Как предпринимателю слезть с иглы маркетплейса: 4 варианта запустить свой интернет-магазин

Вроде понятно, как запустить свой интернет-магазин: создаешь сайт и продаешь. Но какой лучше: в конструкторе, на 1С-Битрикс или на коде? Если выбрать «не тот вариант», можно впустую потратить деньги и время. В статье разбираемся, какие есть преимущества у каждого способа.

Как предпринимателю слезть с иглы маркетплейса: 4 варианта запустить свой интернет-магазин

Привет, меня зовут Андрей Фролов, я директор компании Metalcode. Мы занимаемся разработкой интернет-магазинов. К нам часто приходят клиенты, которые уже раскрутили продажи на маркетплейсах и теперь хотят запустить свою розницу. Причины почти у всех одни и те же:

  • расходы на продажу товара доходят до 40% от стоимости;
  • маркетплейсы меняют условия хранения не в лучшую сторону;
  • тяжело развивать свой бренд на маркетплейсе.

Они спрашивают, на каком сайте лучше запускаться: обычном лендинге, простеньком магазине на конструкторе, платформе 1С-Битрикс или на своем коде с нуля. Сейчас разберем плюсы и минусы каждого варианта и кому они подойдут.

Лендинг — для тех, кто учится продвигать бизнес

Обычно на лендинге пишут базовую информацию о компании и продукте: что за товар, какие проблемы решает, кому подходит и чем лучше конкурентов. А потом используют его как один из этапов воронки продажи.

Кому подойдет. Если у вас небольшой магазин на маркетплейсах и вы хотите расширить аудиторию и увеличить продажи, лендинг может быть первым шагом в создании своего интернет-магазина. Он не требует серьезных вложений, и на нем можно тренировать навыки продвижения — вести сюда аудиторию из соцсетей и рекламы.

TiM — производитель питания для циклического спорта. На сайте бренд работает с поставщиками, а покупателей отправляет на маркетплейсы — Ozon и Спортферму
TiM — производитель питания для циклического спорта. На сайте бренд работает с поставщиками, а покупателей отправляет на маркетплейсы — Ozon и Спортферму

Какую платформу выбрать. Подойдет любой конструктор сайтов: Tilda, Flexbe, Битрикс24, Google Sites, Nethouse. Помощь разработчиков не требуется — нужно просто брать готовые блоки и расставлять в нужном порядке.

Зачем использовать:

  • Начать взаимодействовать с аудиторией. На лендинг можно вести трафик, собирать базу клиентов, сегментировать покупателей, а для покупок отправлять на маркетплейсы. Так вы больше узнаете о болях, желаниях и запросах клиентов и на основе этих данных сможете развивать продукт.
  • Научиться контент-маркетингу. Если у вас нет опыта работы с трафиком и рекламой, тренируйтесь на лендинге. Ведите туда потенциальных покупателей, считайте конверсию, экспериментируйте с воронкой продаж. Без основ маркетинга запустить с нуля продукт сложно, можно слить бюджет.
  • Прощупать спрос. Лендинг может выступать в качестве MVP. Собирайте статистику отказов, изучайте аудиторию, проводите опросы на сайте. Так сможете доработать товар и выстроить стратегию продвижения.
  • Рассказывать о новых проектах. На сайт можно добавлять информацию о коллаборациях, активностях и новых продуктах. Так, например, делает бренд Clear: на сайте он публикует исследования, полезные статьи, подборки новинок, но за покупкой товара отправляет пользователя на маркетплейсы.
Сайт Clear многостраничный — есть каталог, блог, но корзины и оформления нет. Бренд на выбор предлагает покупку на сторонних платформах
Сайт Clear многостраничный — есть каталог, блог, но корзины и оформления нет. Бренд на выбор предлагает покупку на сторонних платформах

Важно❗ Делать лендинг ради лендинга не стоит. Просто разместить информацию о компании в интернете — бесполезная трата сил. Скорее всего, с маркетплейсов на ваш сайт никто переходить не будет, и лучше вести покупателей в соцсети.

Когда начинаете развивать интернет-магазин, не спешите уходить с маркетплейса и вводить свою доставку. На первых порах конкурировать с логистикой и удобством того же Ozon будет сложно. Вряд ли вы сможете привезти заказ бесплатно за два дня в ПВЗ. Лучше привлекайте покупателей на свой сайт, а оттуда приглашайте на маркетплейсы, как это делает Clear.

Конструктор интернет-магазинов — для тех, у кого небольшой объем продаж

Это простой интернет-магазин, чем-то похожий на лендинг, но c возможностью оформить и оплатить заказ. У сервиса есть стандартные блоки для каталога, корзины и личного кабинета — останется только заполнить их своим текстом и картинками.

