Бренды городов и регионов, их использование в сувенирах, рекламе, мерче и корпоративных подарках

Айдентику городов и туристических символов регионов часто используют в сувенирах и мерче для мероприятий и корпоративных подарков. Географическая принадлежность бренда — эффектный элемент продвижения регионального туризма, бизнеса и производства, особенно в условиях импортозамещения. Мы собрали примеры интересного брендинга российских территорий, чтобы вы могли оживить привычные корпоративные подарки, мерч и сувениры для ваших партнёров, клиентов и сотрудников — особенно из других регионов.

Брендинг городов, территорий, российской продукции от <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.artlebedev.ru%2Fmade-in-russia%2Fmark%2F&postId=1466166" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Студии Артемия Лебедева</a>: русским гордиться модно! 
Брендинг городов, территорий, российской продукции от Студии Артемия Лебедева: русским гордиться модно! 

Привет! Я, Виолетта Васильева, директор компании LIFE PRINT, не первый год отмечаю активное развитие брендинга территорий в РФ: патриотом города, региона и всей страны быть модно! А современные тенденции в дизайне, применяемые в мерче, сувенирах, полиграфии, оформлении городских пространств (вывески, указатели, баннеры и др. рекламные конструкции) делают бренды актуальными, понятными, притягательными и для молодёжи, и людей других возрастов.
LIFE PRINT с готовностью откликается на производство сувенирной продукции, мерча, рекламных конструкций с айдентикой территорий. Рассказываю не только о нашем опыте, но и трендах в этом направлении, чтобы вы успели заказать к Новому году модный актуальный мерч и подарки с айдентикой не только компании, но и региона, в котором живете и работаете. Больше примеров традиционно в нашем Telegram-канале, в котором мы представляем подборки тематических сувениров под брендирование и образцы креативного брендинга для вдохновения.
Подписывайтесь, у нас интересно!

Виолетта Васильева, директор LIFE PRINT

Отличие брендинга территорий от логотипов компаний

I❤NY и другие глобальные примеры брендов городов остаются на виду у нескольких поколений, и активно используются в мерче и сувенирах. Айдентику городов, регионов, стран чаще всего создают для продвижения туристического бренда и/или развития инвестиционной привлекательности, тогда как местным жителям обычно достаточно геральдики в традиционном понимании. Тем не менее, туристические и геральдические знаки активно используют для брендирования локальных сувениров и мерча, обозначения общественных пространств, тесно вплетают в городскую среду.

Приведенный пример логотипа Нью-Йорка — бренд, созданный в 70-х годах прошлого века для привлечения туристов. Нью-Йорк на тот момент был бизнес-столицей, и маркетинговая кампания принесла ощутимые плоды: NY стал одним из самых желанных городов мира для путешественников, привлекающий более 60 млн туристов ежегодно.

I❤NY стал первым из широко известных брендов городов и стран, за рубежом айдентика начала активно развиваться в 90-х – начале 2000-х, до России массово тренд дошёл уже после двухтысячных.

Сегодня применение айдентики территорий шире традиционных сувенирных лавок и городских указателей: продукцию с ней можно встретить на деловых мероприятиях, спортивных состязаниях, в мерче компаний, особенно с филиалами в разных регионах.

При этом у многих территорий не один и не два логотипа — встречаются даже не разные начертания и цвета, но и образы, шрифты, другие изобразительные элементы. Какие-то логотипы дизайнеры и бренд-маркетологи специально разрабатывают под мероприятие или дату, другие встречают равнодушие, неприятие или сопротивление жителей и быстро забываются, третьи используют только в туристической символике и не попадаются на глаза в обычной жизни…

Кроме того, некоторые дизайнеры для тренировки и придания разнообразия портфолио разрабатывают айдентику для городов без чьего-либо заказа — и особо удачные варианты «уходят в народ», начинают использоваться «сами собой», применяются в продвижении территории и местных брендов.

NB! Прежде чем использовать логотип в коммерческой деятельности, настоятельно рекомендуем связаться с автором и уточнить такую возможность. Помните, честная оплата труда дизайнера несопоставима со стоимостью штрафов, возможных судебных издержек и восстановления репутации бренда!

