Рецепт героя. Как создать имидж народного любимца на примере Майора Грома

В конце мая мы сходили на фильм “Майор Гром. Игра”.

Не то, чтобы я была фанатом такого жанра, это скорее интерес к импортозамещению голливудских супергеройских фильмов от Marvel или DC. И на мой взгляд, получилось очень достойно, динамично, классная операторская работа, крепкий сюжет и забавные вставки с мультипликацией!

                                               Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                               Картинка с сайта kinopoisk.ru

Для меня в фильмах всегда очень интересен процесс создания образов героев. Почему художники по костюмам выбирают именно такую одежду? Какие еще средства используются для создания образа? А что касается Майора Грома - то почему именно этот персонаж комиксов был выбран для экранизации?

И это не просто праздный интерес - те же принципы используются имиджмейкерами для создания образов звёзд, политиков, публичных людей, топ-менеджеров. Давайте посмотрим, какие ингредиенты нужны, чтобы построить образ героя у нас в России.

1 ИНГРЕДИЕНТ - ПОПАДАНИЕ В МЕНТАЛЬНОСТЬ.

                  Картина "Богатыри" В.М. Васнецова. С сайта ru.wikipedia.org
                  Картина "Богатыри" В.М. Васнецова. С сайта ru.wikipedia.org

Очень важным для создания образа героя, народного любимца, является попадание в культурное бессознательное, ментальность.

То есть создаваемый образ должен укладываться в наши традиционные представления о героях, передаваемые из поколения в поколение, которые бессознательно присваиваются нами уже в силу нашей погруженности в определенный культурный мир.

И кто же в нашей культуре главные ГЕРОИ? Кто приходит на ум?

В основном - герои сказок и былин: богатыри, Емели и Иванушки-дурачки.

Что их отличает?

  • силушка богатырская
  • самоотверженность
  • неприхотливость
  • смекалка
  • удача
  • доброта
  • упорство
  • честь

Ну нет у нас ученых-филантропов…

Чаще всего это выходцы из простого народа. В сказках про Ивана-царевича мы его особенное происхождение как-то и не замечаем. Ну царский сын, ну и что? А испытания такие должен проходить, как обычный работяга)

Наш, российский герой не может быть загадочным миллионером, как Бэтмэн или Железный человек - не попадает в наш менталитет, где богатство - чаще признак зла. Не может быть и укушенным студентом-фотографом, как Спайдермэн: всё-таки укус особенного паука - это какой-то исключительный случай, а у каждого "потребителя" образа должно сложиться ощущение, что герой - один из нас, а главное - я тоже так могу (если захочу). Поэтому и пришельцы с другой планеты типа Супермэна - это что-то заморское, не наше, родное.

                                             Картинка с сайта dv.kp.ru
                                             Картинка с сайта dv.kp.ru

Так что здравствуйте, простой майор полиции Игорь Гром.

              Картинка с сайта kinopoisk.ru (ну и немного моего творчества ;-))
              Картинка с сайта kinopoisk.ru (ну и немного моего творчества ;-))

2 ИНГРЕДИЕНТ - ТРУДНОСТИ

Одна из задач любого героя - преодолевать трудности. А вы думали, к чему вот эти блогерские рассказы о том, как им было плохо и как они что-то преодолели? Так герой тоже соединяется с целевой аудиторией. Потому что... У ВСЕХ ЕСТЬ ТРУДНОСТИ. Огромное количество населения России считает, что у них было трудное детство. Особенно любят говорить про "кошмарные" 90-е. Хотя на поверку это зачастую оказывается обычной нарциссической гиперболизацией.

У Майора Грома это трудное детство, конечно, тоже было: мать мы в фильмах вообще не видим, отца, который тоже был милиционером, убили при исполнении из-за предательства коллеги, когда будущий майор был подростком. Отсюда - психологические проблемы в виде недоверия и эмоциональной закрытости. Которые тоже являются нашими национальными. И которые так любят наши женщины! Ведь он попадает в стереотипы “настоящего мужчины” ( во всяком случае для тех, кому за 30)): немногословного, неэмоционального, но делами доказывающего свою любовь/принципы.

