Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Привет! На связи Полина Силантьева. Я заведую контент-маркетингом в редакции Рыба. В этом году мы запустили свое медиа ЖИР — журнал о том, как писать тексты и строить карьеру авторам и редакторам. Получилось очень круто, но, чтобы все заработало, сделать пришлось немало. О том, как запустить собственное медиа на WordPress, не накосячить и не слить бюджет, расскажу по шагам в этой статье. Сохраняйте гайд в закладки, чтобы не потерять. Вдруг надумаете медиа делать, а у вас раз — и готовая инструкция есть в сохраненках. В общем, погнали.

У нас в Рыбе был блог на сайте редакции. Такой стандартный блог: несколько рубрик, простая сетка из трех карточек в ряд, иллюстрация, заголовок, дата выпуска статьи. Этот блог был сделан с помощью тильдовских потоков.

Вот так выглядел тильдовский блог на сайте нашей редакции 
Вот так выглядел тильдовский блог на сайте нашей редакции 

Потом мы решили, что в таком виде блог наши хотелки не закрывает и нам нужен полноценный журнал про контент-маркетинг. На WordPress, отдельном домене, со своим дизайном и брендом — журнал ЖИР. Пошли придумывать, собирать концепцию, искать дизайнера и верстальщика, пилить макеты и верстку, писать статьи.

А вот так наш ЖИР выглядит в итоге
А вот так наш ЖИР выглядит в итоге
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Рассказываем, что нужно сделать для запуска собственного медиа: от концепции до выкатки статей и стартовой сеошки. На какие грабли можно наступить, если делаешь все это впервые, на что обратить внимание, и сколько вообще все это стоит.

1. Определиться, зачем вам нужно отдельное медиа и нужно ли вообще

Запилить свое медиа — идея привлекательная. Это модно, престижно, понтово и красиво. И вообще — все делают медиа, а чем мы хуже, да? Но еще медиа — это запаристо, недешево, долго и далеко не всегда нужно. Зачастую просто блога на сайте, в телеграм-канале, на vc.ru — более чем достаточно.

Вот причины, почему конкретно мы решили делать журнал на отдельном домене.

1. Развести по разным площадкам контент для разных сегментов ЦА. У нас есть две аудитории: B2B — клиенты на услуги агентства — и B2C — копирайтеры и редакторы, которым мы продаем курсы. Сайт редакции — для клиентов. Там размещены услуги, кейсы, партнерская программа, отзывы. Блог, который изначально был на сайте, — про то, как делать контент. B2B-аудитории он был неинтересен и только путал клиентов.

2. Упростить администрирование контента. У нас росли темпы выпуска статей. Мы плотно взялись за SEO и хотим захватить хорошую долю поискового трафика. Но на Тильде, чтобы опубликовать каждую статью, нам нужно было бегать к дизайнерам: просить сделать плашки, межстрочки, отступы. Сами бы мы с этим 100% где-нибудь да накосячили. Хотелось передать менеджмент контента в руки редактора, чтобы делать все это быстрее: и публиковаться, и в случае чего менять какую-то инфу, редактировать и дополнять статьи, менять внутри продуктовые баннеры.

3. Сделать кейс. Мы в редакции делаем много разного контента для бизнеса и у нас в портфолио полно клиентских блогов. Но, как правило, все детали таких проектов под NDA и мы можем показать только внешнюю картинку — как выглядит блог и статьи. А внутрянку, статистику, процессы, аналитику, какие-никакие результаты — нет. Так что, наш журнал — это наш же кейс.

4. Крепче подружиться с сеошкой. В целом контент на Тильде нормально индексируется. В нашем блоге трафик рос хорошо, но, если можно лучше, — почему бы и нет. К тому же в Тильде есть некоторые ограничения: нельзя создавать шаблоны для метаописаний, добавлять уникальные URL для каждой страницы, настраивать метатеги. От этого статьи чуть хуже индексируются, а для ЖИРа SEO — основное продвижение.

Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

У вас могут быть такие же причины. А могут быть и другие. Вот почему еще может понадобиться отдельное медиа:

  • Работа с репутацией бренда. Например, у вас либо нет репутации и знания вокруг бренда. Либо есть, но не очень хорошая и клиенты вам не особо доверяют. Такое можно исправить с помощью журнала, у которого свой отдельный бренд. Сначала воспитываете доверие к нему, а потом внедряете свой бренд. И вуаля, вас любят и обожают. Это один в один история великого и могучего Т—Ж. Вы же помните, что у банка когда-то была репутация не очень?
  • Формирование потребности. У вас сложный или новаторский продукт, и целевая аудитория может даже не подозревать, что он ей нужен. Если рассказывать от имени бренда, будет казаться, что вы, как заинтересованное лицо, просто хотите впарить свой продукт. А если от лица отдельного медиа, такого впечатления удастся избежать.
  • Монетизация медиа. Хотите собрать трафик и продавать в медиа рекламу сторонних брендов или свои неосновные продукты. Например, упаковать в курсы экспертизу компании в своей сфере.
  • Слишком много контента. На сайте уже нет места, навигация становится громоздкой и страдает юзабилити. Возможно, у вас на сайте уже есть клиентские кейсы, продуктовые статьи, инструкции, как пользоваться продуктом, техническая документация. И, если добавить еще и блог с общими темами, сайт станет непонятным для пользователя.
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

2. Проработать концепцию медиа

Первую часть концепции, и одну из самых важных, мы уже затронули — зачем медиа. Но это не все. Вот что еще вы сразу должны определить.

Целевая аудитория

Обычно у бизнеса есть несколько сегментов ЦА. Как минимум: клиенты, сотрудники, потенциальные сотрудники, партнеры, СМИ. Часто и клиенты делятся на несколько сегментов. У нас это бизнес — клиенты редакции — и копирайтеры. Журнал мы сделали только под копирайтеров. У вас могут быть продукты для физлиц, начинающих ипэшников или для уже крепкого среднего бизнеса. Сделать медиа для всех и сразу — не получится. Аудиторию интересуют разные темы, и у них разные проблемы.

Идея медиа

Здесь важно учесть две плоскости.

Первая — зачем это медиа нужно вашей аудитории, почему она захочет за ним следить и потреблять ваш контент. То есть это главная ценность медиа для ЦА.

Ценность нашего журнала — с ним можно безболезненно войти в профессию и понять, как, куда и каким образом прокачиваться
Ценность нашего журнала — с ним можно безболезненно войти в профессию и понять, как, куда и каким образом прокачиваться

Вторая плоскость — как эта ценность мэтчится с интересами вашего бизнеса. Мы же не благотворительные организации, польза для клиента — это хорошо, но эта польза должна работать на бизнес.

Как это выглядит в нашем случае. У нас есть курсы для начинающих копирайтеров, для уже опытных авторов и для редакторов. Мы помогаем им войти в профессию и продвинуться в карьере. И продавать нам надо курсы для специалистов с разным опытом: от нуля до крепких мидлов. А еще мотивировать новичков учиться дальше, покупать наши следующие ступени. Журнал про все это.

О чем будем писать

Большинство медиа построены вокруг какой-то широкой темы — маркетинг, карьера, IT, недвижимость и так далее. У нас — копирайтинг и контент-маркетинг. И это правильно. Ведь медиа — это верхний этап маркетинговой воронки, его задача — привлечение нового трафика и широкий охват. Но при этом неправильно делать в медиа материалы обо всем подряд, что подходит под эту тему. Большинство тем конкретных материалов должны:

  • быть интересны ЦА, которую вы определили. Например, тема «Каких сотрудников нанять в редакцию, сколько им платить и как построить процессы» — тоже про контент, но для рядового копирайтера это сложно и неинтересно. Про это захочет почитать главред, маркетолог или предприниматель;
  • работать на продукт, который вы собираетесь продавать этой ЦА. Сам продукт можно и не рекламировать в лоб, вы всегда успеете это сделать. Но лучше сразу привлекать людей, которые потенциально в вашем продукте заинтересованы. Например, у нас есть курс по Фигме, поэтому мы пишем, как копирайтеру делать презентации, самому собрать элементарные карточки для соцсетей или обложки для статей. Есть курс по гугл-докам, и в ЖИРе мы рассказываем, из чего состоит аккуратная верстка и почему это важно;
  • иметь сеошный потенциал. В медиа на сайте трафик нужно набирать с помощью поисковой оптимизации. Конечно, можно использовать и платные каналы, и это круто, когда есть на это ресурс. Но не воспользоваться условно бесплатным трафиком — ну, грешно.
Мы сначала нагенерили кучу тем, которые, как нам казалось, будут интересны ЦА, потом по всем этим темам собрали огромный файл с семантикой. И выбираем, на какие темы писать следующие статьи исходя из поискового потенциала тем
Мы сначала нагенерили кучу тем, которые, как нам казалось, будут интересны ЦА, потом по всем этим темам собрали огромный файл с семантикой. И выбираем, на какие темы писать следующие статьи исходя из поискового потенциала тем

Рубрики

Это основные тематические разделы в журнале.

Так выглядят рубрики в нашем журнале. «Как писать» , «Как делать красиво» — про визуал, «Кем быть» — про разные профессии и карьеру, «Как быть крутым» — про софт-скилы,«Они смогли» — интервью бывших студентов, которые уже смогли получить хорошую работу
Так выглядят рубрики в нашем журнале. «Как писать» , «Как делать красиво» — про визуал, «Кем быть» — про разные профессии и карьеру, «Как быть крутым» — про софт-скилы,«Они смогли» — интервью бывших студентов, которые уже смогли получить хорошую работу

Они нужны, чтобы:

  • структурировать все то, что вы уже продумали про аудиторию, идею и темы, и в процессе работы не отклоняться от этого вектора;
  • сформировать и согласовать внутри команды целевой образ медиа;
  • сразу продумать навигацию, удобную для пользователя, чтобы он мог быстро находить среди пула материалов то, что ему нужно.

С рубриками, главное, не переборщить, 4–5 — достаточно, иначе будет сложно ориентироваться в журнале, а контент будет размываться.

Ресурсы

Кто все это будет делать? Подход в духе: «У нас есть несколько авторов, вот пусть они и это на себя возьмут» — не прокатит. Так немудрено быстро остыть к идее делать медиа, потому что все будет затягиваться, дедлайны — откладываться, а результат — получаться так себе. Медиа — это целый микробизнес, выхлоп от которого еще и далеко не сразу почувствуешь. Им надо конкретно заниматься. Спустя рукава не получится.

Вот какие ресурсы понадобятся на старте:

  • Проработка концепции и менеджмент запуска. Это можно поручить на аутсорс, можно делать изнутри — но тогда нужен ответственный за проект: главред, проджект, маркетолог. Лучше, чтобы это был не только хороший менеджер, но и тот, кто понимает, как работает контент и маркетинг.

Мы будем платить такому человеку примерно 150 тысяч рублей в месяц.

  • SEO-поддержка — сбор семантики, ТЗ для оптимизации сайта, ТЗ на статьи.

Стоимость — примерно 30 тысяч рублей, сроки — примерно две недели.

  • Дизайн-макет журнала. Макет может сделать штатный дизайнер компании, привлеченный на аутсорсе дизайнер (это хорошо, если нужно придумать что-то новое и отличающееся от брендбука компании, у штатного, вероятно, уже замылен взгляд), или студия, которая будет делать и разработку медиа.

Стоимость макета — 50–70 тысяч рублей, сроки — 2–3 недели.

  • Разработка журнала на WordPress. Если есть разработчики в штате компании, у которых есть свободное время, — можно поручить им. Но такое редко бывает, стоимость часа разработчиков высокая и, как правило, они забиты задачами наперед. Чтобы не откладывать разработку на месяцы, лучше взять этот ресурс на аутсорсе.

Стоимость — 50–60 тысяч рублей, сроки — около месяца.

  • Стартовый пул статей. Сразу нужно подготовить примерно 15–20 статей, чтобы наполнить сайт контентом перед релизом. Для этого нужен автор, корректор, иллюстратор для обложек и оформления внутренних картинок по шаблону.

Стоимость:

100 000 рублей — авторам на статьи;

15 000 рублей — на корректорскую вычитку;

30000 рублей— на работу иллюстратора.

