Кручу-верчу, или как четыре года доить собственника бизнеса

История начинается со звонка друга с просьбой помочь провести аудит всех активностей по рекламным кампаниям в одной компании. Бизнес четыре года существует и никак не может выбраться из минуса.

В закладки
Слушать

Месячный рекламный бюджет 2 млн рублей выделялся на интернет-маркетинг, что-то делается, клиенты приходят. Но чтобы выйти в ноль, постоянно не хватает в среднем 1 млн рублей.

Познакомились с собственником, адекватный мужик в возрасте, помимо этого убыточного бизнеса, есть другой, где он как рыба в воде, и он ему приносит 80% дохода, позволяющего тянуть убыточный бизнес.

Получив все доступы (телефония, коллтрекинг и от всех рекламных площадок), принялись анализировать эффективность рекламных площадок, запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)

С собственником бизнеса у него были доверительные отношения, он ему перечислял деньги по его просьбе без лишних вопросов, надо так надо, отчётности строгой по потраченным деньгам не было.

Ежемесячно маркетолог присылал файлы с расписанными затратами, что куда ушло и что себе за работу он забирает с этих денег 150 тысяч рублей и 8% уходит на налоги (6% УСН + 1% ПФР + 1% снятие с карты). Итого с 2 млн — 1,69 млн чистыми должно было распределяться по рекламным площадкам.

Магия чисел

Присланные отчёты не бились с расходами в рекламных кабинетах («Директ» — 400 тысяч рублей, Adwords — 600 тысяч рублей), в отчетах цифры подгонялись и были на 150–200 тысяч рублей больше.

В процессе выяснилось, что маркетолог на себя завернул всё:

  • SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
  • SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
  • Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
  • «Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

После запроса информации о телефонии нам прислали список номеров, их было около 20 штук, все в разнобой с разных ВАТС, («Билайн», «Манго», Comagic)

Коллтрекинг не настроен, на вопрос почему маркетолог дал ответ — он не работает. Мы понимаем, что оценить максимально точно эффективность источников не получится, на протяжении месяца сводили, отслушали более 7000 звонков, взятых за полгода.

Картинка стала вырисовываться, но нас мучал пункт «работа с подрядчиком по привлечению трафика»: отчёт по нему был просто список с номерам телефонов (маркетолог нас пытался убедить, что ребята, с кем он работает, создали тёмную SEO-сеть и оттуда идёт трафик, как они получают телефонные номера, он сам не знает)

Было понимание, что деньги расходуются неэффективно, что маркетолог замешан в темной истории, но наговаривать на него не хотелось без явных каких то доказательств.

Тёмная SEO-сеть, или как продавать свой же трафик собственнику бизнеса

Телефония была организована из сборной солянки, на «Манго» был куплен брендовый номер и на всех ВАТС номера, участвующие в рекламных кампаниях, переадресовывали звонок на брендовый номер. После месяца работы остался один вопрос: что за тёмная SEO-сеть. Как звонки из этой сети приземляются на «Манго»?

Запросили список предыдущего месяца, обнаружили закономерность, что звонки поступают только на брендовый номер, совершили обзвон всех клиентов под предлогом контроля качества обслуживания, особо результата обзвон не давал, так как все называли источник, что нашли в интернете.

Но нам улыбнулась удача, один из клиентов оказался сотрудником компании, а второй назвал источник — «Яндекс.Карты». Бинго! Полезли в историю изменений и обнаружили похожий номер, отличающийся только на одну цифру. Изменён как раз перед нашим аудитом.

Итак, что же это было.

Был куплен второй кабинет в «Манго», там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на «Яндекс.Картах» и Google Maps, дальше оттуда сыпался трафик. Имея доступ к CRM, маркетолог отфильтровывал повторных, а всех остальных предоставлял как новых клиентов с чёрной SEO-сети.

Работы на себя он взвалил много, соответственно, контекст настроил хорошо, а вот SEO, и поддержку сайта, и SMM всё в одно лицо освоить не мог, привлекал за небольшие деньги фрилансеров, ну и результат был сопоставимый с оплатой.

