое видеообращение, объяснил все, как было – а смысл? Тебе все равно никто не поверил, а новость получила новую жизнь – теперь все начали обсуждать не только скандальную вечеринку, но и твои нелепые, неискренние извинения. Появились новые публикации, в историю вовлеклись новые комментаторы, скандал и хейт благополучно продолжились…

Если уж не хватило ума замолчать и никак ничего не комментировать, чтобы не порождать новую волну негатива – могли бы искупить вину не словом, а делом. Ну куда годятся эти «извинения» в камерной атмосфере, в тепле и уюте? Смех же один. К тому же извинений было уже столько по самым разным поводам, что они начисто утратили свою силу.

А нужно было договориться с одним из благотворительных фондов, который помогает нашим парням в зоне СВО, скинуться миллионов по 30 каждый и вместе с волонтерами фонда привезти нашим ребятам тепловизоры, броники, лекарства и все, что требуется сейчас на фронте. И вот там уже извиниться перед солдатами, да и обществом в целом, сидя в грязном окопе под звуки выстрелов.

А потом еще дать благотворительный концерт, чтобы поддержать и укрепить моральный дух воинов. В этом случае, я думаю, гнев властей и сильных мира сего сменился бы на милость, и никто бы не стал никого ни отменять, ни запрещать и продолжили бы работать как раньше… Может, даже еще бы больше снискали народной любви. Они все так потом и поступили. Видимо, по совету старших товарищей. Но поздно.

Моргенштерн

Моргенштерн сделал неаккуратное заявление про 9 мая. Это больно ударило по его кошельку. Но он вроде как плюнул в лицо не своей целевой аудитории. Что ему можно посоветовать с точки зрения пиара?

Да черт с ними, с фанатами. Слушает его в основном молодежь, которая все бы ему простила, восприняв любой плевок в свою сторону как хайп, прикол и способ поугарать над самими собой. Сколько было случаев, когда реперы или панки кричали зрителям со сцены, что все они конченые дебилы, а толпа с радость отвечала: «Да, мы дебилы».

Моргенштерн совершил гораздо большую глупость – он плюнул в лицо государству, скрепам и в целом покусился на святое. 9 мая в России – праздник сакральный. Это одно из главных событий для власти, чтобы показать мощь и силу России, разжечь волну патриотизма и показать всему миру, что можем и повторить. Очевидно, что такие вещи трогать нельзя. Как, скажем, фотографироваться голыми на фоне храмов или заявлять о своем неприятии СВО. Это элементарные нормы безопасности в современной России, и если ты настолько туп, чтобы этого не понимать – ну, будь добр, расхлебывай последствия.

Как можно было бы исправить ситуацию. Да как в случае с Ивлеевой – тупо ее не допускать. Фильтровать то, что ты несешь. А если уж ляпнул что-то лишнее, попросить интервьюера это удалить и не пускать в эфир – вполне нормальная практика.

Если же информация все же просочилась в прессу - опять же действовать, а не извиняться, не объяснять, что ты имел в виду абсолютно другое. Никто не поверит в эти байки, только еще больше хейта соберешь нелепыми оправданиями.

Как действовать? Весь день провести в храме и, стоя на коленях, молиться за здоровье ветеранов, исповедаться священнику, заручиться его поддержкой и получить публичное отпущение грехов. Приехать к памятнику Родины-матери в Волгограде и привезти тонну цветов. Свозить за свой счет ветеранов на экскурсию по Берлину. Да много чего можно придумать.

Джоан Роулинг

Еще один похожий кейс. Но тут есть нюанс. Писательница Джоан Роулинг высказалась о равноправии полов. И, в отличие от Моргенштерна, плюнула в лицо своим читателям. Что ей может помочь? И имеет ли смысл продолжать гнуть свою линию?

Этой несчастной женщине с ее консервативными взглядами я бы рекомендовал переехать в Россию. Чувствовала бы она себя здесь замечательно, была бы обласкана обществом и властью как Стивен Сигал или Жерар Депардье. Западный мир сейчас просто сошел с ума. Толерантность головного мозга. Придумали 60 разных видов полов, за шутки над геями или неграми столетней давности – всеобщий хейт и отмена. Сексуальные извращенцы пишут учебники для несовершеннолетних, учителя предлагают детям самим себе выбрать пол. Посмотрите на модельные показы, на участников последнего Евровидения. Какой образ мужчины там навязывается, да и мужчины ли это – в юбках, с тонной косметики, в каких-то маечках цветастых… Как мало в этих сопливых, гнусных образах от традиционных примеров европейской мужественности – рыцарей, пиратов, искателей приключений, защитников своего отечества…

