{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как создать бренд для стартапа. Гайд по развитию в 2020

Часто, начинающие предприниматели задаются вопросом “стоит ли заниматься брендингом”. На практике, многие экономят на создании бренда и считают, что создание продукта — первичная задача. В этой статье вы узнаете, зачем и как брендировать стартап с нуля.

Что такое бренд и брендинг

Бренд — это комплекс представлений, ассоциаций и эмоций в сознании потребителя.

Брендинг — это маркетинговая стратегия, главная цель которой — сформировать нужное компании представление, ассоциации, эмоции в сознании потребителя.

Стратегия включает в себя создание названия, слогана, логотипа и других дизайн-нюансов (например, определенные символы и цветовая палитра), по которым можно отличить компанию от конкурентов.

Главная цель создания и развития бренда — повысить лояльность покупателей. Лояльные клиенты — это люди, которые привыкают, привязываются, покупают продукт определенной компании и, по случаю, рекомендуют его близким. При этом, приверженный потребитель выберет продукт знакомой ему компании, несмотря на наличие аналогов.

Роль брендинга для стартапов

Джеральд Зальтман (профессор Гарвардского университета, автор книги «Как думают клиенты: основные идеи рынка») утверждает, что 95% решений принимаются покупателем подсознательно. Каждый из нас держит в голове названия 1-3 крупных бренда, которые имеют репутацию на рынке, собрали вокруг себя лояльных и приверженных потребителей. Это говорит о том, что в 95% случаев, клиент автоматически выберет продукт известной ему корпорации. Только в 5% случаев, потребители обращают внимание на новые для них продукты, руководствуясь какими-либо другими факторами.

Все еще сомневаетесь, что стоит инвестировать в создание бренда? Возможно, вас убедит статистика, приведенная ниже.

Как привлечь внимание к бренду

Привлечь внимание к начинающему проекту можно, разработав запоминающуюся рекламную кампанию бренда. Постарайтесь как можно динамичней представить бизнес и его преимущества над конкурентами.

К брендингу важно отнестись как к первому свиданию. Пытаясь произвести приятное первое впечатление, каждый выбирает лучшую комбинацию одежды, переодеваясь по 10 раз. Потом, важно оставаться дружелюбным, соблюдать манеры, слушать и говорить уместные вещи самому. Так вот, логотип вашей компании так же важен как и рубашка, которую вы решили надеть.

Вырастить базу потребителей можно за счет качества продуктов, их практичности, функциональности и ценовой доступности.

Что говорят о брендинге основатели лидирующих на рынках компаний

Многие стартапы и основатели бизнеса говорили о том, что такое бренд и как сильно он повлиял на развитие их бизнеса.

Ваш бренд — это то, что другие люди говорят о вас, когда вас нет в комнате

Jeff Bezos, основатель и глава Amazon.com

Интернет позволил мониторить происходящее в этой комнате 24/7. Изучайте отзывы и то, что люди говорят о вас, старайтесь чтобы их мысли не противоречили ценностям проекта.

Если люди считают, что они разделяют ценности с компанией, они останутся лояльными к бренду

Howard Schultz, CEO Starbucks

При этом, компания — это отражение вашего мышления, характера и принципов. Не копируйте тактику продвижения других компаний, придумайте что-то свое.

Многие компании хотят, чтобы их бренды отражали идеализированный и совершенный образ. Как следствие, их бренды не приобретают ни текстуры, ни характера, ни общественного доверия

Richard Branson, основатель Virgin Group

Это все говорит о важности личности и убеждений лидера команды, работающей над проектом. На основателе лежит большая ответственность, но он может действительно многое изменить.

Хорошо, с ролью брендинга в развитии стартапа мы определились. Теперь обсудим то, как реализовать эту стратегию на деле. Описанная ниже стратегия была проверена на американском ритейл-проекте по продаже веганских, CBD-лакомств для собак.

10 этапов стартап-брендинга

1. Вернитесь к истокам

Вернитесь к началу своего пути и опишите личную историю как основателя проекта. Вспомните момент, когда впервые подумали создать свое предприятие, то какими принципами руководствовались и т.д. Может на вас повлияло место, где вы родились или учреждения, в которых учились. По мере того, как “копаетесь” глубже, вы поймете правду, стоящую за мотивацией начать свой бизнес в определенной нише.

2. Сформируйте слоган

Подумав над своей историей, выделите ключевые факторы, которые станут основным слоганом компании и голосом бренда. Самый простой способ — записывайте каждое приходящее в голову слово, когда думаете о себе и своем бизнесе. Это может быть “качество”, “честность”, “деньги”, “люди”, “семья” и любая другая мысль. Выписав все слова, выделите три ключевых, которые комплексно опишут атмосферу в компании. Потребители должны иметь возможность прочувствовать дух компании.

На примере стартапа по лечению собак CBD, его основатель пришел к словам “лояльный”, “теплый” и “уверенный”. Уверенность проявлялась в том, что нужно сосредоточиться на конечном результате, который принесет продукт; теплота — в том, что бренд передавал теплую домашнюю атмосферу; лояльность — в глобальном стремлении достичь лояльности между клиентом и компанией, компанией и собаками, собаками и их владельцами.

