Продуктовый подход: как и зачем внедрять

Расскажем, что это такое, чем он отличается от других подходов. Разберем, кто будет входить в команду по созданию продукта и когда продуктовая методология разработки подходит больше других

Продуктовый подход: как и зачем внедрять

Представьте себе: каждый ваш товар не только продается, но «цепляет» покупателя и привязывает аудиторию к бренду. Вместо долгих и сложных процессов внутри управления проектами у вас есть гибкие команды, которые сфокусированы на потребностях клиентов и работают на запросы потребителей. Эти команды способны быстро меняться в ответ на любые изменения и создавать интересные и полезные решения для бизнеса.

Давайте представим, что миссия продукта понятна команде, есть подробная и динамическая roadmap, а каждая метрика дает исключительно хорошие показатели. Помогать нам в этом будет эксперт по управлению продуктами Роман Казаков.

Содержание статьи

В чем особенности продуктового подхода

Продуктовый подход: как и зачем внедрять

Это методика управления, при которой основным ориентиром становится создание и повышение ценности товара для покупателей. Продукт становится действительно важным для потребителей, так как команда готова его непрерывно улучшать.

Во время разработки нужно действовать итерациями или спринтами: выпустить часть проекта → изучить обратную связь → корректировать продукт и план для его разработки. Затем компания повторяет цикл необходимое количество раз.

С помощью такого подхода команда создаст нужный клиенту продукт и оперативно отреагирует на любые изменения рынка. Также из плюсов: снижение неопределенности и оптимизация ресурсов за счет проверки гипотез и постепенного движения.

Чтобы знать обо всех недоработках продукта, можно подобрать специальный сервис для сбора обратной связи. Как его выбрать — читайте в нашем рейтинге систем Service Desk.

Например, если сравнивать продуктовый подход с проектным, то в рамках первого команда занимается четкой задачей: реализовать определенные функции в заранее установленные сроки.

Проектный подход:

Взять в кредит серьезную сумму денег и открыть большой ресторан с роскошным дизайном и богатым меню, включающим множество изысканных и необычных блюд.

После начала работы ресторана станет ясно, что рядом с ним нет мест для парковки автомобилей. Получается, что деньги были израсходованы зря.

Продуктовый подход:

Открыть маленький ресторан с элегантным, но незамысловатым дизайном. В меню — лаконичный выбор блюд, около двух десятков позиций, включая напитки.

Через время после открытия собрать информацию от клиентов и создать план улучшений в соответствии с их пожеланиями.

Продуктовый подход: как и зачем внедрять

Основные принципы продуктового подхода

Фокусироваться на клиенте

Перед началом любого этапа внутри разработки должен появляться вопрос: «А как это может помочь клиенту?» Нужно погрузиться в потребность заказчика, иначе любая гипотеза может быть неверной. В продуктовом подходе важно уточнять, а существует ли у аудитории та проблема, которую бизнес планирует решать. Для этого нужно анализировать потребности клиента через качественные и количественные исследования.

Стартовать с MVP

MVP — минимальный жизнеспособный продукт, который должен выполнять базовые функции. Прозводство нужно начать именно с него, а уже потом дорабатывать новые функции на основе фидбэка от клиентов. На первом этапе стоит отказаться от сложных функций, без которых можно обойтись.

Улучшать постоянно

Помните о главном — не бывает идеальных товаров, в любом есть точки роста. Поэтому регулярно собирайте отзывы клиентов и используйте их, чтобы планировать дальнейшие модернизации и улучшения продукта.

Собирать кросс-функциональные команды

В такой команде все люди имеют разный опыт и навыки, но работают над одной общей задачей и целью. Продуктовый подход помогает работать сразу со всех сторон и оперативно вносить любые правки. Например, члены команды могут взять на себя разработку, маркетинг, аналитику или UX/UI и заменить друг друга.

Плюсы использования продуктового подхода

Повышается удовлетворенность клиентов

Если команда будет фокусироваться на потребностях покупателей, то это поможет создать товар, который точно сможет решить их проблему. Так аудитория становится более удовлетворенной и лояльной к бренду.

Расскажу один пример из собственной практики. Отделы внутри фирмы работали обособленно друг от друга и не пересекались. Поэтому NPS (индекс готовности рекомендовать товар) был довольно низким — потребители были не лояльны. Ведь и сотрудники поддержки, и продуктовая команда, и департамент маркетинга ничего не подозревали о существующих сложностях у других отделов.