Расходы на ежемесячной основе:

  • главред/редактор, ответственный за проект — 150 000 рублей;
  • 10 статей — 80 000 рублей;
  • иллюстрации к статьям — 20 000 рублей;
  • корректорская вычитка — 10 000 рублей;
  • SEO-ТЗ для статей — 5000 рублей.

Итого запуск медиа обходится минимум в 450 тысяч рублей. Еще примерно 250 тысяч рублей в месяц — на производство контента дальше.

Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Продвижение

Подумайте, как вы будете доносить свои статьи до ЦА? У кого-то изначально есть большая аудитория в соцсетях, приложениях, почте — и достаточно придумать стратегию распространения контента. У того же Т—Ж на старте было в базе несколько сотен тысяч подписчиков — конечно, это играет свою роль, можно распространять контент условно бесплатно. У кого-то нет никакой базы, и нужно выстраивать SEO. Кто-то имеет хороший бюджет, чтобы фигачить рекламу посевами в тг-каналах, на промостраницах или в директе. В любом случае вы на берегу должны определиться, каков будет ваш путь дистрибуции контента. Просто написать статьи и стать известным посещаемым медиа нельзя.

Считайте сразу 50/50: производство контента и его дистрибуция. Если вы знаете, как оптимизировать те или иные расходы, если у вас есть доступ к условно бесплатному трафику — вы молодцы, вам будет дешевле привлекать трафик. Если нет — считайте расходы 50/50.

Ну, ура, концепция готова. Поехали дальше.

3. Подготовить сеошную базу для материалов и начать создавать фонд статей

В большинстве случаев медиа на сайте черпает трафик из поиска. Поэтому важно изначально продумать, как эффективно задействовать этот ресурс, просто писать статьи ради статей — не самая лучшая затея. Вот что необходимо сделать по SEO:

1. Собрать семантику в вашей тематике. Сначала вы собираете в файлик все потенциально интересные вашей ЦА и вам темы. Получается большущий список тем. Потом просите SEO-специалиста проанализировать все эти темы и собрать по ним семантику — слова и словосочетания, которые пользователи вбивают в поиск, когда ищут ответы на интересующие их вопросы.

Примерно так это выглядит. И таких строчек в файлике с темами и ключевыми фразами будут со-о-о-отни 
Примерно так это выглядит. И таких строчек в файлике с темами и ключевыми фразами будут со-о-о-отни 

По собранной семантике вы сможете выбрать темы, на которые вам нужно написать материалы. Важно брать в работу и высокочастотные запросы, и низкочастотные. Высокочастотные могут привести много трафика, но по ним будет большая конкуренция среди сайтов. Низкочастотные приведут трафика меньше, но зато вероятность проскочить в топ выдачи и забрать себе весь этот трафик будет намного выше.

2. Сделать SEO-ТЗ для статей. Из всей семантики вы выберете темы для материалов, наиболее перспективные с точки зрения SEO и наиболее подходящие под интересы вашей ЦА. Перед тем как взять их в работу, лучше позаботиться о том, чтобы поисковики считывали эти материалы максимально эффективно — то есть взять у SEO-специалиста ТЗ на статьи.

На этом этапе у многих творцов контента возникает бунт в духе: «Мы не собираемся писать топорные сеошные статьи, которые не несут никакой пользы для клиента». Не слушайте их, обучите, заставьте или смените на других. Сеошные статьи, по сути, ничем не отличаются от любых других. Их тоже важно писать качественно, опираться на пресловутую «пользу для клиента», использовать сильную фактуру и аргументы. Просто параллельно задействовать еще и SEO-рекомендации по ключам и структуре. Это не так сложно и скучно, как может показаться.

