Онлайн-трансляции из музеев: как сделать увлекательный контент и найти свою аудиторию?

Василий Береза, один из основателей и генеральный продюсер компании <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpikemedia.ru%2F&postId=132194" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Pike Media Lab</a> (ООО «Пайк Медиа Лаб») лидера в области технологических медиауслуг.
Василий Береза, один из основателей и генеральный продюсер компании Pike Media Lab (ООО «Пайк Медиа Лаб») лидера в области технологических медиауслуг.

В период самоизоляции важно не терять контакт с тем, что нам дорого, в особенности, с культурой и искусством. Чтобы помочь людям быть на связи со своими любимыми музеями, иметь доступ к их коллекциям и мероприятиям, мы с нашей компанией «Пайк Медиа Лаб» организовали онлайн-трансляции из музеев. Такая инициатива позволила сделать множество творческих и технологических открытий pro bono. Что нас ждет в скором будущем в онлайн-трансляциях, в каком направлении они развиваются, и какие новые инструменты будут появляться?

В марте этого года, в самом начале пандемии, наша компания PikeMediaLab предложила помощь музеям по переводу их мероприятий в онлайн. Музеи закрылись одними из первых, и мы решили поддержать их аудиторию, оказавшуюся в самоизоляции. Благо, у нас есть хорошая экспертиза в создании телевизионных трансляций и контента.

На наш призыв первыми откликнулись музей архитектуры им. А.В.Щусева и Музей русского импрессионизма. Совместно с ними мы запустили несколько онлайн-мероприятий, которые наглядно показали возможности онлайн-развития в сфере искусства.

Музеи выходят в онлайн

Онлайн-продукты позволяют сделать искусство доступным и интересным самой широкой аудитории. Мир быстро меняется, и вместе с ним меняется вид и качество информации, которая привлекает людей в музеи. Раньше были актуальны печатные материалы, сегодня неотъемлемой частью музейной жизни становится медиа-контент.

Многие музеи уже осваивают эту информационную нишу: без нее невозможно привлечь в музей новую аудиторию, наладить постоянный доверительный контакт с молодым поколением.

Современная аудитория познает мир через онлайн: не протестировав ту или иную площадку в виртуальном пространстве, молодые люди зачастую не готовы знакомиться с ней в реальности. Сначала человек заходит в онлайн-музей, и это стимулирует его прийти в реальный.

Именно по такому принципу весь мир пристрастился к туризму: сначала появились фильмы про путешествия, каналы Discovery Channel, National Geographic, и только потом стало модно путешествовать.

Создание качественного, интересного контента в онлайн-пространстве будет не только стимулировать людей приходить в настоящие музеи, но и поддерживать общение с постоянной аудиторией: заинтересовывать новыми мероприятиями, получать обратную связь и черпать идеи для новых программ и событий.

Без расширения информационных возможностей музеи будут уходить в прошлое, тогда как современные онлайн-технологии позволяют расширять возможности коммутации идей и генерации смыслов в музейном пространстве.

Каким должен быть контент?

Современная практика показывает, что зритель становится более требовательным к качеству онлайн-контента. Уже недостаточно снять лекцию или экскурсию на телефон, как это было раньше. Требуются новые креативные решения, которые будут не просто соответствовать требованиям современной аудитории, но и опережать их, удивлять зрителя, создавать вау-эффект. И мы вместе с музеями постепенно и аккуратно разрабатываем новые форматы такого медиа-контента.

Одна из важнейших особенностей современного контента – его интерактивная составляющая. Просто смотреть видео уже неинтересно, определяющей становится возможность задавать вопросы, участвовать в обсуждении и опросах, то есть принимать участие в онлайн-мероприятии.

Таким образом на первый план по популярности и привлекательности для аудитории выходят онлайн-трансляции телевизионного качества. Благодаря ним музеи могут осваивать и развивать новые интерактивные направления взаимодействия с аудиторией, например, live-трансляции лекций и экскурсий, «живые» форумы и обсуждения.

