Почему Калининград смог? Или история о том, как из любой территории сделать бренд, привлечь аудиторию и деньги

Города России по мнению Midjourney. Из vk.com/trankyz <br />
Города России по мнению Midjourney. Из vk.com/trankyz 

Назовите в голове несколько городов России. Даже если на первом месте окажется ваш город, то список продолжит Калининград, Казань, Сочи… и эти города ничем бы не выделялись, если бы однажды жители этих мест, бизнесмены и представители власти не начали их продвигать.

Бренд территории

Бренд территории - это комплексный продукт, который помимо логотипа и узнаваемого визуала, в первую очередь создает почву для развития инфраструктуры города или района, роста малого и среднего бизнеса, формирования "местных легенд".

Кажется, что этот термин о чем-то большом и исключительно про туризм, но на деле — это история про любую локацию, где живут люди. Бренд можно создать для огромного города, и для поселка на 10 человек. Если у места есть ценность и потребность заявить о себе — бренд территории закроет этот вопрос.

Казань и Калининград

Эти города — удачные примеры, чтобы понять, как бренд территории работает в интересах каждого жителя.

Стратегия бренда Калининграда строится вокруг понятия "городской туризм", включающее - от истории до санаторно-курортного лечения.

Местные предприниматели позаботились о том, чтобы Калининград стал местом комфортного отдыха любой категории - от туристов до местных жителей.

Такое позиционирование позволило привлечь помимо новых туристов еще и дополнительные инвестиции — турпоток относительно прошлого года вырос на 10%.

Сейчас во время возросшей силы коммуникации, бренд территории перестает быть только маркетинговым понятием или туристическим.

Бренд территории — универсальный управленческий инструмент.

Это инструмент развития местности, района, города, области и страны.

С его помощью можно решать ряд управленческих задач, которые выходят далеко за пределы туристической привлекательности.

  • Процент оттока молодого населения
  • Инвестиционная привлекательность (как частого капитала, так и государственного)
  • Рост предпринимательства
  • Увеличение экспорта местных производителей
  • Развитие отраслей экономики
  • Приток туристов

В комплексе все это влияет на доходность региона в целом, конкурентоспособность, уровень удовлетворенности жизнью в регионе.

Развитие бренда Казани, как спортивной столицы России, началось с подготовки к Всемирной летней Универсиады 2013 г. С того времени показатели ВРП (валового регионального продукта) и доля развития малого и среднего бизнеса стабильно росли. Сейчас в Казани 42% валового территориального продукта приходится на малый и средний бизнес.

Кстати, Казань поставила новый рекорд по количеству туристов. В 2023 году город посетило свыше 4 миллионов, это на 12% выше уровня 2022 года.

Так как же развивать бренд территории?

Саймон Анхольт первый заговорил про «брендинг мест». Он разработал концепцию конкурентной идентичности и для наглядности подкрепил ее графической моделью — шестиугольник с главными элементами современного бренда территории:

  • туризм;
  • люди;
  • культура и наследие;
  • экспортные бренды;
  • бизнес и инвестиции;
  • внутренняя и внешняя политика
Почему Калининград смог? Или история о том, как из любой территории сделать бренд, привлечь аудиторию и деньги

Но просто сказать, что: «у нас все классно» не получится. Все 6 компонентов должны регулярно взаимодействовать между собой, обеспечивая надежную инфраструктуру для реализации БТ.

Власть, бизнес, образование формируют фундамент для развития успешного бренда территории

У меня был отличный опыт по работе с Карелией, через который можно проиллюстрировать тезис выше.

2024 год объявлен в стране годом Семьи. Для того чтобы принять и обслужить родителей с детьми нужно создать условия: сервис, инфраструктура, маршруты, услуги. Именно с этой целью, для развития бренда Республики Карелии как семейной туристической дестинации, мы разработали региональную программу “Карелия. Мы рады детям” в помощь местным отельерам, рестораторам, музеям и туроператорам.

— Погоди, Аня, а почему ты говоришь о бренде территории только как о городах и областях? Можно же развивать бренд геолокаций — ну там, классные пейзажи, озера…?

Фото yarkovprod.ru<br />
Фото yarkovprod.ru

Никто не приедет отдыхать на красивое озеро с большими деньгами, если рядом нечего посмотреть, поесть, безопасно прогуляться по чистым дорожкам и с комфортом остаться на ночевку.

На просмотр исторических ценностей города в среднем уходит не более 2 суток, природную красоту ценители могут изучать около 3 суток.

Но процент тех, кто захочет вернуться, будет небольшим, если больше смотреть нечего… Да и пребывание меньше чем на неделю экономически не очень выгодно. Сильный бренд территории помогает привлекать, удерживать и стимулирует вернуться в этом место еще раз.

Подведем промежуточные итоги.

  • Бренд территории можно делать в любом масштабе: от страны до микрорайона.
  • Это набор уникальных сильных ассоциаций, которые возникают в сознании потребителей, добавляя ценность конкретной территории, а также товарам или услугам, которые на ней производятся.
  • Развитие бренда территории — это процесс. Процесс взаимодействия политической власти, бизнеса и населения и постоянное поддержание связей между ними.

При этом важно:

1. Иметь стратегию развития

Успешное развитие бренда территории требует наличия четкой общей стратегии, которая объединяет все его элементы.

Отличный пример — Казань, которая выиграла право принятия всемирной летней универсиады в 2013 году, стала активно визуализировать свою бренд-платформу. Со временем была зарегистрирована торговая марка «Третья столица России», а регион обзавелся программой продвижения как внутреннего, так и внешнего.

Некоторые территории не готовы к развитию бренда из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, ресурсов или сервиса.

2. Комплексно развивать все сферы

Все направления бренда территории — власть, туризм, люди, культура, бизнес должны развиваться вместе для достижения максимального эффекта

3. Поддерживать связи

Важно поддерживать тесные связи между всеми элементами бренда территории, чтобы обеспечить их непрерывное взаимодействие.

4. Учитывать культурный код территории

Визуальный образ и позиционирование бренда должны соответствовать культурному наследию и особенностям территории.

Да, бренд территории требует комплексного подхода во всех сферах, но плохо плохо работает без понимания маркетинга. Успешные примеры городов России, таких как Казань и Калининград, показывают, что грамотное позиционирование территории может привести к социальному и экономическому росту. Повышение качества жизни, пожалуй, сейчас одна из ключевых ценностей современного мира.

Однако для создания Бренда Территории необходимо учитывать множество факторов — от готовности инфраструктуры до культурного кода местности. Только комплексная работа власти, бизнеса и жителей позволит создать сильный и устойчивый бренд территории.

2
5 комментариев