Во время интеграции продуктового подхода решили поэтапно объединять усилия всех отделов. Подготовили совместный для всех документ под названием «Точки контакта». В нем прописали весь путь покупателя и любые возможные сценарии, при которых клиент взаимодействовал с товаром. Это подсветило 80% проблем, которые были связаны с работой одновременно всех отделов. После внесения улучшений NPS поднялся до 70%.

Казаков Роман, эксперт по управлению продуктами, Agile Coach

Усиливается гибкость и готовность команды к переменам

При использовании такого подхода подразумевается, что команда сможет быстро реагировать на любые перемены на рынке и на негатив от потребителей. Если сотрудники могут работать в таких условиях, то они становятся гибкими и готовыми к любым переменам.

В начале совместной работы я не мог получить от команды прозрачные и понятные результаты работы. Даже однажды пришлось отменить один из спринтов. Конечно, так не стоит делать регулярно, но в отдельных ситуациях это возможно. Подобная встряска заставила всю команду лучше подготовиться к дальнейшим спринтам, а также у них появились новые возможности и силы для движения к будущим целям.

Казаков Роман, эксперт по управлению продуктами, Agile Coach

Увеличивается качество продукта и снижается время на его создание

Только если команда слаженно работает и структурирует процессы — у нее получится качественный продукт. Если воспользоваться клиентоориентированным подходом, то можно заранее определить наиболее важные функции и сфокусироваться на их разработке. Так фронт работ для команды будет меньше, а время запуска на рынок — ближе.

Уменьшаются риски, повышается эффективность использования ресурсов

Если команда фокусируется на пользе продукта, то легче прогнозировать и уменьшать возможные риски его создания, а также экономить ресурсы. Не приходится тратиться на то, что не приносит доход.

Например, в 2013 году была создана и выпущена на рынок соковыжималка под маркой Juicero Press, которая выжимала сок из пакетов. Но выдавить сок из упаковки можно было и руками. Пользователи заявили, что такое бесполезное устройство за $400 им не нужно. Продажи упали, производство закрыли.

Основные элементы

Визия и стратегия продукта

Визия — описание будущего товара или услуги, каким он должен оказаться и с какой проблемой должен помогать справляться пользователям. Документ нужен, чтобы команда понимала, какой продукт и зачем создает.

Стратегия — план для будущих действий, который должен привести к получению визии. Необходимо, чтобы все члены команды сконцентрировались на выбранном плане и двигались по нему, иначе возможны конфликты при выполнении этапов работы или отдельных задач.

Дорожная карта, или roadmap

Выглядит и действует как график работы, может быть составлен в текстовом или графическом виде. Здесь визуализируют будущие шаги и описывают, какие результаты ждут. В roadmap должны быть включены все этапы работы над продуктом: от идеи до конечной реализации, с указанием участников и ответственных за каждое направление или задачу.

Так команда будет всегда сфокусирована на работе, а прогресс будет легко отслеживаться. Но помните, что дорожная карта в данном подходе обычно не статична — наоборот, она может дорабатываться в зависимости от отзывов и правок после каждой итерации.

<i>Пример дорожной карты проекта в Kaiten</i>
Пример дорожной карты проекта в Kaiten

Управление бэклогом

Здесь перечисляются все задачи, модернизации и возможности, которые вы планируете запускать. С его помощью команде становится проще расставлять приоритеты, определять очередность и управлять объемом работ. Бэклог важно регулярно обновлять и проверять приоритеты в нем — это поможет успешно управлять созданием продукта.

Метрики успеха

С помощью метрик можно измерить, насколько успешно разрабатывается продукт и как работает команда. С их помощью можно выяснить, соответствует ли продукт ожиданиям покупателя, выполняет ли он цели бизнеса. Важно правильно выбрать метрики в рамках рынка, в котором товар будет реализован.

Примеры метрик:

  • CSAT — насколько удовлетворены покупатели. Формула: количество хороших отзывов/ количество опрошенных x 100%;
  • NPS — индекс лояльности потребителей. С его помощью можно понять, насколько сильно аудитории нравится продукт. Чтобы рассчитать NPS, пользователям задают вопрос: «Будете ли вы рекомендовать компанию своим друзьям?» Затем клиент ставит балл, обычно это от 0 до 10;
  • Retention rate — отвечает за удержание клиентов. Можно отследить, насколько хорошо компания может удерживать клиентов за определенный промежуток времени. Retention rate = (Число клиентов в конце периода - Число новых клиентов за период) / Число клиентов в начале периода x 100%;
  • Time to Market — время, требуемое для создания новой функции или товара.
  • Time to Value — скорость, с которой покупатель может получить ценность от купленного продукта;
  • Task Success — успешность ключевых задач. Сюда относят эффективность, производительность и объем ошибок за промежуток времени. Например, среди показателей определяется, насколько быстро пользователь может найти нужную ему информацию о компании на страницах сайта.

