Как бизнесу найти ЦА и определить стратегию, чтобы стать лидером рынка. Разбор брендов «Лэтуаль» и «Золотое Яблоко»

Однажды в нашем офисе повис вопрос: что дарить девушкам. Очевидный вариант — сертификат в магазин косметики. Знаю, что у них есть два любимых бренда: «Золотое яблоко» и «Лэтуаль». Захотел понять, в чем их разница и какому подарку они будут рады. Для этого пришлось разобрать их маркетинг по частям. Оказалось интересно.

А что выбираете вы: «Золотое Яблоко» или «Лэтуаль»? А что выбираете вы: «Золотое Яблоко» или «Лэтуаль»?
А что выбираете вы: «Золотое Яблоко» или «Лэтуаль»? А что выбираете вы: «Золотое Яблоко» или «Лэтуаль»?

Старт брендов

«Лэтуаль» и «Золотое Яблоко» бренды одной ниши — парфюмерно-косметического ритэйла. Обе торговых марки появились почти в одно время, но с одним отличием — первый магазин «Лэтуаля» открылся в 1997 году сразу в Москве, а первая точка «Золотого Яблока» — в 1996 году в Екатеринбурге. В столице о бренде узнали только в 2017. Это был фурор: нечасто региональные ритейлеры открываются в столице.

Онлайн-маркет «Лэтуаля» открылся еще в 2007 году, тогда как приложение «Золотого Яблока» появилось недавно — в 2019. Во время пандемии бренд сделал прорыв: оперативно разработанное приложение для курьеров и удобный интерфейс для пользователей вызвал рост продаж.

Что в итоге имеем? Два бренда начали развиваться в один временной период и сейчас находятся в лидерах одной ниши. Однако, если посмотреть на торговые марки в деталях, можно увидеть очевидные отличия в их позиционировании. И это интересно: как по-разному, оказывается, можно работать на одном рынке.

Выбор целевой аудитории

Это первый шаг к продвижению на рынке, от которого зависит стратегия и инструменты маркетинга.

«Золотое Яблоко» сделало фокус на молодой аудитории, которая привыкла взаимодействовать с дружелюбными и современными брендами. Для этого команда ритейлера придерживается трендов везде: в контенте, дизайне и других элементах. Всё служит одной цели.

«Лэтуаль», напротив, ассоциируется с богатством и изящностью. Бренд для тех женщин, которые хотят выглядеть ухоженно и готовы платить за красоту. Но в диджитале «Лэтуаль» себя еще ищет, будто пытается понять свое ДНК. Трендовый контент и эксперименты с дизайном получаются неуверенными.

Контент

«Золотое Яблоко» создает ценный и привлекательный контент для своей аудитории. В контенте используются качественные трендовые фотографии и яркие цвета — то, что любят молодые люди, которых удивить непросто.

Видно, что бренд много вкладывает в свой продакшен, продумывает каждую съемку. Это отражается и в рекламных макетах — если есть качественный материал, то и хорошие макеты сделать намного проще.

Аккаунт «Золотого Яблока» в Нельзяграме. В соцсетях можно увидеть много популярных форматов, коллаборации с инфлюенсерами и блогерами, мемы. Все публикации яркие, их хочется разглядывать
Аккаунт «Золотого Яблока» в Нельзяграме. В соцсетях можно увидеть много популярных форматов, коллаборации с инфлюенсерами и блогерами, мемы. Все публикации яркие, их хочется разглядывать

«Лэтуаль» старается выпускать трендовый контент, делает собственные креативы. Но публикации с первого взгляда кажутся довольно простыми.

Аккаунт «Лэтуаля» в Нельзяграме. Есть трендовые форматы публикаций, но они лишены акцентных элементов в дизайне 
Аккаунт «Лэтуаля» в Нельзяграме. Есть трендовые форматы публикаций, но они лишены акцентных элементов в дизайне 

Для продвижения бренды активно используют YouTube. Число подписчиков и охваты канала «Золотого Яблока» выше, чем у «Лэтуаля».

Популярные видео на YouTube-канале «Золотое Яблоко». Несколько роликов набрало миллионы просмотров. Например, у коллаборации с блогерами Владом Бумагой и Юлей Годуновой — более 2,6 млн просмотров
Популярные видео на YouTube-канале «Золотое Яблоко». Несколько роликов набрало миллионы просмотров. Например, у коллаборации с блогерами Владом Бумагой и Юлей Годуновой — более 2,6 млн просмотров

У обоих брендов есть похожие популярные форматы шоу, например, обзор косметики и бьюти-лайфхаки, но контент «Золотого Яблока» смотрится уникальнее и отвечает трендам. Бренд более тесно взаимодействует с блогерами, следит за набирающими популярность инфлюенсерами и делает с ними коллаборации. Это приносит лояльных подписчиков, а впоследствии покупателей.