Я немного отвлекусь – у меня есть теория на сей счет. Я считаю, что вот это вырождение европейской нации – плод пропаганды со стороны арабского мира. Такая вот ответочка за крестовые походы. Задача – максимально снизить рождаемость, опошлить и обесценить мужественность, в целом деградировать мужчин как класс и заполнить европейские города мигрантами, которые рожают по десять детей и плевать хотели на всю эту толерантность с высокой колокольни. В эту пропаганду вливаются колоссальные нефтяные деньги: снимаются соответствующие фильмы и ставятся спектакли, проводятся гей-парады, подкупаются чиновники и лидеры общественного мнения, формируется мода, на сцену выводятся музыканты нетрадиционной ориентации, которые становятся кумирами молодежи и так далее.

Все это приведет к тому, что через десять-двадцать лет приезжих физически станет больше, противостоять им будет некому и над Лондонами, Парижмами и Берлинами будут развиваться флаги шариата. Причем практически бескровно. А возвращаясь к Роулинг – ну у нее два варианта. Первый - принять текущую европейскую ментальность, покаяться, больше никогда не афишировать свои истинные взгляды. В идеале, заявить, что Гарри Поттер на самом деле скрытый гей, а Гермиона – небинарная личность, к которой нужно обращаться исключительно «они». Второй путь – ну я не шутил про Россию на самом деле. Ее здесь любят. Почему бы и нет.

Как отличить дилетанта от профи

На меня пару лет назад напал “разоблачитель”. Я его задел в комментариях (ударил по ЭГО). Он решил мне так отомстить. Наснимал глупостей, которые легко опровергнуть. Я сначала хотел оправдываться. Но затем решил тупо игнорировать. Вроде сработало. Но вопрос не в этом. Как мне понять кто меня атакует, дилетант или профи? И как защищаться от атаки профи и от атаки дилетанта?

Дилетант особо никакой угрозы из себя не представляет. Ну что он сделает? Разместит негативный комментарий на каком-нибудь из сайтов с отзывами или вот снимет какие-нибудь глупости, которые посмотрят три калеки. На это даже можно не реагировать.

Профессиональная атака – это нечто совсем другое. Вот вы просыпаетесь утром от того, что у вас разрывается телефон. Вам звонят друзья, родственники, коллеги по работе, они все в шоке, даже в ужасе. Не понимают, что происходит! Журналисты еще начинают звонить с просьбой прокомментировать ситуацию. Включите вы телевизор – там негатив про вас, сядете в машину и включите радио – то же самое. Зайдете в интернет – и там уже разоблачения во всех новостях, телеграм-каналах и в топе всех рейтингов.

Черный PR – это всегда массированная атака, от которой не спрятаться и не скрыться. И будьте уверены, этот негатив дойдет (или ему помогут дойти) до всех ваших партнеров и ключевых клиентов, чтоб с вами никто больше не имел дел. Чтобы вы стали максимально токсичным. Иногда к атаке подключают известных общественных деятелей, чтобы они своими едкими комментариями утопили вас еще глубже.

Прибегают к тому, чтобы депутаты направили запросы в правоохранительные органы и разобрались с вами уже на уроне закона: посмотрите, мол, какой творится беспредел прямо на ваших глазах! То есть, помимо негативной волны в СМИ, к вам в компанию могут нагрянуть с обысками и проверками. Изъять документы, технику, парализовать работу офиса.

Как защититься от атаки профессиональных пиарщиков? Самое простое – вообще не доводить дело до подобной атаки. Вести себя порядочно, не кидать людей, соблюдать договоренности. Если возник какой-то конфликт, особенно с серьезным, влиятельным человеком – загасить его в зародыше, мирно решить вопрос. Не допускать ситуаций, чтобы кто-то затаил на вас сильную обиду.

Поймите: никто просто так атаковать вас не станет без серьезной причины – это слишком дорогое удовольствие и прибегают к нему лишь в исключительных случаях. Когда есть угроза потери бизнеса, когда тебя кинули на очень большую сумму денег, когда бывший супруг хочет отнять у тебя детей и так далее.

Как еще можно подстраховаться:

1. Необходимо понимать болевые точки своей компании, по которым могут ударить конкуренты, и заранее предусмотреть методы защиты. Всегда иметь под рукой надежного пиарщика и юриста – в случае информационной атаки их лучше использовать в одной связке.