Впрочем, свободное использование — обычное дело для неофициальной айдентики городов. Кроме того, такое творчество активно поощряется: если компания или агентство разработает своё прочтение логотипа региона и использует для брендирования собственной продукции или сувениров — как правило, это идёт только на пользу и бренду, и региону. Поэтому больше местных брендов, разных и самобытных!

Применение айдентики территорий в России

Самый активный разработчик и популяризатор российской айдентики — Студия Артемия Лебедева. Им принадлежит большинство логотипов городов: общепринятые и неофициальные, поддерживаемые обществом и активно порицаемые, породившие множество мемов. При этом многие логотипы распространяются со свободной лицензией, их можно использовать производителям мерча и сувениров.

! Напоминаем, что по поводу каждого конкретного случая нужно уточнять у правообладателей. Мы же приводим примеры, как айдентика уже используется, в т.ч. продукция с ней продаётся в официальном магазине мерча и сувениров от Лебедева и других авторов, заказывается в качестве корпоративных подарков и промо-сувениров.

Сделано в России

На сайте Студии приведена следующая информация о графическом элементе «СДЕЛАНО В РОССИИ»: «Все вещи, произведенные в стране, маркируются разношерстными надписями, которые сложно отыскать на упаковке даже покупателю с идеальным зрением. Или не маркируются вообще. Чтобы породнить товары российских производителей и подарить свежий повод гордиться собой, в студии задизайнили узнаваемую маркировку.

На знак действует открытая лицензия, он доступен для свободного скачивания. Чтобы пользоваться им в личных и коммерческих целях, не нужно ничего, кроме искренней любви к России, своему продукту и дизайну.

Знак подходит для размещения абсолютно на всем. В России есть чем гордиться».

Санкт-Петербург

Для Санкт-Петербурга друг за другом выпущены две версии фирменной айдентики — Студии Артемия Лебедева (слева) и агентства SPN Communications (справа). Обе обыгрывают образ разводных мостов Питера — в этом их сходство заканчивается.

Две версии фирменной айдентики — от Студии Артемия Лебедева (слева) и агентства SPN Communications (справа)    
Две версии фирменной айдентики — от Студии Артемия Лебедева (слева) и агентства SPN Communications (справа)    

Прежде всего, их разрабатывали для оформления городских пространств, однако в полиграфии, сувенирной продукции и аксессуарах айдентика нашла воплощение: стаканчики, салфетки, упаковка для фастфуда, зонты, значки, козырьки от солнца, кружки, полиграфия, ручки, блокноты и пр. можно встретить в сувенирных лавках Северной столицы.

Рекламные билборды про Питер размещали в крупных городах России, призывая посетить Северную столицу.

Москва

Москва не отстаёт, и в её айдентике всё тоже неоднозначно: Студия Артемия Лебедева предложила красную звезду как символ Москвы, агентство Minale Tattersfield представило альтернативное и вполне абстрактное видение брендинга Москвы для зарубежной аудитории в латинице, плюс было разработано ещё несколько концептов, которые нередко используют наравне с историческим гербом столицы в силу их объединения.

Айдентика столицы от международного агентства Minale Tattersfield  
Айдентика столицы от международного агентства Minale Tattersfield  
Концепт бренда Москвы от агентства SmartHeart  
Концепт бренда Москвы от агентства SmartHeart  

Кроме того, у многих московских территорий есть собственные логотипы — большинство из них также разработаны Студией Артемия Лебедева и касаются станций метро, пригородов, транспортных развязок, парка «Зарядье», арт-квартала «Хохловка», Парка Горького, Сокольники, Эрмитаж и пр.

Задизайнено: метро, парки столицы  
Задизайнено: метро, парки столицы  
Сувенирная продукция и мерч с использованием логотипов от Лебедева  
Сувенирная продукция и мерч с использованием логотипов от Лебедева  

Городская айдентика — не только рекламный инструмент, но и особенный способ привлечь внимание к каким-либо проблемам. Например, Хохловка — не только модное пространство, но и кусочек «уходящей Москвы» со старинными, заметно разрушающимися зданиями, что также нашло отражение в мерче.

Или, например, для московской Капотни был разработан логотип для привлечения внимания к её своеобразному символу — нефтеперерабатывающему заводу, из-за которого район получил имидж одного из самых грязных в Москве. Впрочем, в другом прочтении в значок Капотни вписан лист — и с ним район позиционируется как зелёный, с парками, скверами, красивой набережной Москвы-реки.