Это с возрастом (хотя скорее с сеансами у психолога) ты понимаешь, что эмоциональная депривация ни к чему хорошему в отношениях не приводит. Ну а пока большинство российских зрительниц быстренько вложат в его закрытость и редкие проявления ранимости всё, что нафантазируют. Мы же так любим “расколдовывать”, “исцелять” и “переделывать”. “Со мной он, конечно же изменится”. И в фильме, отличие от реальной жизни, он, конечно же начинает расколдовываться и таять под чарами журналистки.

СПОЙЛЕР: В реальной жизни так не работает. Вы ничего не измените.

                    Та самая журналистка. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                    Та самая журналистка. Картинка с сайта kinopoisk.ru

Но если мы всё же вернемся к комплексному формированию имиджа в реальности, а не в кино, то вылизанные картинки идеальной жизни уже не в тренде. В моде искренность и демонстрация не только "успешного успеха", но и трудностей, с которыми вы сталкиваетесь, и ваших неудач. Главное - держать баланс и не скатываться в роль жертвы.

3 ИНГРЕДИЕНТ - ВНЕШНОСТЬ ГЕРОЯ

Что лучше всего должен уметь народный герой?

Если вы не ответили "ЗАЩИЩАТЬ", то вы живете не в России) Может, в какой-нибудь Швеции, где герой должен собирать мебель на скорость... )) В стране, которая почти всегда находилась в состоянии какой-нибудь войны, герой должен защищать! А чтобы это делать, он должен соответствовать стереотипам защитника: здоровый (во всех смыслах этого слова), мускулистый, сильный, ловкий, умелый... и т.д. и т.п.

Тут у Майора Грома всё в порядке, внешний и кинетический имиджи соответствуют нашим ожиданиям: высокий, накачанный, мужественный, спортивный, потрясающий боец... красавчик, как не крути, двигается мужественно, в критических ситуациях действует четко. Специально для девочек в фильм вставлены кадры героя в джинсах и с голым торсом.

                                              Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                              Картинка с сайта kinopoisk.ru

Ну и профессия соответствующая - официальный борец со злом, представитель одной из самых романтизированных профессий - полицейский.

Что касается вещей, которые он носит - они довольно простые, но в этой простоте весь смысл - это еще одна возможность для зрителя “примерить костюм героя”. Это вам не костюм железного человека, а джинсы, футболка/майка, кожанка и бАтина кепка (элементы, которые имеют для героя личное значение, дело не модности, а в душевности). Вещи вне времени, и на протяжении всего фильма особо не меняются.

                                             Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                             Картинка с сайта kinopoisk.ru

Через это мы можем считать всё-таки какую-то стабильность внешних проявлений героя. И да, его начальник всегда знает, что от него ожидать. Кто устроил аварию в погоне за преступниками? Гром. Кто сделал вид, что он переговорщик, чтобы побыстрее разобраться с бандитами? Гром. Он предсказуем в своей разрушительной жажде справедливости и последствиях, которые несет.

Но одна интересная деталь - в новом фильме крупным планом показали его ботинки. Думаете, солдатские берцы? Куда там! Челси!

                                                             Челси - это мы
                                                             Челси - это мы

Не знаю, намеренно ли это сделал художник по костюмам, ведь половина населения и слов-то таких не знает) Но это значительно повышает "градус стиля" Майора Грома.

4 ИНГРЕДИЕНТ - ИМИДЖ СРЕДЫ

Имидж среды - одна из составляющих, влияющих на формирование имиджа. Это то, как выглядит ваша квартира, офис, места, где вы чаще всего бываете. Они должны соответствовать создаваемому образу, поскольку рассказывают очень много о вашем характере.

Как я уже писала, чтобы герой стал действительно народным, мы должны видеть, что он один из нас, но еще желательно чувствовать, что в чем-то мы - лучше.

Например, питается он, похоже, исключительно шаурмой, а живет в таких условиях, что я бы лично сбежала.

                                Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                          Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                          Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru

Здесь мы видим, что внешние проявления героя особо не интересуют, а по отсутствию двери в туалете - что гостей тут не бывает. А значит, есть явные проблемы с социализацией и безразличие к чужому мнению. Хаос и застревание в прошлом (ремонта тут явно не было с детства героя) для реального человека - это повод обратиться к психологу, для супергероя из комиксов - простительная особенность сложной натуры)) Из хорошего: через отсутствие ремонта нам транслируют еще ЧЕСТНОСТЬ и НЕПОДКУПНОСТЬ главного героя.