Продуктовая команда: какой она должна быть и кто в нее входит

Продуктовый подход: как и зачем внедрять

они берут на себя много ролей и задач.

Продакт-менеджер, или менеджер продукта, — это креативщик и стратег. Его задача продумать продукт, а затем разрабатывать вектор развития в зависимости от отзывов пользователей. Также продакт-менеджер занимается планом разработки и запуска.

Как продакт-менеджер может вовлекать команду в генерацию различных идей для дальнейшей доработки продукта, мы уже рассказали в статье Ленивый продакт.

UX/UI-дизайнер и редакторы берут на себя разработку пользовательских интерфейсов и всех нужных к нему текстов. Такие мастера обычно работают вместе, чтобы потом их творением было удобно пользоваться. А перед тем, как выводить продукт на рынок, они проводят множество разных тестов.

Иногда от UX-исследований сильно меняется продукт. Например, в Airbnb такой анализ привел к разработке отдельного инструмента. Команда увидела, что еженедельно арендодатели отправляют около 1,5 миллионов фото своим гостям, чтобы объяснить местонахождение квартиры и подробности заезда. Разработчики создали дополнительный инструмент, где арендодатели один раз создают подобное руководство для своего жилья и открывают доступ гостям. Система может перевести его на язык гостя и выдавать в онлайн- и офлайн-режимах.

Разработчики — от них зависит техническая часть. Они занимаются разработкой кода, дорабатывают его в случае необходимости. Если что-то ломается, они «поднимают» сервер или возвращают «уехавшую» кнопку на место.

Тестировщик занимается проверкой продукта, ищет баги и ошибки. Он проверяет, как продукт начнет работать, когда попадет к пользователю. Тестировщик старается изучить, как пользователь может «издеваться» над приложением. Все баги, которые он находит, возвращает на доработку.

Аналитик помогает организовать задачи проекта и находит метрики, по которым можно будет разобраться, понадобится ли такой продукт на рынке или нет.

Scrum-мастер помогает команде двигаться по пути Scrum, а также корректно его использовать. Он отслеживает текущие процессы, учит членов команды, ведет различные Scrum-мероприятия и в целом помогает сотрудникам действовать вместе. Без этой роли можно обойтись, но она может оказаться очень полезной, особенно, если команда была создана недавно.

Как строить эффективные коммуникации внутри команды

Продуктовый подход: как и зачем внедрять

Эффективная и оперативная коммуникация — большая часть успеха. Все должны постоянно находиться в контакте, обмениваться данными, идеями и мыслями. Сделать внутренние процессы еще лучше и эффективнее помогут разные практики из Канбана. Если вы захотите больше узнать о работе с этой методологией, читайте нашу подборку полезных статей об управлении процессами через Канбан-доски. Здесь не будем углубляться, только расскажем об основных правилах:

  • Визуализируйте всё, что делает команда. Для этого пользуйтесь Канбан-досками в удобном для вас таск-трекере. Чтобы решить, какой из них выбрать, читайте рейтинг систем управления проектами.

С помощью таск-менеджеров можно следить за прогрессом внутри задач и руководить ими. Важно, чтобы на доске были отображены все этапы и задачи запланированного рабочего процесса. Обычно достаточно создать три колонки: Очередь → В работе → Готово. Команда обязательно должна следить за статусами выполняемых задач и вовремя обновлять их, чтобы все рабочие процессы оказались прозрачными для коллег и руководителей. Так становится заметна нагрузка на каждого из членов команды. В случае перегруза одного из них другие участники могут взять на себя часть работы и помочь коллеге.