Брендинг для подмосковной Капотни от Диляры Минрахмановой  
Брендинг для подмосковной Капотни от Диляры Минрахмановой  

Пермь

Собственной айдентики (в т.ч. неоднозначной) удостоены не только столицы: Пермь стала первым русским городом со своим логотипом и фирменным шрифтом авторства Артемия Лебедева (2009 год). Который, к слову, оказался чуть ли не самым скандальным логотипом городов русских. Описание его максимально лаконично: «Просто, понятно, повторяемо».

Скандальный минималистичный логотип Перми от Артемия Лебедева  
Скандальный минималистичный логотип Перми от Артемия Лебедева  

Впрочем, это не единственный логотип Перми, и «загладить вину» Лебедева перед жителями вызвались дизайнеры из «Озон-дизайн», которые «раскрасили» самоцветами медведя из традиционного герба города. Слоган: «Пермь Великая. Впечатления через край».

Бренд Перми от «Озон-дизайн»  
Бренд Перми от «Озон-дизайн»  

Первоуральск

К слову, похожий шрифтовой логотип, при этом не встретивший такого количества возмущений, принадлежит Первоуральску — бренд включает фирменный паттерн, шрифт и логотип. В логотипе, разработанном под руководством Сергея Капкова и Правительства Свердловской области, отражены и название, и история, и ландшафт, и промышленный вклад региона на границе Европы и Азии.

"П", да не та: логотип Перовуральска  
"П", да не та: логотип Перовуральска  

Пенза

Городов на «П» в России немало, и многим из них логотипы разработала Студия Артемия Лебедева. Например, в паттерне знака Пензы заложен образ традиционного наличника и элементы классической архитектуры.

Брендинг Пензы от Студии Лебедева   
Брендинг Пензы от Студии Лебедева   

Ярославль

Продолжим про неоднозначные, но безусловно заметные логотипы городов от Студии Артемия Лебедева — и вслед за Пермью в этом ряду обязательно упоминают Ярославль, «Я» из названия которого воплотилась в стрелку, оформляемую множеством вариантов и узоров.

Логотип Ярославля и его вариации от Артемия Лебедева  
Логотип Ярославля и его вариации от Артемия Лебедева  
Использование бренда Ярославля на мерче и в городе  
Использование бренда Ярославля на мерче и в городе  

Суздаль

К тысячелетию Суздаля Студия Лебедева создала целую дизайн-концепцию, включающую логотип, яркие узоры и оформление в этом стиле разнообразной сувенирной продукции.

Брендинг Суздаля от Студии Артемия Лебедева  
Брендинг Суздаля от Студии Артемия Лебедева  
Применение логотипа узоров на разных носителях бренда  
Применение логотипа узоров на разных носителях бренда  
Сувениры, полиграфия и рекламные конструкции в городе с использованием айдентики Суздаля  
Сувениры, полиграфия и рекламные конструкции в городе с использованием айдентики Суздаля  

Старая Русса

Еще более древний город — неизвестно, сколько в точности Старой Руссе, но есть предположения, что больше 1000 лет. Город известен археологическими раскопками, минеральными источниками и литературным наследием. Логотип даёт отсылку к минеральным водам и курорту, древностям и славянским символам.

Логотип и его воплощение на разных носителях, разработчики - Студия Артемия Лебедева
Логотип и его воплощение на разных носителях, разработчики - Студия Артемия Лебедева

Кострома

Логотип Костромы описан как хоровод достопримечательностей, где можно использовать весь «хоровод» разом или разбирать на составные части и использовать в дизайне по своему усмотрению.

Логотип Костромы и его вариации, artlebedev.ru
Логотип Костромы и его вариации, artlebedev.ru
Вариант размещения элементов логотипа Костромы на транспорте
Вариант размещения элементов логотипа Костромы на транспорте

Рязань

Вот как описывают идею логотипа авторы: «Знак унаследовал от городского герба шапку Мономаха, а цвета позаимствовал из флага Рязани. Буквы Р и Я под шапкой складываются в приветливое лицо князя. В литере Н скрыта отсылка к реке Оке. Изящная шрифтовая часть напоминает резьбу по дереву, а общая пластика графики делает знак легким и воздушным».

