Маркетинг
Calltouch
4854

Как самоизоляция проявила себя в разных отраслях, и в каких из них обращение президента ускорило динамику

Начиная с начала марта бизнес в России столкнулся лицом к лицу с совершенно новой ситуацией. Также в России с 25 марта 2020 года состоялся ряд выступлений президента РФ. Рынок незамедлительно отреагировал на эти события. Мы провели исследование и выяснили, как отозвались 19 индустрий. Где рост, а где падение — смотрите в статье.

В закладки
Аудио

Почти все отрасли, за редким исключением, прогнозируемо отреагировали на ситуацию, но выступление президента внесло свои очень любопытные корректировки. Кажется, весь рынок ждал их больше, чем новогоднее обращение. Бизнес всколыхнулся – и перемены отразились в графиках. Мы в Calltouch провели исследование по 19 направлениям и выяснили, какие изменения претерпели те или иные индустрии. Четко видна реакция на каждое выступление и на ситуацию в целом. Как изменилась динамика лидов и продаж в разных индустриях в течение последнего месяца: где их стало больше, а где – меньше. Директор по развитию Calltouch Артур Саркисян поделился результатами исследования и рассказал подробности.

Все по порядку.

Методология исследования

За основу взят месяц – с 15 марта по 14 апреля 2020 года. Мы изучили, как менялась динамика лидов по этим дням. Так, в графиках отобразились даты выступлений: 25 марта и 8 апреля.

Более того, в исследовании мы выделили и понедельники каждой новой недели – это поможет ориентироваться по неделям. Особый интерес – это понедельник 30 марта. Именно на этот день выпадает начало режима самоизоляции. И это еще не все, мы также сравнили полученные результаты с аналогичным прошлогодним периодом, чтобы исследование было объективным.

Исследование динамики по лидам указывает на возможную корреляцию между обращениями и ростом / падением продаж: ведь логично, что чем больше звонков и заявок, тем больше и продаж. Так же и наоборот – чем меньше заинтересованных клиентов, тем меньше объемы продаж.

Мы выделили четыре ключевых показателя:

  • Динамика лидов в 2019 году. Мы сравнили, как относятся друг к другу период с 15 февраля по 14 марта 2019 года и период с 15 марта по 14 апреля 2019. Дело в том, что в большинстве исследуемых сфер есть сезонность. Обычно, март и апрель показывают прирост к февралю. Для того, чтобы понять, насколько просели лиды в 2020 году, недостаточно просто сравнить два периода 2020 года. Стоит еще учесть потери от потенциального весеннего прироста.
  • Динамика аналогичных периодов 2020 года.
  • Суммарная динамика 2019 и 2020 года. Эта цифра показывает изменения в объеме лидов, с учетом сезонности.
  • В исследование попали все лиды – звонки, заявки и обратные звонки.
  • География – Россия.

Индустрия авторитейла

Последний месяц кардинально изменил индустрию авторитейла, как видно на графике ниже. Многие автодилеры попытались изменить маркетинговую стратегию. Например, переходить на электронную торговлю. Так, уже после второго выступления динамика обращений стабилизировалась. По итогу, если сравнивать аналогичные периоды в 2020 году, динамика по лидам упала на 19%.

В авторитейле весной случилось сразу два потрясения – падение рубля и режим самоизоляции. По опыту прошлых лет мы знаем, что снижение курса национальной валюты сказывается на продажах скорее позитивно. В декабре 2014 года в салоны стояли очереди. Многие дилеры остались с совершенно пустыми складами к январю.

Но 30 марта в Москве были закрыты автосалоны, что естественно сказалось на объеме лидов. Интересно, что падение началось до введения режима самоизоляции. Если посмотреть на динамику по дням недели с 16 по 22 марта, мы видим, что среда и четверг по лидам сравнимы с понедельником. Но, после первого обращения президента к населению, 25 марта, интерес к покупке авто начал стремительно снижаться. Возможно, люди решили повременить с крупными тратами. Или поняли, что далеко они на новой машине все равно не уедут.

На второй неделе апреля мы видим небольшой прирост по лидам. Он связан с тем, что дилеры нашли способы продажи автомобилей – при условно закрытых салонах возобновили часть рекламных активностей. Кто-то организовал доставку машин на тест-драйв прямо к дому. Кто-то проводит показы на стоянке салона. Рассказывают, что есть даже успешные кейсы онлайн-продаж.

Мы видим, что авторитейлу удалось остановить падение и стабилизироваться. Хотя общая просадка к 2019 году весьма серьезная – -54%.

