Маркетинг
iD EAST
4631

Как запустить интернет-магазин в фарме за пять месяцев и получить миллион пользователей

Рассказывает руководитель отдела управления проектами iD EAST Балабанов Евгений.

В закладки

Привет, мы компания iD EAST. Мы создаем крупные IT-проекты для брендов вроде Сбербанка, СОГАЗ, ВТБ, «Открытия», Media Markt. Два года назад мы разработали приложение для сети Аптек «Озерки» группы компаний «Эркафарм» (Аптека «Озерки», «Доктор Столетов», superapteka.ru и другие).

На примере этого проекта мы расскажем, как фармацевтические компании могут быстро запустить мобильный канал продаж и заработать в текущих экономических условиях.

С чего все начиналось

Клиент пришел к нам с четкой задачей: запустить канал мобильных продаж для аптечной сети. На момент обращения ГК «Эркафарм» занимала вторую строчку в рейтинге крупнейших аптечных сетей, а в 2019 году годовой оборот группы компаний составил 65 млрд. Для проекта важно провести продуктовое исследование и бизнес-анализ. К сожалению, компании часто запускают продукты «по наитию» без проверки гипотез, изучения отзывов потенциальных покупателей и конкурентов.

В итоге на рынке появляется никому не нужный продукт, а компании теряют деньги и время. Хотя до запуска никто из участников этого не подозревает и продукт привлекает инвестиции. Посмотрите на тот же кейс американского стартапа Juicero, который привлек 120 млн. долларов и закрылся через 1,5 года.

Продуктовые исследования помогают заранее понять, есть ли смысл вкладывать деньги в продукт. Если да, то каким он должен быть? Как он будет приносить деньги? Как много конкурентов у нас будет? При этом, я советую поручить продуктовые исследования подрядчикам. Потому что:

  • Нужен взгляд со стороны. Подрядчик никак не связан с продуктом, поэтому у него не замылен взгляд.
  • Нужна экспертиза. Если делать своими силами, то есть риск, что исследование будет поверхностным и никакой пользы не принесет.

После анализа рынка, продукта, аудитории, нужно максимально подробно описать требования к проекту. Все участники должны понимать, как будет разрабатываться приложение: какой функционал будет на старте, какой появится позже.Если пропустить этот этап или сделать его спустя рукава, то может произойти следующее:

  • Проект выйдет без части функционала, потому что его забыли продумать на этапе анализа. Клиент поссорится с подрядчиком, так как будет считать, что тот не доделал свою работу до конца. Ведь изначальный объем функционала не задокументировали.

В группу «Эркафарм» входит несколько компаний и нужно было заранее предусмотреть, что в будущем приложение нужно будет и для «Доктора Столетова», и для «Аптеки. Первая помощь».

Решение

Нам нужно было запуститься в конце ноября — обычно в это время начинаются сезонные ОРВИ-заболевания. Мы решили, что за 3-4 месяца мы успеем снабдить приложение критично важными функциями: каталог товаров, календарь приема лекарств, программа лояльности, чат с доктором. Ниже опишу функционал, который мы добавили уже в первой версии приложения

Календарь приема лекарств

Это большой модуль, где пользователь ведет фармацевтический дневник: push-уведомления предупреждают, что пришло время принять лекарства. Это могут быть как просто уведомления, что через 20 минут нужно принять лекарства, так и дополнительная забота о клиенте: напоминания о том, что пора пообедать, если прием лекарств подразумевает прием пищи.

Аптечка

Для каждого пользователя мы реализовали «домашнюю аптечку»: любое купленное лекарство пользователь может добавить в свою подборку — либо вручную по названию, либо отсканировав штрих-код.Приложение следит за сроком годности всех лекарств и напоминает, что может испортиться в ближайшие дни.

Поиск лекарств

Люди часто не могут запомнить длинные названия и вводят их с неточностями. Чтобы решить проблему мы создали неточный поиск — с какими бы ошибками пользователь не ввел название лекарства, приложение поймет, что на самом деле он ищет.

Чат

В приложении есть чат помощи, где консультанты помогают подобрать лекарства и отвечают на вопросы пользователей. Мы также интегрировали переписанное решение от JivoSite с колл-центрами клиента. Так у нас получился single source канал для общения со всеми пользователями.

Релиз

Так как приложение крупное, мы постепенно раскатывали его по всей аудитории. Первому проценту пользователей приложение стало доступно в конце декабря. Мы починили все ошибки, приготовились к нагрузкам и 7-8 января мобильная «Аптека. Озерки» стала доступна большей части аудитории.

Хотя клиент не делал официальных релизов перед запуском, у нас сразу же появился трафик: по 500-800 уникальных пользователей в день. После релиза и акции «Покупай через мобильное приложение, за первый заказ +10% бонусов» людей стало значительно больше — в день могло прийти до 7500 уникальных пользователей.

