Где и как хранить собранные данные о клиентах: практическое руководство
Привет! На связи отдел маркетинга и PR enKod :)
В этой статье продолжим тему сбора базы контактов легальными способами и расскажем, как и где хранить данные клиентов. Как всегда – простым языком и с наглядными примерами :)
Зачем бизнесу данные клиентов
Любая информация, полученная о клиенте, может быть полезной бизнесу, если правильно её использовать. Однако, избыточные данные тоже не нужны.
Основные виды данных, которые будут полезны бизнесу:
- Имя, чтобы персонализировать коммуникацию с клиентом
- Номер телефона/емейл для связи
- Дата рождения, пол и другие социально-демографические данные – также для персонализации и создания доверительной коммуникации: поздравления клиента с Днём рождения или гендерными праздниками; информирования о локальных событиях или отправки персональных предложений.
- Поведение на сайте – для сегментации и понимания интересов клиента: какие категории товаров смотрел, что положил в корзину или добавил вишлист.
- Частота и давность покупок – для выбора стратегии коммуникации: например, если клиент давно не делал покупки, нужна стратегия реактивации.
В зависимости от специфики вашего бизнеса могут понадобиться и другие данные. Но что вряд ли нужно – это, например, биометрические данные. К ним относятся ДНК, отпечаток пальца, радужная оболочка глаза и другие уникальные физиологические данные человека. Для их сбора требуются особые условия и далеко не каждому бизнесу это нужно.
Отметим также, что если вы не поздравляете клиентов с Днём рождения и не планируете – не нужно собирать эти данные. Тут и риски хранения ложатся на вас, и бессмысленность, и лишние действия пользователей для заполнения полей.
Польза сбора данных в понимании предпочтений, поведения клиента и выбора правильной стратегии для коммуникации с ним. Чтобы знать, что рекомендовать клиенту, нужно иметь информацию о его покупках и поведении – что чаще смотрит и добавляет в корзину/избранное. Чтобы стимулировать покупку, иногда бывает достаточно рассылки-напоминания о брошенной корзине. Посмотрите кейс онлайн-гипермаркета Lustrof о том, как удалось увеличить доход за счёт использования механики брошенной корзины для интернет-магазина.
Подробнее о том, как работают брошенные механики – в этой статье.
Где и как хранить данные
В предыдущей статье рассказали, как собрать данные клиентов. И по вашему запросу разберём, куда потом отправляются эти данные и как хранятся.
Данные хранятся с разными уровнями надёжности и доступности. Для дата-центров выделают четыре таких уровня: Tier 1, Tier 2, Tier 3 и Tier 4. Они определяют, насколько важны данные и как быстро к ним нужен доступ:
- Tier 1 – критически важные данные, всегда должны быть доступны и защищены.
- Tier 2 – важные данные, но доступ к ним можно немного замедлить.
- Tier 3 – менее важные данные, к которым обращаются редко.
- Tier 4 – архивные или резервные данные, к которым обращаются очень редко, можно хранить медленно и дёшево.
Такое распределение на уровни помогает эффективно управлять данными в зависимости от их важности и частоты использования. Для хранения можно использовать локальные сервера или облачные решения.
Обычно данные нужны для управления взаимоотношениями с клиентами, то есть не просто хранение, а обработка. Обработка данных — это сбор, хранение и анализ данных для использования информации в дальнейшем принятии решений и улучшения бизнеса.
Для законной обработки данных нужно быть оператором персональных данных, зарегистрированным Роскомнадзором. То есть, любая компания, в том числе и вы должны быть зарегистрированы.
Есть ещё ряд важных моментов для законной обработки данных, которые нужно учитывать при выборе подрядчика. Для этого рекомендуем:
- Проверить, зарегистрирована ли компания в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре. Для этого нужно поискать организацию на сайте Роскомнадзора в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
- Узнать у компании, хранятся ли данные на территории РФ. Запросите документальное подтверждение. По законодательству РФ все компании обязаны хранить персональные данные на серверах, расположенных на территории России.
- Проверить организацию, выступающую оператором персональных данных. Есть специальные сервисы, где можно посмотреть, не принадлежит ли организация недружественной стране, нет ли банкротства или судебных исков.
Самый простой способ хранения и обработки клиентских данных – это использование специальных CDP-платформ. Платформа клиентских данных (Customer Data Platform) позволяет собрать в едином профиле все данные о вашем клиенте и использовать для самых разных задач. Это и мультиканальная коммуникация: email-рассылки, SMS, рассылки в мессенджерах, и показ рекомендаций, и другие функции. Причём, можете как собирать данные с нуля, если у вас их нет, так и импортировать с других систем. О том, как переехать с одной платформы на другую рассказали в этой статье.
В enKod для хранения данных клиента есть специальная карточка клиента. Вот, как она выглядит:
Здесь есть вся информация о коммуникации с клиентом, его данные, история покупок и т.д. Сама база контактов хранится в виде списка:
Такие платформы дают гарантии безопасного хранения вашей базы. enKod – очень гибкий инструмент: есть разные тарифы в зависимости от объёма базы и задач бизнеса. Здесь вы сможете настроить автоматические рассылки, блоки рекомендаций, а также пополнять свою базу новыми клиентами с помощью поп-апов. Подробнее об этом рассказывали в предыдущей статье.
Если хотите получить индивидуальную консультацию по сбору базы, правильному запуску рассылок и увеличению продаж – свяжитесь с нашими экспертами :)