3. Выберите название компании

Существует несколько важных факторов, которые следует учесть при нейминге компании:

  • Простота написания. Существует множество примеров, когда основатели называли свой бизнес сложно. Люди не запоминали правильного названия бренда и не могли найти информацию о нем, что влияло на репутацию и рейтинг в поисковых системах.
  • Запоминаемость. Подобно орфографии, люди могут попросту не вспомнить названия. Имя должно быть коротким, лаконичным, уникальным и, желательно, прививать определенные ассоциации.
  • Масштабируемость. Предусмотрите, чтобы название бренда можно было видоизменить и расширить. Например, название «Nuts of Athens, Ukraine» может стать идеальным дескриптором для бизнеса сейчас, но что если вы расширите ассортимент и захотите изменить флагманский продукт? Представьте, если бы Джефф Безос назвал свой бизнес «BooksOnline» вместо «Amazon».
  • Доступность. Самый простой способ — быстрый поиск в Google с последующим анализом доменного имени. Если домен «.com» для нужного вам имени уже занят, стоит подумать над вариантом названия получше.

Например, создатель CBD-лакомств хотел использовать слово “feels” в названии компании. Но, к сожалению, уже существовала компания под названием «Feals», которая также занималась CBD. Вернувшись к мыслям о названии, фаундер решил оттолкнуться от слова “puppy”, которое прямо ассоциировалось с собаками. К сожалению, домен “PupLeaf.com” был занят, но вот «LeafPup.com» был свободен. Последний вариант и стал окончательным.

4. Опишите миссию компании

Миссия — это основной элемент, влияющий на внутреннюю культуру и будущую стратегию продвижения компании. Ваш продукт, слоган, ценности и стремления должны быть напрямую связаны с миссией.

Например, миссия Facebook «Дать людям возможность создавать сообщества и сблизить мир»; Google — «Организовать мировую информацию, сделать ее общедоступной и полезной»; Sony — «Быть компанией, которая вдохновляет и удовлетворяет ваше любопытство». Миссия LeafPup — “Помочь животными справиться с тревогой и дискомфортом, чтобы поднять их уверенность в себе”.

5. Соберите коллаж настроения бренда (moodboard)

Создайте папку с изображениями, которые ассоциируются у вас с проектом. Пусть это не самый логичный ход, но он определенно пригодится дальше.

Как вариант, можно создать доску бренда на Pinterest и искать изображения по ключевым словам, которые связаны с вашим бизнесом. Собрав около 50 различных изображений, у вас уже сформируется общее представление о том, как будет выглядеть ваш бренд.

Коллаж бренда LeafPup передает общее настроение компании и выглядит вот так:

6. Определитесь с цветами

В этом поможет тот самый коллаж, о котором мы говорили в прошлом пункте. Вдохновитесь цветами, которые доминируют в изображениях из папки “настроение бренда”. Если, предположим, в ней доминирует синий цвет — в палитре точно должен быть какой-либо оттенок синего.

Чтобы ускорить процесс поиска цветовой палитры, используйте Adobe Color (он бесплатный). На эту платформу можно подгрузить изображения, передающие настроение бренда, а Adobe Color автоматически создаст уместную цветовую палитру.

В случае LeafPup, в большинстве изображений присутствовали цвета ранней осени: коричневые, апельсиновые, красные и нежно-зеленые. Вытащив все эти оттенки из разных изображений, основатель выбрал несколько вариантов, которые гармонировали между собой. Итог получился такой:

7. Создай свой логотип

Логотип должен ассоциироваться с ключевым слоганом бренда и сочетаться с цветовой палитрой бренда. Например, компания Airbnb очень интересно использовали ключевики для создания своего логотипа.

Любой логотип — это личность, которая должна соответствовать 3 критериям: простота, уместность и уникальность. К созданию логотипа лучше привлечь опытного человека (это может быть штатный дизайнер, аутсорс-агентство или простой фрилансер).

Протестировать лого так: дайте посмотреть на него человеку в течении 5 секунд и дайте ему листок бумаги, чтобы он перерисовал то, что запомнил. Если логотип прошел такое испытание — двигайтесь вперед.

8. Выберите свою типографику

Прежде чем вы выберете нужный шрифт, придется пересмотреть десятки или даже сотни вариантов. При этом, не полагайтесь на интуицию. Решение нужно предпринимать, отталкиваясь таких факторов, как:

Чувство, которое должен проецировать бренд. Предположим, если это дружелюбие, рассмотрите округлые и легко читаемые шрифты. Если компания проецирует уверенность, можно попробовать поработать со сжатыми шрифтами.

Функционал и контекст. В зависимости от целей и контекста, используют разные шрифты. Как минимум, отличаются стили заголовков и абзацев. В некоторых моментах, можно использовать все заглавные буквы или использовать шрифт как элемент бренда.