В наших SEO-ТЗ есть рекомендации, какие ключи и LSI-слова использовать в тексте 
В наших SEO-ТЗ есть рекомендации, какие ключи и LSI-слова использовать в тексте 
Есть метатеги для настройки тайтла и дескрипшена страницы
Есть метатеги для настройки тайтла и дескрипшена страницы
И рекомендованная структура статьи 
И рекомендованная структура статьи 

Дальше мы смотрим на то, насколько все эти рекомендации соответствуют интересам и реальным запросам ЦА, адаптируем под это ТЗ. Пытаемся в статьях использовать максимальное количество рекомендаций по SEO, ведь если этот материал никто не найдет в поиске, то для кого он вообще писался. Но и делаем качественный и сильный по фактуре контент, потому что важно, чтобы читатель не только пришел в статью, но и конвертировался дальше. А для этого, с одной стороны, необходимо, чтобы статья отвечала на его запрос и давала ему всю нужную информацию, а с другой стороны, чтобы внутри нее были элементы, подталкивающие к конверсиям — CTA, перелинковки с продуктовыми страницами, описания продуктов и мягкая «продажа».

3. Отдать в работу пачку статей для старта. Чтобы запустить медиа, на нем уже должен быть какой-то контент. Сильно много не надо, главное, чтобы журнал не был пустым и количества статей хватало для полноценной работы всего сайта. Например, чтобы какие-то рубрики и теги не были пустыми, чтобы не возникало ошибок, когда пользователь кликает на «Читать дальше», а там ничего нет. Это примерно 10–15 статей.

Будет круто, если вы сразу проработаете небольшой чек-лист для авторов, в котором будет прописано, что точно нужно указать в статье, какие элементы добавить, чтобы никто не забывал проставить в нужных местах перелинковки, продуктовые баннеры, ключи и так далее. Это очень упростит вашей команде верстку контента по единым стандартам.

У нас, например, в гайде прописано, что обязательно в начале статьи нужно указывать SEO-заголовок, ключи и метаописания
У нас, например, в гайде прописано, что обязательно в начале статьи нужно указывать SEO-заголовок, ключи и метаописания
А еще что нужно приложить свою фоточку и дать свое описание, чтобы мы указали автора
А еще что нужно приложить свою фоточку и дать свое описание, чтобы мы указали автора
В этой части гайда рассказываем, как добавлять ссылки
В этой части гайда рассказываем, как добавлять ссылки

Если этого не сделать, когда наступит время наполнять журнал контентом, вы потратите много времени, чтобы все эти необходимые для верстки элементы собрать по файликам и авторам.

4. Сделать макет медиа

После того как мы все продумали, надо это визуализировать. Сначала «для своих на бумажке», потом собрать полноценный дизайн-макет с адаптивами, который можно смело передать в разработку. Наш макет в Фигме и будет ТЗ для разработчика.

«Для своих на бумажке»

Часто этот этап кажется лишним, но на самом деле он очень и очень важен. Во-первых, чтобы вы внутри команды точно поняли, что образ медиа у всех одинаковый, все всё правильно поняли и со всем согласны. Переделать структуру страниц или каких-то отдельных блоков, что-то добавить в гугл-доке куда быстрее и дешевле, чем переделывать дизайн-макет.

Во-вторых, чтобы наглядно представить, как ваше медиа будет выглядеть, и продумать необходимые механики и элементы. Ибо придумывать их на этапе дизайна или тем более разработки будет уже поздно.

Что важно сразу учесть в макете:

Продуктовые элементы. Польза пользой, а медиа мы делаем, чтобы запустить новый трафик дальше по маркетинговой воронке.

Если вы не собираетесь держать бренд в тайне, тогда сразу в макете нужно обозначить, где и как появляется ваш бренд, как вы собираете лиды: формы, подписки, баннеры.

У нас в ЖИРе есть баннер с лид-магнитом — за почту предлагаем скачать книгу по копирайтингу  
У нас в ЖИРе есть баннер с лид-магнитом — за почту предлагаем скачать книгу по копирайтингу  
Есть классическая форма подписки на рассылку-дайджест 
Есть классическая форма подписки на рассылку-дайджест 
И еще баннер с той же книгой внизу страниц, перед футером 
И еще баннер с той же книгой внизу страниц, перед футером 
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Механики. Прикиньте, когда пользователь кликает на «Почитать еще» — что происходит? Какая раскладка статей выпадает? В каком порядке? Сколько их будет: все сразу или по 10 штук? А когда вводит почту в форме — какое сообщение ему показывается, как выглядит это окно? Куда его перебрасывает? Да и вообще, когда он просто свою почту вводит, подсказка «Email» в поле ввода исчезает или остается? Если такие вопросики не учесть сразу, вам их потом в любом случае задаст верстальщик и вы пойдете трясти дизайнера, чтобы это придумать.

Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Навигация. Надо сразу подумать, как человек будет серфить между статьями по вашему медиа. Нам же не нужно, чтобы он перешел из поиска, прочитал нужную статью и ушел в закат.

Что это может быть:

  • Кликабельная плашка рубрики на карточках статьи. Типа так:
Вот у нас есть рубрики «Как писать», «Как быть крутым» и так далее. У каждой статьи есть плашка с рубрикой, на нее нажимаешь и проваливаешься на страницу, где статьи только в рамках этой рубрики
Вот у нас есть рубрики «Как писать», «Как быть крутым» и так далее. У каждой статьи есть плашка с рубрикой, на нее нажимаешь и проваливаешься на страницу, где статьи только в рамках этой рубрики
  • Теги. Кликабельные или нет, зависит от того, насколько вам действительно это нужно. Если очень много контента, тем много, рубрики не вытягивают, лучше сделать кликабельными.
У нас теги не кликабельные. Прямо сейчас по каждому тегу еще не набирается тонны контента, чтобы делать отдельную страницу под каждый тег. В нашем случае это только усложнило бы навигацию, пользователи проваливались бы в полупустые страницы
У нас теги не кликабельные. Прямо сейчас по каждому тегу еще не набирается тонны контента, чтобы делать отдельную страницу под каждый тег. В нашем случае это только усложнило бы навигацию, пользователи проваливались бы в полупустые страницы
  • Перелинковка. Это ссылки на другие статьи медиа, которые встречаются прямо по ходу текста статьи. Обычно уводят на материалы, которые по смыслу связаны с текущей статьей, дополняют ее.
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое
  • «Что еще почитать?». Блок с подборкой похожих статей, который располагается в конце текста статьи.
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

Если вы заранее продумаете это все, с дизайн-макетом справитесь быстрее и с меньшим количеством правок. А самое главное, не упустите эти моменты в принципе и не придется просить дизайнера (уже за допплату), допилить что-то в проекте после его сдачи.

Макет в Фигме

Это уже полноценный прототип вашего сайта, в дизайне, со всеми красивостями, кнопочками, иллюстрациями, финальными шрифтами и так далее.

Нужно отрисовать все страницы, на которых есть уникальная структура или элементы. В медиа это в основном будут: главная, страница рубрики, страница статьи, 404 и политика конфиденциальности. Часто бывает еще страница «О проекте» 
Нужно отрисовать все страницы, на которых есть уникальная структура или элементы. В медиа это в основном будут: главная, страница рубрики, страница статьи, 404 и политика конфиденциальности. Часто бывает еще страница «О проекте» 

Вот что важно продумать сразу, чтобы потом не переделывать.

