Как мы внедрили систему авто-рассылок в WhatsApp и получили квал лидов в 6 раз дешевле, чем из Яндекс.Директа
В этой статье рассказываю и показываю, как получилось построить систему вотсап-рассылок, которая приносила лидов по 350 рублей, а квал лидов по 650 рублей для продукта со средним чеком 150.000 рублей.
0. Начнем с результатов:
Я сразу хочу показать кусочек результата, которого получилось добиться. Ниже скриншот из сквозной аналитики (Roistat), где показаны 2 канала: Вотсап-рассылки и Яндекс.Директ (ключевой маркетинговый канал).
По аналитике видно, что заявки с вотсап-рассылок обходились в 5,5 раз дешевле, чем из Яндекс.Директа (357 рублей вместо 2013 рублей), а квал лиды в 6 раз дешевле (682 рубля вместо 4148 рублей). При этом, конверсия из лида в квала была даже выше у вотсап-рассылок (52% вместо 49%), хотя это так-то холодный канал маркетинга и продаж.
Конечно, нет смысла сравнивать эти 2 канала на скриншоте, опираясь только на эти данные. Учитывая разную теплоту лидов в этих каналах, необходимо смотреть на цикл сделки, на средний чек, на дальнейшие конверсии. И дальше Яндекс Директ, скорее всего, будет эффективнее по показателям. Но я и не предлагаю вам заменить Яндекс Директ, или таргетированную рекламу, или SEO. Я лишь хочу поделиться, как я заменил холодные звонки рассылками в Вотсапе и добился маркетинговых показателей в разы лучше, чем в других каналах.
1. С чего все началось:
До того, как мы с партнером начали развивать свое агентство я несколько лет был руководителем отдела маркетинга. Для эффективной работы маркетинга я регулярно взаимодействовал с отделом продаж (не только с РОПом, но и с менеджерами): собирал обратную связь по заявкам с разных каналов, прослушивал звонки и встречи, коллекционировал запросы ОП, в общем, делал все то, что и должен делать РОМ для синергии маркетинга и продаж.
В какой-то момент обратил внимание на холодные звонки менеджеров ОП.
Дисклеймер! Есть ниши, где холодные звонки были и пока что будут. Либо же ниши, где более традиционные каналы трафика (контекст, таргет, seo) просто не могут дать необходимый бизнесу охват. Поэтому правильное решение - не отказываться от холодных каналов трафика, а делать их максимально человекоориентированными и адекватными.
Базовые проблемы, которые возникают в компаниях, которые занимаются холодными звонками:
1. Низкая конверсия. Какая вероятность у менеджера ОП вытащить заинтересованных лидов из 1000 контактов? Я бы сказал, что конверсия в лида обычно от 1 до 5%, в зависимости от базы и скрипта. Учитывая рост антиспам программ, блокировщиков холодных звонков, голосовых помощников, секретарей, эта конверсия даже постепенно снижается.
2. Это недешево. Можно нанять дешевых менеджеров для холодных обзвонов или колл-центры, но, если учитывать конверсию, лиды (а уж тем более квалифицированные лиды) получаются не самыми дешевыми, тем более, если учитывать минуту эффективного рабочего времени менеджера.
3. Это прямой путь к выгоранию. Конверсия и стоимость могут и не быть ключевой проблемой, потому что выгорание сотрудника даже важнее. Никто не любит заниматься холодными звонками. Если 50% твоих звонков будут недозвонами - это еще не проблема, но если из этих дозвонов 90% пошлют менеджера, то через сколько дней он уйдет? 30? 60? 90? Не просто так берется огромная текучка в ОП. И дело даже не в том, что менеджер уходит, его можно заменить. Дело в том, что теряется сотрудник с опытом в нише, который прошел обучение, в которого были проинвестированы ресурсы и время, и который мог бы перейти на более высокую и эффективную позицию в ОП. А вместо этого он выгорает и уходит.
Как мы решали эти проблемы:
Сопоставив эти проблемы и подсчитав конверсии, стоимость минуты менеджера и среднее время работы, я сформулировал запрос:
От формирования запроса до финального решения прошел не один месяц и не один протестированный инструмент. Но в данной статье я поделюсь только конечной системой, которую получилось построить. И эта система построена на использовании автоматических рассылок в Whatsapp при помощи программы-софта.