Концепт брендинга Рязани и его использование на физических носителях
Концепт брендинга Рязани и его использование на физических носителях
Лого и паттерны из айдентики Рязани на мерче, artlebedev.ru
Лого и паттерны из айдентики Рязани на мерче, artlebedev.ru

Казань

Описание логотипа Казани вообще выражено в стихах:

Красоту родной мечети
Волги-матушки изгиб —
всё хорошее на свете
воплощает логотип!

Логотип Казани и концепт от Студии Лебедева
Логотип Казани и концепт от Студии Лебедева

Калининградская область

Калининградская область: самый западный регион России, янтарь, длинные песчаные косы, старинные постройки в германском стиле, сохранившиеся со времён Кёнигсберга, что в переводе с немецкого означает «королевская гора».

Логотип в геральдическом стиле содержит корону, в контрформе которой читаются два якоря, в центре угадывается дерево, а боковые элементы напоминают хвосты осетров. Образы подчеркивают близкую связь с морем и природное богатство области. Контраст толстых и тонких штрихов в короне и буквах отражает характерную географию: длинные песчаные косы, отделяющие заливы от Балтийского моря, изогнутые сосны Танцующего леса, песчаные дюны. Фирменная текстура напоминает янтарь.

Логотип Калининградской области и его воплощение на полиграфической продукции, Студия Лебедева
Логотип Калининградской области и его воплощение на полиграфической продукции, Студия Лебедева
Варианты использования бренда Калининградской области на баннерах, сувенирах и мерче
Варианты использования бренда Калининградской области на баннерах, сувенирах и мерче

Крым

Крым — город-курорт со славной историей, богатейшей природой, культурными мероприятиями, любимое место отдыха россиян на протяжении десятилетий. Логотип богат вариациями цвета, написания (на русском, английском, татарском языках), может использоваться как трафарет, с различными смысловыми и абстрактными фонами.

Логотип, фоны и узоры в айдентике Крыма, artlebedev.ru
Логотип, фоны и узоры в айдентике Крыма, artlebedev.ru
Использование логотипа Крыма в мерче, рекламе и на городских улицах
Использование логотипа Крыма в мерче, рекламе и на городских улицах

Анапа

Для продвижения и развития территории «Новая Анапа» разработан брендинг с отсылками к морю, семейному отдыху, активному туризму и развитию деловых центров региона.

Логотип, узоры и их применение в рекламе и полиграфии, artlebedev.ru
Логотип, узоры и их применение в рекламе и полиграфии, artlebedev.ru
Размещение логотипа на футболках и стаканчиках, цветовые решения логотипа и фона
Размещение логотипа на футболках и стаканчиках, цветовые решения логотипа и фона

Калужская область

В отличие от соседних регионов, отражающих в айдентике историю, ландшафты и культурное наследие, Калуга и область обзавелись брендингом сугубо деловым, отсылающим к инвестиционной привлекательности региона. В брендбуке он описывается так: «Логотип обыгрывает аббревиатуру Калужской области (КО) и комфортный деловой климат (ОК), не лишаясь при этом графической привлекательности, современности и уникальности».

Логотип Калужской области и цветовые варианты, Студия Артемия Лебедева
Логотип Калужской области и цветовые варианты, Студия Артемия Лебедева
Использование бренда Калужской области на деловой полиграфии и сувенирной продукции
Использование бренда Калужской области на деловой полиграфии и сувенирной продукции

Ижевск

Ижевск знаменит не только историей, но и активным развитием экономики и различных направлений производства. Вот как описывают логотип авторы: “В логотипе объединились удмуртский солярный символ-оберег, в котором легко читается буква Ж, трафаретный шрифт, символизирующий заводские традиции, а самые внимательные найдут и рожок от «калаша»”.

Логотип Ижевска и варианты использования фирменного паттерна в сувенирах, artlebedev.ru
Логотип Ижевска и варианты использования фирменного паттерна в сувенирах, artlebedev.ru

Екатеринбург

Екатеринбург также относят к регионам с высокой инвестиционной привлекательностью и деловой активностью, с богатым историческим наследием, что в Студии Лебедева и попытались воплотить в знаке региона. Логотип выглядит современно, не теряя при этом связи с историей. А зеленый — цвет двух главных уральских драгоценностей, изумруда и малахита.

