Компания с оборотом в 200 млрд развивается по принципам стартапа? Заметки с экскурсии во ВкусВилл

Несколько месяцев назад мы с моим бизнес-клубом Reforma ходили на экскурсию в офис ВкусВилл. Нам провели тренинг по практикам клиентократии и рассказали, по каким принципам и моделям управления развивается компания. Делюсь ключевыми тезисами, которые я вынесла для себя.

Компания с оборотом в 200 млрд развивается по принципам стартапа? Заметки с экскурсии во ВкусВилл

Сделаю небольшое отступление и скажу, для чего мы вообще делаем такие события в Reforma. Мне кажется очень важным перенимать опыт других компаний, которые близки по ценностям и смыслам, и в развитии шагнули на несколько ступеней вперед.

Это позволяет расширять картину мира, развивать мышление, забирать лайфхаки, инструменты, инсайты, учиться новому и что-то имплементировать в свой бизнес. На первый взгляд, культура ВкусВилла максимально романтична, делюсь их подходами, которые отметила для себя.

Клиентократия — это ключевая концепция, которая лежит в основе управления. Весь бизнес выстроен и меняется непосредственно от потребности клиента.

Почему они так сделали? Часто в компаниях инициативы исходят от руководства, которое далеко не всегда глубоко понимает потребности конечного клиента. Отсюда ненужные фичи, малопопулярные продукты и т.д. Когда же стратегия развития компании выстраивается от обратного — от проблемы клиента, тогда создается пространство и возможности для создания большей клиентской ценности, а за большую ценность и клиент платит охотнее. Как следствие — компания растет.

Это крайне перекликается с концепцией инь-ян социальной пользы & коммерческой выгоды, которая лежит в основе философии бизнес-клуба Reforma.

Постоянные эксперименты и толерантность к ошибкам. Во ВкусВилл развита культура экспериментов и теста гипотез. Кроме того, через ошибки в поставках или задержках доставки в компании видят возможности для улучшения текущих и создания новых продуктов. Любые ошибки воспринимаются как подарки, способные дать командам пищу для идей. Это дает гибкость, скорость развития через маленькие и большие эксперименты, которые в конечном счете помогают создавать инновации и растить ту самую клиентскую ценность.

Культурный код команды: самостоятельность, доверие и прозрачность. В компании всё строится таким образом, чтобы не терять время там, где этого можно избежать. Например, долгие проверки или долгие согласования сводят на минимум, часто действуя на доверии. В компании также развита прозрачность — все финансы, зарплаты ТОПов и другие показатели доступны сотрудникам, что позволяет компании проявлять свое доверие и прозрачность по отношению к команде.

Компания с оборотом в 200 млрд развивается по принципам стартапа? Заметки с экскурсии во ВкусВилл

Однако, несмотря на все эти классные романтические принципы, существует и прагматическая составляющая.

1) У каждого подразделения есть свой финансовый план. И прибыльность направлений — один из ключевых показателей, который отслеживает Совет управляющих и помогает подразделениям настраивать коммуникацию для того, чтобы максимизировать прибыль.

2) Если сотрудник не тянет свою роль, его задваивают и смотрят на результаты. Такую инициативу могут выдвинуть не только руководители, но и смежные подразделения, внутренние заказчики. С тем, кто показывает худший результат, прощаются.

3) У сотрудников есть свобода, полномочия, но также и ответственность. В компании не любят kpi, но система показателей у них имеется. Идеальная система мотивации сотрудника для них строится от виртуальной прибыли команды. Там, где это невозможно, выстраивают работу по внутренним сделкам.

Здорово наблюдать, что в таких крупных компаниях, существующих в реальном секторе, применяются правила крайне близкие к построению стартапов. Мне хочется верить, что через такие примеры еще больше компаний начнут думать в первую очередь о ценности для своих клиентов, потому что деньги — это следствие. Если ты создаешь качественный, ценный продукт, который нужен потребителям, то деньги так или иначе к тебе «прилипнут».

А что вы думаете? Могут ли такие подходы прижиться массово?

Подписывайтесь на телеграм-канал бизнес-клуба Reforma. В нём мы публикуем полезные материалы про бизнес, опыт наших резидентов и записи встреч с топовыми предпринимателями.

А также подписывайтесь на мой личный телеграм-канал. Там я рассказываю про то, как строю №1 глобальное русскоговорящее бизнес-сообщество, опираясь на миссию и технологическо-методический продукт.

44
1 комментарий

Важно отметить их подход к прозрачности и доверию внутри команды, что способствует быстрому принятию решений и гибкости в экспериментах.

Ответить