Еще один дисклеймер! Если вы решили делать рассылки в Whatsapp в большом количестве, в идеале, использовать официальный белый Whatsapp для бизнеса и дальше интегрировать его во все ваши системы по WABA (Whatsapp Business Api). Он позволяет не только автоматизировать и улучшить процессы, но и делать те самые холодные рассылки, про которые я пишу. Проблема в том, что внедрение и использование такого вотсапа может быть достаточно дорогостоящим и небыстрым.
Стоимость WABA:
Чтобы внедрить WABA (белый легальный сертифицированный вотсап для бизнеса), необходимо подготовить и прогреть несколько кабинетов (в том числе бизнес-аккаунты) в соц сети, которая владеет Whatsapp. Честно, я не справился даже с этой задачей, так как та самая соц сеть регулярно блокировала и отклоняла заявки на создание бизнес-аккаунта. В итоге, такой готовый аккаунт был все же куплен, поэтому можем сказать, что с этой проблемой справиться достаточно легко. Дальше мы обращаемся в компании, которые занимаются интеграциями WABA, таких компаний достаточно много, это не сложность. Так в чем тогда проблема?
Проблема для малого бизнеса в стоимости. Ежемесячная подписка на WABA стоит примерно 5.000-6.000 рублей (это окей, учитывая возможности, которые появляются). Но чтобы делать холодные рассылки нужно дополнительно доплачивать. На минимальном тарифе вам доступны до 10.000 рассылок. 1 сообщение (рассылка для 1 контакта) стоит 10 вабакоинов или 11 рублей. То есть, чтобы сделать 10.000 рассылок вам нужно потратить 116.000 рублей. Для среднего и большого бизнеса это не проблема, даже вполне адекватная цена. Но для постоянного тестирования гипотез в малом бизнесе это может быть дорого, учитывая, что этот бюджет можно вложить и в другие каналы (контекст, seo, медийку).
Поэтому на первых этапах тестирования системы с рассылками я отказался от WABA.
2. Система Whatsapp-рассылок
Как я сказал ранее, я использовал программу-софт, в которую загружается база + скрипт. Сообщения рассылаются с определенной переодичностью, имитируя отправку сообщений вручную, что вполне легально и адекватно.
Изначально моя задумка была следующей: менеджер ОП приходит в офис, а если понимает, что сегодня ему не хватает лидов, то запускает рассылку в программе и через пару часов (пока он проводит планерки и разбирает задачи) у него в вотсапе появляются сообщения от заинтересованных лидов, которые позитивно отреагировали на предложение. Дальше менеджер переписывается или выводит их на звонок, вместо того, чтобы звонить в холодную по той же базе, тратить время и силы, попадая на анти-спам звонков или секретарей.
Первая попытка и точки роста:
При этом, мне ,как маркетологу, тоже нужно было видеть всю аналитику по рассылке. Причем не в каких-то табличках в экселе, а в скозной аналитике, чтобы я понимал количество лидов, конверсию в квала, во встречу, в продажу, и, конечно же, стоимость каждого этапа. Необходимо видеть не только общие цифры по каналу, но и по каждой рассылке (информацию по базе и скрипту). Это позволит не только использовать самые эффективные рассылки и повышать конверсию, но и понимать ключевые офферы, которые интересуют ЦА. За счет этого можно дорабатывать и сам процесс продажи, и улучшать продукт под потребности клиентов.
Финальное решение:
Решением стало привлечение сторонних менеджеров по рассылке, которые ее запускали, отвечали лидам по скрипту, закрывали лида сразу на звонок или встречу, передавали заявку ОП.
Как это работает на практике:
- Менеджер по рассылке получают базу и скрипт, а также ссылку для передачи лидов. Ссылка ведет на форму, в которой есть все необходимые поля, которые нужно заполнить, чтобы ОП получил полную информацию о лиде с рассылки.
- У каждой ссылки на форму для передачи лида проставляются utm-метки, описывающие рассылку. Например #whatsapp#product#rassylka-type. Так мы понимаем, что была сделана вотсап-рассылка для конкретного продукта с таким-то скриптом на такую-то базу.
- Менеджер ОП получает заявку в CRM-систему со всей заполненной о сделке информацией. Видит имя, телефон, должность, все данные о компании (инн, регион, а может быть даже и выручку). Конечно же, ответы лида на предложение и дальнейшие шаги тоже указываются. Так менеджер обладает полнотой информации для работы.
- Одновременно с попаданием в CRM-ку, заявка также отображается в сквозной аналитике. Я вижу все заявки с рассылки по utm-меткам, которые проставлялись раннее при передаче заявок. Так можно оценивать эффективность канала и каждой рассылки (базы, скрипта) по отдельности.