2. Совместно со службой безопасности проанализировать биографию ключевых сотрудников, их увлечения, частную жизнь. Могут ли они быть подвержены атаке за некие деяния в прошлом или настоящем или же устроить внутреннюю диверсию в счет списания их долгов? Может, кто-то накопил слишком много кредитов? Регулярно проявляет нелояльность к руководству? Увлекается азартными играми? Все это поводы задуматься.

3. Анализировать деятельность своих конкурентов. Чем они дышат, какие связи имеют, где их слабые места. Сможете ли вы атаковать их здесь и сейчас в случае необходимости? Тоже самое касается важных, серьезных людей, с которыми вы в силу каких-то причин испортили отношения. Бывших сотрудников, с которыми вы плохо расстались. Взрослые люди не прощают обид, помните об этом.

4. Анализировать бизнес-среду вокруг вашего бизнеса на предмет появления новых опасных игроков на рынке. Отслеживать принятие законов, которые могут повлиять на вашу отрасль (атака может идти и через них тоже, если конкурент, например, пролоббирует какой-то выгодный для себя, но абсолютно невыгодный для вас законопроект).

5. Иметь связи в журналистской среде, крупных пабликах в телеграмм-каналах. Если на вас готовится атака, вас должны своевременно об этом предупредить.

6. Хорошо бы наладить контакты с иностранными журналистами, особенно из тех стран, с кем у России сложились дружественные отношения: Китай, Иран, Арабские Эмираты итп. Мнение иностранцев всегда традиционно очень авторитетно для многих чиновников и влиятельных людей из России. Если вывести проблему вашего бизнеса на международный уровень – это может остудить многие горящие головы. Подружитесь с дипломатами – еще лучше

7. Все знают про важность связей среди чиновников в вашей сфере бизнеса. Но в случае атаки мало кто вступится за вас, побоявшись замазаться в неприятном деле, и навлечь на себя гнев вышестоящего начальства. Поэтому в идеале «подружиться» со звездами шоу-бизнеса: актерами, певцами, театральной богемой, именитыми спортсменами. Их слова в вашу поддержку будут иметь вес в медиа-поле, и это будет безопасно для их карьеры. 8.Важно всегда иметь финансовую подушку безопасности. Желательно наличными. Вы всегда должны располагать свободными средствами, чтобы отбить нападение.

Месть и пиар

Девяностые годы закончились. Бандиты и стрелки уже не в моде (посадят). Бизнесмены нашли выход - в качестве жеста мести они используют черный пиар. Нанимают разоблачителей, например. Мне кажется, что это плохая стратегия. Какие тут последствия для кошелька?

Как мы уже говорили выше, разоблачители – это не черный пиар. Это так, мелочи жизни. Собака лает – караван идет. А вот массированная атака, когда по тебе палят из всех орудий – это да, уже не шуточки. Плохая ли это стратегия – вопрос спорный.

Я всегда говорю, что черный пиар – это такое оружие судного дня, последний и единственный способ решить проблему, когда это невозможно по каким-то причинам сделать в легальном поле. Особенно это характерно для провинциальных городов. Во многих из них есть такие небожители, которые коррумпировали все правоохранительные органы, везде имеют друзей и творят абсолютный беспредел, будучи уверенными, что выйдут сухими из воды. Они считают , что в праве забрать себе любой понравившийся бизнес, кидать людей, насиловать женщин и что угодно еще. Судиться с ними – бесполезно, договариваться тоже.

И что остается? Только прибегнуть к пиару, вывести проблему на федеральный уровень и раздуть такой скандал, чтобы вышестоящие лица обратили внимание на проблему и навели наконец-то порядок.

Я часто езжу по России с лекциями и мастер-классами как спикер. Выступаю на бизнес-конференциях или консультирую частные компании. Так вот, я поражен, сколько на самом деле в нашей стране существует несправедливости и сколько много таких вот царьков, возомнивших о себе Бог знает что. Да, подобные услуги стоят дорого, от трех миллионов рублей и доступны не каждому. Но лично мне в карман идет не такая уж большая сумма, потому что и расходов в этой деятельности хватает.

Антикризисный пиар

У меня есть агентство недвижимости, 43 офиса, 700+ сотрудников. Недавно у нас был конфликт с блогером Ярдреем. Его нанял наш бывший клиент. Клиенту подбирали квартиру.

Затем он соскочил, отказался платить комиссию. Наши франчайзи подали на него в суд. Затем клиент обратился за защитой к юристу-блогеру. Блогеры зашли в офис одного из агентств. Началась драка.

