ASO-обзор туристических приложений: июль 2024

На сегодняшний день туристические услуги - очень интересный, живой, и стремительно растущий сегмент. И дело не только в том, что летний сезон сейчас в самом разгаре. Рынок туризма в России в принципе претерпевает огромные изменения: часть границ закрыта, часть открыта, клиенты зачастую не знают куда ехать можно, а куда нельзя. На фоне всего этого активно меняется и набирает все большую популярность внутренний туризм, на рынке появляются новые игроки и направления.

В этом разборе мы взяли 21 приложение от разных туристических брендов - начиная от крупных агрегаторов, таких как Авиасейлс, и заканчивая приложениями, которые относятся непосредственно к самой продаже туров. И проанализировали ASO-стратегии трех участников разбора:

  • Coral Travel
  • ANEX Tour
  • FUN&SUN

Что важно для нашего обзора:

  • Мы рассматриваем только приложения в iOS. По общепринятым оценкам iOS представляет около 30% от общего российского рынка.
  • Мы рассматриваем только российские приложения, то есть те приложения, которые доступны для скачивания всем пользователям из России. Русскоязычный турист может находиться в любой географической точке, но данные, которые мы собираем, будут актуальны для пользователей, проживающих в России, и для бизнеса, который работает на территории РФ. Международный сегмент будет гораздо шире, но в данном разборе мы охватываем именно российские приложения.
Сравнительна таблица конкурентов компаний туристического сегмента, июль 2024  
Сравнительна таблица конкурентов компаний туристического сегмента, июль 2024  

Coral Travel

Бренд находится на 6 позиции в нашем списке, и это первая компания сразу после агрегаторов и продавцов горящих туров. Компания занимает 29 позицию в ТОПе iOS по категории “путешествия”. Выпущено приложение в 2017 году, обновлялось последний раз в мае этого года.

Название Coral Travel есть и на иконке, и в наименовании. Обратите внимание: в App Store, в отличии от Google Play, пользователь, у которого еще не установлено приложение, в поисковой выдаче сразу видит скриншоты вместе с иконкой . Когда мы выносим название бренда и в заголовок и на иконку одновременно, происходит дублирование информации. Так что имеет смысл поэкспериментировать с A/B тестами и выбрать лучшую комбинацию иконка/название/логотип, которая понравится пользователям.

Скриншоты содержат главную информацию о приложении и его основном функционале. Отсутствуют фразы, мотивирующие пользователя к установке приложения, такие как “лучшие подборки туров на лето 2024”, “тур в любую точку мира на ваш бюджет ” и тому подобное.

Первые три скриншота объединены панорамой на фоне, которая представляет собой вид на голубой океан.

Скрин основной страницы Coral Travel  в App Store 
Скрин основной страницы Coral Travel в App Store 

Важно также отметить:

  • качественный отдых обычно ассоциируется с 5 звездами, где все “all inclusive”, а на самом первом скриншоте мы видим 2 звезды;
  • голубые океаны Фиджи, Полинезии и Бора-Бора - варианты роскошных туров, которые доступны не каждому пользователю, поэтому на скриншотах лучше комбинировать разные варианты туров и показывать также более доступные места для отдыха - например, Турцию или Египет.

Разработчик не использует In-app ивенты, следовательно, упускает возможность обращать внимание пользователей на выпуск обновлений, изменение в функционале, предоставление различных скидок и проведение акций. В то время как продвижение событий в сторе может повлиять на рост количества просмотров и установок приложения. Тем временем данный инструмент активно используют фаст-фуд бренды, такие как Бургер Кинг и Ростикс.

Скрин in-app событий приложения Бургер Кинг в App Store 
Скрин in-app событий приложения Бургер Кинг в App Store 

Выбраны основная и дополнительная категории, что позволяет бренду получить больше трафика.

У приложения нет зафичеренных негативных отзывов, что является большим плюсом. Это значит, что данный разработчик ведет постоянную работу над приложением и активно работает с отзывами.

