Реалити-статья о том, как мы ищем уникальное торговое предложение в авторских турах.

Привет. Я сооснователь клуба путешественников "Красная шапка Кусто". Больше 5 лет мы организовываем авторские туры по России и за рубежом. Выросли до компании из 15 сотрудников и делаем до 80ти туров в год. В этой статье я расскажу о нашем опыте поиска УТП, на каком этапе мы находимся сейчас, а также регулярно буду выкладывать апдейты с новостями.

Реалити-статья о том, как мы ищем уникальное торговое предложение в авторских турах.

Мы несколько раз делали неудачные заходы на разработку УТП.

Потому что пытались все сделать самостоятельно и не системно. К тому же раньше не особо понимали, чего умеем и хотим. Единственным нашим отличием были красные шапки, но ведь просто головного убора недостаточно, чтобы отличаться.

"Встречи с людьми" и "Погружение в культуру" не работали

Первым нашим УТП мы сделали встречи с интересными людьми. В турах организовывали походы в гости или совместные прогулки с популяризаторами науки, активистами и блогерами. Даже с графом (потомком дворянских родов, который после эмиграции, вернулся жить в Россию) встречались. И это было круто! Только новому клиенту, а нашим целевым ядром были девушки из Москвы, непросто было объяснить ценность таких встреч.

Встреча с графом Фитце-Ланским
Встреча с графом Фитце-Ланским

Пробовали сделать уникальным торговым предложением погружение в культуру. Но со временем стало ясно, что это как-то занудно что ли. Да и знакомство с культурой и обычаями подразумевается в любом путешествии. Но все это не приносило ожидаемого эффекта и тогда мы...

Домашний музей археолога в Дагестане
Домашний музей археолога в Дагестане

Приняли решение работать с маркетологом.

Потому что к февралю 2024 года без УТП на перенасыщенном рынке работать стало просто невозможно. В рамках работы провели интервью с основателями и постоянными клиентами. Главное, что дал нам первый этап - мы увидели архетипы бренда.

Кроме очевидного для всех туристических компаний архетипа Исследователь, мы нашли Ребенка и Своего парня. И многое встало на свои места: например, какими должны быть наши визуальные материалы или тексты.

Мы поняли, что просто красивых и эмоциональных фотографий недостаточно. Нужны яркие материалы на пересечении трех архетипов, и УТП надо искать где-то в этом месте.

Реалити-статья о том, как мы ищем уникальное торговое предложение в авторских турах.

После первого захода на формулировку УТП появилась фраза One Life туры. Это про то, что мы живем один раз, что Алтай или Камчатку надо увидеть хотя бы один раз в жизни. Но ведь так может сказать каждый организатор туров. Поэтому вариант не прошел проверку на уникальность.

Маркетолог постоянно говорил нам, что самое яркое наше отличие - это опыт в КВН, в организации мероприятий, работа сценаристами на главных каналах. Что у нас могут быть туры, организованные ивентерами.

Но мне нравилась идея каникул с приключениями, открытиями и беззаботным весельем. В голове родились слоганы, которыми я поделился с ребятами.

Реалити-статья о том, как мы ищем уникальное торговое предложение в авторских турах.

Реакция была положительной. Но просто каникулы нас не отличали бы. Поэтому, осознав важность нашего прошлого профессионального опыта и его уникальность, которую сложно кому-то повторить, мы добавили часть про события. И вот, что получили:

Каникулы для взрослых с авторскими событиями

Со временем меня перестало смущать слово “ивенты”. Оно понятно нашей московской аудитории. Поэтому вполне возможно, что мы придем к Каникулам для взрослых с авторскими ивентами.

Что нам это дало?

1. Наши авторы начали переупаковывать туры, убирая скучные или слишком заумные пункты программы. Добавлять больше игр, вечерних активностей и мероприятий.

2. Мы начали переделывать структуру лендингов, менять заголовки, фотографии и тексты, четко понимая, что нужно. Стали говорить на другом языке, внедряя фразы из детства и даже хулиганские словечки.

