Маркетинг
2leads

Как пандемия и жесткая пропускная система повлияли на формирование топа App Store и Google Play

Команда агентства 2leads собрала данные о топ-10 мобильных приложений с начала 2020 года.

Команда агентства 2leads всегда внимательно изучает «трендовые» приложения и их позиции в App Store и Google Play. Мы следим за тем, что происходит в стране, как это влияет на пользователей и их заинтересованность. Поэтому решили провести исследование аналитики топ-10 позиций App Store и Google Play. Что из этого получилось — расскажем ниже.

Изменения в ТОП AppStore в период с 1.01-17.04.2020
Изменения в ТОП Google Play в период с 1.01-17.04.2020

Обычно на попадание приложений в ТОП10 влияет несколько факторов: закупка трафика через рекламные каналы; появление новых приложений, которые поддержаны ("зафичерены") редакторами Google Play и AppStore; продвижение с помощью мотивированного трафика; внешние рекламные активности, связанные с брендом продукта (например, реклама на ТВ); а также события, происходящие в стране и мире.

Игорь Слинкин
Коммерческий директор 2LEADS

Основу ТОПа, чаще всего, составляют несколько категорий: «мессенджеры и социальные сети», «гиперказуальные игры», которые ежемесячно делят первенство между собой, заменяя друг друга, фото и видеосервисы (YouTube, TikTok, фоторедакторы), а также «сервисы для жизни» (здесь постоянно «засвечиваются» мобильные банки, такси-сервисы, а также онлайн-магазины).

Ничего не предвещало беды в этом году: приложения активно развивались, тренды их появления в ТОПе не менялись. Однако, в марте и апреле ситуация кардинально преобразилась. Эпидемия COVID19 повлияла на изменение паттернов поведения людей не только в России, но и во всем мире. Люди стали меньше передвигаться, многие офлайновые активности резко перешли в онлайн.

По данным Mobility Trend Reports, Apple, 2020.

Исходя из данных Mobility Trend Reports, выпущенных компанией Apple, в России люди на 40% уменьшили передвижение на транспорте, а также на 53% снизилась пешая активность.

Яндекс же наглядно показал, как поменялись поисковые запросы пользователей в России из-за введенного режима самоизоляции. Так, мы видим, рост интереса к инструментам для удаленной работы и развлечений «Zoom», «Steam».

Полностью с исследованием можно ознакомиться по ссылке: 

https://yandex.ru/company/researches/2020/life-in-isolation

Как же поменялись потребности пользователей?

За неделю до официальных каникул многие компании уже перешли на удаленную работу, а учебные заведения ввели дистанционное обучение, что безусловно сказалось на популярности сервисов, с помощью которых возможно общаться онлайн. Огромный всплеск в этот период получил Zoom (в том числе и его десктопная версия, как мы видим по росту поисковых запросов в исследовании компании «Яндекс»). Сервис оброс немалым количеством сплетен, скандалов и интриг, однако, стабильно вошел в первую десятку, начиная с середины марта. Вновь вспомнили про Skype, который постепенно все бизнесы начали забывать. Сюда же, в ТОП10, зашел и Discord, не получивший такого «хайпа», как Zoom, но являющийся неплохой альтернативой для создания видеоконференций (ранее был популярен в геймерской среде). Люди вновь обратили внимание на деловые переписки, ведь многие вопросы необходимо фиксировать теперь в электронной почте. Именно этим объясняется появление в ТОПе «Почты от Mail.Ru», которая предоставляет возможность поддержи корпоративной почты на собственных доменах компаний.

При этом, у россиян появилось больше свободного времени для общения, онлайн-развлечений и социальных сетей. Увеличилось количество скачиваний TikTok, Telegram, Instagram, и даже Gradient – вирусного приложения, занявшего первое место по скачиваниям 23 марта среди пользователей iOS и Android. (Gradient – мобильное приложение, редактор портретов и селфи, позволяющее проанализировать фотографию и определить этническую принадлежность пользователя).