Наши агенты де-факто вели себя не очень хорошо (мягко говоря). Но де-юре правда была на их стороне.

Мы как владельцы франшизы действовали уже по ситуации. Играли с плохими картами. Вроде бы сыграли на ничью - извинились перед всеми, компенсировали ущерб, разорвали отношения с агентом.

Но может быть можно было сыграть на победу? Или сам факт победы не имеет смысла с точки зрения пиара?

В данном случае лучшая победа – это несостоявшийся поединок. Всегда важно просчитывать последствия своих действий. А что, если под видом таких вот агентов к вам бы зашли черные пиарщики? – представляете как они могли дискредитировать вашу организацию, имея доступ к вашей внутренней кухне и действуя от вашего имени?

Ну или бы запись драки всплыла в крупных телеграм-каналах с миллионом и более подписчиков и оттуда обязательно перекочевала бы в СМИ? Или драка была бы спровоцирована целенаправленно, а потом пострадавшие заявили бы полицию, что им нанесены тяжкие телесные? Подстроить такое не сложно. И вот вам, пожалуйста, ворох абсолютно ненужных проблем.

Поэтому я всегда за то, чтобы при любых обстоятельствах договариваться с клиентом мирно. Изначально не допускать, чтобы он чувствовал себя обиженным. Вы никогда не знаете заранее, с кем придется столкнуться и кто за этим человеком стоит. Может, он выглядит как беззащитный увалень, а что, если у него при этом могущественный брат; мамочка, преисполненная родительской любви, которая дружит с депутатами или начальником полиции? Да мало ли что.

То, что извинились, компенсировали и разорвали отношения с агентом – это хорошо. То, что такая ситуация возникла в принципе – плохо.

А насчет победы… Ну опять же, можно было бы «поиграть» с тяжкими телесными, которые возникли уже у вашего агента в результате драки. У вас бы появился аргумент в споре – или не платим компенсацию, или идем и пишем заявление, тем более правда с точки зрения закона была за вами.

Спровоцировать конкурирующую сторону на угрозы убийством, все зафиксировать на видео. Это тоже статья. Если агент заранее знал о приходе клиента, можно было бы подготовиться - нанять актрису, которая изобразила из себя беременную сотрудницу и «сыграть» так, что в момент конфликта ее якобы толкнули. Выставить ваших недругов подонками, все опять же зафиксировать на камеру или обычный телефон.

Вирусный пиар

Как абсолютно любой человек может попасть в топовые СМИ и стать героем новостей (без бюджета). Можно пару примеров? Желательно без пошлостей и расчлененки.

Тут главное создать прикольный инфоповод, который вообще никто не будет воспринимать как рекламу. Ну, например, обратилась ко мне как-то победительница конкурса красоты Мисс-Евразия-2019 Анна Костенко. Девушка выиграла престижное соревнование, да вот беда – об этой истории почти никто и не написал. Анна была очень огорчена: как же так, я старалась, столько сил потратила, а в результате тишина!

Мы с командой придумали для нее следующую легенду: якобы кто-то украл у Анны корону, и она обещает выйти замуж за героя, который ее найдет. СМИ очень заинтересовала эта романтическая история! Вышло более десятка публикаций.

В результате девушка значительно повысила свою медийность, на нее обратили внимание серьезные спонсоры. В скором времени Анна переехала в Штаты и раза в четыре увеличила свой доход, практически стала миллионершей.

Или вот вам еще история. Пиарили мы как-то один алкобар в Ногинске. Там придумали такую историю: якобы в этом баре проходила вечеринка карликов. И вот один бесцеремонный прохожий (наш актер) решил над карликами поглумиться и запечатлеть на телефон их веселье. Разумеется, карликам это не понравилось, они набросились на прохожего, хорошенечко его отпинали и восстановили справедливость. Все это «случайно» попало на камеры. До сих пор помню заголовки газет: «В Ногинские пьяные карлики избили случайного прохожего». Разумеется, этот бар вошел в историю и вообще стал меккой для всех карликов. Да и не только для них, надо сказать. Денег заработали столько, что глаза устали считать. Теперь это целая сеть заведений.

Также с помощью вирусного пиара можно создавать уникальные продукты, которых нет нигде в мире. Например, для одной компании мы придумали идею – зубная паста со вкусом алкоголя. Ребята запустили ее в производство и где-то месяцев за 7-8 заработали двести миллионов рублей. Про них журнал «Forbes» написал и целый ряд других крупных изданий. То есть, компания очень круто прокачала свою медийность, завоевала новую долю рынка и значительно увеличила доходы.