Логотип Екатеринбурга и его использование в полиграфии и упаковке, artlebedev.ru
Логотип Екатеринбурга и его использование в полиграфии и упаковке, artlebedev.ru
Варианты использования логотипа Екатеринбурга на физических носителях: посуда и мерч
Варианты использования логотипа Екатеринбурга на физических носителях: посуда и мерч

Югра

Инвестиционный бренд Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — нацелен на предпринимателей, которые уже ведут бизнес в регионе, и на инвесторов, готовых вкладываться в территорию. Бренд деловой, серьёзный и при этом дружелюбный. Логотип бренда состоит из двух частей ― знака и слогана/названия бренда: «Ugra Open For» или «Югра открыта для».

Концепт бренда Югры, artlebedev.ru
Концепт бренда Югры, artlebedev.ru
Использование логотипа и слогана Югры в полиграфии, сувенирной продукции и на рекламных носителях
Использование логотипа и слогана Югры в полиграфии, сувенирной продукции и на рекламных носителях

Южно-Сахалинск

Для дальневосточного Южно-Сахалинска разработана дизайн-концепция, объединяющая культуру региона на стыке азиатской и европейской культур. Знак и разнообразное цветовое оформление — отсылка к горным ландшафтам и сетке городских улиц у их подножия. Яркий, разноцветный, самобытный, он частично повторяет концепты из советских мозаик и разноцветных домов города.

Брендинг Южно-Сахалинска от Студии Артемия Лебедева
Брендинг Южно-Сахалинска от Студии Артемия Лебедева
Использование айдентики на различных носителях
Использование айдентики на различных носителях

Мурманск

Мурманск ­— крупнейший населенный пункт в мире, расположенный за полярным кругом. Историческое, научное наследие, северное сияние, полярный день и полярная ночь, индустриальный ритм порта и Северного флота ВМФ России. Цветовое решение — отсылка к цветным контейнерам в порту, цветам моря, неба, ценных пород красных рыб, подкрепляемые тематическими иконками в цветном блоке.

Бренд Мурманска разработан студией «LINII»
Бренд Мурманска разработан студией «LINII»
Примеры использования концепта бренда Мурманска на различных носителях
Примеры использования концепта бренда Мурманска на различных носителях

Сольвычегодск

Сольвычегодск — небольшой город-курорт в Архангельской области. В айдентике отражается вся соль промышленной и торговой истории города, старинной купеческой архитектуры

Логотип Сольвычегодская и его использование на разных носителях, Студия Артемия Лебедева
Логотип Сольвычегодская и его использование на разных носителях, Студия Артемия Лебедева
Бренды городов и регионов, их использование в сувенирах, рекламе, мерче и корпоративных подарках

Урюпинск

В Урюпинске, знакомом большинству по анекдотам, где он показан неким символом глухомани — «Брошу всё и уеду в Урюпинск!» — обыграли молву и создали бренд под лозунгом «Урюпинск — столица российской провинции». Тонко, умно, не без доли самоиронии.

Брендинг Урюпинска, CityBranding
Брендинг Урюпинска, CityBranding

Хабаровский край

Пример айдентики, объединяющей события, регион и его достопримечательности — концепция «Хабаровский край — родина китов и самолётов», презентованная на Всероссийском туристическом форуме.

Брендинг Хабаровского края от коммуникационного агентства PressPass
Брендинг Хабаровского края от коммуникационного агентства PressPass

Инициативу подхватила компания Moscow Design Lab, разработавшая туристические бренды Республик Хакасия и Тыва, Ульяновской области, Сахалина, Курильских островов и пр.

Концепты брендинга восточных регионов от Moscow Design Lab
Концепты брендинга восточных регионов от Moscow Design Lab

Сысерть

Уральские просторы не дают покоя дизайнерам — собственный логотип имеет и уральский город Сысерть. Туристический кластер «Гора Белая» и природный парк «Бажовские места» стали базой для создания айдентики города.