  • Утвердить стилек. Сделайте сначала несколько первых экранов, чтобы разобраться со стилем, попросите дизайнера сделать хотя бы три варианта экранов, чтобы было из чего выбирать. Возможно, вам понравится полностью один вариант, а может быть, вы захотите их скомбинировать.
Вот у нас было три варианта дизайна для раздела с интервью студентов. Выбрали в итоге нечто среднее, отовсюду понемногу
Вот у нас было три варианта дизайна для раздела с интервью студентов. Выбрали в итоге нечто среднее, отовсюду понемногу
  • Сопоставить стилек с возможностями верстки. Не всю красоту с макета возможно с легкостью перетащить в веб. И едва ли стоит усложнять жизнь себе и разработчику. Проверьте, чтобы элементы были простыми, типичными. Представьте, что вы наполняете журнал новым контентом, статьи и иллюстрации двигаются по ленте — не произойдет ли наложений разных элементов.
Например, у нас в макете были прикольные иллюстрации, которые выходили за рамки карточек статей — вот как пчелка. Но на деле, когда наполнение плашек менялось, — все жестко ехало. Мы теперь за простые стандартные иллюстрации в определенном месте, ха-ха
Например, у нас в макете были прикольные иллюстрации, которые выходили за рамки карточек статей — вот как пчелка. Но на деле, когда наполнение плашек менялось, — все жестко ехало. Мы теперь за простые стандартные иллюстрации в определенном месте, ха-ха
  • Сделать все необходимые адаптивы. Идеально, если дизайнер и разработчик засинхронятся в вопросе, как будет верстаться сайт. Будет ли это автоскейл или стандартная верстка, какие адаптивы нужны, чтобы у нас все получилось.
  • Установить единые пропорции для повторяющихся элементов. Вот, например, карточки статей, на них есть заголовок, иллюстрация, тег. Когда мы рисуем красивущий дизайн, есть риск во имя красоты увлечься и сделать там картиночку побольше, там поменьше, заголовок покороче. А на верстке потом окажется, что (опять же ввиду того, что статьи и иллюстрации в ленте меняются, экраны у разных устройств разные) это все уже абсолютно не так красиво налазит одно на другое.
Напоровшись на эту ошибку, мы сделали вот такой стандарт для всех иллюстраций и расписали размеры картинок для каждого адаптива. Теперь картинка всегда в одном месте и одного размера, заголовки, теги и рубрики на нее не налезут
Напоровшись на эту ошибку, мы сделали вот такой стандарт для всех иллюстраций и расписали размеры картинок для каждого адаптива. Теперь картинка всегда в одном месте и одного размера, заголовки, теги и рубрики на нее не налезут
  • Учесть размер экрана при проектировании блоков. Когда пользователь листает страничку, размер его экрана всегда остается таким, какой он есть. А когда мы рисуем макет, мы из этой действительности немного вываливаемся: какой-то блок может получиться уже, какой-то шире, потому что так встает контент. А потом можем столкнуться с тем, что один блок полностью не помещается на экран, — это неудобно и некрасиво.
  • Не забыть о всяких мелочах. Например, о том, как будут меняться элементы при наведении или как выглядит окошко «Спасибо» после ввода адреса почты.
Запустили медиа на WordPress и написали об этом гайдище. Забирайте, пока бесплатновое

5. Верстка на WordPress

Какое-то базовое понимание текста и дизайна у нас всех есть, тексты можно прочитать и понять, что там написано, дизайн — увидеть. А вот разбираться даже поверхностно в коде умеют далеко не все. Это усложняет работу с версткой, заказчику сложно понять, когда, что и почему идет не так и как это исправить. Поэтому, если разработка не ваш профиль, лучше очень внимательно подойти к поиску специалиста. Возможно, обратиться в надежную студию или агентство и немного переплатить, но зато наверняка получить результат, который устраивает.

Как принять сайт, что проверить, настроить.

1. Сверить с макетом:

  • Соответствие шрифтов, размеры, начертания, цвет, отступы. Верстка — довольно кропотливая и требующая внимания работа, где-то могут попутаться размеры, не проставиться нужные промежуточные начертания. Важно сразу это отследить, чтобы потом по крупицам не вылавливать.
  • Адаптивы на разных устройствах — чем больше, тем лучше. Проверить, не уплывают и не накладываются ли друг на друга какие-то элементы.
  • Механики. Все ли нужные элементы кликабельны, как реализована выдача статей в ленте, соответствует ли задумке, работают ли как надо элементы при наведении курсора мышки.
  • Помещаются ли блоки сайта на один экран.

2. Протестировать админку. Поскольку в дальнейшем вам самим добавлять все материалы, это должно быть удобно. Проверьте, есть ли в конструкторе статьи все переменные элементы, которые нужны для ваших материалов: рубрика, теги, подводка, заглавная иллюстрация, информация об авторе. Протестируйте, как добавляются в материалы баннеры, перелинковки, цитаты и другие элементы верстки, хватает ли их для ваших потребностей.

Важно попробовать самостоятельно опубликовать несколько материалов, чтобы выявить неочевидные косяки. Стартовый пул статей вам, вероятно, закинет на сайт разработчик, они будут выглядеть как надо. Но, когда начнете добавлять самостоятельно, может оказаться, что вылезают какие-то не те начертания, выделения болдом оказываются другого цвета, в общем, что-то идет не по макету и это нужно поправить.