Новые видео на YouTube-канале «Лэтуаля»: популярные темы, которые могут получить охваты, но обложки в превью более спокойные, поэтому не цепляют внимание и не набирают просмотров
Новые видео на YouTube-канале «Лэтуаля»: популярные темы, которые могут получить охваты, но обложки в превью более спокойные, поэтому не цепляют внимание и не набирают просмотров

Дизайн

У «Золотого Яблока» три основных цвета — зелено-желтый, фиолетовый и розовый. Эти три цвета настолько хорошо продуманы и подобраны друг под друга, что наш арт-директор, Алла Димарёва, аплодирует дизайнерам, которые это придумали.

Фирменный стиль у «Золотого Яблока» уникальный. Яркий цвет вызывает положительные эмоции, ассоциируется с обновлением и энергией, хорошо запоминается. Чего только стоят коробки бренда: видишь счастливого человека с ярко-зеленой посылкой, сразу понимаешь, откуда он идет.

«Золотое Яблоко» умело используют новый тренд — маскоты. У бренда это маленькие эльфы. Вдруг, это милые зверюшки, которые помогали собирать Золушку на бал?

Маскот «Золотого Яблока» — эльфы. Персонажи появляются и на сайте, и в приложении 
Маскот «Золотого Яблока» — эльфы. Персонажи появляются и на сайте, и в приложении 

«Золотое Яблоко» создает свой мир, в котором хочется быть и становиться его частью. Бренд живой и находится ближе к покупателям, немного «хулиганит» в дизайне и контенте, но это только привлекает людей всех возрастов. У «Золотого Яблока» более качественный контент и фотографии, он выглядит свежо по цветам и типографике. У «Лэтуаля» всё иначе. Фирменные цвета бренда: синий и золотой, волна в логотипе — узнаваемый элемент стиля. Совершенно другой «более серьезный и взрослый» дизайн.

Алла Димарёва, арт-директор SUR Agency

Не так давно произошел успешный ребрендинг. Упростили типографику в логотипе и убрали апостроф, теперь никто не спотыкается о запятую. Волна стала не такой резкой, золотые линии выглядят проще. Всё стало легче читаться, но узнаваемость бренда осталась.

Ребрендинг «Лэтуаля». Стало чище и понятнее 
Ребрендинг «Лэтуаля». Стало чище и понятнее 

«Лэтуаль» тоже пытается развивать свой визуальный язык, но пока не так убедительно и искренне, как это делает «Золотое Яблоко». Но бренд в процессе модификации, поэтому будем наблюдать за его дизайн-развитием.

Алла Димарёва, арт-директор SUR Agency

Детали брендинга

С фокусом на молодой аудитории «Золотое Яблоко» работает с деталями, что также располагает клиентов.

Бренд дает возможность выбрать подарочные карты магазина. Все дизайн-решения стильные, броские, в меру детские. Элемент выбора создает небольшую игру. Покупка сертификата доставляет приятные эмоции.

Дизайн подарочных карт «Золотого Яблока»
Дизайн подарочных карт «Золотого Яблока»

Продукты «Золотого Яблока» приходят в коробках или пакетах в фирменных цветах. С самой коробкой приятно взаимодействовать — она гладкая, приятная на ощупь. Пакеты хочется фотографировать и публиковать в Нельзяграм*, потому что у них один чистый цвет и ненавязчивая типографика.

Не так давно «Лэтуаль» также сделал доступным выбор дизайна подарочных сертификатов. Но по мнению нашего арт-директора, Аллы Димарёвой, варианты дизайна не сходятся с позиционированием бренда. Получились нелепые стоковые 3D-объекты, котики.

Варианты дизайна подарочных сертификатов. Есть сходство с дизайном «Золотого Яблока», но это не попадает в стилистику бренда 
Варианты дизайна подарочных сертификатов. Есть сходство с дизайном «Золотого Яблока», но это не попадает в стилистику бренда 

Товары из магазина «Лэтуаль» приходят в обычных коробках или в пакетах, которые в отличие от «Золотого Яблока», выглядят попроще. Но ведь взрослым состоятельным дамам и не нужно пестрить в лентах коробками косметики? Или нужно?

Доставка и работа в онлайне

У «Золотого Яблока» интуитивно понятный сайт, журнальная верстка которого помогает легко разобраться в контенте. Яркие цвета, качественные фотографии, понятный интерфейс — и вот ты уже набрал пять масочек для лица, хотя зашел просто за любимой тушью.

Сайт «Золотого Яблока» тоже в стиле минимализма. Небольшое количество продуктов на главной странице сайта не сбивают покупателя с толка
Сайт «Золотого Яблока» тоже в стиле минимализма. Небольшое количество продуктов на главной странице сайта не сбивают покупателя с толка

Приложение сделано качественно, пользователю понятно, что и как работает, в том числе благодаря журнальной верстке. В контенте много живых людей на фотографиях, есть 3D-элементы на креативах. Всё сочно и вкусно.