А как-то я подговорил одну бизнес-вумен запустить туалетную бумагу с логотипами западных компаний, которые покинули нашу страну из-за начала СВО. Это тоже был огромный успех – за считанные недели всю партию разобрали, и там речь тоже шла о миллионных прибылях. И в любой нише можно такое сделать, чем бы компания не занималась. Кстати, могу назвать себя родоначальником этой темы в пиаре, потому что до меня созданием уникальных продуктов, в которые изначально заложен хайп, в целом раньше никто не занимался.

Вообще, в пиаре помимо непосредственно славы, хайпа известности, очень важен материальный результат – новые клиенты, увеличение прибыли. На этом мы обычно и выстраиваем стратегию. Но лучше вирус сочетать с пиаром классическим. Потому что вирусный пиар – это про мгновенную славу и ВАУ-эффект, а классика – это уже работа вдолгую, минимум на полгода. Это про раскрытие экспертности, повышение узнаваемости, работа над созданием правильной репутации для потенциальных клиентов и партнёров.

Здесь мы подключаем все возможные ресурсы (ТВ, СМИ, радио, блогеров, выступление клиента в качестве спикера на тематических мероприятиях и многое другое), чтобы компания либо стала лидером всего рынка, либо вошла в число топов. Каждую неделю у компании три-четыре медиа-активности, она просто заполняет собой все. И здесь рост доходов просто неизбежен: когда ты лидер рынка – все хотят с тобой работать, все хотят у тебя покупать.

Как мотивировать порталы недвижимости и застройщиков

Мы с коллегой Смирновым хотим пролоббировать наши интересы в больших корпорациях. Нам не нравится, что порталы недвижимости до сих пор используют телефоны вместо кнопки “Записаться на показ”. Еще нам не нравится, что застройщики платят комиссионные не тому, кто довел клиента до сделки, а тому, что первый внес его в базу. Как нам это сделать при помощи пиара?

Тут вариантов несколько:

1. Организовать пресс-конференцию, пригласить туда представителей больших корпораций, журналистов и разъяснить собравшимся, почему ваши предложения выгодны для всех участников рынка.

2. Сделать яркую и понятную презентацию, где опять же расписать все плюшки нового поведения. С помощью курьерской службы доставить эти презентации нужным участникам рынка.

3. Нанять массовку, которая под видом потенциальных клиентов устроит обзвон застройщиков и будет жаловаться «почему вы используете телефоны вместо кнопки “Записаться на показ”», это же так неудобно! Они же пусть еще оставляют соответствующие комментарии на сайтах с отзывами, в социальных сетях застройщиков.

4. Взять каких-то известных людей: звезд, общественных деятелей и выпустить интервью с ними в крупных СМИ. Там они пожалуются, что недавно покупали квартиру и столкнулись с теми проблемами, что вы описываете. Неудобно, что нет этой кнопки. Или что их сделку вел прекрасный человек дядя Ваня, такой добрый и отзывчивый товарищ и так нам помог, а потом, оказывается, ему за это вообще ничего не заплатили. А у него жена и трое маленьких детей. Где справедливость?

5. Организовать профсоюз агентов (ну или риэлторов – не знаю, как правильно их назвать) и отстаивать их права. Привлечь СМИ, радио, телеграм-каналы, в общем все возможные ресурсы и трубить о несправедливости, с которой сталкиваются эти люди. Попросить блогера-миллионника, который специализируется на журналистских расследованиях, снять документальный остросоциальный фильм об этих людях. После информационной волны привлечь юристов, попробовать пролоббировать какой-то закон, защищающий их права.

6. Провести вирусную акцию. Собрать этих агентов, недополучающих комиссии, разбавить их массовкой и устроить лежачую забастовку у стен офиса самой крупной компании-застройщика. Чтоб у входа там 200-300 человек лежало штабелями друг на друге. Позвать журналистов, самим записать видео и распространить по телегам, ВК-сообществам и другим медиа. Что вот люди решились на жест отчаянья, требуют справедливости! Разумеется, не от вашего имени это делать, а это типа агенты сами внутри себя самоорганизовались.

7. А что, если вам открыть новый бизнес и самому стать застройщиком? Если ваши идеи верны, то, вероятно, ваш проект ждет успех, и другие игроки на рынке просто будут вынуждены следовать вашему примеру. Да и денег еще больше заработаете. Таким образом, пиар – это и про нестандартное решение проблем тоже.

