Как службы поддержки компаний сами себе роют могилу, отвечая на комментарии на интернет-ресурсах на примере Ozon и vc.ru

На первый взгляд кажется, что ответы в комментариях пользователей, связанные с проблемами/багами служб поддержки компаний на различных интернет-ресурсах повышают лояльность клиентов и позволяют привлечь новых. Но так ли это на самом деле? Давайте раcсмотрим пример маркетплейса Ozon.

Я работаю с Озоном с лета прошлого года и уже тогда стало возникать много проблем, связанных с оперативностью работы службы поддержки - вопросы висели без ответов по 2-3-4 месяца

Моё видение службы поддержки озона
Моё видение службы поддержки озона

Осенью ситуация ненадолго улучшилась с добавлением Озоном новых средств связи с продавцами: Apple Buisness Chat, Whatts App, Viber, Facebook Messenger, Telegram. Все они добавлялись постепенно и если задавать вопросы в течение 2-5 дней с момента добавления мессенджера к поддержке - можно было оперативно получить ответы на свои вопросы. Дальше ситуация повторялась и вопросы начинали висеть без ответов месяцами. Если же ответы и были, то это стандартные отписки, которые ни каким образом не приводили к решению проблем продавцов.

В это же время, по моим наблюдениям, стали появляться первые посты на vc.ru c жалобами на Озон. И всё бы ничего - пожужжали бы и забыли, но служба поддержки Озона в лице Сергея Комарова стала реагировать на такие посты, отвечать на них, решать проблемы поставщиков.

Ну и здорово же! Проблемы решаются, продавцы довольны, лояльность к Озону растёт, появляются новые партнёры(да и vc хорошо - много контента генерится, комментарии, просмотры, рейтинги). В краткосрочной перспективе- да. А что, если посмотреть на результат такой работы в долгую?- его видно уже сейчас.

Продавцы, понимая, что некоторые вопросы реально можно решить только написав статью на vc или рассказав о своих проблемах в комментариях всё больше используют этот ресурс в качестве службы поддержки. Уверен, если проанализировать количество контента на vc, посвященного проблемам связанным с работой Озона, то он растет в течение последних полугода в геометрической прогрессии. Сил и времени Сергея Комарова на решение проблем уже не хватает. Насколько я заметил, он отрабатывает только самый лютый трэш и негатив, на личные сообщения уже не реагирует(видимо там совсем завал), обещая решить вопросы пользователей, половина из них остаётся нерешёнными - главное пообещать. И vc постепенно превращается в еще один неработающий канал поддержки маркетплейса

как я вижу Сергея Комарова, отвечающего на вопросы селлеров
как я вижу Сергея Комарова, отвечающего на вопросы селлеров

В отличие от других каналов поддержки, где продавец остаётся один на один со своим нерешённым вопросом или формальной отпиской, vc это публичное место, где весь публикуемый негатив видят десятки тысяч посетителей, из мнения которых в том числе и формируется отношение к бренду, имидж Озона.

Ситуация ещё осложняется тем, что Ozon размещает на vc имиджевые посты, посты со своими новостями, которые в комментариях "хейтят" и "минусят" всё те же продавцы, недовольные работой службы поддержки. Что также не приносит результата, за который проплачены деньги.

Если спрогнозировать развитие ситуации в будущее в текущих реалиях, то статьи и комментарии с проблемами Озона на vc продолжат расти, служба поддержки будет отвечать на всё меньший %% таких обращений, а в реальности решать проблемы еще более меньшего количество селлеров. Будет расти всё больший негатив от продавцов, который будет транслироваться и на посетителей сайта, всё ниже роняя статус Озона в их лице.

Какие варианты выхода из такой ситуации я вижу для Озона:

  • пересмотреть работу службы поддержки в рамках личного кабинета Озона для продавцов, чтобы все вопросы оперативно и грамотно решались там. Тогда не будет надобности в сторонних ресурсах
  • увеличить штат службы поддержки на vc, чтобы оперативно справляться здесь со всем негативом. Тогда продавцы постепенно перетекут для решения своих вопросов сюда. Не уверен, что это наилучший выход
  • полностью перестать отвечать на запросы продавцов на vc. В этом случае постепенно волна негатива здесь стихнет, так как никакой отдачи продавцы не увидят

А Вы какие варианты для Озона видите в текущей ситуации?

1818
44 комментария

Если проанализировать номера заявок, которые похожи на порядковые, то в день создаётся порядка 10.000 обращений при 11.000 поставщиков. Если из все проанализировать, то уверен 80% можно решить с помощью автоматических алгоритмов.
Также нужно смотреть на первопричину, т.е. события которые приводят к обращению. Часть вопросов, которые встречаются тут и на других ресурсах, связаны больше с системными ошибками, которые легко решить, если опять же изменить алгоритм, например, ценообразование и блокировки из-за него.
Часть вопросов не влияет на финансовые показатели, и могут спокойно быть временно отменены для снижения нагрузки на ТП, а после возвращены.
Я новый поставщик на трёх площадках, и ТП Озона на элементарный вопрос отвечала в течение 16 дней, другие площадки от 2 дней до нескольких часов.
Почувствуйте разницу, как говорится.

11
Ответить

Служба поддержки - это головная боль у всех!!!

Сейчас поэтому  завели все ботов, который пол часа требует
повторить свой вопрос, говоря что он не понимает, а потом
переводит на оператора. Таким образом только
затягивая время решения проблемы.

6
Ответить

У нас ботов нет — отвечают живые люди)

Ответить

Денис, добрый день! Вы правы — последнее время обращений здесь действительно много, и картинка очень красноречивая) Искренне хочется помочь всем, но объективно успеваю уже не всё — поэтому вовсю реализуем сценарий №2: ко мне уже присоединилась коллега Елизавета.
Но самое главное — это, конечно, пункт №1. За май мы увеличили штат «основной» поддержки в два раза, и улучшение ситуации не за горами.

И важный нюанс: если под имиджевыми постами имеете в виду те, что мы пишем от имени Ozon — то они бесплатные, это обычный корпоративный аккаунт)

4
Ответить

То есть провести анализ обращений, выявить проблемы в бизнес-процессах, устранить ошибки, оптимизировать - это лишнее?
Дешевле нанять пару человек для ответов на претензии?

2
Ответить

Помогите плз.
А то 4 дня без ответа...
#392374

1
Ответить

посты бесплатные, но насколько я видел - некоторые из них Вы продвигаете платно, используя инструменты vc.

Ответить