Нельзя не отметить, что в первые недели карантина вновь приобрели популярность сервисы, осуществляющие доставку еды и продуктов домой. Приложения «Яндекс.Еда», «Delivery Club» практически не покидали десятку лидеров в первую неделю официально объявленного режима самоизоляции (30 марта – 5 апреля).Однако, режим самоизоляции продлили, а значит, стоит позаботиться не только товарами первой необходимости: начиная с апреля мы видим рост популярности и увеличение позиций в ТОПах AppStore и Google Play онлайн-магазинов Wildberries и OZON. Лидирующую позицию в «десятке» они сохраняют и по сей день.

А теперь посмотрим, как изменилась ситуация 15 апреля, в день ввода пропускного режима в Москве и Подмосковье. На верхушке пьедестала оказалось приложение, разработанное Минкомсвязи России, для выдачи пропусков жителям Московский области. «Госуслуги СТОП Коронавирус» «позволяет выбрать подходящий для вас статус и заполнить анкеты для получения мобильного пропуска на выход из дома в период самоизоляции в формате QR – кода» (из официального описания карточки мобильного приложения в GooglePlay). Москвичи для получения пропуска могут отправить SMS на номер 7377, воспользоваться порталом mos.ru или сервисом «Цифровой пропуск» в мобильном приложении «Моя Москва», которое также вошло в ТОП, но не попало на стабильные места в десятке лидеров.

Пропускной режим в Москве продлили до 1 мая. Стоит отметить, что более взрослое поколение адаптировалось под современные реалии, и использует приложение не только для получения пропуска, но и для оплаты коммунальных услуг и штрафов, записи на прием в медицинское учреждение и получения консультаций

В первый день запуска сервиса разработчики столкнулись с рядом проблем: хакерские атаки, выявление недоработок, «падение» сервиса из-за огромного количества запросов. Работу восстановили, дыры подлатали, но «хейт» остался. Рейтинг у приложения «Госуслуги СТОП Коронавирус» на данный момент 1.3, а среди комментариев практически нет положительных оценок. Но, несмотря на море негативных оценок и хейта, количество скачиваний приложения позволило ему стать лидером чарта в союзе с приложением «Госуслуги» и «Моя Москва». Так или иначе, все это оставило свой след на формировании ТОПа Google Play и AppStore.

Как долго сохранится подобная динамика в формировании позиций в ТОПах AppStore и Google Play? Ответ на этот вопрос очевиден: окончание режима самоизоляции и пандемии COVID19 наверняка вернет тенденции в свое русло. Однако, тренды в формировании лидирующих продуктов, возможно, поменяются. Ведь многие считают, что мир теперь не будет прежним. И многое изменится. А как думаете вы?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Inna Suvorova

Спасибо, интересное исследование

Ответить
Развернуть ветку
Roman Trifonov

На видео сложно отслеживать движение позиций, потому что фактически это не движение, а слайдшоу. Из-за этого тебе нужно самому рассчитывать, кто куда поднялся, а кто куда опустился. Учитесь у этого парня:
https://www.youtube.com/watch?v=2Uj1A9AguFs

Ответить
Развернуть ветку
2leads
Автор

Спасибо за мнение! Есть еще, над чем поработать :) 

Ответить
Развернуть ветку
John Nobody

Этот топ из какой страны? Тилиграм за границей нафиг никому не интересен.

Ответить
Развернуть ветку
Andreas Blokh

Хм 40 миллионов пользователей ежемесячно из Ирана это "Тилиграм не нужон"?

Ответить
Развернуть ветку
2leads
Автор

Это данные по России. 
Если говорить про Telegram, то в ряде стран он пользуется такой же популярностью, хоть и не попадает в "десятку" лидеров. Для примера - ОАЭ, Италия, где на сегодняшний день он находится в ТОП15 AppStore.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 6 комментариев
null