Урон компании:

  • SEO — 110 тысяч рублей.
  • SMM — 50 тысяч рублей.
  • Поддержка сайта — 30 тысяч рублей.
  • Черная SEO сеть — 250 тысяч рублей.

Итого 440 тысяч х 12 х 4 = 21 120 000 рублей за 4 года работы.

Если вдаваться в подробности: везде по чуть-чуть работа работалась, а с SEO за четыре года SSL-сертификат не куплен даже.

Выводы

Отсутствие контроля — путь в бездну. Один маркетолог в поле не воин. Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу.

{ "author_name": "Andrey Gerashchenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u043c\u0430\u043d"], "comments": 84, "likes": 51, "favorites": 88, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 129969, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 27 May 2020 04:40:33 +0300", "is_special": false }
0
84 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
13

Есть и другой (дополнительный, не основной) вывод: захотел сэкономить на взносах, оформил сотрудника как ИП - не удивляйся, что сотрудник тоже решит на тебе сэкономить, он же ИП и генерирует себе прибавочную стоимость, все по Марксу.

А поставил бы зп не 150 тыс, а 250 тыс и оформил бы как положено - глядишь, хитрован и не стал бы схемы мутить, а работал бы на совесть 

Ответить
37

рассуждение из серии "если бы у чиновников были зарплаты нормальные, они бы не воровали".

без контроля — все херня.

Ответить
–14

Они бы воровали меньше

Ответить
1

А, может, и не меньше. ;) Просто это был бы приятный бонус. :D

Ответить
0

Сргласен, может быть, а может и не быть. Но человек с маленькой зп и возможностью украсть, когда рядом лежат миллионы - сделает это почти наверняка

Ответить
1

Судя по расследованиям того же Навального, им сколько не дай - всё мало.

Ответить
–1

Ну раз тот же Навальный сказал, тогда и обсуждать нечего

Ответить
3

Собственно каждый волен сам решать как устраиваться. И как распоряжаться выделяющимися на сотрудника деньгами. А судя по истории этот персонаж сам был рад устроиться в качестве ИП и возможно не только этого богатенького Буратино доил, а еще и других.

Ответить
5

Волен, да не совсем (ТК РФ не дает выбора как оформить сотрудника - как ИП или по трудовому договору). Но суть не в этом.

 Если решил сэкономить на трудостройстве и зп, очень наивно полагать, что "сэкономоленный" сотрудник имеющий доступ к твои деньгам и продажам не воспользуется случаем "компенсировать" 

Ответить
0

Волен сам решать как взаимодействовать с компанией. Устроиться к ним как сотрудник. Или работать как индивидуальный предприниматель. Уточняю если было не понятно из моего комментария. Воспользоваться деньгами в корыстных целях может и просто херовый сотрудник. Как? Например выбрать подрядчика и взять откат. Или договориться еще о каких то хитрожопных условиях. ИП это не показатель хитрожопности. Не надо судить о всех по крайне сомнительным личностям.

Ответить
0

Вряд ли маркетолог был не в штате из соображений экономии. На взносы по его ип уходило 160к рублей при зарплате 150 тысяч, эти цифры есть в тексте и это больше зарплатных налогов. 

Ответить
0

Там математическая ошибка. 150 т.р. + 8% получилось почему-то 310 т.р.

Ответить
0

Не с математикой всё ок, т.к. на УСН 6%  платишь с захода, т.е. 2млн упало, ты с этой суммы уже забираешь 7% далее переводы на карту 1% от суммы

Ответить
0

А в чем был смысл такой идиотской схемы? Почему этого ИПшника не перевели на Доходы-Расходы, чтобы не терять минимум 140 тысяч в месяц на налогах.

Ответить
0

Почему такая схема, я не могу знать, но склоняюсь к тому, что он не хотел особо заморачиваться с отчётностью. ИПшнику.  Собственник 90% время уделял первому бизнесу связанному с гос. контрактами, здесь я так понял этого человека привели и познакомили дав рекомендации, что всё разрулит. ГД - присутствует номинально, коллективом и компанией не рулит.

Ответить
0

Вы поймите, та всем было похуй, собственнику в том числе :)
Таких работники называют "тёплыми" и доят до последнего.

Ответить
25

Тяжело читать текст с недостачей запятых и без вычитки. История крутая, вы молодец. Что стало с этим маркетологом потом? Два года давать деньги немалые на реклама в интернете - а что за бизнес?

Ответить
3

Маркетолог покинул компанию с большим скандалом, где он сейчас не известно....

Ответить
0

На своей вилле отдыхает от праведных трудов, очевидно)
Наконец-то появилось время для себя.

Ответить
0

Наверное маркетолога отправили на дно мексиканского залива:)
Ну если честно таких историй вагон и маленькая тележка.
Лично знаком с владельцем бизнеса рекламный директор которого продолжал покупать ссылки уже тогда когда Яндекс в Минусинск всех отправлял.
Дело кончилось завершением бизнеса. Достаточно крупного

Ответить
3

Да, сейчас же сайты в топах без ссылок стоят. Вы больше Яндексу доверяйте, выдачу самому проверять, конечно же, не надо.

Ответить
0

Угу, учитывая как с мая у Яши выпали из топа куча экспертных-сайтов с отличными параметрами, а на их место поставили лендинги и заброшки.

Ответить
0

И где в этом мессадже связь со ссылками? Пример в студию конкурентного ключа дайте, где хотя бы топ 3 без ссылок

Ответить
0

А доверять Яше надо только в разрезе ссылочного?
Я от том насколько он вообще непрозрачен и мало соответствует собственным же рекомндациям

Ответить
12

"Месячный рекламный бюджет - 2 млн. выделялся на интернет маркетинг, что то делается, клиенты приходят"
т.е работа шла

"запросили у действующего маркетолога финансовые отчеты по поступлению денег ему на счёт (маркетолог работал как ИП)"
т.е отношения уже b2b - между компаниями, при этом вам пошли на встречу и выдали фактически коммерческую тайну (финансовые отчеты по поступлению денег)

"что за тёмная SEO сеть?"
ну например та, что может навредить репутации компании

"Был куплен второй кабинет в манго, там куплен на одну цифру отличающийся номер, и этот номер был установлен на яндекс и гугл картах, дальше оттуда сыпался трафик"
т.е работа шла, причем без риска ущерба репутации для компании

"Урон компании"
Ну я конечно рядом не стоял и свечку не держал - но все написанное очень похоже на пост-обоснование смены подрядчика, особенно финальный аккорд:
"Если вдаваться в подробности, везде по чучуть, работа работалась, а с SEO за 4 года SSL сертификат не куплен даже....."

 полагаю 'адекватный мужик в возрасте' - собственник скоро будет платить не 2 млн в месяц а все 20 - солидный бюджет для солидных господ :)

Ответить
2

Подрядчик сменился, но это не мы) набрали в штат людей на соотвественные должности.

Ответить
2

Если бы я был тем маркетологом - вы бы получили исковое заявление в суд по поводу защиты деловой репутации. Еще полагаю вашему 'другу' собственнику тоже не очень понравится если его в публичном пространстве характеризуют как 'того кого доят', как думаете?

Ну и цифры опять же: вы точно уверены что весь интернет должен знать сколько в компании составляет рекламный бюджет ( до рубля ),  особенности разбивки трат по работам подрядчика и тд?  Нет ли тут нарушения коммерческой тайны?

Вообщем по-сути вы своей статьей поставили под сомнение профессиональные и деловые компетенции предпринимателя, без прямых доказательств. Плюс сами же нанесли вполне конкретный репутационный ущерб компании вашего друга.

Все понимаю, хотели как лучше, вполне может быть что маркетолог был реальным злодеем, но голову все же постарайтесь включать на будущее.

Ответить
5

Я бы не согласился с Вами, в статье нет не имён, не названия компании, обезличенная информация.
По Вашей логике любой детектив можно прировнять к разглашению коммерческой тайны и разглашения следственных действий.
Я лишь поделился кейсом, какая возможна схема обмана.
У нас в стране много любителей отмолчаться, я не я мая хата с краю, я бабки получаю, сижу хорошо не буду высовываться, все же мутные темки мутят, а я чем хуже?
Отсюда рука руку моет, а когда вскрывается и берут за жопу - я бы ВАС ЗА СУДИЛ....... 