Кому подойдет. Если у вас магазин, например, ручных изделий или премиум-товаров, с небольшим объемом продаж и командой. В конструкторе получится бюджетно создать онлайн-витрину с каталогом, корзиной и оформлением.

Магазин Pelabag сделан на Tilda — это тоже конструтор. Здесь есть небольшой каталог, корзина и возможность оформить заказ. Бренд небольшой — все изделия основательница шьет вручную, поэтому для такого формата конструктор подходит

Какую платформу выбрать. Есть специальные конструкторы интернет-магазинов вроде InSales, Craftum, Bazium, Vigbo. Там есть готовые адаптивные шаблоны — можно собрать сайт без программистов и дизайнеров за один день.

Зачем использовать:

  • Нужен быстрый запуск и минимум инвестиций. Вы сможете собрать MVP и протестировать спрос. Так поймете, нужна ли вообще своя розница или проще работать через маркетплейсы.
  • Тестировать гипотезы — например, в продвижении. Можно учиться взаимодействовать с аудиторией, привлекать трафик и конвертировать его в лиды.
  • Наладить первые продажи в рознице. А потом заложить процессы в основу интернет-магазина.
  • Работать по своим правилам, если условия маркетплейсов не устраивают. Например, не хочется платить высокую комиссию и штрафы.

Будьте готовы, что с ростом бизнеса вы быстро упретесь в потолок: на сайт будет сложно интегрировать склад или CRM-систему. Придется вести учет на бумаге или в электронных таблицах либо нанять разработчиков. К тому же, если вдруг платформа перестанет работать, вы потеряете доступ к магазину.

Магазин на 1С-Битрикс — для крупных компаний, которым нужен быстрый результат

1С-Битрикс — это сервис с готовыми решениями для бизнеса. В рамках Битрикс можно запустить магазин «в коробке» и постепенно его дорабатывать. Получится дороже, чем с сайтом-конструктором, но всё еще бюджетно и относительно быстро: примерно за три месяца магазин будет готов.

Кому подойдет. 1С-Битрикс выбирают компании, у которых уже есть инфраструктура в виде департаментов: склад, отдел маркетинга, логистика и коммерция, — а оборот превышает 100 миллионов рублей. На весь переход — не только разработку, но и перенос всех процессов — уйдет порядка 10 миллионов.

Наш пример — магазин «Фростор Групп» сделан на Битрикс. Изначально проект был направлен на b2b продажи, но потом компания решила ориентироваться на розницу.

Мы без проблем переупаковали сайт: доработали каталога, карточки товара и оформления заказа и сделали интеграцию с retailcrm для передачи заказов и работе с клиентской базой
Мы без проблем переупаковали сайт: доработали каталога, карточки товара и оформления заказа и сделали интеграцию с retailcrm для передачи заказов и работе с клиентской базой

Зачем использовать:

  • Сделать MVP. В 1С-Битрикс есть модули, из которых можно собрать простой сайт для тестирования гипотез. Если нужно, к нему можно сразу подключить интеграции вроде оплаты через Альфа-Банк или облачные кассы.
  • Развить MVP до интернет-магазина. Сайт на Битрикс можно доработать, добавить более сложные решения. То есть вы можете начать как магазин с каталогом и корзиной, а потом развиваться до «гипермаркета» с собственным блогом, системой лояльности, логистикой и разными каналами продвижения.
  • Запустить полноценный интернет-магазин. Вы можете привлечь команду разработки и развивать розницу. Есть возможность настроить связь между департаментами и автоматизировать весь процесс оформления заказа. После оплаты система сама создаст заказ в CRM, обработает платежи, назначит задание на сборку товара на складе и отправит уведомления клиенту о статусе доставки.

Для сайта на 1С-Битрикс всегда нужны разработчики. Мы часто работаем с магазинами на этой платформе и заметили, что предпринимателям непросто самостоятельно разобраться в сервисе. Даже для создания магазина по шаблонам привлекают специалистов, чтобы добавить в конструктор фирменные цвета бренда. И постепенно с развитием интернет-магазина задач становится всё больше. Поэтому будьте готовы, что придется нанимать в штат разработчика или привлекать специалиста на аутстаф.

Магазин на коде — для крупного бизнеса, который не умещается в готовые решения

Магазин на коде — это запуск с нуля, когда весь фронтенд и бэкенд пишут разработчики по запросам бизнеса. Это сложная и дорогая разработка. Быстро собрать магазин «в коробке» не получится, нужно заложить минимум полгода.

Кому подойдет. Крупному бизнесу, который сложно укладывать в модули и готовые коробки. Это могут быть дистрибьюторы, которые уже делают миллиарды на опте и теперь хотят развивать свою розницу. Или корпорации, которые готовят к релизу новый проект. Например, если «Детский мир» захочет запустить магазин со спортивным инвентарем, он сделает его на своем коде, потому что все ресурсы для этого уже есть.