Верхняя Сысерть, брендинговое агентство "Дикий Филин"
Верхняя Сысерть, брендинговое агентство "Дикий Филин"

Хибины

Туристическая зона Хибины на Кольском полуострове с озерами и реками, по берегам которых проходят живописные туристические маршруты и популярными маршрутами для любителей зимних видов спорта также получила собственный логотип, тесно связанный с природой и традициями этих мест. В знаке читаются несколько символов: голова оленя, буква Х, снежинка, силуэт гор и чум.

Айдентика "Хибины" от Студии Артемия Лебедева
Айдентика "Хибины" от Студии Артемия Лебедева
Использование фирменного знака и узоров на различных носителях
Использование фирменного знака и узоров на различных носителях

Осетия

Туристическая привлекательность местности отображена в современной айдентике — общей для Северной и Южной Осетии. В знаке показан традиционный символ региона — семь гор. В фирменном паттерне угадывается окрас кавказского барса (он изображен на гербе Осетии). А цвета просто яркие и веселые.

Брендинг Осетии от Студии Артемия Лебедева
Брендинг Осетии от Студии Артемия Лебедева
Использование айдентики Осетии на разных носителях
Использование айдентики Осетии на разных носителях

(В статье использованы иллюстрации с сайта Студии Артемия Лебедева, а также с площадок Behance, Pinterest, Skillbox, Monocler и др. исключительно в ознакомительных целях, для иллюстрирования текста.)

***

Примеров айдентики российских городов, больших и малых, на самом деле гораздо больше — здесь мы постарались показать, насколько они разнообразны и как много может быть визуальных образов у каждого. Обратите внимание, многие из них вполне доступны для использования на сувенирах, упаковке, в оформлении помещений и стендов — примером тому служила выставка «Россия» на ВДНХ.

Как видите, современные бренды городов тоже разрабатывают с учётом трендов — только посмотрите, сколько совпадений с нашей подборкой «Тренды в дизайне сувениров и корпоративных подарков 2024-25»! Отличный способ взять на вооружение и «убить двух зайцев» — использовать актуальный дизайн, прорекламировать заодно и родной регион, город, их достопримечательности и возможности, а также место производства, нахождения офиса и пр. для клиентов и партнёров.

Разработкой с нуля брендов городов и территорий мы ещё не занимались, однако в нашем портфолио есть примеры брендирования мероприятий и стендов, изготовления упаковки, полиграфии, тематических сувениров для бизнеса, образовательных и пр. муниципальных учреждений и ведомств. Например, стенд, мерч и сувенирная продукция ВШЭ на упомянутой выше выставке «Россия» на ВДНХ.

Примеры использования логотипа выставки "Россия" на мерче и сувенирной продукции НИУ ВШЭ, производство LIFE PRINT
Примеры использования логотипа выставки "Россия" на мерче и сувенирной продукции НИУ ВШЭ, производство LIFE PRINT

Или совместная работа с Департаментом культуры города Москвы над организацией и проведением Международного молодёжного форума «Наследие», имеющего непосредственное отношение к сохранению архитектурного облика города и охраны его самобытности.

Использование брендинга территорий, совместная работа с Департаментом культуры города Москвы, разработка концепции - LIFE PRINT
Использование брендинга территорий, совместная работа с Департаментом культуры города Москвы, разработка концепции - LIFE PRINT

Больше примеров наших работ и вдохновляющих идей в отрасли публикуем в Telegram-канале — приходите за вдохновением, подписывайтесь, у нас полезно и интересно!

Мы в LIFE PRINT разрабатываем логотипы, создаём макеты сувениров, мерча и корпоративных подарков для последующего производства под ключ и даже доставки до вашего офиса или площадки мероприятия. Также брендируем готовую продукцию, с нанесением различных знаков любыми подходящими способами, от цифровой печати до гравировки, тиснения, вышивки и пр. Впереди новогодние праздники, пора не просто задумываться о корпоративных подарках для партнёров, клиентов и сотрудников, но и активно подбирать варианты, оформлять заказы, позаботиться о том, чтобы впечатление о вас осталось самым позитивным, с заделом на дальнейшее сотрудничество!

А вам какие примеры айдентики городов русских показались самыми любопытными? Или может уже использовали элементы городского брендинга в своих сувенирах? Давайте обсудим тренд и его реализацию на сувенирной продукции для вашего бренда!

22
11
реклама
разместить
Начать дискуссию