Как найти идею для бизнеса и проверить ее на жизнеспособность

В тренде осознанность, и бизнес не исключение. Сегодня предприниматели все чаще заранее задумываются о развитии любимого дела, ищут идеи, тестируют гипотезы, масштабируются и выходят на операционную прибыль. Но не все умеют делать правильные выводы. Не у всех самостоятельно получается найти свою нишу, убедиться в востребованности продукта и организовать работу команды. О том, как настроить все процессы и обеспечить успех своему предприятию, мы спросили Анну Бороздину, руководителя акселератора Контура.

В качестве бонуса в конце колонки — истории об успехах и неудачах участников акселератора Контура от первого лица.

<p>Анна Бороздина, руководитель акселератора Контура</p>

Анна Бороздина, руководитель акселератора Контура

— Как придумать идею для бизнеса, когда ничего не идет в голову?

— По моему опыту, у предпринимателей идеи появляются двумя естественными способами: от проблемы и от мечты. В первом случае они видят боль какой-то аудитории и понимают, что за ее лечение готовы платить. Во втором — их осенило, появилось видение. Но озарение просто так не случается: предприниматель все равно сначала наблюдает какие-то предпосылки, а потом начинает мечтать и, возможно, даже понимает, как превратить эту мечту в бизнес.

— Может быть, есть какие-то конкретные инструменты, которые помогут эту идею придумать?

— Нам же не нужно придумывать идею ради того, чтобы что-то придумать. Нам нужно, чтобы идея реализовалась как самостоятельный продукт, который будет продаваться. Поэтому важно смотреть на рынок — искать тех, кто сейчас испытывает какие-то трудности, придумывать, как этому сегменту помочь, и предлагать решение. Приведу личный пример. Я работающая мама с маленьким ребенком, который не ходит в сад. У меня есть помощники — бабушка и группа раннего развития. Но иногда появляются «черные зоны» — час-полтора, когда ребенка некуда пристроить, а работать надо. На такое короткое время обычная няня не выйдет, а к услугам абы кого прибегать не хочу. В итоге у меня есть боль: я не успеваю выполнять свою работу и получаю понятный ущерб. За решение этой проблемы я готова платить. В общем, нужно внимательно смотреть на людей, их проблемы и на то, как они пытаются с ними справиться.

— А стоит ли пытаться, если идею, которой человек загорелся, уже много раз реализовывали?

— Если есть ответ на вопрос «Чем я буду отличаться от конкурентов?», попробовать стоит. На рынке, к примеру, множество сервисов для поиска нянь, но конкретно мою проблему из прошлого примера умеет решать только один. Вообще внутри каждого сегмента нужно выделять ядро, которое больше всех страдает — такие люди готовы платить, чтобы их боль вылечили.

— Как найти боли клиента?

— Множество разных способов: начиная от кабинетной аналитики, заканчивая тестовыми продажами несуществующего продукта. Расскажу о самых быстрых вариантах. Если продукт или идея уже есть, нужно общаться с существующими клиентами или клиентами, которые прямо сейчас находятся в болезненном процессе. Узнавать, что у них не получается, как они сейчас решают проблему, почему именно таким способом, какие последствия от того, что они не смогли решить эту проблему. Если вы ищете идеи для бизнеса, можно обратиться к своему опыту или опыту близких — без понимания проблем и сегмента будет тяжело. Лучше всего мы разбираемся в том, с чем сталкиваемся сами. Когда идея появилась, нужно найти нескольких человек, которые могут эту боль переживать, и определить, действительно ли они ее переживают. По опыту акселератора видно, что абсолютное большинство команд приходят с проектами, в которых они решают уже знакомую проблему или в знакомом сегменте.

— Что такое проверка гипотез и как ее проводить?

— Когда вы выдвигаете идею или определяете аудиторию, у вас есть только субъективная оценка. Чтобы убедиться, что предположение верное, нужно его протестировать. Каждый параметр внутри бизнес-модели — это гипотеза, которую мы проверяем на рынке: маркетингом, тестовыми продажами, с помощью глубинных интервью, интервью с экспертами и другими методами. Способ проверки зависит от самой гипотезы, но в любом случае без интерью с целевыми пользователями не обойтись. К примеру, есть представление о сегменте и вы хотите его подтвердить. На интервью мы выясняем, все ли представители сегмента сталкиваются с определенной проблемой — задаем вопросы, чтобы узнать, есть ли у человека боль, как он ее решает и готов ли он платить за решение проблемы в том варианте, в котором мы предлагаем. Когда видим паттерн, например, 3 из 10 человек согласились платить, определяем, что объединяет представителей паттерна. Потом выдвигаем новые гипотезы, сужаем предположения и аудиторию. В итоге должны появиться сегменты, которые заплатят за решение проблемы.