Лучше всего запускать медицинский интернет-магазин в середине осени — в это время активируются все респираторные заболевания и лекарства нужны, как никогда. Но если учесть, что на разработку потребуется 4-6 месяцев, начинать проект стоит в середине-конце зимы.

Как защититься от фрода

После запуска у нас была ситуация, когда у клиентов воровали бонусы. Программа лояльности в приложении устроена таким образом, что баллами можно оплатить полную стоимость некоторых товаров. Этим и начали пользоваться злоумышленники — воровали чужие бонусы и бесплатно забирали лекарства.

Мы довольно быстро это заметили и выяснили, что списание происходит удаленно: у пользователей из Санкт-Петербурга почему-то списали бонусы в Москве. Стало понятно, что сам фрод происходит при сканировании карты на кассе: скорее всего мошенники предъявляют чужую карту лояльности в мобильном приложении.

После тщательного анализа всех каналов совместно с клиентом, мы выяснили, что в одной из баз не было сквозной авторизации. «Эркафарм» сразу ввели верификацию списания бонусов по СМС и провели работы по улучшению безопасности в приложении и на сайте.

Если у вас есть программы лояльности или система накопления баллов, то лучше всего будет сразу же внедрить двухфакторную авторизацию и избежать возможных проблем.

Можно ли быстро запустить медицинский интернет-магазин?

Однозначно да. Этот проект мы запустили за 6 месяцев, но можно быстрее. Если у вас нет жестких требований по нативной разработке, если вам не нужен разный дизайн под платформы, то хорошим решением будет сделать проект на Flutter. Наработки Google помогают сэкономить затраты на разработку и ускорить выход на рынок (TTM в этом случае оценивается от 1 до 6 месяцев).

Если сузить функционал приложения к одному основному бизнес-процессу — покупки лекарств, корзине и оплате, то проект можно запустить в среднем за 3-3,5 месяца. Это уже с учетом анализа бизнеса, написания ТЗ, проработки дизайна, и разработки.

Обычно весна и лето это полумертвые сезоны, когда спрос на фармацевтику падает. Но сейчас, в условиях пандемии, быстрый запуск онлайн-магазина особенно актуален — люди боятся заразиться и массового скупают лекарства. Если вы не хотите отстать от конкурентов, нужно начать действовать «уже вчера».

Чек-лист

Подытожим все, о чем говорили в статье. При запуске фармацевтического интернет-магазина нужно:

  • Провести продуктовое исследование. Без гипотез и анализа есть риск потратить деньги и время впустую, выпустив никому не нужный продукт.
  • Четко фиксировать все требования к проекту внутри команды.
  • Использовать SDK Flutter, если есть ограниченные сроки и/или хочется запуститься побыстрее.
  • Заранее подумать про безопасность: перехешировать все данные, добавить двойную аутентификацию.
  • Запускать онлайн-магазин в середине осени, когда спрос на лекарства особенно высок из-за ОРВИ. Но сейчас повышенный спрос на лекарства из-за пандемии, поэтому отладить мобильный канал продаж нужно сейчас.
  • Написать в iD EAST, потому что мы реализовали десятки medtech-проектов для крупных сетей и знаем, как работает фарма в digital.
{ "author_name": "iD EAST", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 9, "favorites": 89, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 121151, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Apr 2020 14:33:27 +0300", "is_special": false }
0
9 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

О чем кейс ? О том, что вам занесли бюджет и вы за пол года сделали такое себе приложение с уродским UI? Ну ок

Ответить
1

Боюсь, что ваши аргументы основаны на неполных данных. Притом что со своей точки зрения вы, безусловно, правы.

Ответить
1

"...мы реализовали десятки medtech-проектов для крупных сетей и знаем, как работает фарма.".

Аптечный сектор - это часть фармы. Тот же "фармацевтический рынок" складывается из нескольких компонентов, аптечные продажи формируют лишь его часть. Если вы создали приложения для "десятков крупных сетей", то утверждать, что вы "знаете как работает фарма", это "приврать" чуть больше, чем до хрена.

Специфика сертификации импортированных субстанций, патентная защита молекул и их клинические исследования, требования фармакопеи, оборот имминобиологических препаратов - это как раз про то, как "работает фарма". 

Ответить
2

Ярослав, спасибо за комментарий!
Согласны, формулировка не самая удачная, поправим. Мы скорее знаем как фарма работает в digital и в e-commerce. 

Ответить
0

Хорошо, что уделили внимание аналитике, как ключевому этапу разработки 

Ответить
0

Мега крутой кейс! Правильно сделали, что уделили внимание аналитике, т.к. это ключевой этап разработки

Ответить
0

Поддержим ребят! Подписался, жду новых кейсов

Ответить
0

Нет части про продажи и чеки, а это интересно, особенно с учётом обязательной маркировки ЛП.

Ответить
0

Покупать комментарии или писать самим-НЕ ОЧЕНЬ!)

Ответить

Прямой эфир