Загородная недвижимость

Резких изменений в индустрии загородной недвижимости мы не увидели, однако очевиден рост спроса. В этой сфере наблюдается общая положительная динамика – +7%. Люди поняли, что можно самоизолироваться не только в квартире, но и за городом. К тому же, в это время была хорошая погода: теплые дни пришли раньше, чем ожидалось. Особенно хочется отметить скачок после второго обращения президента. Люди осознали, что это все может затянуться на продолжительное время, и решили, что нужно инвестировать в покупку. Также важно сказать, что в данную категорию не входит аренда загородной недвижимости. Там спрос значительно выше с момента начала самоизоляции в России. Возможно, скачок с покупкой недвижимости также связан с тем, что в сегменте с арендой практически не осталось свободных слотов. В любом случае можно сказать, что данная отрасль чувствует себя пока вполне терпимо.

Недвижимость класса «эконом»

Интерес к квартирам остался прежним, как и в прошлом году – общая динамика выросла на 1%. На рост лидов не повлияли ни заявления, ни самоизоляция. Практически то же самое, что и в прошлом году. Люди по-прежнему мечтают о собственной квартире.

Недвижимость класса «комфорт»

Иным образом обстоят дела с недвижимостью класса выше. Здесь мы обнаружили отрицательную динамику в периодах 2020 года – -29%. С каждым понедельником количество обращений непрерывно снижается. Однако с 6 апреля динамика лидов почти не меняется. В выходные традиционно меньше лидов – это специфика отрасли. В отличие от ремонта в 8 утра воскресенья.

Здесь, как и в загородной недвижимости, мы видим небольшой всплеск после второго обращения президента. Можно также сделать вывод о том, что небольшой пласт людей решил сохранить свои сбережения и перевести их в покупку квартир. В эконом сегменте мы не наблюдали подобного влияния.

Недвижимость класса «бизнес»

В этом сегменте рынок просел в конце марта. Однако спустя время, когда люди полностью оценили ситуацию, спрос на недвижимость бизнес-класса увеличился – это видно по динамике лидов в понедельники. Но по сравнению с прошлым годом, динамика получилась отрицательной. В целом можно говорить о довольно серьезном падении и в этом сегменте.

Недвижимость класса «премиум»

Здесь ситуация с динамикой лидов аналогична с недвижимостью класса комфорт. Мы заметили отрицательную динамику в - 45% и стабилизацию динамики обращений 6 апреля – вряд ли будет еще меньше. В общем, ипотека, твой выход.

Банковская сфера

С банками все получилось крайне неоднозначно. Несмотря на то, что общая динамика по понедельникам падает, с конца марта по начало апреля мы видим небольшой рост. Всплеска после выступлений президента нет. Несмотря на прогнозы, люди не ринулись как можно скорее закрывать вклады – на момент исследования их немного.

Деловые услуги и консалтинг

Здесь динамика лидов положительная. По сравнению с аналогичными периодами 2020 года, мы заметили большой рост динамики лидов на 43%. Видимо, менеджеры и руководители компаний решили, что самоизоляция – это удобный момент для оценки своего бизнеса. У людей появилось время для самоанализа.

Интернет-магазины одежды и обуви

Невероятно положительная общая динамика – +143%, а с предыдущими периодами 2020 года – +116%. Люди перед уходом на самоизоляцию решили как следует закупиться товарами. После 25 марта у интернет-магазинов был шквал обращений. Видимо, все решили запастись домашними тапочками и пижамами. Но больше, все же, тапочек.

Интернет-магазины электроники

После 25 марта динамика лидов оставалась стабильной несколько дней. Но потом люди поняли, что им сейчас не до электроники и отложили покупки. Динамика по аналогичным периодам 2020 года – -34%.

Интернет-магазины мебели и интерьера

После выхода на самоизоляцию многим стало очевидно, что надо не только закупиться домашней одеждой, но и красиво обставить квартиру. Видимо, всем захотелось нарядиться перед новенькой табуреткой. Общая динамика – +17%, за предыдущие периоды 2020 года – 26%.

Интернет-магазины спортивных товаров

После выступления президента люди массово стали заказывать спортивный инвентарь, а с понедельника начали новую жизнь. Тенденция очевидна – с каждым днем интерес к спорту растет всё больше. Это видно и по общей динамике лидов – рост на 177%. Гантели и коврики для йоги – в массы.

Медицинские клиники

Тут необходимо сделать пояснение. С двадцатых чисел апреля многие клиники стали делать тесты на коронавирус, а эти даты не попали в наше исследование. Если бы мы это включили в исследование, то динамика была бы положительной.

