Артем Темиров: стремительное развитие интернет магазина как антикризисная стратегия

Мы провели прямой эфир с Артемом Темировым, сооснователем проекта Кооператив Черный, в рамках курса Stream Coffee “Кризис — эволюция рынка”. Артем поделился с нами опытом быстрой трансформации бизнес-модели в стремительно изменяющейся экономической реальности.

Эволюционируй или умри

“Вообще, мы планировали на 2020 год потихоньку развивать интернет-магазин, отработать его за этот год” — говорит Артем. Но как мы знаем — рынок распорядился так, что не оставил ребятам опций развивать онлайн-направление плавно.Кооператив Черный — успешный кейс единичного проекта, который динамично реагирует на ежедневные изменения ситуации на рынке.Еще в начале марта ребята начали отмечать падение выручек — все больше гостей стало оставаться дома, следуя рекомендациям.Тогда Кооператив и впервые задумался об антикризисной стратегии.Провели собрание 10-ого марта и разработали план действий — двухнедельный “спринт” по разработке новых продуктов: различные форматы подписок; депозитные карты для гостей, которые планируют вернуться в кофейню после карантина; интернет-магазин, где можно заказать зерно с доставкой до двери. Однако COVID-19 и мэр Москвы решили за ребят, что у них нет и двух недель, и бежать нужно еще быстрее.

“Мы с моей коллегой, Румией, буквально за два дня быстро сделали основу сайта для интернет магазина, работали в режиме аврала.Я подобрал нужные шаблоны на Tilda, и покрутил их так, чтобы это выглядело так, будто кто-то работал над дизайном, а не собрал из конструктора за одну ночь. А Румия потом прикрутила кнопки с онлайн-оплатой, сделала интеграцию” — говорит Артем.

Несмотря на то, что работа над интернет-магазином началась сразу, ребята все же верили, что кофейня целиком не закроется, в каком-то виде продолжит функционировать:

“Мы пробовали работать навынос, через окно, которое сделали буквально за один день. Эта история была популярна несколько дней, но после того, как в Москве объявили режим самоизоляции, Лялин переулок опустел и продолжать не было смысла.Даже если бы мы оставили окно открытым, то в любом случае один человек всегда отвечать за эту работу, а т.к. ребята работали бы посменно — это уже два человека, полностью выключенных из процессов работы интернет-магазина. Это бы просто было невыгодно”.

Как итог: на данный момент Кооператив Черный работает исключительно как интернет-магазин. Задействованы все члены команды — кто-то работает на обработке заказов, кто-то комплекует, кто-то работает на доставке и/или помогает Артему в обжарочном цеху.

Интернет-магазин — сложности и специфика работы

“Как обычно происходит прием заявок на сайте, собранном на Tilda? Все падает в специальную форму, оттуда все выгружается в Google-табличку. Это реально обрабатывать вот так вручную, когда у тебя 5–10 заказов в день, но если их больше — требуется автоматизация.В первые дни у нас было по 80–90 заказов, мы еле успевали их обрабатывать, еще и абсолютно новая для всех работа, неотлаженные процессы… После пика первых дней количество заказов выровнялось до 40–60” — говорит Артем.

Когда команда сталкивается с такими стремительными изменениями, в новом режиме работы ошибки неизбежны:

‘За первую неделю работы мы потеряли 17 заказов… Семнадцать! Это катастрофа. И когда у тебя нет автоматизированной системы обработки заказов, намного больше времени нужно, чтобы понять, на каком этапе была допущена ошибка”

Но Артем уверен, что по мере большей автоматизации процесса, ошибки будут сведены к минимуму, заказы будут обрабатываться все быстрее и это будет способствовать постоянному росту оборота интернет-магазина.

Однако, процесс автоматизации — долгий и сложный, особенно если это совсем в новинку и в команде нет профильных специалистов в этой области:

“Сейчас мы занимаемся подключением автоматической подписки на электронную рассылку, потому что сейчас, на каждую из 40–60 заявок в день, письмо “Ваш заказ принят и скоро будет передан в службу доставки” отправляет не программа, а реальный человек! Это занимает много времени. Так же мы сейчас думаем подключить систему, с помощью которой мы сможем отслеживать складские остатки в режиме реального времени”.

Насколько взлетели продажи онлайн-направления? Оправдывает ли себя полная перестройка бизнес-модели с кофейни на онлайн-магазин? Артем поделился с нами цифрами по работе интернет-магазина на данный момент:

  • Количество подписок на кофе увеличилось в 4 раза(500 подписчиков на момент прямого эфира, 10/04)
  • 90% заказов интернет магазина и подписок на кофе — это Москва.
  • 2 000 000–2 500 000 руб — прогнозируемая выручка при нынешнем темпе продаж
  • 20% — минимум прогнозируемого роста оборота интернет-магазина

Пост-пандемическое будущее: чего ждать?

  • Откроются не все“Это уже 100%, я знаю ребят, которые уже окончательно закрылись и продают оборудование, кто-то пытается продать бизнес” — говорит Артем.
  • Качество кофе снизится (но не Кооперативе)“Из-за изменения курса валюты многие станут покупать более дешевый кофе. Раньше для оптового направления, базовое зерно для эспрессо мы закупали за 11–13 долларов за кг. При нынешнем курсе многие кофейни не смогут себе такого позволить, качество напитка в среднем снизится.Для себя мы продолжим закупать тот самый кофе за 11–13 долларов, жертвуя маржинальностью, потому что цены повышать мы не будем, т.к. очевидно, что покупательская способность снизится”
  • Спрос изменится“Первые полгода нам не стоит ожидать того спроса, что был раньше. И сложно предугадать поведение гостя сразу после карантина. Первый месяц в любом случае будет отнюдь не повседневным ходом вещей в новой реальности. Повседневный ход вещей мы увидим как минимум через 3–4 месяца работы”
  • Сегмент дешевого кофе to go сократится“Я не знаю, что будет с ребятами, которые продавали кофе за 60 руб. Их бизнес-модель строится на очень большом потоке, который покрывает низкую маржинальность.Они еще сильнее, чем мы зависят от курса доллара. Та цена — 60 руб за чашку устанавливалась ими в реальности, где курс не превышал 65 руб. Второй фактор, от которого сильно зависит такая модель — это поток гостей. Мне кажется, что после карантина люди какое-то время уж точно вряд ли будут готовы стоять в плотной очереди в переходе, ожидая свой напиток”
  • А сегмент спешалти — останется и укрепит позициина рынке“А кофейни нашего формата должны остаться на рынке.Гости вернутся, да, их покупательская способность будет ниже, но их потребности в целом не изменятся.Люди все так же будут приходить в кофейню, чтобы пить вкусный кофе, чувствовать себя комфортно и безопасно”

P.S. На следующий день после эфира нас ждала отличная новость, что зерно Кооператива теперь появится на полках сети магазинов Вкусвилл.Вкусный кофе теперь будет еще доступнее!

Артем Темиров — один из спикеров в рамках курса “Кризис — эволюция кофейного рынка”.Этот курс — лучшее, что мы можем дать индустрии здесь и сейчас

Курс создан при поддержке THE COFFEE SOLDIERS , ALPRO , DA VINCI, RAVFRUIT, COCAR

77 показов
8282 открытия
Начать дискуссию