Ответить
0

И то и другое ( компанию и имена ) вполне легко и просто найти, суду важно что вы по работе имели подтвержденное отношение - тот же договор, показания свидетелей на работе и тд. Т.е сам посыл что такое обезличивание спасет  - не верен.
Про все остальное: еще раз, меня там не было, судить кого-то заочно не считаю разумным.   

Ответить
0

исковое заявление в суд по поводу защиты деловой репутации

И получил бы 5 тыс руб если бы доказал связь публикации с конкретными лицами.

Ответить
10

по чучуть

Мои глаза...

Ответить
9

Отдельный жанр в диджитале - ругать предшественников - маркетологов, разработчиков, менеджмент.

Ответить
2

Этот жанр везде, особенно когда делаешь аудит, сколько людей столько и векторов развития. 

Ответить
0

это не только в диджитале. Редко где можно услышать похвалу в адрес предшественника.

Ответить
0

Тем элегантнее и достойнее выглядят те, кто молчит в адрес предшественника или даже (о боже) хвалит\одобряет.

Ответить
1

Неа, это для вас, а остальным сразу видно, что лох и не разбирается ни в чем.

Ответить
0

А вы эксперт в остальных?

Ответить
0

Есть ещё тактика - насолить перед уходом. Например не отдать метрику.
От нас клиенты уходили, мы всегда все доступы даем, консультируем как лучше работать. Потом возвращаются.

Ответить
0

Самая выигрышная стратегия, как вы описали. В долговременной перспективе всегда выгодно быть молодцом, хорошо делать свою работу и не втыкать копья в спину (кому бы то ни было).

Ответить
0

Сантехники, строители, ремонтники итд

Ответить
6

Как я понял из статьи, маркетолог занимался вот чем:
1. Создал кабинет в Манго и настроил телефонию (по документации можно настроить за полдня, даже если ты полный ноль)
2. Управлял СММ, трятя 50к в месяц (один раз нанял студента, который все делал, и перечислял ему зарплату, равную 50к минус собственная доля, размер которой зависит...не знаю, от прихоти, настроения)
3. Вёл кампании Директа и Гугла (ну ладно, это ок)
4. Зарегистрировал контору на Яндекс Картах
5. Всякие мелкие работы по сайту, типа ссылка на картинку побилась, надо написать вебмастерам, чтобы пофиксили

И вот за это получают 150к? За это? И я даже не беру в расчет доход от мошенничества!

Дайте пожалуйста контакты этой организации, я хочу работать там маркетологом. Без мошенничества, клянусь, всё по честному! Опыта, правда, нет, но это не страшно, там делать всё равно почти ничего не надо. Покурю мануалы Гугла и Яндекса, по ходу дела разберусь, чо как. 

Ответить
2

Есть одно важное отличие, он умел обманывать, а вы нет. У любого агентства таких кейсов тонна, про обман.

Ответить
6

неплохо... 440+150з/п =590 в месяц чел поднимал на ровном месте. 

Ответить
1

Ну почему на ровном? Работа делалась

Ответить
1

делалась, только такая работа стоит 1/10 этих денег)

Ответить
0

А вот это уже субъективная оценка ))

Ответить
0

как и оценка любой работы))

Ответить
0

Так я не оцениваю работу, просто говорю сам факт работы есть ))

Ответить
0

этого отрицать нельзя, да

Ответить
6

Ребят, ну выдохните. Написано взахлёб. Перепишите эту историю чуть медленнее. Я понимаю, захватывающая, но и о нас подумайте.

Ответить
1

Ага, можно расширить статью до серьёзного рассказа, а потом и до книги "как заработать в эпоху интернет рекламы..темные воды seo."