Мы уверены, что в скором времени музеи начнут конкурировать не столько в офлайн, сколько в онлайн-пространстве. За счет этого качество контента будет повышаться: музеи будут привлекать профессиональных режиссеров, сценаристов и редакторов. А качественный профессиональный контент, в свою очередь, будет привлекать рекламодателей и спонсоров на музейные площадки.

Масштабные события

В период самоизоляции московские музеи при нашей технической поддержке провели множество интересных инновационных мероприятий. Например, для Музея русского импрессионизма мы сняли несколько лекций о Юрии Аненнкове и о русском импрессионизме в целом.

С музеем архитектуры им. Щусева были сняты лекции про архитектора Франческо Борромини, об архитектурных стилях Москвы, а также интереснейшая лекция о тоталитарной архитектуре (в двух частях). Лекции размещались в соцсетях музея и на портале культура.рф.

В рамках работы с Музеем русского импрессионизма нам удалось создать уникальный вариант онлайн-трансляции, который привлек к просмотру около полумиллиона человек. На ночь музеев была разработана идея прямого эфира на 45 минут, который включал в себя рассказ о пяти картинах импрессионистов и пять танцев по мотивам картин. Съемки проходили в прямом эфире на четырех этажах музея. В них было задействовано 7 камер, в том числе камера стедикам, которая «бродила» по этажам музея, создавая эффект погружения в происходящее.

Нам удалось сделать из музея огромную съемочную площадку и позволить пройтись по ней сотням тысяч онлайн-зрителей в режиме реального времени.

По моему мнению, такой подход к организации онлайн-мероприятий будет развиваться и в скором времени станет доступен музеям, театрам и другим организациям, связанным с искусством и творческими инициативами. Трансляция спектакля или концерта, которая позволяет зрителю полностью погрузится в атмосферу мероприятия, плюс интерактивность событий – это то, что привлекает внимание зрителя, перегруженного современным информационным контентом.

Площадки для своей аудитории

По мере того, как зритель предъявляет все более высокие требования к качеству контента, становится очевидно, что соцсети со своим информационным перегрузом и навязчивой рекламой – не лучшее место для онлайн-трансляций.

Как показал опыт работы с музеями, их поклонники с удовольствием будут смотреть видео-трансляции на нишевой платформе – там, где нет ничего лишнего, и есть возможность общения с публикой со сходными интересами.

Поэтому сейчас мы разрабатываем свою платформу «Пайк Медиа Лаб», на которой будет возможно организовывать онлайн-трансляции для аудитории музеев: собирать «своих» зрителей, которым близок именно ваш контент, получать обратную связь и разрабатывать креативные решения, направленные на конкретную аудиторию.

В отличие от соцсетей, здесь не будет информационного перегруза – зрители будут получать только тот контент, который им интересен. Что особенно важно для музеев, их авторский контент будет защищен от рекламы конкурентов и от копирования. И, конечно же, на платформе будут самые разнообразные интерактивные и коммерческие опции, которые недоступны в соцсетях. Интерактивные опции платформы позволят организаторам создавать опросы, голосования, баннеры для взаимодействия и активного вовлечения зрителя в онлайн-общение. Будет доступна функция одновременного общения в режиме телемоста с несколькими экспертами или представителями других музеев. Зрители смогут слушать трансляцию на нескольких языках, а для инклюзивной аудитории будет осуществляться перевод на жестовый язык.

Среди коммерческих опций запланированы продажа билетов на трансляции, организация сбора пожертвований от зрителей, реализация сувенирной продукции музеев через плеер во время трансляции и многие другие. Организаторы смогут собирать и хранить статистику о зрителях, которые смотрят и взаимодействуют с контентом. Это позволит увеличивать охват своей аудитории, поддерживать контакт с поклонниками музея, предлагать наиболее вовлеченной части зрителей эксклюзивные преимущества.

Мы уверены, что наше решение позволит музеям выстроить качественную коммуникацию как с уже имеющимися посетителями, так и привлечь новую аудиторию как на онлайн, так и на реальные мероприятия.

11
1 комментарий

Ккюейс бы. Цифры,данные. Какую проблему музеев решали?

Ответить