Рейтинг приложения 4,9 - это очень хороший показатель, который нужно стараться поддерживать.

Раздел What’s New - отличное место, где можно демонстрировать Tone of Voice бренда, и в то же время полезный инструмент для работы с аудиторией. У Coral Travel мы видим однотипное перечисление результатов (как раз то, чего следует избегать). Также есть пожелания и приятные слова, адресованные пользователям, но в целом лучше соблюдать формальный или нейтральный стиль общения.

Скрин истории обновлений приложения Coral Travel в App Store 
Скрин истории обновлений приложения Coral Travel в App Store 

У Coral Travel насчитывается 34770 установок в месяц (те цифры, которые можно получить с помощью специальных ASO сервисов). Это значительно меньше, чем у любых агрегаторов (и это вполне логично): в 5-6 раз меньше, чем у Авиасейлс, в 4 раза меньше, чем у Я.Путешествия, в 3 раза меньше чем у Ostrovok.ru и в 2 раза меньше, чем у ушедшего с рынка Booking.com. По количеству установок среди брендов Coral Travel сейчас занимает первую позицию. Ближайший к нему бренд Пегас Туристик имеет всего 7440 установок в месяц, и это безусловно, огромный отрыв, который показывает, что у Coral Travel есть все шансы занять лидирующую позицию и стать тем брендом, который задает тренды в этом сегменте. Так же учитывая количество установок у агрегаторов, есть большой потенциал для развития и роста в данном сегменте.

Общее количество ключей в индексации, по которому можно найти приложение в App Store - 312, из них только 74 входят в топ 1-5. По сравнению с Горящими турами (116 ключей в топе) и Авиасейлс (284 ключа в топе) цифра не кажется достаточной.

В выдаче по брендовому запросу верхние позиции занимают собственные бренды: Coral Travel, Горящие Туры, Coral Travel поиск туров, Coral Travel туроператор. И это очень хорошо с точки зрения защиты собственного бренда. Единственный момент, на который хочется обратить внимание: каждое приложение имеет собственного разработчика. Если бренд этих разработчиков контролирует - хорошо, а если этот момент не согласован, имеет смысл оспаривать использование имени бренда и убирать из выдачи эти приложения, запрещать другим компаниям использовать в наименовании свой бренд.

Выдача Apple Store по запросу Coral Travel 
Выдача Apple Store по запросу Coral Travel 

Открытие кросс-локалей дает возможность проиндексироваться по большему количеству запросов, расширить семантическое ядро сразу в нескольких языковых группах (локалях), усилить позиции по ключевым запросам, и тем самым улучшить видимость приложения в поисковой выдаче. У Coral Travel кросс-локалии заполнены не совсем корректно: идет дублирование заголовка, подзаголовок заполнен только для русской локали. В качестве примера грамотного использования кросс-локалей можно рассмотреть Авиасейлс. У агрегатора мы видим использование большего количества ключевых запросов, которые задействованы сразу в трех локалях (RU, UA и UK), что позволяет увеличить рост трафика в 3 раза. Основная локаль у Coral Travel - русская (RU). Дополнительные кросс-локали используются для того, чтобы получить индексацию по ключевым запросам в конкретной стране. Совершенно точно, открытие дополнительных кросс-локалей и их грамотное заполнение с учетом всех особенностей для данной страны - это точка роста для любого бренда.

Кросс-локалии приложения Coral Travel в App Store
Кросс-локалии приложения Coral Travel в App Store

Вывод: Coral Travel - довольно известный бренд. Однако, судя по количеству обновлений (1 раз в 2021 году, 1 раз в 2022, 2 раза в 2023), приложение имеет в основном органический прирост трафика. Анализ приложения и его места на текущем рынке говорит о том, что с учетом всех рекомендаций, у бренда есть возможность получить не просто хороший рост, а выйти на качественно новый уровень и стать тем, кто задает тренды на рынке и прийти к цифрам, сопоставимым с брендами-агрегаторами.

