Я хотела бы отметить два важных момента. Первое: дискуссия показала, что российский коммуникационный рынок, конечно, переживает COVID-кризис тяжелее и глубже, чем рынки Европы. Это обусловлено как отсутствием эффективно работающих схем государственной поддержки независимого коммуникационного бизнеса в период пандемии, так и тем, что коммуникации в традиционно сложившейся у нас парадигме - это лишь вторичная для бизнеса функция. Пока большинство российских компаний нашей отрасли борется за выживание и удержание хотя бы части своих прошлых «активов», чтобы иметь возможность элементарно остаться на плаву - агентства в Европе, обладая определенной подушкой безопасности, чувствуют себя более уверенно и используют это время для интенсивного развития во благо своего будущего. Изучают перспективные направления деятельности, внедряют кардинально новые, актуальные практики, пришедшие под влиянием digital-трансформации и «локдауна» и формирующие сейчас новый рынок PR-услуг. И второе: наступающий сейчас этап выхода из карантина представляется всем нам еще большим, чем вход в него, профессиональным вызовом с точки зрения способности выстроить уже новую стратегию коммуникации с аудиториями и найти эффективные подходы в условиях новой неопределенности. Это касается направления public affairs как в России, так и в Европе.