3. Скрипты и нюансы
Ключевое в холодной рассылке, конечно же, скрипт (хотя базы или техническая составляющая не менее важны). Так как я хотел заменить холодные звонки, скрипты тоже должны были кардинально отличаться.
Если холодная рассылка делается, она должна быть максимально точной и полезной. Это должен быть инструмент, который поможет клиенту решить его проблему. Как таргетинг, просто в Whatsapp.
Сначала расскажу, как делать не надо!
- Бессмысленно делать массовую рассылку, в которой рассказывается о какой-то скидке, акции, событии, на которое всем наплевать, совершенно никому не нужно и со 100% вероятностью вызовет только раздражение.
- Аналогично, на мой взгляд, бессмысленно заходить издалека и писать в качестве первой фразы “Актуально ли сотрудничество?”, преследуя цель вывести на контакт лида и попытаться потом предложить что-то конкретное (что будет не нужно 90% тем, кто ответит вам на первое сообщение).
- Еще надо понимать, что цель рассылки это не продать что-то, а вывести на следующий этап воронки. Получить заинтересованного в этой услуге или продукте лида, а дальше качественно его проквлифицировать и вывести на ключевой этап воронки (КЭВ).
Как следует делать (как делал я):
Рассылка должна быть максимально точным “выстрелом из снайперской винтовки”. Для этого должна быть подобрана максимально узная целевая аудитория, подобрана база. И дальше исходя из базы прописывается конкретный оффер.
Я использовал в рассылке поля из базы, чтобы сделать рассылку максимально персонализированной. Чаще всего использовались следующие поля:
- [name] - имя лица принимающего решение (ЛПР)
- [company] - название компании
- [region] - регион компании
Если есть дополнительная о компании - круто! Это тоже можно аккуратно встраивать. Например, если есть информация о количестве сотрудников в компании, количестве проектов и тд.
В результате, вы как будто бы в конструкторе собираете скрипт. Например, у вас может получиться что-то такое (это просто пример, чтобы показать, как можно оперировать полями в рассылке, но ни в коем случае не эталонный скрипт):
Петр Степанович, здравствуйте! Подскажите, вы в компании Ромашка такой-то услугой в таком-то регионе занимаетесь? Сейчас в вашем регионе есть столько-то нереализованных проектов, очень не хватает надежных подрядчиков. Мы можем помочь получить доступ к этим проектам. Петр Степанович, вам было бы это актуально?
Я бы сказал, что идеальный скрипт - это когда лид, получивший сообщение даже не понимает, что это рассылка, настолько это персонифицированный оффер. Как будто бы я целенаправленно хотел написать именно этой компании, именно этому человеку и узнать, актуально ли им эта услуга, которая поможет его бизнесу. Опять же, все максимально этично и персонифицированно. Но система вотсап-рассылки делает этот инструмент еще и супер-рентабельным и удобным для вашего отдела продаж.
4. Итоги.
В начале этой статьи я показывал результаты из сквозной аналитики. Там видно, что лиды с вотсап-рассылки были не только в 5-6 раз дешевле, чем из Яндекс.Директа, но еще и имели высокий показатель конверсии в квал лида (>50%). Эта система позволяет получать дешевых квал лидов практически для любого бизнеса.
Интересный момент заключается в том, что данная система позволяет получать заявки по фиксированной стоимости, вне зависимости от среднего чека продукта. Заявки будут стоить примерно 250-350 рублей, а квал лиды 500-700 рублей (в зависимости от % квалификации вашего отдела продаж). И совершенно не важно, ваш продукт стоит 10 тысяч рублей, или 50 тысяч рублей, или 150 тысяч рублей (как было в моем случае).
Я решил протестировать, насколько эта система будет применима для других бизнесов, поэтому передал все материалы, регламенты, шаблоны, инструкции и скрипты коллеге по рынку. Через неделю у них получилось все внедрить и запустить.
Это хороший показатель, что система универсальна и может быть применима в других бизнесах.
Сейчас мне интересно посмотреть, сработает ли такая система в других компаниях из других сфер. Поэтому я готов передать все наработки другим маркетологам или владельцам бизнесов, которые заинтересованы в получении бОльшего количества качественных дешевых лидов.
Мы с вами созвонимся в Zoom или Яндекс.Телемосте, я включу демонстрацию и в прямом эфире покажу все материалы и наработки, которые помогут вам внедрить аналогичную систему.