Наши рекомендации:

  • Регулярно обновлять метаданные.
  • Отслеживать индексацию по запросам, добавлять ключевые слова.
  • Экспериментировать с графикой, запускать A/B тесты.
  • Запускать in-app-ивенты.
  • Изменить Tone of Voice в разделе What’s New.

Anex Tour

Anex Tour - также бренд туристического агентства. Приложение впервые появилось в 2021 году, последнее обновление было в июне 2023 года.

В Apple Store приложение представлено на иностранном языке и в целом выглядит так, как будто бы не особенно рассчитано на российского туриста, а скорее забирает собственный брендовый трафик и больше никакой практической пользы не несет.

Приложение занимает 94 место в топе App Store по категории “путешествия”.

Оформление также на иностранном языке, скриншоты не локализованы (скорее всего приобрести что-то в приложении будет трудно).

Скрин основной страницы Anex Tour в App Store 
Скрин основной страницы Anex Tour в App Store 

Не выбрана дополнительная категория.

Есть большое количество зафичеренных негативных отзывов, ответов на отзывы нет - и это еще раз подтверждает вывод, что русская аудитория не очень сильно интересна бренду, ее попросту игнорируют.

Рейтинг приложения 1,9 - очень низкий.

Количество запросов 139 в сутки, это 4170 запросов в месяц. Эта цифра только на кириллице, скорее всего около 1000 запросов добавляет трафику название бренда в латинице.

6 ключевых запросов в топ 1-5 и скорее всего только по ним и идет трафик.

Кросс-локалии не используются.

Вывод: есть ощущение, что приложение просто не хочет отдавать куда-то на сторону трафик 5000 запросов в месяц и занимает имя бренда на тот случай, если ситуация у компании изменится и возникнет необходимость развивать свой бренд на российском рынке.

Наши рекомендации:

  • Бренду имеет смысл задуматься, насколько вообще необходимо присутствовать на российском рынке.

FUN&SUN

FUN&SUN - это компания туроператор. Бренд находится на 68 позиции в топе по категории “путешествия”. Приложение вышло в 2021 году, последнее обновление в июле 2024 года.

Скрин основной страницы FUN&SUN в App Store 
Скрин основной страницы FUN&SUN в App Store 

На скриншотах встречаются следующие фокусные надписи и призывы к действию: “5000 фанов за регистрацию в приложении”, “бронируйте тур в пару кликов”, “поиск отеля в выбранной области” (видимо предложение привязывается к точке на карте). Горящие туры, баллы, программы лояльности, и поддержка 24/7 - очень хорошая мотивационная история.

Название FUN&SUN есть на логотипе бренда, и FUN&SUN также используется в заголовке - это дублирование.

В целом в оформлении все неплохо, но есть смысл тестировать онбординг и экспериментировать с графикой и текстами: где-то будет лучше работать иконка, где-то заголовок, где-то скриншоты. Какие-то скриншоты (например, о поддержке туристов 24/7) имеет смысл вынести поближе к началу. Так далеко, как они расположены сейчас, пользователи обычно не листают. Проведение A/B тестов в рамках App Store могло бы помочь с оптимизацией визуальной и текстовой составляющей приложения.

In-app ивенты отсутствуют, и это могло бы быть точкой роста для приложения.

Основная и дополнительная категории заполнены и это хорошо.

Зафичеренных негативных отзывов нет, на все отзывы отвечают.

Скрин страницы с отзывами FUN&SUN в App Store 
Скрин страницы с отзывами FUN&SUN в App Store 

Рейтинг приложения 4,9 - это очень хорошо и его надо удерживать.

В What’s New мы видим копипаст формальных сообщений об исправлениях и доработках приложения. И это традиционно происходит, когда у приложения фокус стоит скорее на том, чтобы быстро выпуститься, чем на пользователе и на коммуникации с ним. Иногда так происходит, когда разделом What’s New занимается не маркетолог а программист, который непосредственно выпускает приложение.

