Маркетинг
Alexandr Naumenko
2360

Как сделать мобильное приложение заметным в App Store и Google Play: инструкция по размещению и оптимизации

Команда дизайнеров и разработчиков мобильных приложений Arcsinus делится лучшими практиками ASO. Как увеличить количество установок на 46% и почему полезные release notes — это важно, читайте в нашей статье.

В закладки

ASO, или App Store Optimization — работа над всеми элементами страницы приложения: текстами, визуальным оформлением, отзывами и заметками о релизе. Основная цель ASO — увеличить видимость и количество установок приложения в маркетах.

Что нужно сделать для оптимизации:

  • Проработать семантическое ядро: подобрать ключевые слова и сформировать ядро.
  • Внедрить ключевые слова: учесть специфику Google Play и Apple Store, использовать дополнительные локализации, сформировать ключевые слова и заголовки.
  • Разработать дизайн и графическое оформление: иконки, скриншоты и видео.
  • Работать с оценками, отзывами и release notes.

Оптимизация в маркетах — лишь часть большой работы по выводу приложения на первые позиции, которую можно представить в виде формулы:

ASO + реклама + качественное приложение = высокие позиции и установки!

ASO не волшебная пилюля, но помогает чаще показывать приложение в поиске по маркетам, откуда приходит порядка 65% установок. Это действенный, быстрый и недорогой способ привлечения пользователей.

Семантическое ядро приложения

Семантическое ядро — набор ключевых слов или фраз, характеризующих функциональность приложения. Поисковые системы App Store или Google Play используют семантическое ядро для индексации. Приложение чаще отображается в поиске и находит свою аудиторию, если вы верно выделили ключи.

Подбираем ключевые слова

Задаем себе вопрос: «по каким запросам целевая аудитория будет искать приложение?» Выписываем слова и фразы, которые приходят на ум. Не забываем об опечатках и устойчивых выражениях. Для App Store склоняем ключевые слова и изменяем их по форме, числу, времени (если пишем семантику на английском, этого не требуется).

дизайнер ≠ дизайнеры ≠ дизайнерский

clothe = clothes

Изучаем конкурентов. Смотрим, какие слова и фразы они употребляют в названии, подзаголовке, описании. В анализе ключевых слов конкурентов помогают сервисы AppAnnie и SensorTower. Названия конкурентов также добавляем в список ключей — они ещё пригодятся.

Смотрим, что и как ищут пользователи. Вводим каждое слово из списка в поисковую строку и изучаем, что предлагают маркеты для автозаполнения. Вносим полные словосочетания в список.

Например, мы составляем семантику для приложения Bosco Online, где пользователи покупают брендовые товары от известных домов моды.

Посмотрим, какие подсказки будут по ключевому слову «брендовая» в App Store:

Проходим по каждой всплывающей подсказке и видим, какие приложения отображаются. Например, по запросу «брендомания» или «угадай бренд» видим игры для детской аудитории. Среди пользователей этих игр мы вряд ли найдем потенциальных клиентов Bosco, поэтому подобные запросы в ключевые слова не заносим. Зато слова «бренд», «бренды», фразы вроде «брендовая одежда, обувь», «интернет-магазин брендов» и так далее — то, что надо!

Формируем семантическое ядро

Подключаем аналитику. Как часто пользователи вводят интересующую фразу или слово в поисковую строку? Насколько сложно выйти в топ по тому или иному запросу? Разобраться помогают сервисы SensorTower, AppAnnie, AsoDesk, SearchMan, AppFollow и другие. Сравнительный анализ инструментов для подбора ключевых слов — тема отдельный статьи. Мы скоро её выпустим, так что подписывайтесь на нашу страницу, чтобы не пропустить анонс.

С помощью сервисов выделяем приоритетные слова и фразы. Чем больше трафик и меньше конкуренция, тем лучше. Выделяем ключи с хорошими показателями в семантическое ядро.

Внедряем ключевые слова

Пришло время на практике использовать найденные «ключевики». Размещаем слова, которые должны быть проиндексированы, в текстовые элементы на странице приложения.

Алгоритмы Google Play и App Store различаются — в таблице ниже можно увидеть, где именно необходимо использовать ключи.

