Работа в стартапе: честные наблюдения о плюсах и минусах
Привет, я Саша, уже 6 лет по любви помогаю проектам с маркетингом и пиаром. Начинала карьеру с малого бизнеса, потом 4 года проработала в HoReCa с отелями, ресторанами и сейчас пробую себя в IT-стартапе.
Мне быстро становится скучно от однообразных задач, поэтому постоянный движ, тестирование гипотез, периодические провалы, громкие победы и работа с “непаханным полем” кажется мне очень комфортной средой для развития. Если вам, как и мне когда-то, хотелось попробовать себя в развитии нового на рынке технологического продукта, то давайте разбираться, где плюсы, а где минусы. Примерьте на себя мою шкуру (или клоунский нос) и решите, ваше это или все-таки нет.
Корпоративная культура
В таких компаниях с точки зрения корпоративной культуры HRы стараются сделать все правильно, построить крепкий фундамент и сплотить команду. Мой предыдущий опыт отношения компании ко мне как к сотруднику был довольно печальным, как это часто бывает, к сожалению, во многих российских бизнесах. Я часто выгорала, редко чувствовала поддержку руководства, в моей профессиональной истории было много токсичности. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что на потребности сотрудников не только обращают внимание, но ищут способы, как улучшить среду в компании. У нас в Docs.Seller, например, регулярно проводится “измерение уровня счастья” сотрудников. Благодаря открытой коммуникации с HR мы не замалчиваем проблемы, и знаем, что компания будет готова их решить. Круто, когда чувствуешь поддержку и видишь желание пойти навстречу.
Амбициозные команды и синдром отличника
Ни для кого не секрет, что команды в стартапе, как правило, молодые и супер-амбициозные, непробиваемые оптимисты, которые готовы протестировать 1001 подход прежде, чем что-то сработает. С одной стороны, это здорово, потому что каждый день у тебя начинается с новой идеи и тестирования реализации. С другой — это может демотивировать сотрудников с синдромом отличника, у которых все должно получаться, а в противном случае — горит сарай, гори и хата. Я принимаю все процессы на работе близко к сердцу и, конечно, переживаю, когда что-то не получается, но здесь важно другое качество — способность идти дальше. Каждый из нас может найти себя в бесконечно продолжающейся рефлексии о том, почему что-то пошло не так, но всегда лучше искать пути для развития и идти дальше.
Процессы, которые только начинают формироваться. Или поговорим об ответственности за свои решения
Если вы про четкую субординацию, постановку конкретных задач в таск-трекере, то работа в команде стартапа, боюсь, не для вас. Как я заметила, тут все так или иначе подчиняется законам командного брейнштурма, а у сотрудников в маркетинге всегда остается много возможностей для маневра и свободы для принятия решений. Важно не перекладывать ответственность на руководителя при малейшей неудаче и принять риск на себя. У нас много свободы, но при этом в разы возрастает ответственность. Об этой ответственности мы ещё поговорим в следующем пункте.
Удаленная работа — рай или искушение?
И ещё немного об ответственности в контексте возможности удаленной работы. Я люблю хвастаться тем, что нам можно работать удаленно. Причем большая часть нашей команды работает из разных городов России. Это круто, потому что можешь уезжать в любимое место без отрыва от рабочих процессов. Насколько это здорово в наше время можно услышать из каждого утюга, а я поделюсь, почему это порой бывает сложно. Человек стремится к режиму сохранения энергии, а дома буквально все норовит тебя расслабить.
Я уже не говорю про злачные уголки нашей планеты, где за окном постоянно светит солнце, а температура за окном приближается к отметке 30. У меня нет проблем с самоконтролем и ответственностью за свои задачи. Если я чувствую, что начинаю лениться, я приезжаю в офис. С этим нет никаких проблем, я в Питере, и он в Питере. Самый важный поинт — я люблю свободу и знаю, какой подтекст за ней кроется. Но если вы причисляете себя к людям, которым сложно собраться, сложно находить мотивацию и желание что-то делать — пожалуй, работа в стартапе не для вас. Лично я в вечном поиске смыслов, возможностей, мне некогда растекаться по дивану в рефлексии.
Формирование потребности: о вашем продукте никто не знает… Какого это?
Легко работать с проектами, в которых товар или услуга однозначно понятны потребителю. Я опишу, что примерно происходит в стартапе — команда создала продукт, который с точки зрения маркетинга закрывает какую-то потребность целевой аудитории. Как по Котлеру, короче, не подкопаться. С точки зрения жизни, нам приходится каждый день во всех коммуникациях довести клиента к тому, что ему это реально надо, и это правда упрощает его жизнь. И тут не маркетинг плохой, и клиент совсем не глупый. Просто мы создали что-то новое, и нам нужно рассказать о продукте так, чтобы было понятно, что мы, собственно, делаем. Это сложно, но очень интересно, особенно, когда воронка начинает работать и приводить клиента к продаже. А после продажи к восторженным отзывам: “Да, это именно то, что я искал”.
Я собрала 5 пунктов из своего опыта работы, поделитесь своими впечатлениями — как вам работается в стартапе? Согласны со мной или есть с чем поспорить? :)