Также загадочность и сложность образа героя передается через вот это потрясающей красоты окно, которое очень сильно помогает нивелировать негативное впечатление от старой квартиры.

                                    Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru
                                    Квартира Грома. Картинка с сайта kinopoisk.ru

Глядя на место проживания майора Громова, практически каждый из нас подумает (или почувствует где-то на бессознательном уровне): “Я лучше, потому что я живу лучше”. И это просто потрясающий ход - каждому приятно быть хоть в чем-то лучше героя.

А если бы мы говорили про реального человека, то такая среда обитания вызвала бы, скорее, вопросы у целевой аудитории, нежели стала бы фрагментом позитивного построения имиджа. У нас визуальная культура, и все внешние проявления для нас важны. Поэтому мы любим шоу про переделки, начиная от переодевания героинь, заканчивая телеремонтом квартир и домов. Нам нужно, чтобы было красиво.

5 ИНГРЕДИЕНТ - ВЕРБАЛЬНЫЙ ИМИДЖ

Ораторским мастерством Майор Гром, к сожалению, не блещет. Для реальности это тоже большой минус, но для комиксов и сказок, для которых характерны условности и упрощения “настоящий мужик” проверяется делом, а не словом, поэтому в сказках герою не обязательно быть великим оратором.

6 ИНГРЕДИЕНТ - ФОНОВЫЙ ИМИДЖ

Фоновый имидж - это мнение о герое, которое мы узнаем из СМИ или от его коллег, знакомых.

В эпоху интернета и колоссальной скорости распространения информации, такой имидж может меняться достаточно быстро. Поэтому поступки героя или публичного человека всегда должны быть осмыслены и взвешены.

Для героя фильма быстро меняющееся мнение в обществе о нем - одна из необходимых сюжетных линий. И именно в фильмах мы ярко видим, что значит психология толпы, которая в основном состоит из инфантильных людей, в которой маятник качается от полюса “Он мой герой, я его обожаю” до “Убью-ненавижу” за считанные секунды. Но это уже другая история ;-)

А ЧТО С АРХЕТИПАМИ?

Для маркетологов и имиджмейкеров важно выстраивать все проявления бренда или героя в одном ключе. Так у целевой аудитории складывается целостный, яркий образ. В этом помогают архетипы.

Образ Майора Грома строится на архетипах Героя и Бунтаря.

Естественное окружение для Героя — это поле битвы, где есть трудности и от него требуются мужественные и энергичные действия. Герой хочет сделать мир лучше, а слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека. В том числе поэтому Гром живет в весьма странных условиях .

От Бунтаря у Громова - нелюбовь к соблюдению правил и дисциплине (несмотря на то, что по профессии он - блюститель закона), ощущение отчужденности, что тоже выражается в среде обитания.

Зачем нашему герою эта бунтарская составляющая?

Во-первых, мы помним, что основные потребители комиксов (а именно в них появился Майор Гром) - это молодые люди. Кто из нас не переживал тяжелый подростковый период, в котором мы бунтовали против всего, предлагаемого нам “взрослым миром”.

Во-вторых, скольких людей вы знаете с проработанными детскими травмами?

А в -третьих, противоречивость - это тоже одна из черт нашего национального характера:

«Национальный характер русских далеко не един. В нем скрещиваются не только разные черты, но черты в «едином регистре»: религиозность с крайним безбожием, бескорыстие со скопидомством, практицизм с полной беспомощностью перед внешними обстоятельствами, гостеприимство с человеконенавистничеством, национальное самооплевывание с шовинизмом, неумение воевать с внезапно проявляющимися великолепными чертами боевой стойкости». (Дмитрий Лихачев, «Раздумья о России»)

55
14 комментариев

Так майор Гром провалился и не стал народным любимцем. Выходит, ваши советы не приводят к желаемым результатам.

1
Ответить

Автор топика - про стратегию в общем, а Bubble Studios (создатели фильма) - про тактику в конкретном исполнении.
Это как в анекдоте про мышей и сову :)

1
Ответить

Рикардо, я правильно поняла Вас, что вы судите о том, что майор Гром не стал народным любимцем на основании последнего фильма "Майор Гром. Игра"? И под "народом" вы понимаете людей, "живущих в этом фильме", а не реальных зрителей?

1
Ответить