Учитываем специфику индексации Google Play

С оформлением страницы приложения в Google Play всё просто: достаточно вставить ключевые слова в заголовок, краткое и расширенное описание. Первоочередная задача — привлечь пользователей к установке, поэтому мы не пишем лишённые смысла и напичканные ключевыми словами тексты. Не перегружаем текст, «интегрируем нативно». Текст заспамлен ключевыми словами. Так делать не надо!

В работе используем лайфхаки:

  • Больший вес имеют ключи, включённые в заголовок.
  • Чем лаконичнее — тем лучше, никто не станет тратить время на чтение длинного описания.
  • Пишем описание, чтобы его можно было использовать и для App Store.
  • Не переживаем насчёт форм и склонений слов в русском языке, алгоритм Google Play отлично работает с русским синтаксисом.

Учитываем специфику индексации App Store

Используем дополнительные локализации

В App Store количество символов, которые используются для ключевых слов, ограничено — всего 160 символов, чтобы вставить лучшие ключи из семантического ядра. Однако есть уловка, позволяющая расширить количество символов за счёт внедрения дополнительных локализаций.

Для русского языка мы расширяем количество символов в три раза с помощью украинской и британской локализаций. Это увеличивает количество доступных символов до 480.

Кстати! Весь контент дополнительных локализаций может быть сделан на русском языке.

Формируем строку ключевых слов и заголовки

Начинаем заполнять строку ключевых слов. Выявленные ключевые фразы разбиваем на отдельные слова и разделяем запятыми без пробелов. Слово с опечаткой, имеющее высокий поисковый трафик, сопровождаем верно написанным вариантом.

Частые проблемы при заполнении строки ключевых слов

Обращаем внимание на важные правила:

  • Заголовок и подзаголовок имеют больший вес при индексации, вставляем туда ключевые слова с большим трафиком и меньшей конкуренцией.
  • Слово в разном числе, склонении, времени воспринимается алгоритмом как разные ключи, поэтому используем слово в разных формах (купил, покупаю, купили).
  • Использование названий конкурентов в строке ключевых слов формально запрещено, однако на практике используем, если название конкурента — это не эксклюзивное название бренда, компании или приложения.
  • Заголовок, подзаголовок и строка ключевых слов в одной локализации образуют систему, все слова которой суммируются между собой и складываются во фразы (при этом ключи между разными локализациями не суммируются).

Дизайн и графическое оформление

На обработку визуальных элементов мозгу требуется меньше времени, чем на прочтение текстов. Поэтому иконки, скриншоты и видео — первое, что видит пользователь на странице приложения. По данным исследований, человек принимает решение об установке приложения менее чем за 3 секунды. За это время по визуальным элементам пользователь должен понять функциональность приложения.

Мы создаём визуальные элементы в соответствии с правилами Apple и Google. Кроме того, изучаем визуальное оформление страниц конкурентов, отмечаем плюсы и минусы, берём идеи на заметку.

Приложение — индивидуальный продукт со своей особенной аудиторией. Не копируйте у других, но опирайтесь на их опыт.

Создаём иконки приложений

Часто иконкой служит логотип, адаптированный под требования маркетов. Иконки создаём по гайдам, установленным Apple и Google:

При создании иконки придерживаемся правил:

  • Иконка должна передавать ключевую функциональность приложения и привлекать внимание.
  • Не перегружаем, делаем в тренде минимализма.
  • Учитываем, как она будет выглядеть на разном фоне и среди других иконок.
  • Сочетаем со скриншотами и дизайном приложения.
  • Создаём несколько вариантов и проводим A/B-тест для выбора лучшей.

Готовим скриншоты приложения

Большинство пользователей не читают описание и принимают решение о скачивании импульсивно, исходя из визуальной составляющей. Мы делаем скриншоты, которые за несколько секунд рассказывают, почему пользователь должен скачать приложение. Как и иконку, скриншоты делаем в соответствии с техническими требованиями:

При создании скриншотов также придерживаемся правил:

  • Обрабатываем скриншоты и делаем их визуально приятными.
  • Рассказываем о функциональности приложения и выделяем конкурентные отличия.
  • Текст должен быть читаемым ещё на этапе превью.
  • Анализируем скриншоты у конкурентов и популярных приложений.
  • Используем горизонтальные скриншоты, если это уместно (наиболее приемлемы для игр).
  • Вовремя обновляем скриншоты, чтобы они были актуальны.
  • Локализуем под целевые страны.

