Как искусственный интеллект преобразует маркетинг

Елена Кравченко
Автор международной бизнес-школы с фокусом на нейромаркетинг и нейросети EKAi

Мой опыт работы маркетологом в международных компаниях –16 лет.

Уже мало кого удивишь внедрением новых технологий во все сферы нашей жизни, автоматизацией процессов, которые еще вчера требовали человеческого участия. Но как же в связи с этим меняется маркетинг, да и что такое маркетинг сейчас?

Маркетинг 10 лет назад и сегодня

Еще 10 лет назад рынок был не насыщен, все можно было упаковать и продать, построив определенный цикл обещаний с триггерными цепочками. И все продавалось и покупалось. То сейчас все работает иначе, ведь рынок уже не просто насыщен, он перенасыщен.

Теперь на первое место выходит качество продукта и клиенты. Маркетинг становится все более персонализированным. Глобальной целью любого маркетолога теперь является более детальное изучение различных аудиторий и, как следствие, создание аватаров клиентов с их потребностями. Об этом я подробно рассказываю в своей книге “Голос клиента”. Если применять хотя бы 10% алгоритмов, которые там описаны, это будет уже намного лучше, чем просто запускать на широкую аудиторию.

Сейчас все идет от потребности человека, и благодаря современным технологиям мы можем тестировать гипотезы для различных целевых аудиторий буквально нон-стоп. Раньше для запуска рекламной компании требовались недели, приходилось обсуждать, придумывать, то теперь мы таргетированную рекламу запускаем в течение буквально нескольких часов. При этом не факт, что гипотезы, которые сработали сегодня, будут работать завтра. Выигрывают те, кто быстрее подстраивается под эти изменения. И в этой гонке уже не обойтись без применения нейросетей.

Как маркетинговые технологии меняют рынок в России и мире?

Мировой рынок MarTech последние годы активно развивается, и за прошлый год достиг показателей в 131 млрд долларов. За счет постоянного появления новых технологических решений, эти показатели, по данным исследователей из Forrester, в ближайшие годы будут только расти, и к 2027 году MarTech достигнет оборота в 215 млрд долларов.

Если рассматривать российский рынок маркетинговых технологий, то мы тоже заметим сильные изменения. Отечественные компании стараются развивать собственные продукты и технологии. При этом в некоторых сегментах мы явно отстаем от мировых решений.

Например, в сфере языковых моделей Яндекс пока явно не дотягивает. Происходит это из-за нехватки загружаемых данных, российские показатели априори ниже, чем том же самом Опусе, ChatGPT или других моделях, которые на сегодня выпущены. Кстати, как раз недавно на моем канале вышла статья "Презентация GPT-4o: шаг в будущее или доработка старой модели?".

Также наблюдаются проблемы с таргетированной рекламой, эта сфера в России имеет очень низкий уровень. Есть монополисты, тот же Вконтакте, но алгоритмы постоянно меняются и лучше там получается генерировать рекламу у тех, кто зашел на Вконтакте два года назад и больше.

Как искусственный интеллект преобразует маркетинг

С Вконтакте можно получать органический приток, но он тоже очень странно работает. Система построена так, что если сегодня залить туда деньги на рекламу, то повезет, если она начнет откручиваться в 3–4 месяца, то есть клиенты приходят с опозданием.

В рекламной сети Яндекса (РСЯ) существует стеклянный потолок, выше которого достаточно трудно прыгнуть. На низких оборотах РСЯ очень неплохо себя показывает, но при масштабировании возникают большие проблемы.

Развитие рекламы в телеграм-каналах пока проходит процесс становления, не совсем понятно, куда это вырулит. Посмотрим, ведь количество пользователей площадки уже перевалило за 85 млн человек, 80% заходят в приложение ежедневно. Главным минусом телеграмм-каналов остается пока отсутствие органического трафика.

Но если не брать в расчет эти минусы с таргетом и алгоритмами, то мы не сильно отстаем от зарубежных коллег, используя те же технологические механизмы, что и они. Сейчас российский рынок претерпевает довольно много позитивных изменений. Интересным примером можно считать покупку Ростелекомом платформы омниканального маркетинга Calltouch (1,67 млрд рублей выручки за 2023 год). Объединение возможностей этих двух компаний дает сфере новые возможности для развития и создания эффективных маркетинговых инструментов.

Какие области маркетинга затрагивают технологии?

Маркетинговые технологии (MarTech) – это цифровизация всех процессов маркетинга, Это и оптимизация рекламных кампаний, это и сбор и аналитика данных, это и автоматизация социальных сетей и е-mail-маркетинга. Технологии делают маркетинг более персонализированным и позволяют менять стратегию в режиме реального времени.

Уже нельзя выделить какую-то одну область маркетинга, это единая бизнес-структура от аналитики до SMM, цифровизация затронула все сферы.

Инструментов для маркетологов на основе MarTech тысячи, если быть точной, то более 11 тысяч технологических решений по данным за прошлый год.

Как искусственный интеллект преобразует маркетинг

Раньше большая доля работы маркетолога заключалась в настройке рекламных кампаний, отчетности и выполнении планов. То сейчас прогнозирование, настройку и аналитику можно выполнить с помощью искусственного интеллекта, тем самым освободив время для стратегических задач и более детального изучения потребностей своих клиентов, оптимизируя тем самым бюджеты рекламных кампаний.

Искусственный интеллект изначально задумывался для того, чтобы облегчить физический труд человеку. А получилось так, что нейросети максимально быстро вошли в область именно интеллектуального труда, включая маркетинг. Создание контента и креативов, чат-боты и внедрение CRM-систем и многое другое помогают оптимизировать и упростить коммуникацию с клиентами.

Перспективной проблемой MarTech, требующей решения, становится объединение этих технологических возможностей. Но, судя по скорости развития и анонсам различных площадок, скоро и эта проблема будет решена.

Больше интересного про маркетинг – на телеграмм-канале моей международной школы маркетинга EKAi.

11
Начать дискуссию