Сегмент ремонта и строительства

Динамика немного отрицательная – всего минус 2%. Люди все равно занимаются ремонтом во время самоизоляции. Только законодательное ограничение может изменить динамику. Очевидно, что сейчас это не убыточная индустрия – сосед с дрелью и свободным временем есть и в квартире, и на даче.

Телекоммуникации и связь

После заявления президента 25 марта все отправились искать роутеры покруче, чтобы увеличить трафик, а с началом самоизоляции задумались над сменой тарифа. Как результат, компаниям из индустрии телекоммуникаций стали еще больше звонить. Динамика положительная – +31%.

Сфера юридических услуг

Президент невольно простимулировал эту отрасль, как видно на графике ниже.Стало очевидно, что многие юридические вопросы надо решить как можно скорее до первого понедельника самоизоляции. Даже после 30 марта юридическим организациям продолжают звонить.

Гостиничный бизнес

После заявления президента о скором режиме самоизоляции, многие отправились на отдых с надеждой успеть на море до того, как все закроются. На 27 марта пришелся всплеск обращений в гостиницы и отели. Потом – резкое падение динамики и спроса.

Индустрия развлечений

После выступления президента 25 марта интерес к развлечениям вне дома неуклонно падал каждый день. Теперь россияне пытаются развлечь себя дома, благо, есть интернет. Динамика – -51%.

Салоны красоты

Как видно по графику ниже, клиенты салонов понимали, что режим самоизоляции рано или поздно наступит. И поэтому еще до обращения Владимира Владимировича все успели сходить на ноготочки. Очевидно, что многие перестали пользоваться такими услугами, и динамика лидов закономерно получилась отрицательной – -30%.

Краткое резюме

  • Индустрия e-commerce переживает бум лидов, владельцы интернет-магазинов завалены обращениями клиентов. Можно прогнозировать рост продаж;
  • Россияне теперь массово занимаются спортом;
  • Ремонт – это святое, даже во время режима самоизоляции;
  • Динамика лидов в сфере недвижимости неоднозначна – загородная недвижимость стала популярнее, жилье класса «эконом» остается на плаву, но на вариантах подороже решили сэкономить;
  • Вездесущее «записаться на ноготочки» мы увидим после самоизоляции;
  • Спрос на развлечения гостиницы и автомобили временно упал, отдохнем и покатаемся после;
  • Самоанализ, юриспруденция и интернет стали очень популярными услугами.
Система сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
{ "author_name": "Calltouch", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 16, "likes": 26, "favorites": 39, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 123844, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Wed, 29 Apr 2020 11:55:38 +0300", "is_special": false }
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
10

 > Россияне теперь массово занимаются спортом;

У вас какие то проблемы с мышлением, если выросли лиды  интернет магазинов, это ещё не говорит, что все стали спортсменами. Скорее дело было так: в зал не пойти - куплю гантельки- позанимался два раза - теперь в углу лежат. А даже если и не лежат, то это те же люди, что раньше занимались спортом, просто теперь они купили себе домой инвентарь 

Ответить
3

Владислав, добрый день!

Конечно же мы понимаем, что спрос вызван тем, что закрыты фитнес-клубы, а не из-за того, что все решили стать резко спортсменами в период самоизоляции. 
Заниматься спортом - не означает, что люди на регулярной основе используют инвентарь, который был приобретен. В любом случае, когда покупается спортивный инвентарь, хотя бы один раз он явно используется. 
Также стоит обратить внимание на ленту инстаграмма, где часто можно увидеть как люди показывают себя во всей красе, когда занимаются спортом. 
Именно поэтому, следует вывод - Россияне стали массово заниматься спортом в домашних условиях. 

Ответить
0

Эт точно, аж тошно!

Ответить
0

Не любите спорт на показ? :)

Ответить
1

Абсолютно не нужный. Хотя велотренажёр хорош для сушки вещей!

