Базовые этапы упаковки бизнеса во франшизу, без которых не обойтись

Упаковка бизнеса во франшизу — это процесс подготовки бизнес-модели к масштабированию, в который входит доработка и стандартизация бизнес-процессов, найм команды, проработка финансовой модели, а также создание смысловой, визуальной и юридической упаковки.

Процесс создания франшизы очень схож с созданием нового продукта или запуском нового направления в бизнесе — он также начинается с глубокого анализа рынка и оценки предложений конкурентов и включает в себя другие этапы, которые актуальны при разработке нового продукта или направления. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Как понять, что бизнес готов к масштабированию?

Прежде чем начинать упаковку бизнеса во франшизу, необходимо оценить его готовность к масштабированию. Вот основные критерии:

  • рентабельность — бизнес демонстрирует стабильную доходность и рост показателей;
  • устойчивость — ваша бизнес-модель устойчива и проверена обстоятельствами и временем, вы способны быстро адаптировать ее к меняющимся условиям рынка;
  • масштабируемость — ваша бизнес-модель может быть легко воспроизведена в другом городе/регионе/стране;
  • вы готовы расширить команду и попервости полностью вовлекаться в процессы запуска новых партнеров.

☝Этапы упаковки, через которые важно пройти

🟣 1 этап: анализ рынка франшиз в вашей нише

Изучение рынка поможет понять, каковы текущие тенденции на рынке франшиз, что предлагают конкуренты, и какие возможности существуют для вашего бизнеса. Важно оценить:

  • УТП конкурентных франшиз;
  • сильные и слабые стороны;
  • уровень спроса и темпы развития (количество открытых филиалов, сколько филиалов открывается в год);
  • что предоставляют в рамках паушального взноса и роялти, на чем зарабатывают дополнительно;
  • какие точки контроля и удержания партнеров внедрили;
  • техники и методики продаж франшизы.

Хочется чуть подробнее остановиться на последнем пункте. Обязательно оставляйте заявки на сайтах франшиз конкурентов, запрашивайте маркетинговые материалы, финансовую модель и договор франшизы, которые вы сможете проанализировать и, возможно, найти для себя что-то полезное. Общайтесь с менеджерами, чтобы понять, как выстроены продажи в компании.

🟣2 этап: определение целевой аудитории

  • Сегментируйте аудиторию

Определите портреты потенциальных покупателей франшизы, подумайте, кто эти люди? Чем они занимаются? Есть ли у них опыт ведения бизнеса? Что для них важно, чем они руководствуются, принимая решение о покупке франшизы?

В идеале мы рекомендуем провести CustDev (Customer Development) - серию глубинных интервью с потенциальными покупателями франшизы. CustDev используют для тестирования идеи на потенциальных клиентах, это помогает заранее определить потребности аудитории и скорректировать бизнес-модель. CustDev можно проводить и в случаях, когда у вас уже есть какой-то продукт, но, к примеру, по-каким либо причинам количество продаж стало снижаться и вам необходимо понять, в чем дело.

После кастдева разделите потенциальных франчайзи на группы по различным характеристикам (возраст, пол, профессиональный опыт и финансовые возможности) - чем сильнее детализируете портреты целевой аудитории, тем лучше сможете понять ваших потенциальных партнеров и качественнее проработать концепцию франшизы.

🟣 3 этап: подача товарного знака на регистрацию

Для всех, кто планирует масштабироваться по модели франчайзинга, обязательным этапом является наличие зарегистрированного товарного знака в Роспатенте. В общей сложности регистрация может занять до 18 месяцев (как правило, все проходит быстрее и в среднем срок регистрации занимает 12 месяцев). Поэтому рекомендуем не откладывать этот этап надолго и подать заявку как можно раньше.

🟣4 этап: разработка концепции франшизы и расчет финансовой модели управляющей компании

Концепция франшизы — это подробный документ, который составляется после исследования аудитории, и аккумулирует всю полученную информацию. Что важно отразить в документе:

  • портрет целевой аудитории франшизы;
  • форматы франшизы;
  • услуги, которые будут входить в пакет франшизы;
  • количество франчайзинговых пакетов и их отличия;
  • точки удержания франчайзи (“крючки”, мотивирующие партнера находиться внутри франчайзинговой сети);
  • поддержка, которую вы будете оказывать партнерам после открытия за роялти;
  • стоимость паушального взноса и роялти;
  • дополнительные услуги, которые УК сможет оказывать;
  • условия открытия следующих точек (как правило, прорабатываются варианты скидок на 2,3 и последующие точки);
  • условия приобретения эксклюзивных прав на город (будет ли у ваших партнеров возможность занять сразу весь свой город, выкупив эксклюзивные права? Если да, то какими будут условия покупки эксклюзива? В течение какого срока или при наступлении каких условий партнер должен будет открыть следующие точки);
  • география развития франшизы.

В будущем этот документ также будет полезен менеджерам отдела продаж и специалистам по визуальной и смысловой упаковке - с его помощью они смогут погрузиться в проект и детально изучить всю необходимую для работы информацию.

❓Как рассчитать стоимость паушального взноса и роялти

Не существует какой-то универсальной формулы для подсчета стоимости паушального взноса — здесь все индивидуально. Недостаточно просто посмотреть конкурентов и выставить среднюю стоимость по рынку. Как тогда считать?