По мнению фаундера проекта LeafPup, сочетание шрифтов с засечками и без засечек говорит о надежности и верности. Больший размер заголовков придает уверенности, а приглушенный и мягкий шрифт основного текста придает ощущение домашнего уюта.

9. Сформируйте айдентику бренда

Теперь, имея определенные наработки для, соберите их в едином брендбуке. Это нужный и очевидный шаг на пути к созданию бренда.

Брендбук станет гидом по стилю, библией всего того, что вы будете делать в дальнейшем. Чтобы оптимизировать дизайн и внутреннюю культуру стартапа, можете обратиться помощи посредников.

10. Будьте последовательны

Несмотря на то, что брендбук сформирован, процесс развития бренда компании не останавливается. Если честно, его развитие не закончится в принципе. Главное — придерживаться сформированной айдентики бренда во всем, что вы делаете.

Отталкиваясь от созданного брендбука, создавайте любые другие вещи, которые будут связаны с проектом. Речь о сайте, визитках, упаковке, презентациях для инвесторов, мерче и т.д. Все должно соответствовать единому стилю стартапа.

Первой вещью, которой занялся фаундер LeafPup — дизайн упаковки для продукта. Важно было передать фирменный стиль и айдентику LeafPup, чтобы выделиться в отрасли.

Разработав дизайн упаковки продукта, фаундер проекта решил продумать дизайн официального сайта, для дальнейшей электронной коммерции. При этом, имея наработки и брендбук LeafPup, он создал его сам буквально за сутки.

Создав качественное руководство по стилистике проекта, будущие дизайнерские задачи будут решаться на одном дыхании. Подумав создать продающий лендинг, листовку или визитку, вы уже будете иметь на руках логотип, цветовую палитру, шрифты и примеры использования всего этого.

Кто поможет разработать брендук

Задумываясь создать перспективный стартап, важно продумать каждый нюанс первичного брендирования. Чтобы разработать качественный брендбук проекта, вы можете:

  1. Обратиться к аутсорс-агентству. Профильные специалисты помогут с позиционированием бренда, задействуют графических дизайнеров в создании брендбука, веб-дизайнеров и разработчиков в создании официального сайта и приложения.
  2. Нанять фрилансеров. Это более дешевая альтернатива аутсорс-агентства, но важно найти и коммуницировать с каждый отдельным фрилансером для реализации каждого отдельного процесса. Искать работников можно на таких площадках как Upwork, Fiverr или 99designs. Выбрать веб-мастера по портфолио можно на Dribble и Behance.
  3. Собрать штатную команду. Можно нанять людей, которые будут предоставлять услуги, работая над вашим проектом на постоянной основе. Но, на определенном этапе работы над стартапом, содержание штата сотрудников может быть нерентабельно.
  4. Обратиться к ресурсам инвестора или в инкубатор. Команда Adventures Lab, это гремучая смесь из опытных IT предпринимателей, руководителей компаний, экспертов в цифровом и партнерском маркетинге. После заключения сделки с инвесторами, вы получите нужное финансирование, поддержку в реализации и продвижения стартапа. При этом, вам помогут избежать ошибок , зададут правильный вектор развития проекта, познакомят с нужными людьми и поддержат в критический момент.

Ресурсы для самообразования

Если вы решили изучить тему создания бренда самостоятельно, самая толковая информация собрана на следующих англоязычных ресурсах:

Книги

Курсы

  • Digital Branding and Engagement” от Curtin University курс по edX, который учит, как повысить вовлеченность бренда с помощью контент-маркетинга;
  • Branding: The Creative Journey" от ie Business School — это программа Coursera, состоящая из 4-х курсов, посвященных созданию имиджа компании и генерации контента и улучшения пользовательского опыта;
  • Brand Management: Aligning Business, Brand and Behaviour” от London Business School — курс разработан для Coursera, который рассматривает бренды как источники потребительского опыта, за который несет ответственность вся организация.

Сайты

  • Brand New — сайт, на котором собрана информация о графическом дизайне, тематических мероприятиях и книгах;
  • Logo Design Love — сайт, где можно вдохновиться на этапе создания логотипа и айдентики бренда;
  • Identity Design — интересный сайт, где собраны примеры дизайна стартапов со всего мира и анализируются их визуальные отличия.

Брендирование — это работа, которая продолжается на протяжении всего жизненного цикла проекта. При этом, бренд больше связан с личностным ростом основателя компании. Первые несколько лет могут уйти на то, чтобы фаундер понял кто он есть на самом деле, спроецировал это на свой бизнес и оптимизировал брендбук, по мере продвижения стартапа. Со временем, бренд станет более зрелым, приобретет новые черты, улучшится или даже изменится до неузнаваемости.

Учтите, что мир развивается очень быстро и бренд может устаревать. Важно оперативно адаптироваться под изменения трендов, при этом, не потеряв индивидуальность бренда. Регулярно пересматривайте брендбук компании, улучшайте и актуализируйте дизайн сайта, продукта, мерча и т.д.

0
1 комментарий
Igor Igorevich

Полезная и интересная статья)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда