Заменит ли искусственный интеллект PR-специалистов

Нейросети уже умеют ставить диагноз по снимку, способны написать код, создают забавные видео на любые темы и генерируют картинки. Кажется, что любую работу скоро начнет выполнять искусственный интеллект.

Дизайнеры, маркетологи, копирайтеры и PR-менеджеры регулярно сталкиваются с суровыми прогнозами о том, что совсем скоро искусственный интеллект сможет одним нажатием кнопки делать то, на что у них уходят часы или даже дни. Разбираемся, чего стоит опасаться и кто в зоне риска.

Заменит ли искусственный интеллект PR-специалистов

Чем ценен профессиональный PR-менеджер

Применяет мягкие навыки

Успешная работа специалиста по связям с общественностью во многом зависит от умения применять мягкие навыки. Например, коммуникабельность, способность договариваться со всеми и обо всем — едва ли не основа профессии. Есть компании, где PR-специалист не пишет релизы, а занимается только соцсетями; в других ключевой задачей будет организация мероприятий, но в любом случае ему необходимо быть общительным, инициативным, оптимистичным и активным.

Когда работодатель дает объявление о поиске PR-менеджера, он указывает, что это должен быть человек, окончивший вуз по специальностям «связи с общественностью», «журналистика», «маркетинг», «психология»и т.д. Последующие требования к кандидату на должность в области PR зависят от задач, которые стоят перед компанией.

Этому работодателю важно, чтобы специалист по паблик рилейшнз  был активным и решал задачи без напоминаний и контроля. Скриншот из приложения HH.ru.
Этому работодателю важно, чтобы специалист по паблик рилейшнз был активным и решал задачи без напоминаний и контроля. Скриншот из приложения HH.ru.
Здесь в числе главных требований — хорошие отношения с журналистами.  Скриншот из приложения HH.ru.
Здесь в числе главных требований — хорошие отношения с журналистами. Скриншот из приложения HH.ru.

Теплые контакты, гибкий подход, творческие способности — категории, которыми часто оперируют работодатели, когда формируют требования к пиар-специалисту. А еще — инициативность, энергичность, общительность. Эти разные качества, объединяет одно: их почти невозможно измерить.

Мягкие (или гибкие) навыки — это качества, которые не зависят от профессии. PR-менеджер, ученый и инженер могут обладать ими. Вовлекать человека в диалог, адаптироваться под изменения на работе, находить решения в нестандартной ситуации, убедительно излагать свои идеи — все это может положительно сказаться на карьере. А у PR-специалиста напрямую отражается на эффективности.

Поддерживает отношения с коллегами

Но коллеги для PR-специалиста — это не только журналисты, это еще и коллектив, в котором он работает. Чтобы не пропустить корпоративные новости, нужно постоянно общаться с ключевыми сотрудниками компании. А при подготовке релизов уметь разговорить собеседника так, чтобы узнать подробности. Здесь понадобятся еще эмпатия, дипломатичность, доброжелательность, которые тоже относятся к мягким навыкам.

Находит инфоповоды

Иногда информационные поводы лежат на поверхности, остаётся только взять их в работу и сделать из них PR-продукт. К таким инфоповодам относятся запуск новых объектов, открытие филиалов, сделки поглощения и слияния, рекордный рост прибыли. Они формируют календарную повестку, которая очень распространена в работе по связям с общественностью.

Но хорошую новость, которая соберет просмотры, репосты и комментарии, чаще всего создают, благодаря оперативному реагированию на тренды. Например, когда в сети завирусился ролик с брутальным бортпроводником, издания о путешествиях стали брать у него интервью, спортивные издания написали о том, как он тренируется, а таблоиды выяснили подробности его личной жизни.

На брутального бортпроводника отреагировали не только СМИ. PR-специалисты других компаний также подхватили этот тренд. Такой прием называется «ньюсджекинг» — рассказ о себе через актуальные новости. Умение «ловить волну» продемонстрировали, например, сотрудники «Сочи-парка», которые выложили видео с брутальными сотрудниками, а ювелирный бренд на волне интереса предложил бортпроводнику сотрудничество.

Реагирует на негатив

Управление рисками — одна из обязанностей PR-менеджера: эта работа предполагает, что на разные случаи кризиса или негатива должны быть разработаны стратегии. Если кризис случается, хорошая пресс-служба знает, как на него реагировать. Но сценарий, по которому будет развиваться ситуация, может оказаться непредвиденным. Чтобы минимизировать риски, от PR-специалиста требуются гибкость и адаптивность. Антикризисные меры — часть пиар-стратегии — долгосрочного плана отношений между компанией, СМИ и целевой аудиторией.

Выстраивает PR-стратегию

Специалист по связям с общественностью разрабатывает стратегию, которая помогает создать единый образ бренда и определяет шаги для продвижения компании и ее продуктов и услуг. Стратегия строится на знании целей компании, инструментов PR, каналов коммуникации, анализе конкурентов.Она помогает придерживаться единой платформы действий и фокусироваться на приоритетных задачах. Для построения стратегии, в первую очередь, требуются жесткие навыки PR-специалиста.

Жесткие навыки напрямую связаны с профессией человека. Для PR-менеджера — это формировать аналитические отчеты, проводить исследования, работать с текстом, владеть графическими редакторами и основными программами ПК.

Что умеет искусственный интеллект

Одна из самых частых задач PR-менеджера — создание текстов. Посты для соцсетей, пресс-релизы, приветственная речь руководителя, текст поздравления на корпоративную открытку — все это обычно готовит специалист по связям с общественностью. С этой задачей вполне можно обратиться за помощью к нейросети.

Писать тексты

Опытный PR-менеджер знает, что написание качественного текста у искусственного интеллекта занимает много времени. Приличный релиз нейросеть способна выдать только после серии уточняющих запросов. Иногда проще и быстрее собрать фактуру и написать текст самостоятельно.

С другой стороны, искусственный интеллект способен подсказать заголовок, план статьи или сделать подводку к публикации в соцсетях. Сейчас его можно использовать, как ассистента в работе пресс-службы.

Создавать фото и видео

Видеоролики от искусственного интеллекта — жанр, который пока только начинают осваивать специалисты по связям с общественностью. Нейросеть способна собрать видео из ролика в свободном доступе. Или сгенерировать виртуального телеведущего, которому можно задать нужную внешность: прическу, одежду. Такой жанр пригодится для презентаций или соцсетей, а поскольку он пока не распространен, имеет большой потенциал для охватов и виральности.

Изображения, сгенерированные нейросетью, используются в паблик рилейшенз намного чаще, поскольку сообщения для диджитал канала требуют фотографии, картинки, инфографики или другого визуального решения. Раньше пиарщику приходилось фотографировать, снимать видео, обращаться к дизайнеру или осваивать графические редакторы для этой работы. Теперь есть нейросеть: достаточно описать идею, и она создаст картинку за минуту. Возможно, иногда результат приходится дорабатывать и корректировать, но в несложных рутинных задачах ИИ здорово помогает PR-специалисту. А если задача сложная, дизайнер может использовать ИИ для помощи в генерации идеи.

Вот так нейросеть проиллюстрировала поговорку «У нас в Рязани грибы с глазами»
Вот так нейросеть проиллюстрировала поговорку «У нас в Рязани грибы с глазами»

Генерировать идеи

Генерация идей — еще одно большое достоинство искусственного интеллекта, которое можно использовать в работе. Это и правда может стать хорошим подспорьем для PR-менеджера, особенно если он работает в одиночку и не всегда может собрать команду. А мозговой штурм бывает необходим в работе. Конечно, неординарных креативных идей здесь не прослеживается. От ИИ их ждать не приходится. Зато он помогает придумать заголовок, может наметить концепцию или даже натолкнуть на хорошую мысль.

Группировать публикации в инфоповоды и определять юрлица в новостях

В СКАНе искусственный интеллект используется для того, чтобы отличать одни компании от других в публикациях. Например, хоккейный клуб «Северсталь» от одноимённого предприятия:

Выбрав в выпадающем списке ту компанию «Северсталь», которая вам интересна, вы будете видеть только ее упоминания. Скриншот: СКАН-Интерфакс
Выбрав в выпадающем списке ту компанию «Северсталь», которая вам интересна, вы будете видеть только ее упоминания. Скриншот: СКАН-Интерфакс

Это позволяет пиар-специалистам фильтровать новости и получать только те уведомления, которые для них важны.

Искусственный интеллект используется и в сервисе «Инфоповоды» — там он склеивает публикации на одну и ту же тему в единый инфоповод. В результате можно проанализировать, как конкретное событие в компании осветили в СМИ:

Выбрав конкретный инфоповод, вы можете посмотреть количество публикаций по нему. Скриншот: СКАН-Интерфакс
Выбрав конкретный инфоповод, вы можете посмотреть количество публикаций по нему. Скриншот: СКАН-Интерфакс

Заменит ли искусственный интеллект пиар-специалистов?

Сравним навыки ИИ и профессионального PR-специалиста

Заменит ли искусственный интеллект PR-специалистов

Сравним навыки ИИ и профессионального PR-специалиста Очевидно, что в ближайшее время искусственный интеллект не способен заменить PR-специалиста. Мягкие навыки и способность гибко реагировать на ситуации и адаптироваться к ним обеспечивают человеку значимое конкурентное преимущество перед нейросетью.

Начать дискуссию