Скрин истории обновлений приложения FUN&SUN в App Store 
Скрин истории обновлений приложения FUN&SUN в App Store 

У FUN&SUN 129 запросов в сутки, в месяц 3870 запросов и это дает 3900 установок в месяц.

Всего в индексации 200 ключевых запросов , по 42 запросам приложение находится на 1-5 позиции в поисковой выдаче. Это в 2 раза меньше, чем у Coral Travel, но в отличие от Anex Tour, это скорее говорит о жизнеспособности приложения и интересных возможностях для роста.

По собственному бренднейму приложение FUN&SUN разработчика TT-Trevel занимает вторую позицию в поисковой выдаче. На первом месте FUN&SUN горящие туры разработчика Yulia Lipchenok, на третьей позиции FUN&SUN Горящие путевки и туры Nikita Meshcheryakov, и на четвертой позиции появляется Coral Travel. При этом другие приложения этого бренда, такие как FUN&SUN Expert Agent, Академия FUN&SUN, Intranet FUN&SUN - занимают довольно низкие позиции. Учитывая наличие в выдаче других брендов, название которых содержит запрос FUN&SUN, имеет смысл разобраться, какие еще ключевые запросы актуальны для данного сегмента, и проверить, кто действительно является правообладателем имени данного бренда. И уже затем попытаться поднять позицию приложения по данному ключевому запросу.

Выдача Apple Store по запросу FUN&SUN 
Выдача Apple Store по запросу FUN&SUN 

UK локаль практически полностью дублирует RU локаль - такое использование кросс-локали не имеет никакого смысла, поскольку она служит копией основной локали, а не помощником для ее усиления. Предназначение каждой кросс-локали заключается в том, чтобы помочь расширить семантическое ядро для основной локали и увеличить количество проиндексированных запросов в целом. Также нет смысла в том, чтобы дублировать кросс-локали между собой или разрывать ключевые запросы между основной локалью и кросс-локалью в надежде, что вместе они сгенерируют единый запрос. Например, заголовок в России и подзаголовок в Великобритании не будут комбинироваться между собой.

Украинская локаль не заполнена вообще. Если по какой-то причине вы не хотите, чтобы пользователи из определенного региона скачивали ваше приложение, лучше полностью закрыть доступ к нему в этом регионе.

Обязательно использование уникальных текстов для каждой локали: в App Store не так много места для использования ключевых слов, в отличии от Google Play. Для этого существует всего 3 поля (заголовок, подзаголовок и поле ключевых слов) и у приложения заполнены только 2 из них. Кроме того, пользователи не видят поля ключевых слов, которые заполняются непосредственно в самой консоли у каждого из приложений.

Вывод: во многом у FUN&SUN дела обстоят очень неплохо. Явно есть потенциал для того, чтобы выстроить свою ASO стратегию более грамотно и увеличить количество трафика до уровня Coral Travel, например.

Наши рекомендации:

  • Запускать in-app ивенты.
  • Работать с Tone of Voice в истории обновлений.
  • Пересмотреть подход к заполнению кросс-локалей.
  • Разобраться с выдачей по бренду собственных приложений и правообладанием имени бренда.
  • В оформлении протестировать конвертацию в установки и онбординг.

Общий вывод: на российском туристическом рынке в App Store все еще есть бренды, у которых нет собственных приложений. При этом пользователи их знают и ищут. Например, у компании 1001 тур - 98 запросов в день и около 3000 в месяц, у Библиоглобуса - 153 запроса в день и 4000 запросов в месяц, mega travel - 25 запросов в день и 750 в месяц. С учетом емкости этого рынка от 20 до 47 тысяч установок в месяц, добавив несколько тысяч запросов по собственному бренду, любой из этих игроков может без особых усилий и какого-то сверх напряжения иметь вполне приличные результаты по продвижения своего приложения.

Точно также и всем остальным брендам, которые мы рассматривали в этом обзоре, совершенно точно есть куда расти.

55
2 комментария

Разбор шикарный!

1
Ответить

Рада, что статья понравилась!

1
Ответить