Ответить
1

Сорян, писал в ночи, под винишко

Ответить
4

Могу позавидовать людям у которых такие продажи что можно так не считать расходы на рекламу)))

Ответить
2

Автор, исправьте, пожалуйста, ошибку в подзаголовке "Магия числе"

Ответить
1

не надо
прикольно смотрится)

Ответить
0

Это продающий заголовок

Ответить
2

Я так понял, что в результате титанических усилий бизнеса и автора, бизнес  будет всего-лишь приносить 0, не -1 мил/месяц

Ответить
0

В виду пандемии у меня прогноз, что свернётся лавочка.
Там в каждом подразделении есть свои проблемы.....
Ну и наша задача была провести независимый аудит

Ответить
2

То есть чтобы отправить 1млн в месяц на контекст, эту сумму прогоняли через ИП и уменьшали на 8% налогов (на самом деле на 7%, так как выводить 1млн на карту и с нее оплачивать контекст - совсем верх идиотизма). Я не удивлен, что собственник 4 года не парился, если дарить государству 80 тыс в месяц для него в порядке вещей. Один вопрос бухгалтеру (даже самому неопытному) мог не только сэкономить почти 4 млн, но и получить возврат НДС с 48 млн. 

Ответить
0

Там УСН - 15 у компании, работуют без НДС

Ответить
0

Ну значит налоговую базу снизить на эти 48 млн, 15% от них тоже нифиговый профит

Ответить
2

«Он был уволен, со скандалом»
🤣🤣🤣🤣😂😂😂😂

Ответить
1

"Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу."

Вывод - прошаренных маркетологов на работу не брать! Я же правильно понял мораль?

Ответить
–1

Без должного контроля мысль верная

Ответить
6

По моему опыту, тут прям КОМБО. Три грубейших ошибки в одной:

1. Нанимать в штат одного маркетолога, который и швец, и жнец, и на дуде игрец. Ну не бывает так, чтобы один человек делал в направлении маркетинга всё сразу и нормально. "Качественно и эффективно" и "В одно лицо" - это взаимоисключающие вещи. Качественно и эффективно может работать только команда. Хотя бы из 3-4 человек, из которых один - руководитель направления и несет ответственность за результат. Увы, раз за разом вижу эту картину, когда в компании искренне верят, что один маркетолог в одно лицо, и желательно за зарплату тысяч 50-70 (в Мск) или (20-30 в регионах), обязательно выведет их бизнес на новый уровень, увеличит продажи в 146 раз за полгода. При том он всё по максимуму должен делать сам руками, и быть еще и руководителем направления в одном флаконе.

2. Отдавать работы какому-то человеку-фрилансеру, а не студии или команде. Экономия на подрядчике еще никому не выходила плюсом. Видимо, директор из того сорта людей, кто приходит на FL/Kwork/вписатьнужное и хочет чтобы ему сделали современный интернет-магазин под ключ за 10 000р, а потом продвижение в ТОП по Москве за 5000р/месяц. Кроилово ведет к попадалову - это базовая истина, как ни крути.

3. Отсутствие контроля - да. Но у меня тут невольно возникает вопрос, что это за успешный бизнесмен такой, и что за успешный второй бизнес, если человек элементарно не владеет азбучными бизнес-процессами и не является руководителем? Почему не интересовался результатами? Почему не сравнивал с другими потенциальными подрядчиками? Короче, мутный там не только маркетолог. Там, видимо, во всей истории, контест "кто мутнее".

Ответить
0

Первый бизнес это мед оборудование, гос контракты и клиент сами поиходят из частных клиник. В свое время еще когда небыло интернет маркеттнга захватили рынок.
Второй бизнес убыточный это частная клиника сфера не знакомая опыта нет, но решил попробовать.

Ответить
3

Простите, не хочу никого оскорбить или обидеть. Но просто на дворе 2020 и уже лет 10 как надо быть грамотным, чтобы не утонуть и иметь прибыльный бизнес. Ситуация не единичная. Я таких бизнесменов из 90ых встречаю регулярно в виде заказчиков. В принципе, слова "госконтракты" достаточно. Дяде нужно срочно всё бросать и бежать учиться заниматься бизнесом, а не госконтрактами.

Ответить
1

Видимо он на гос контрактах так же мутил как его маркетолог)

Ответить
1

Вот и я об этом шучу)

Ответить
0

Вот это да... прямо все бросать и бежать учиться... Написано же что у дяди все хорошо, человек немолодой, а потери на этом бизнесе я так понимаю небольшие.

Ответить
0

1 — зарплата немного другая, здесь человек в районе 150 в месяц получал, а не 30-70 :))
2 — я сомневаюсь, что здесь собственник знает, что такое фриланс биржи.

Здесь проблема не на уровне маркетинга, а на уровне всего бизнеса. Человек не желает вникать в операционное управление, но не назначает менеджера, не создает управленческой команды, для контролирования и выстраивания процессов, в том числе маркетинг.

Подобные истории частое явление, когда есть человек поднявшийся на гос.деньгах и рядом проходимцы, которые тырят у них деньги. Тут можно порадоваться за первых - потому что у них есть деньги, а за вторых - потому что у них есть возможность просто так зарабатывать (не совсем зарабатывать) эти деньги :)

Ответить
0

Помог другу по братски. Дружба видимо после этой истории кончилась?)

Ответить
1

Ну раз отдавал бабки все эти годы, значит все устраивало? А сравнить что предложат другие за такую же сумму не судьба?

Ответить
1

Обычно все это происходит от жадного хози, который думает что один человек со всем справится

Ответить
1

Если там такой бардак, то и акты с ип наверно не подписаны, так что...

Ответить
1

Суровая Стори бро

Ответить
1

Знакомая ситуация. Познакомился с человеком по необычному бизнесу, ну и дела с партнерами пошли плохо, разошлись они. А поскольку владелец производства решил восстановить каналы продаж - начал искать тех, кто это сделает.

Нашел 1, 2, затем третьего маркетолога/директолога, постепенно узнал, что там идет "обман") То есть в неделю скидывает 15-25 т.р. на рекламный бюджет, а к делу, когда стал поджимать кризис и сказалось на заказах, попросил отчеты или сам зашел в кабинет, куда вообще никогда не заходил и позвонил, за одно, в поддержку Яндекса, чтобы помогли разобраться (конкретно по деньгам, где это посмотреть).

Увидел, что из 15-25 т.р. в кабинет доходили только 7-8 т.р. в неделю.
Что его разводят, понял после 3 человека, так как до этого доступы не спрашивал у двух ранее.

Ну, и, теперь, он, конечно же, менее доверчив. Однако, сейчас, я показал ему всё подноготную, без заумных терминов, а обычным языком. Продажи раскачали, так как сезон и пошли другими каналами. Но не об этом речь, а об отношении к исполнилю.

Далее,
Эту тенденцию я очень сильно заметил, что РЕАЛЬНО есть такие люди и их много, кто не понимает за что платит.

У меня появляется вопрос, какого фига?)

Хотя ответ приходит сам собой. Специалист своего дела - не продажник, не тратит кучу времени на само-упаковку, а не-специалист, но продажник - умеет это делать, так как это приносит оплаты. Вот так и живем. У кого язык длинный и совесть пережата - деньги лупит лопатой)

А кто занят сам, но немного не так себя оценивает или не снимает о себе какой либо контент в реал-тайм, например на ютуб, ищет клиентов по чатам и группам, отнимая и своё время.

PS:
"Прошаренный маркетолог — проблемы бизнесу", возможно.
Однако, если сам вырос из бизнеса в маркетолога, и бизнес был не один, то всё здорово, умеешь считать рентабельность, а не "классные" цифры.

Ответить
1

сгубила жадность, мог нанять белорусов на фрилансе и все бы делали - комар носа не подточит, но на карман бы, конечно, уже чуть меньше пол-ляма в месяц оставалось

Ответить
–1

В процессе выяснилось, что маркетолог работал еще и как:

SEO — 110 тысяч рублей в месяц.
SMM — 50 тысяч рублей в месяц.
Поддержка сайта — 30 тысяч рублей в месяц.
Работа с подрядчиком оплата за приведённого клиента (забегу вперёд, мы сюда вернёмся) 250–300 тысяч рублей в месяц.
«Яндекс.Карты», Zoon, 2GIS.

Ответить
0

А чего не посадили товарища? 

Ответить
0

Собсно за что?

Ответить
0

Конкретики не увидел...

Ответить
0

Если доверенный компаньон не заинтересован в получении прибыли, а сидит на подачках собственника , зачем менять ситуацию?!  

Ответить

Комментарии