После того, как вы определили состав пакетов франшизы, составьте финансовую модель управляющей компании. С ее помощью вы сможете рассчитать себестоимость оказываемых услуг (за паушальный взнос) и определить расходы управляющей компании. Учитывайте в расходах заработную плату специалистов, которые будут оказывать будущему партнеру услуги на старте, затраты на логистику, если поставляете какую-то продукцию, затраты на обучение франчайзи, программное обеспечение, рекламный бюджет и так далее. Отдельно посчитайте доходность от услуг ежемесячного сопровождения и дополнительных услуг, если они предусмотрены в вашей франшизе.

🟣 5 этап: расчет инвестиций и финансовой модели франшизы

Финансовая модель франшизы даст потенциальному партнеру понимание:

  • сколько компания заработает денег в перспективе ближайших нескольких лет;
  • на что пойдут инвестиции и каким будет срок окупаемости вложений;
  • какие ключевые показатели влияют на прибыль;
  • какие есть риски и способы реагирования на них.

В идеале сделать 3 варианта финмодели: рассчитать оптимистичный сценарий, реалистичный и пессимистичный. Так у партнера будет более четкое понимание вариантов развития событий. Самое главное в финансовой модели — отразить в финмодели реальные показатели бизнеса, чтобы не обещать будущему партнеру золотые горы, которых у него не получится достичь.

Базовые этапы упаковки бизнеса во франшизу, без которых не обойтись

🟣 6 этап: разработка презентации и сайта для привлечения лидов на покупку франшизы

Маркетинговая упаковка франшизы — это важный этап, который включает разработку необходимых маркетинговых материалов, а также разработку стратегии продвижения и продаж франшизы.

У вас уже есть понимание, кто целевая аудитория вашей франшизы, есть сформированное УТП — приступайте к созданию продающего сайта и презентации франшизы.

Лендинг — это посадочная страница, куда вы будете вести трафик, поэтому важно донести до потенциального партнера ценность вашей франшизы. Если у вас дорогая франшиза - не пытайтесь сразу продать ее через лендинг, достаточно мотивировать человека сделать следующий шаг (получить консультацию, записаться на зум, получить презентацию, протестировать работу с продуктом, посмотреть результаты действующих партнеров и т.д.). Сформируйте последовательное повествование и подсветите выгоды вашего предложения.

Базовые этапы упаковки бизнеса во франшизу, без которых не обойтись

Презентация франшизы более подробно раскрывает все преимущества сотрудничества, закрывает боли и рассказывает о цифрах, форматах и поддержке.

Обязательно заранее подготовьте контент для будущего сайта и презентации — проведите профессиональную фотосессию, чтобы показать, как выглядит ваш бизнес или продукт.

Базовые этапы упаковки бизнеса во франшизу, без которых не обойтись

🟣 7 этап: формирование команды

Обязательно сформируйте отдельную команду, которая будет заниматься развитием и сопровождением ваших франчайзи. Действующие сотрудники, которые работают над развитием ваших собственных филиалов, не смогут качественно заниматься и вашими и партнерскими точками — это утопия. Без отдельной команды вы не сможете качественно отбирать партнеров, не сможете уделять им достаточно внимания на старте, они начнут допускать ошибки и терять прибыль, и ваша репутация пострадает. Кроме того, по мере роста франчайзинговой сети ваша команда должна пропорционально расти.

🟣8 этап: Стандартизация процессов и подготовка документации

Перед продажей франшизы очень важно привести в порядок и стандартизировать все процессы в компании. На данном этапе разрабатываются инструкции, регламенты и стандарты работы, оформляется база знаний для франчайзи. Важно детально описать все этапы работы, чтобы будущие партнеры и их сотрудники могли с легкостью разобраться во всех рабочих процессах.

🟣 9 этап: юридическая упаковка

На данном этапе разрабатывается пакет юридических документов. Мы с партнерами подписываем не только договор коммерческой концессии, но и договор поставки фирменной продукции и договор на предоставление услуг call-центра. Рекомендуем нанять юриста, который уже имел опыт работы с франшизами и разбирается в нюансах составления договоров коммерческой концессии.

🟣10 этап: запуск продаж

Вы можете сформировать свой отдел продаж или выделить на первое время одного менеджера из действующих сотрудников. Еще вариант — отдать продажи на аутсорс. Многие компании, предоставляющие услуги по упаковке бизнеса во франшизу, предоставляют услуги брокериджа за комиссию с каждой проданной франшизы.

Напоследок

Франчайзинг — мощный инструмент для развития бизнеса, с помощью которого можно быстро выйти на новый уровень, расширить сеть и увеличить узнаваемость бренда, не привлекая собственные инвестиции и сохраняя ресурсы компании.

Но перед упаковкой важно оценить вашу бизнес модель на готовность к масштабированию, чтобы исключить риски.

В качестве примера

Посмотрите, как упакована наша франшиза Kannam Chicken и попробуйте пройти по воронке, как заинтересованный потенциальный покупатель франшизы 🙂 так вы сможете посмотреть, как мы работаем с лидами после получения заявки.

Кстати, ранее наши менеджеры вручную отправляли каждому лиду презентацию франшизы в WhatsApp и вводную информацию о франшизе. В какой-то момент мы поняли, что далеко так не уедем, поэтому решили автоматизировать процесс отправки презентации - теперь лид может получить ее мгновенно через бота в Телеграм.

А сообщения с полезной информацией о франшизе приходят автоматически: для этого мы интегрировали в AMO CRM сервис Wazzup.

Делитесь полезным — отправляйте эту статью всем, кто задумался о масштабировании бизнеса по модели франчинга, нам будет очень приятно 🖐🏼
#упаковкабизнеса #франшиза #франчайзинг #бизнеспофраншизе #бизнес

33
2 комментария

Вы прежде чем упаковывать, почините приложение и сайт

Ответить

👍

Ответить