3. Поменяли подход к креативам в рекламных кампаниях. Конечная цель здесь - получать заявки по приемлемой стоимости. Вообще опыта в поиске рабочей рекламной связки наберется на отдельную статью. Но пока результаты здесь не очень. Как только появятся, обязательно напишу.

UPD: 20 июня 2024 г. Продолжение УТП-реалити-шоу.

Эффекта от внедрения УТП “Каникулы для взрослых с авторскими ивентами” мы так и не увидели. Более того, нашим постоянным клиентам нужно было объяснять, в чем его суть. А, значит, это плохое УТП.

Это заставило меня задуматься о работе с более профессиональным маркетологом. Созвонился с двумя... Цены, конечно, космос. Но эффект от правильного УТП точно оправдает вложения. Первый сказал, что каникулы - слишком широкое понятие. Вот каникулы для взрослых у бабушки в деревне - ужЕ Уже. Но решили, что не будем делать туры с прыжками с сеновалов и доением коров. Хотя деревенская романтика и приключения - это круто. Забирайте идею ) Про вторую часть УТП он сказал, что это просто сервис. И все равно нет понимания, почему надо ездить с вами, а не с кем-то еще.

Второй маркетолог - Таня - сказала, что у нее вообще не вяжется название Красная шапка Кусто и каникулы. А эти части должны дружить. Она вспомнила, что когда-то у нас были тематические туры с интересными идеями. Постоянно употребляла слово “погружение”, когда говорила о наших турах. Напомню, одно время мы использовали УТП “погружение в культуру”, но потом посчитали его занудным.

“Так не в том ли проблема, что мы просто не смогли сформулировать его правильно? - подумал я. - может быть, суть как раз в том, что мы как КВН-щики, ивентеры сценаристы можем погружать в культуру через интересные и веселые события: КВИЗЫ с вопросами о регионе, барные экскурсии, кулинарные и дегустационные вечеринки, концерт местного музыканта и тд. А слово “погружение” - это отсылка к Кусто, который исследовал глубины Мирового океана.

Что ответила на это Таня, ниже на изображении.

Реалити-статья о том, как мы ищем уникальное торговое предложение в авторских турах.

Направление правильное - это уже круто. Я предполагал, что новую версию УТП можно просто проверить через кастдевы. Но, похоже, нам все таки не обойтись без полноценного маркетингового исследования, чтобы понимать глубинные мотивы ЦА и сформулировать его еще четче.

Сейчас я на этапе выбора маркетолога, после чего начнем (продолжим) работу. А вы оставайтесь с нами, если стало интересно, чем продолжится наше маркетинговое реалити-шоу. Есть идеи или советы? Пишите мне - Олегу Ахметову - в телеграм или ватсап. Буду очень признателен!

55
4 комментария

Прокомментирую сообщение про то, что УТП не основано на ценности, а основано на особенности. УТП это же уникальное предложение, и не всегда так случается, что оно при этом еще и ЦП (ценностное предложение). Как работ, наливающий кофе — очень уникально, но вообще неценно.

У меня к турам всегда была претензия, что все очень долго и растянуто. Помню хотел поехать на Шантары, но не поехал, потому что появилось ощущение, что тебе искуственно растягивают программу, чтобы создать объем услуги и оправдать цену — 2 дня смотрим на нерест лосося, потом три дня еще делаем что-то, что заслуживает часов 5.

А с вами гостями/клиентами не общались? Есть среди них идеальные для вас клиенты (в плане ценностей и выручки с них)? Может с ними лучше плотно интервью поделать, чтобы понять, как они выбирают путешествия и что хотели бы от них получить?

2
Ответить

Тимофей, спасибо за комментарий. Думаю, да, сделаем интервью тоже.

1
Ответить

Интересный кейс, буду следить за УТП-реалити-шоу 🤓

1
Ответить

Класс, спасибо

Ответить