У нас подзаголовки в подбор выделяются фиолетовым болдом. Но, если в них встраивалась гиперссылка, эта настройка слетала. Такие нюансы можно отследить, только если самостоятельно несколько раз опубликовать материалы и все внимательно перепроверить
У нас подзаголовки в подбор выделяются фиолетовым болдом. Но, если в них встраивалась гиперссылка, эта настройка слетала. Такие нюансы можно отследить, только если самостоятельно несколько раз опубликовать материалы и все внимательно перепроверить

3. Убедиться, что адекватно работает лента статей. Пока сайт статичен и на нем не появляются новые материалы, можно не заметить каких-то критичных ошибок. Например, мы таким образом нашли в верстке две проблемы. Первая — при наполнении контентом после нажатия на «Почитать еще» статьи начинали повторяться. Вторая — новые интервью наших учеников добавлялись не в то место. Обнаружить эти моменты после запуска и анонса медиа было бы очень неприятно.

4. Проверить интеграции со всеми нужными сервисами. Почти все сервисы подключаются через код, и разработчика нужно сразу попросить их подключить, самим потом можно и не разобраться. Какие сервисы нужны вам скорей всего:

  • Яндекс Вебмастер — сервис поисковой оптимизации, в нем вы сможете узнать, какие ошибки есть с точки зрения SEO, как их починить.
  • Google Search Console — то же самое, но гугловское.
  • Яндекс Метрика — для анализа поведения пользователей на сайте. И не забудьте сразу попросить проставить на сайте нужные цели: клики на баннер, переходы на сайт, оставление почт.
  • Юнисендер или другой сервис рассылок. Если у вас есть форма подписки на рассылку, нужно проверить, что к ней подвязали нужный список, запросы отправляются, письма в ответ уходят, нужные окна «Спасибо за подписку» / «Подписаться не вышло, попробуйте еще раз» — появляются.

5. Сделать SEO-аудит сайта. Наш сайт должен не только по красоте соответствовать макету и быть удобным в управлении контентом — нужно, чтобы он нормально считывался поисковиками, индексировался и приводил нам трафик. Поэтому важно проверить, нет ли там внутри под капотом каких-то косяков, которые будут этому препятствовать. Для этого нужен SEO-специалист.

В таком аудите будет список доработок, которые нужно исправить на сайте разработчику, чтобы сайт считывался поисковиками без ошибок. Например, пустые страницы, неправильное проставление протоколов HTTPS, корректировка метатегов и микроразметки, значения всяких полей.

Например, вот один из пунктов нашего аудита — про то, как поправить микроразметку Article
Например, вот один из пунктов нашего аудита — про то, как поправить микроразметку Article

Если хотите запустить свое бренд-медиа, а заморачиваться нет желания или просто времени не хватает, приходите в Рыбу. Поможем определиться с идеей, которая зайдет вашей ЦА, придумаем рубрики, подскажем каналы продвижения, сделаем дизайн-макет.

4949
77
11
11
11
36 комментариев

Не часто читаю ЖИР, но нравится. Например, полезная табличка по проектам была в интервью с Дашей Артемьевой, настроила под себя

2
Ответить

Принимайте рыбий ЖИР почаще :)

2
Ответить

запустить медиа можно бесплатно за 10 минут на шаблоне вордпресса, и оно будет работать худо-бедно.
Проблема только в том, как свои гениальные статьи донести до широкой публики.
И тут оказывается, что "в современном мире" (извините) лучшее медиа для большинства начинающих (и даже начавших) "медиологов и издателей" – это комбо "телеграм-канал + соцсети"...

2
Ответить

А каким образом в том же телеграм-канале доносить до широкой публики свои гениальные статьи? В телеграме органики нет

Ответить

Ну если достаточно худо бедно, то да. А телега норм, если нет прицела на органику.

Ответить

А самое главное что все это делать не имеет смысла. Там с точки зрения медиа и трафика то нет, а сайт уже грузится 13 секунд. А если народ придет? Вообще открываться не будет? Вот поэтому ни кто на вордпресс не чего подобного не делает.

Ответить

Действительно гайдище — всё суперподробно 🔥

2
Ответить