— Программу акселератора прошли уже несколько десятков команд. Какие ошибки они совершали?

— Наверное, самая распространенная ошибка — начинать разработку и только потом проверять, нужен ли этот продукт. Иногда команда тратит много времени и денег, а рынок не понимает его. Участникам акселератора мы советуем остановить разработку и дождаться, пока гипотеза подтвердится. Еще одна ошибка — отсутствие баланса между работой и жизнью. Нельзя работать 24/7, иначе на выходе получится либо демотивированная команда, либо проблемы в личной жизни. И третья ошибка: команда слишком верит в свой продукт, не чувствует сигналы рынка, работает под девизом «Еще чуть-чуть и получится!». Нужно смотреть реакцию на предложение, на формулировки проблем на глубинном интервью, на маркетинг, на попытки коммуникации в целом. Очень важно отключать эмоции и изучать статистику: почему люди отказались и почему согласились.

— Что бы ты могла посоветовать начинающим предпринимателям?

— Где-то я прочитала, что успешный предприниматель принимает девятнадцать неуспешных попыток перед успешной двадцатой. Вкладывайте ресурсы не в подтверждение гипотез, а в их отстреливание — чем быстрее отвергнете девятнадцать идей, тем скорее подтвердится двадцатая. Не бойтесь делать быстро и верьте интуиции. Собирайте вокруг себя многофункциональных людей, которые в маленькой компании выполнят максимум задач. И не стесняйтесь при необходимости обращаться к профессионалам за помощью и советом.

Мы попросили рассказать об успехах и провалах выпускников акселератора Контура — Наталью Попову и Кирилла Копылова.

Наталья Попова
HR-эксперт, трекер и автор подкаста «Бизнес Кейс Шоу»

— 12 лет я работала эйчаром, провела более 10 000 интервью. Мой первый бизнес — консалтинговое агентство по подбору IT- и digital-персонала. Я знала, что в поиске IT-специалистов много сложностей: кандидаты неохотно идут на контакт. Я подумала, что установить доверительные отношения с соискателями помогут видео об эйчар-бренде. Так я основала проект HR Angel.

Суть проекта — снять видео о компании и рассказать, как живут и работают сотрудники внутри. Какая у них мотивация, ценности, какие проекты сейчас ведут. Почему выбрали именно эту компанию. Хотела масштабировать проект и решила создать маркетплейс «Твое видео», где бы пользователь собирал целую команду для создания качественного видеоконтента. К счастью, я попала в первый поток акселератора и протестировала идею. Гипотеза не подтвердилась: специалистов ищут на уже существующих площадках и заказчики не готовы платить столько, сколько мы хотели получать. За три месяца участия в акселераторе я предложила пять гипотез — некоторые из них мы еще проверяем — и сэкономила много времени и сил.

Благодаря новым знаниям и опыту я поняла, что мне нравится задавать правильные вопросы и мотивировать предпринимателей. На сегодняшний день я провела более 20 бизнес-консультаций и получила положительные отзывы.

Кирилл Копылов
Генеральный директор Этажи Daily

— Мы делаем проект внутри большой компании — сдаем квартиры посуточно. Это похоже на каршеринг, только с квартирами — двери в объект открываются и закрываются удаленно, гости заселяются и выселяются без чьего-либо участия. Несколько человек предлагали мне добавить к сервису последующую уборку квартир, но я отказывался. Мы с командой участвовали в акселераторе, и я вновь услышал идею с финальной уборкой — уже от наставника. Тогда решили попробовать. Я обзвонил 25 клиентов, чьи объекты мы обслуживаем, и предложил уборку так, будто эта услуга уже есть. 20 человек отказались. Из тех пяти, кто согласился, двое человек пользуются похожей опцией — оказывается, специально для их объектов после выселения гостей мы заказывали горничную. Эти партнеры были готовы на любые условия, лишь бы услуга осталась. Мы проанализировали сходства между этими людьми. Выяснилось, что они живут в другом городе и им хочется полностью снять с себя администрирование объекта. Благодаря акселератору мы определили новый сегмент аудитории и сейчас работаем в этом направлении.

Вы тоже можете поучаствовать в программе акселератора Контура. Это бесплатно.

99
4 комментария

А где условия отбора и вообще какая-то полезная инфа об акселераторе ? Или мне самому гуглить ?

1
Ответить