Готовим видео

Видео способно увеличить коэффициент установок приложения более чем на 25%, а пользователи, посмотревшие видео, в 3 раза чаще устанавливают приложение. Технические требования от Apple и Google к созданию видео:

Правила для загрузки видео читайте в справочном центре Google.

При создании видеопревью пользуемся следующими практиками:

  • Смотрим видео конкурентов и популярных приложений, черпаем идеи.
  • Первые 15 секунд самые важные, делаем их интересными и информативными.
  • Не перегружаем видео информацией и не делаем его длиннее 30 секунд.
  • Оптимизируем видео для беззвучного режима.
  • Корректируем видео при изменении интерфейса или функциональности приложения.
  • Думаем о том, как видео будет выглядеть на разных экранах, будет ли текст читаемым.
  • Добавляем призыв к действию.

Работаем с оценками и отзывами

Средняя оценка приложения и количество отзывов влияют на скачивания. Многие компании предлагают купить положительные оценки и отзывы. Это не только запрещено правилами App Store и Google Play, но и может ударить по репутации приложения: купленные отзывы всегда выглядят однотипно и фальшиво.

Мы не закупаем отзывы, а, напротив, стимулируем реальных пользователей давать обратную связь. Даже пользователя, который поставил низкую оценку, можно переубедить. Поэтому мы всегда отвечаем на отзывы, помогаем решить проблемы при работе с приложением, прислушиваемся к идеям. Пользователи приложения — это тестировщики, которые бесплатно работают в полевых условиях.

Реальные отзывы о приложении — лучший индикатор того, как следует развиваться.

Мы увеличиваем количество положительных отзывов и сокращаем негатив не прибегая к сомнительным методам благодаря простым правилам:

  • Отвечаем на отзывы пользователей как можно быстрее.
  • Помогаем решить проблемы, благодарим за отзыв и помощь в развитии приложения.
  • Отвечаем не только на негативные, но и на позитивные отзывы.
  • В ответах и описании пишем адрес для связи, часть недовольных напишет в почту.
  • Не стесняемся жаловаться на отзывы, которые содержат ненормативную лексику или несуществующие проблемы.

Лайфхак: пишем свой отзыв и время от времени обновляем его текст — так положительный отзыв всегда остается в топе.

Кроме того, мы перехватываем пользователей ещё до того, как они напишут отрицательный отзыв:

  • Внедряем форму обратной связи или чат, где оперативно отвечаем и помогаем решать трудности.
  • Делаем форму оценки, в которой при выставлении положительной оценки происходит редирект пользователя в маркет, а при отрицательной появляется окно для введения отзыва, который отправляется нам на почту.
  • Предлагаем оценить приложение после совершения положительного действия: пройден уровень, совершена покупка и т.д.
Предлагаем оценить приложение после оформления заказа
Минимизируем негатив в отзывах благодаря форме обратной связи внутри приложения

Не забываем про обновления и release notes

Release notes — примечания к версии продукта, в которых описываются изменения между выпускаемой и предыдущей версиями. Замечания к обновлению — один из каналов для общения с аудиторией, поэтому мы не пишем «поправили баги», «улучшили приложение», а используем потенциал этого канала.

Пишите release notes для пользователя, а не разработчика. Пользователю не важно, как вы запилили очередную классную фичу на бэке. Лучше расскажите, как изменится пользовательский опыт после обновления.

Мы формируем release notes из блоков, которые применяем (и меняем) в зависимости от ситуации. Выбираем тон, наиболее подходящий для общения с аудиторией.

Рассказываем, какой профит получат пользователи, если установят обновление:

  • «В текущей версии вы сможете управлять своими сделками в личном кабинете».
  • «Теперь вы сможете узнать об актуальных акциях даже если пропустили уведомление».
  • «В новой версии приложения вы сможете находить картины по фото и делиться ими с друзьями».

Благодарим пользователей:

  • «Спасибо, что используете приложение!»
  • «Спасибо, что вы с нами!»

Инициируем действие:

  • «Попробуйте!»
  • «Убедитесь сами!»

