Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Представить работу крупнейших компаний современности без искусственного интеллекта решительно невозможно. Нейросети стали неотъемлемой частью практически любого бизнеса, открывая новые горизонты и предоставляя те возможности, о которых недавно мы не могли даже мечтать. ИИ-модели приносят пользу буквально в любой сфере: они экономят ресурсы, улучшают коммуникацию с клиентами, а также помогают увеличить продажи и максимизировать прибыль.

В последние годы «Сантехника-Онлайн» активно разрабатывает и внедряет в бизнес-процессы системы искусственного интеллекта. О трех наиболее успешных кейсах сегодня расскажет директор по аналитике Юрий Жуков.

Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Отличным примером удачной интеграции ИИ в работу интернет-магазина является система рекомендаций. Построенная на базовой архитектуре нейронных сетей, она учитывает основные характеристики товаров и пользовательские шаблоны поведения, чтобы создать максимально релевантные подборки для каждого клиента.

Помимо этого, механизм рекомендаций позволяет гибко управлять ассортиментом и искусственно повышать приоритет отдельных товаров и категорий. Так, иногда преимущество по отображениям получают высокомаржинальные товары или товары, которые являются неликвидными на складе. С этим, впрочем, стоит быть аккуратными, чтобы коммерческие цели не шли вразрез с интересами клиентов.

Изначально для составления рекомендаций мы использовали платный сервис от партнеров, но по результатам A/B-тестирования собственная разработка показала более эффективные результаты со значительным приростом по всем основным метрикам. Конверсия из просмотра товара в добавление в корзину, к примеру, выросла в 2 раза. Основными же преимуществами нашей модели по сравнению с сервисом от партнеров стали, как уже было отмечено, гибкость с точки зрения коммерческих целей и более точная система подбора, обусловленная глубоким пониманием специфики отрасли.

На данный момент на сайте присутствует несколько рекомендательных блоков.

  • Блок «Похожие товары» определяет наиболее схожие позиции с точки зрения ключевых характеристик и предпочтений покупателя.
Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Блок «Коллекции/Бренды» предлагает похожие товары в рамках одной коллекции или бренда.

Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Блок «Аксессуары» дает возможность найти подходящие аксессуары для базового товара.

Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Блок «С этим товаром смотрели» отражает широту ассортимента компании и рекламирует изделия из смежных категорий.

Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Рекомендательные блоки отличаются высокой эффективностью, а продажи, которые они генерируют, приносят около 12–15% от совокупной выручки сайта.

Еще одна функция, с которой искусственный интеллект отлично справляется — генерация описаний товаров. Мы разработали нейросетевую модель, которая создает уникальное маркетинговое описание для каждого изделия, основываясь на списке его характеристик. При этом модель сама определяет наиболее значимые характеристики и уместно вставляет важные для SEO-оптимизации ключевые слова.

Гибкость системы позволяет оперативно вносить изменения в промпт и менять стиль изложения, благодаря чему тексты становятся более «человечными». На данный момент сгенерировано более 20 тысяч уникальных описаний, а весь процесс занял суммарно 72 часа.

Наконец, последняя из наших разработок — система, отвечающая за динамическое ценообразование. Логика модели направлена на поиск оптимального уровня цен с точки зрения достижения максимальной валовой прибыли. Постепенно (итеративно) модель учится предугадывать рост или падение продаж в зависимости от стоимости товара, интереса к нему, сезонных показателей и других параметров, на основании которых формируется окончательная цена.

Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»

Для обучения модели мы используем следующие данные:

  • Конкурентная среда

На ежедневной основе собираются данные по ценам на товары у конкурентов и формируется взвешенная рыночная цена. При этом система исключает аномальные значения и в разных пропорциях учитывает вес каждого конкурента.

  • Текущие закупочные цены и цена складского остатка

Эта статистика помогает определить значение, ниже которого модель не может выставлять плановые цены. Другими словами, мы определяем минимальный уровень рентабельности продаж.

  • Статистика по продажам за прошлые года

Данная информация позволяет корректно сформировать начальный показатель эластичности спроса по цене. Говоря простыми словами, модель изучает, каким образом изменялся спрос на товар в зависимости от повышения или снижения цены на него и на основе этих данных строит предварительный прогноз.

Важнейшей особенностью системы является оперативная реакция на «обратную связь». После составления прогноза модель не прекращает работу, а оценивает реакцию пользователей на предложенную цену и при необходимости корректирует ее.

Если детализировать алгоритм, то можно выделить несколько этапов:

  • Система прогнозирует количество продаж в зависимости от установленной цены.
Как мы используем искусственный интеллект в продажах: опыт «Сантехники-Онлайн»
  • На основании прогнозного распределения модель определяет ту цену, которая максимизирует валовую прибыль. На примере выше это значение достигается при цене 28 тысяч рублей.
  • Далее происходит корректировка стоимости товара на основании «обратной связи» от клиентов. «Обратная связь» выражается в количестве кликов/просмотров/добавлений товара в корзину/итоговых заказов. Модель при этом также ориентируется на цены конкурентов и обеспечивают гарантию, что компания не будет торговать в убыток с учетом прайсов поставщиков и цены текущего складского остатка. Таким образом, даже в случае резкого скачка валюты или подорожания сырья, цены будут оперативно скорректированы.

Данная система отлично зарекомендовала себя и помогает компании продавать товары по оптимальной цене.

Отметим, что выше представлен далеко не полный список моделей искусственного интеллекта, которые используются в «Сантехнике-Онлайн». Наши специалисты не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать все новые и новые инструменты, полезные как для компании, так и для клиентов.

А оценить все нововведения и, конечно, приобрести сантехнику, мебель и другие товары для дома вы всегда можете на нашем сайте

1111
2 комментария

Красавцы! Спасибо что информируете. Может кто задумается.

3
Ответить

Ну да, очень круто. Но для этого нужно иметь свой IT отдел .

Ответить