Ответить
1

 Индустрия e-commerce переживает бум лидов, владельцы интернет-магазинов завалены обращениями клиентов. Можно прогнозировать рост продаж;

В краткосрочной перспективе. Среднесрочный - вставайте на биржу труда.
 Россияне теперь массово занимаются спортом;

Как бы не так ;)
 Ремонт – это святое, даже во время режима самоизоляции;

Когда ты находишься в четырёх стенах, никуда более не спешишь, то начинаешь обращать внимание на то, что раньше казалось обычным. Обои старые, потолок поклеен криво... В обычной жизни ты этого не замечаешь.
 Динамика лидов в сфере недвижимости неоднозначна – загородная недвижимость стала популярнее, жилье класса «эконом» остается на плаву, но на вариантах подороже решили сэкономить;

Можно уточнить: сколько доходит до сделки? Могу подсказать: сейчас продаж меньше, чем год назад. Интересующихся много и на дешёвые варианты. Люди не готовы вкладывать большие деньги. Про кредиты речь даже не идёт.
 Вездесущее «записаться на ноготочки» мы увидим после самоизоляции;

Если останутся деньги ;)
 Спрос на развлечения гостиницы и автомобили временно упал, отдохнем и покатаемся после;

Читайте выше. Всё в очень краткосрочном периоде.

Ответить
0

Сергей, 

1. Да, что касается краткосрочного всплеска по покупке, соглашусь, но нужно понимать, сколько еще будет проходить режим самоизоляции. Надеемся, что обойдется малым процентом населения, который встанет на биржу труда. 

 2. Насчет спорта ответил комментарием выше.
Посмотрите, пожалуйста. 

3. Да, достаточно очевидный факт, об этом сегодня говорил на нашей конференции Callday Online. Всё достаточно логично, когда долгое время перед глазами то, что давно надо было сделать, люди начинают обращать внимание. :) 

4. К сожалению, таких данных у нас нет. Смею предположить, что динамика отрицательная по покупке, но тут не только пандемия играет роль, но и повышение стоимости по отношению к прошлому году. Может быть новость о том, что ипотека будет под 6,5% как-то даст прирост.
Посмотрим, что будет далее. 

5. На красоту всегда найдутся деньги. :) 
Может поменяться категория салона, но после выхода из самоизоляции, люди точно побегут в салоны красоты.

6. В любом случае, количество обращений/покупок/броней, будет выше, чем на данный момент. Никто не говорит, что будет рост по YoY, но рост относительно текущего периода точно будет. 

Ответить
2

1. Это как предновогодний бум. Рассматривайте его сейчас исключительно так. Пандемия, увы, лишь катализатор событий, но никак не причина. Причина же банальна: с 2014 года падает покупательская способность: зарплаты не достигли докризисных относительных показателей и в середине 2019 наметился тренд на падение доходов.
2. Выше и ответил. Правильно было сказано.
3. Есть понятие зашоренности. Когда я дома только ночевал, то облезлые стены меня никак не колыхали.
4. Смотрите пункт первый. Ипотека по 6,5% даётся на ограниченный круг покупок. Вторичка загорода пролетает как фанера над областью. Кстати, фанера на 15% подорожала. Дальше будет следующее: и без того низкие показатели станут ниже. Недвижимость за городом в стагнации ещё с 2013 года, если не ошибаюсь с датами.
5. Вы правы, будут как и раньше самостоятельно наводить красоту. 
6. Эффект низкой базы сработает. Сравнивать надо с периодом прошлого года. Думаю, что мы не дотянем.

Ответить
1

Про недвижимость: продаем усадьбу: два дома, ещё 6 строений.
Просмотры начались в январе.
Сейчас  идет по 2 просмотра в неделю.
Одна семья готова к выходу на сделку, оформляют ипотеку (6 банков готовы выдать кредиты под ликвидный объект).

Ответить
1

Мы у себя на маркетплейсе (преимущественно товары мас маркет) тоже отметили значительное увеличение продаж, в сравнении с аналогичным периодом 2019г , в начале это частично было связано с ростом запросов на маски и антисептики, однако сейчас акцент сместился на товары других категорий: товары для активного отдыха и досуга, для сада и огорода.

Ответить
0

Во всех этих данных не учтен как минимум спешл стрим Президента от 02.04

Ответить
0

Да, упустили этот момент, к сожалению. :(

Ответить
0

"Индустрия e-commerce переживает бум лидов, владельцы интернет-магазинов завалены обращениями клиентов. Можно прогнозировать рост продаж". Ромир не согласен.

Ответить
0

Александр, 

Посмотрим, что будет в дальнейшем. 
В период исследования по многим направлениям в екоме, мы видели рост числа обращений.
Конечно это не 100% корреляции с продажами, но все же исходя из статистики обращений, мы видим положительную динамику в online. 

Ответить
0

Спасибо, интересное исследование. Будет интересно взглянуть - какая реакция была (и была ли?) на выступление 28 апреля?

Ответить
0

Михаил, добрый день!

Да, было бы интересно посмотреть, но в целом нужно понять, сколько еще будет выступлений. :) 
Возможно, что имеет смысл подождать. 

Ответить

Прямой эфир