Зачем использовать:

  • Писать код практически под любые задачи бизнеса. Например, для Спортфермы мы запустили систему по продаже комплектов спортивного питания. Объединять товары в одну упаковку заранее не получится — у них разные сроки годности. Поэтому мы сделали так, чтобы система сама считала остатки, ставила комплекты в наличие, а на складе их уже собирают по мере поступления заказов. Готовых решений для такого запроса найти не получится.
  • Обезопасить свой бизнес. С собственным кодом у компании будет полный контроль над всеми аспектами безопасности. При желании она может ввести дополнительные меры защиты: шифрование данных, аутентификацию, защиту от DDoS-атак.
  • Автоматизировать процессы. И не только при оформлении заказа на сайте. Можно настроить автоматическую выгрузку документов для корпоративных клиентов. Они смогут скачивать счет на оплату в личном кабинете и потом загружать подписанный акт приемки, который автоматически подгрузится в бухучет.

Если хотите запускать магазин на коде, без постоянной поддержки разработчиков не обойтись. Нужно сразу искать человека в штат или на аутстаф, чтобы он всегда был на связи и мог оперативно решать проблемы.

Коротко о главном

До перехода на розницу у предпринимателя должна быть четкая стратегия и ответ на вопрос, зачем нужен свой магазин. Если просто не хочется платить комиссию маркетплейсам, магазин тогда не нужен. Скорее всего, покупатели не придут к вам просто так: им удобнее покупать через привычные сервисы. Если вы масштабируете бизнес и готовы к инвестициям, то добро пожаловать в свою розницу.

Когда будете выбирать вариант для запуска интернет-магазина, можете подглядывать в нашу таблицу.

Как предпринимателю слезть с иглы маркетплейса: 4 варианта запустить свой интернет-магазин

Переходите в наш телеграм-канал — там мы на реальных кейсах рассказываем, как разрабатываем интернет-магазины своим клиентам.

Как считаете, с учетом всех инвестиций, что выгоднее бизнесу?
Оставаться на маркетплейсах
Развивать свою розницу
1818
33
22
19 комментариев

Ну как обзор очень слабо и больше про саморекламу. Вопросов много. По Битрикс для крупных игроков полностью согласен. Для очень крупных как временное решение, пока пилится свой Ларавел - тоже. Конструкторы - это такая себе история. Для чего? Есть кворки, есть Wordpress в связке с Themeforest. Сделать посадку на своём сайте можно спокойно за 5-10 тысяч. Своём сайте, который можно дальше развивать. И у которого все инструменты для первичной настройки под капотом и бесплатные. )

Аналогично про ИМ, которым не требуется интеграция с 1С в реальном времени (да и про них тоже). ИМ на хорошему шаблоне можно сделать за 50-100 тысяч. И на выходе в сравнение с тем же Битриксом особой разницы не будет (где-то лучше, где-то хуже). Понятно, что без реферальных отчислений студии, но всё же.

3

Конечно, вопрос без правильного ответа. Материал больше познакомить с вариантами, куда можно смотреть. Часть саморекламы есть, не без этого)

Мы придерживаемся позиции - инструмент зависит от задачи.
Сейчас во времена маркетплейсов, когда они выкупили весь трафик, кажется логично расти там, но я имею в виду растить Бренд, а не просто товары купил дешевле там, продал дороже тут и прыгать с темки на темку)

1

Когда начинаете развивать интернет-магазин, не спешите уходить с маркетплейса и вводить свою доставку.- можно вообще не уходить)не слезать с этой иглы, зачем ?)

1

Полностью уходить не нужно.
Маркетплейсы можно использовать как логистического партнёра.
Один из каналов продаж.
На маркетплейсе можно быстро проверить спрос на новый продукт т.к. весь трафик там и рекламные инструменты, например Озона это позволяют сделать быстро.

1

Дело не в коде и не в затратах и цене даже. Дело в логистике и в авторитете самой площадки. Я со страхом вспоминаю время, когда пункты выдачи "одиночных" интернет магазинов были на окраинах в каких-то подвалах, которые приходилось искать по навигатору и работали с 10 до 18 только в будни. Готов переплатить, чтобы мне в ПВЗ заказ подвезли и он меня там ждал. Определенные товары без отзывов и дорогостоящие вещи типа смартфонов я бы в маленьком магазине вообще не купил и если они будут существенно дешевле это в желании их там не покупать только укрепит.

1

Полностью с вами согласен! Кроме самой витрины нужно строить:
- экспертизу и профессионализм продавцов;
- развитие бренд-e-commerce, силы бренда;
- логистику (благо сейчас много решений от партнёров)

С этим мы сталкиваемся в работе на проектах.

Как думаете, можно вместо лендинга просто вести на тг-канал, а там предлагать купить на озоне или вб?