Сообщаем о том, что прислушиваемся к отзывам и мнению пользователей:

  • «Мы исправили критичный баг, который приводил к закрытию приложения. Спасибо, что помогаете сделать приложение лучше!»
  • «Спасибо за ваши отзывы. Мы оптимизировали работу приложения и исправили баги».
  • «Мы выпускаем обновление, которое вы так долго ждали. Наконец, приложение доступно на iPad!»

Добавляем добрые пожелания:

  • «Желаем удачных покупок!»
  • «Желаем хорошей дороги и попутного ветра!»

Заключение

Правильная оптимизация гарантирует, что приложение найдут именно те пользователи, для которых оно действительно полезно. На ASO не следует экономить: время и деньги, вложенные в оптимизацию, многократно окупаются.

Так, благодаря оптимизации Bosco Online приложение резко повысило свои позиции по ключевым запросам в App Store. Это привело к увеличению поискового трафика: приложение стало отображаться в маркете в 3 раза чаще, а количество установок увеличилось на 46%.

Благодаря ASO мы смогли привлечь активную целевую аудиторию, и количество покупателей выросло на 15%, а средний чек увеличился на 32%.

Помните, что одного ASO недостаточно: необходимо проводить комплекс мероприятий по продвижению. Реклама повышает количество установок приложения, что, в свою очередь, поднимает его в топ. Чем выше приложение в топе, тем больше органических, а, значит, бесплатных установок оно получит.

Подведем итоги

Чтобы провести ASO, необходимо:

  • Выделить семантическое ядро приложения и создать список ключевых слов, чтобы индексация прошла успешно.
  • Вставить ключевые слова в текстовые элементы, чтобы заинтересованные пользователи могли легко найти наше приложение.
  • Подготовить качественные и информативные иконки, скриншоты, видео, которые заинтересуют пользователей.
  • Работать с пользователями, формировать лояльную аудиторию, повышать количество положительных отзывов и оценку приложения в маркете.
  • Постоянно улучшать качество приложения и выпускать обновления.

ASO необходимо как для новых приложений, так и для приложений, набравших десятки и тысячи установок. Никогда не поздно найти свою аудиторию и стать лучше! Если вы хотите повысить популярность вашего приложения или разработать новый продукт, мы готовы помочь.

{ "author_name": "Alexandr Naumenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 16, "likes": 16, "favorites": 168, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 128119, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 May 2020 09:06:07 +0300", "is_special": false }
0
16 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

спасибо, буду использовать как инструкцию

Ответить
2

Давид, мы рады, что статья оказалась полезной для вас. Успехов в работе!

Ответить
0

Извините, не удержался

Ответить
1

Спасибо !!!!

Наконец-то вся нужная информация в одном месте.

Ответить
0

Андрей, это вам спасибо за такую хорошую оценку)

Ответить
1

Тема норм, все по делу)

Ответить
0

Давид, спасибо!

Ответить
0

А как разработчик может пожаловаться на отзыв, стесняюсь спросить?

Ответить
1

Дима, выделила на скриншотах из консолей поля для подачи жалобы на отзыв. Первый скрин для App Store, второй для Google Play.

Ответить
1

Блин, я все это время отвечал на отзывы из приложения для андроид. Не знал что в консоли есть такая фича. Спасибо большое, Мария)

Ответить
0

Обрабатываем скриншоты и делаем их визуально приятными.

Не хочу показаться грубым, но у вас максимально пресные скриншоты. У многих маркетплейсов (они вам конкуренты?) гораздо лучше.

Используем горизонтальные скриншоты, если это уместно (наиболее приемлемы для игр).

Проводили тестирование и сравнивали у каких скриншотов больше установок? Вайлдберриз и дром (то, что вспомнилось сразу) использует горизонтальные. Топовые приложения, далеко не игры.

Ответить
1

Скриншоты Ozon действительно выглядят замечательно и креативно! A/B- тестирование вертикальных и горизонтальных скриншотов мы не проводили.  Спасибо за идею и комментарий.

Ответить
0

Интересно вы сравнили иконки. Вот эту добавили как отрицательный пример, хотя иконка хорошая, о чем можно судить по кол-во отзывов и месту в топе.

Ответить
0

На место в топ валяет ряд параметров описанных в статье, в том числе и реклама. Игры — отдельная категория приложений. Иконки такой стилистике вполне уместны для них. Более того, большинство игры имеют подобную стилистику иконки.

Ответить

Прямой эфир