Борьба с активистами

Допустим, я - застройщик. Как бороться в публичном пространстве с эко-активистами или местными жителями, если они протестуют против строительства ТЦ на месте парка. И наоборот – что могут сделать активисты, чтобы защитить свои интересы перед строительной компанией.

Что можно сделать с активистами:

- Провести общественные слушания о строительстве ТЦ с участием ваших людей. Добиться положительного решения горожан на строительство.

- «Подсадная утка». Ваш человек арендует квартиру в районе, где планируется строительство ТЦ. Войдет в доверие к местным жителям и возглавит протест, который потом благополучно сольет. Как вариант – подкупить текущих лидеров протеста. Многим станет плевать на парк, как только они увидят перед собой финансовую «котлету».

- Ваши люди будут выходить с одиночными пикетами к месту строительства ТЦ и светить там плакаты провокационного характера, чтобы скомпрометировать протест. Ну, например: «Нет автомобилям! Нет сотовой связи! Нет ТЦ на месте парка». Общественность решит, что это полные маргиналы и отвернется от них.

- Можно пойти по чуть более жесткому пути. Например, инсценировать нападение активистов на дочку, жену или маму застройщика. Никто таких «отморозков» поддерживать не захочет.

- Все активисты обычно собирают донаты на свою деятельность. Я уже чуть выше говорил про вариант с нерадивым блогером – закинуть туда денег из недружественной страны, выставить всех активистов инагентами и врагами России, которые раскачивают лодку. Одновременно с этим очень важно вести кампанию в СМИ о важности и пользе нового ТЦ. Что он даст новые рабочие места; все необходимые товары – в пешей доступности итп. Подключить к этой истории цитируемых экспертов. По экологии, транспорту, строительству. Возможно, чиновников, известных музыкантов и актеров. Провести PR-акции, направленные на формирование положительного имиджа ТЦ. Например: вместо каждого срубленного деревца для его строительства пообещать посадить два новых, просто чуть подальше. Активистам с застройщиком будет бороться сложнее. Хотя бы потому, что у них нет таких ресурсов и связей.

Кроме того, разнородной публике не всегда бывает просто договориться друг с другом и разработать общий план действий. И там вряд ли найдутся пиарщики, которые общаются с журналистами и умеют грамотно распространять информацию в СМИ. Поэтому круг их действий весьма сильно ограничен.

Тем не менее, кое-что могут сделать и они. Прежде всего потому, что изначально общественное мнение будет на их стороне – нигде в мире не любят бизнес-корпорации, а болеют за слабых и угнетенных. Активисты могут сделать в парке аллею героев СВО. Повесить их портреты на деревьях, какую-то информацию о них. Или «собрать доказательства» и заявить, что в этом парке проходили бои времен Второй Мировой и там покоятся останки советских солдат.

Конечно, застройщика это вряд ли остановит, но представьте, что будет с его репутацией, когда он приедет со своими ковшами сносить аллею героев СВО или место, где покоятся герои войны? Его как минимум смешают с грязью, особенно, если активисты сумеют донести информацию об этом беспределе журналистам, депутатам и общественным деятелям.

Есть очень большая вероятность, что власти надавят на компанию и вынудят ее перенести строительство, потому что такой общественный резонанс и скандал вообще никому не нужен. А если таких акций будет не одна, а три или пять?

Тут и сам застройщик может дать заднюю, потому что с испорченной репутацией ему будет весьма сложно выигрывать тендеры, договариваться с партнерами и государством и лучше потерять какие-то деньги здесь и сейчас, чем все эти долгоиграющие негативные последствия, которые могут выйти значительно дороже.

Александр, спасибо большое за очень ценную информацию!

Больше полезных материалов о черном и белом пиаре в соцсетях Александра и на сайте.

Заодно подписывайтесь на самый нескучный Телеграм-канал про инвестиции «На пенсию в 35 лет» https://t.me/pensiya35

7
5 комментариев

Про Роулинг давно друзьям говорю, что к нам ей надо )

2
Ответить

Мне понравилось

1
Ответить

А мне нет. Как будто говна сожрал

Ответить

Какой же мусор написан. Вам к Соловьеву надо идти на программу, там ваше место.

Ответить

Простите, вы кто? Пиарщик? Если да, предложите ваши примеры выхода из таких ситуаций.

Если нет, проходите мимо. Это статья для профи.

Ответить