Скриншоты из мобильного приложения «Золотое Яблоко»
Скриншоты из мобильного приложения «Золотое Яблоко»

Есть доставки с двумя основными опциями: курьерская и самовывоз. За дополнительную плату клиент может получить заказ в течение двух часов по экспресс-доставке. Это преимущество. В некоторых городах доставка работает круглосуточно, в большинстве заказ можно оформить до 12 часов ночи. Недавно появились отдельные пункты выдачи «Золотое Яблоко» в Москве, забирать заказы стало еще удобнее.

«Золотое Яблоко» превращается в маркетплейс. В магазине всё больше появляется новых товаров. Книги, свечи, одежда, постельное белье. Бренд давно вышел за пределы коместики.

Сайт «Лэтуаля» визуально понятный, интерфейс удобен для пользователя. Но контент, баннеры и фотографии, более наигранные и искусственные. Бренд тоже пытается интегрировать 3D-элементы на баннерах, например, милые истории с котиками, но это получается искусственно и неискренне.

Скриншот с сайта «Лэтуаль»
Скриншот с сайта «Лэтуаль»

Приложение собрано по шаблону и напоминает стандартный сайт с косметикой. Много кеглей шрифта в карточке товара, будто есть задача — показать больше плюсов. Это создает ощущение мусора в каталоге. Есть два варианта доставки: курьерская и самовывоз. Но если тебе срочно нужен тот самый парфюм, придется ждать — за пару часов его не привезут, как бы ты не хотел.

Скриншоты из мобильного приложения «Лэтуаль» 
Скриншоты из мобильного приложения «Лэтуаль» 

Секрет успеха — в стратегии

«Золотое Яблоко» среди других косметологических ритейлеров выделяется своим уникальным и запоминающимся брендингом. Видно, что ребята продумали стратегию, определили свою целевую аудиторию, и траектория развития стала понятна.

Хочешь привлечь молодую аудиторию? Проявляйся в смелом контенте, используй тренды, яркие цвета и качественный визуал, следи за рынком инфлюенсеров и коллаборируй с самими популярными.

Хочешь привлечь более взрослый и обеспеченный сегмент? Выбирай более спокойный tone of voice, премиальный дизайн и дорогие цвета, делай спокойный, но качественный контент, следи за трендами, но адаптируй их под себя.

Кажется, все не так сложно для успешной раскрутки: виджет приложения похожий на известную социальную сеть, блогеры, яркий фотографичный брендинг. Но почему, если то же самое повторить другому, может не сработать? Потому что «Золотое Яблоко» сделали самое важное для любого бизнеса — разработали стратегию и определили ЦА и продолжают развиваться в креативе намеченного плана. В этом вся магия.

Ольга Тагиева, бренд-директор SUR Agency

Авторы статьи: Дарья Минеева, Ольга Тагиева

Мы разбираемся в маркетинге и продвижении, поэтому знаем, сделать стратегию, которая поможет вам закрепиться в любой нише. Проанализируем конкурентов, разработаем концепцию продвижения и подберем рекламные инструменты всего за 100 000 рублей. Это наше специальное предложение для бизнеса. Сделаем всё, чтобы ваш бренд засиял на рынке.

А кто-нибудь знает, как дела у «Иль де ботэ»?

22
4 комментария

Это не сайт.

Ответить

Спасибо, что обратили внимание. Изменил скриншот на нужный.

1
Ответить

Это все хорошо, но не имеет никакого отношения к реальности. В Летуале за последние пару лет почти пропали известные преимальные бренды и сейчас 80% брендов - ноунеймы. Что магазин компенсирует маркетингом по типу набери на 10000 заплати 3000. Сливая ноунемы, которые стоят по завышенным ценам. Ни Пайот, ни Клиник, ни Кларинс, ни Эрбориан, никакой классики, которую покупают женщины за 35+ с достатком нет, либо штучные остатки. Из дорогого "стандарта" остался Эйсенберг. И то, такое. Не топ. В ЗЯ сейчас самый большой на рынке выбор нормальной люксовой уходовой косметики. Эстелаудер, Кларис, Пайот, Зелинский. И да, некоторые бренды для молодежи. Но и тут можно найти не дешевый Миксит, а нормальную Avene и типа нее, для молодой кожи, но качественное.
И да, почему в списке нет РивГоша, который вообще-то где-то между бомжатским Лету и норм ЗЯ?

Ноль понимания того, что в магазинах с косметикой люди покупают не просто какие-то баночки, а вполне себе конкретные бренды и средства, они не взаимозаменяемые. И да, маркетинговые акции этих трех магазинов говорят как раз о том, что Лету для эконом-класса, а ЗЯ повыше уровнем.

Ответить

Наталья, да я вроде и не спорю с некоторыми вашими утверждениями. Мое сознание воспринимает Летуаль, как бренд для взрослой аудитории, а их позиционирование будто противоречит, но и на молодежь не сильно работает

Ответить