Где и как хранить собранные данные о клиентах: практическое руководство

Где и как хранить собранные данные о клиентах: практическое руководство

Привет! На связи отдел маркетинга и PR enKod :)

В этой статье продолжим тему сбора базы контактов легальными способами и расскажем, как и где хранить данные клиентов. Как всегда – простым языком и с наглядными примерами :)

Зачем бизнесу данные клиентов

Любая информация, полученная о клиенте, может быть полезной бизнесу, если правильно её использовать. Однако, избыточные данные тоже не нужны.

Основные виды данных, которые будут полезны бизнесу:

  • Имя, чтобы персонализировать коммуникацию с клиентом
  • Номер телефона/емейл для связи
  • Дата рождения, пол и другие социально-демографические данные – также для персонализации и создания доверительной коммуникации: поздравления клиента с Днём рождения или гендерными праздниками; информирования о локальных событиях или отправки персональных предложений.
  • Поведение на сайте – для сегментации и понимания интересов клиента: какие категории товаров смотрел, что положил в корзину или добавил вишлист.
  • Частота и давность покупок – для выбора стратегии коммуникации: например, если клиент давно не делал покупки, нужна стратегия реактивации.

В зависимости от специфики вашего бизнеса могут понадобиться и другие данные. Но что вряд ли нужно – это, например, биометрические данные. К ним относятся ДНК, отпечаток пальца, радужная оболочка глаза и другие уникальные физиологические данные человека. Для их сбора требуются особые условия и далеко не каждому бизнесу это нужно.

Отметим также, что если вы не поздравляете клиентов с Днём рождения и не планируете – не нужно собирать эти данные. Тут и риски хранения ложатся на вас, и бессмысленность, и лишние действия пользователей для заполнения полей.

Польза сбора данных в понимании предпочтений, поведения клиента и выбора правильной стратегии для коммуникации с ним. Чтобы знать, что рекомендовать клиенту, нужно иметь информацию о его покупках и поведении – что чаще смотрит и добавляет в корзину/избранное. Чтобы стимулировать покупку, иногда бывает достаточно рассылки-напоминания о брошенной корзине. Посмотрите кейс онлайн-гипермаркета Lustrof о том, как удалось увеличить доход за счёт использования механики брошенной корзины для интернет-магазина.

Подробнее о том, как работают брошенные механики – в этой статье.

Где и как хранить данные

В предыдущей статье рассказали, как собрать данные клиентов. И по вашему запросу разберём, куда потом отправляются эти данные и как хранятся.

Данные хранятся с разными уровнями надёжности и доступности. Для дата-центров выделают четыре таких уровня: Tier 1, Tier 2, Tier 3 и Tier 4. Они определяют, насколько важны данные и как быстро к ним нужен доступ:

  • Tier 1 – критически важные данные, всегда должны быть доступны и защищены.
  • Tier 2 – важные данные, но доступ к ним можно немного замедлить.
  • Tier 3 – менее важные данные, к которым обращаются редко.
  • Tier 4 – архивные или резервные данные, к которым обращаются очень редко, можно хранить медленно и дёшево.

Такое распределение на уровни помогает эффективно управлять данными в зависимости от их важности и частоты использования. Для хранения можно использовать локальные сервера или облачные решения.

Обычно данные нужны для управления взаимоотношениями с клиентами, то есть не просто хранение, а обработка. Обработка данных — это сбор, хранение и анализ данных для использования информации в дальнейшем принятии решений и улучшения бизнеса.

Для законной обработки данных нужно быть оператором персональных данных, зарегистрированным Роскомнадзором. То есть, любая компания, в том числе и вы должны быть зарегистрированы.

Есть ещё ряд важных моментов для законной обработки данных, которые нужно учитывать при выборе подрядчика. Для этого рекомендуем:

  • Проверить, зарегистрирована ли компания в качестве оператора персональных данных в Роскомнадзоре. Для этого нужно поискать организацию на сайте Роскомнадзора в Реестре операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
  • Узнать у компании, хранятся ли данные на территории РФ. Запросите документальное подтверждение. По законодательству РФ все компании обязаны хранить персональные данные на серверах, расположенных на территории России.
  • Проверить организацию, выступающую оператором персональных данных. Есть специальные сервисы, где можно посмотреть, не принадлежит ли организация недружественной стране, нет ли банкротства или судебных исков.

Самый простой способ хранения и обработки клиентских данных – это использование специальных CDP-платформ. Платформа клиентских данных (Customer Data Platform) позволяет собрать в едином профиле все данные о вашем клиенте и использовать для самых разных задач. Это и мультиканальная коммуникация: email-рассылки, SMS, рассылки в мессенджерах, и показ рекомендаций, и другие функции. Причём, можете как собирать данные с нуля, если у вас их нет, так и импортировать с других систем. О том, как переехать с одной платформы на другую рассказали в этой статье.

Импорт базы в enKod
Импорт базы в enKod

В enKod для хранения данных клиента есть специальная карточка клиента. Вот, как она выглядит:

Карточка клиента в enKod
Карточка клиента в enKod

Здесь есть вся информация о коммуникации с клиентом, его данные, история покупок и т.д. Сама база контактов хранится в виде списка:

Список контактов в enKod
Список контактов в enKod

Такие платформы дают гарантии безопасного хранения вашей базы. enKod – очень гибкий инструмент: есть разные тарифы в зависимости от объёма базы и задач бизнеса. Здесь вы сможете настроить автоматические рассылки, блоки рекомендаций, а также пополнять свою базу новыми клиентами с помощью поп-апов. Подробнее об этом рассказывали в предыдущей статье.

Если хотите получить индивидуальную консультацию по сбору базы, правильному запуску рассылок и увеличению продаж – свяжитесь с нашими экспертами :)

99
22
4 комментария

Поддерживаю тезис, что избыточные данные не нужны, но к частоте сделок я бы добавил вопросы по изучению проблемы, т.е. какую проблему закрывает ваш товар/услуга? Тогда можно будет расширить ассортимент предложения

1
Ответить
Автор

Спасибо за обратную связь, Руслан!
Хорошая идея, правильно ли понимаю, что Вы имеете в виду:
какие позиции покупают чаще = какие целевые боли закрывает бизнес?

И на основании этого расширять именно эти позиции?

Ответить