<i>Kanban-доски в Kaiten</i>
Kanban-доски в Kaiten
  • Отслеживайте блокирующие факторы. Когда рабочие процессы только выстраиваются, команда часто встречается с проблемами: например, неверным расчетом ресурсов, порядком очередности или зависимостью от остальных команд. Из-за этого часть задач могут не выполняться или «зависать» на доске больше положенного. Подобные задержки важно отслеживать и разбираться в их причинах. Например, в Kaiten есть индикатор, который подсвечивает блокировки. А как их анализировать и эффективно работать с ними, мы уже рассказали в статье Как снизить время блокировок.
<i>Пример блокировок в таск-трекере</i>
Пример блокировок в таск-трекере
  • Отмечайте цели и все договоренности. Все правила, которые команда не зафиксировала, могут восприниматься как рекомендации, а не руководство к действию. Но если обязанности будут размещены на видном месте, то забыть о них невозможно. В Kaiten это легко сделать 2 способами:
  1. воспользоваться редактором документов от Kaiten. В рамках рабочего пространства каждый член команды может зайти в документ и вспомнить правила или установленные цели;
  2. создать доску с необходимыми правилами и принципами работы внутри пространства и разместить ее на заметном для команды месте.
<i>Пространство с несколькими досками</i>
Пространство с несколькими досками
  • Ограничить возможные объемы незаконченной работы. В Канбане такие ограничения называются WIP-лимиты — это максимально возможное количество карточек внутри дорожки или колонки, которыми можно заниматься одновременно. Такой подход помогает сфокусировать команду на определенном количестве необходимых задач.

Конечно, это далеко не все правила внедрения продуктового подхода. Вы можете придумывать свои. Главное,чтобы они помогали вашей команде продуктивно работать.

В 2017 году мы начали пользоваться Discord, чтобы взаимодействовать внутри команды. Там мы организовали свою комнату, созванивались и переписывались. Она работала как рация: там мы разбирались со срочными вопросами, проводили груминги и запускали разные мероприятия для команды.

Казаков Роман, эксперт по управлению продуктами, Agile Coach

Какая методология может подойти лучше других

Agile-методология лучше всего подойдет для реализации продуктового подхода. Из ее фреймворков можно выбрать Scrum.

Он основан на коротких и интенсивных рабочих спринтах в 2-3 недели, регулярных встречах для обсуждения процесса (stand up), обзорах и анализе получившихся результатов (retrospectives).

При завершении любого спринта разрабатывается инкремент продукта — это ощутимый результат от работы. Например, в кондитерской в конце спринта был создан новый вид шоколада. Его можно дать попробовать фокус-группе, собрать фидбэк. Это поможет понять, можно ли двигаться дальше и начинать продажи либо стоит продолжить разработку. То есть с помощью Scrum-фреймворка можно обеспечить для любой команды место для маневров и гибких решений.

Как быстро внедрить в команду новый подход

Шаг 1. Анализируем текущие процессы

Определите, какие из существующих практик работают хорошо, а какие — нет. Даже если вы измените подход, некоторые практики могут оказаться полезными и в новой системе. Также подумайте, от каких процессов ваша команда точно не готова отказаться, по крайней мере, прямо сейчас.

Иногда революционные изменения — нелучшее решение . Чтобы сохранить команду и избежать ее распада из-за страха перед переменами, эффективнее предусмотреть плавный переход к новой системе.

Шаг 2. Обучаем команду

В условиях масштабных изменений перед нами стоят две важные задачи: снизить уровень стресса в команде и минимизировать количество ошибок. И то, и другое поможет решить обучение.

Расскажите сотрудникам о продуктовом подходе, на каких принципах он строится, из каких практик состоит. Познакомьте их с методологиями Scrum и Kanban и покажите, как пользоваться нужными инструментам: Scrum- и Kanban-досками.

Когда команда понимает, что ее ждет, страх перед будущим уменьшается, а сотрудники чувствуют себя более уверенно.

Шаг 3. Определяем роли и обязанности

Выберите и зафиксируйте ответственных за различные направления будущего продукта. Создайте должность продакт-менеджера и выберите на нее человека, который будет руководить изменениями. При необходимости наймите Scrum-мастера. Это также повлияет на эффективность внедрения и обучения команды.

Шаг 4. Внедряем инструменты

Внедрите гибкие методологии — например, Agile, Scrum или Kanban. Подготовьте Канбан-доски и установите лимиты по количеству активных задач (WIP-лимиты). Зафиксируйте правила, как нужно работать с карточками внутри доски.

Шаг 5. Собираем и анализируем данные

Постоянно контролируйте, какое влияние оказывают перемены на продукт и команду. При необходимости вносите коррективы в правила и методы визуализации.

При интеграции продуктового подхода забудьте про планирование каждого шага, не прописывайте подробные сертификации. Важно помнить, что продуктовый подход совсем не про это. Его задача — научить команду гибкости и умению быстро реагировать на любые рыночные ситуации и пожелания потребителей.

Казаков Роман, эксперт по управлению продуктами, Agile Coach

👉 Читайте также Что такое Scrum-фреймворк?

Меняем корпоративную культуру: 3 полезных совета

Продвигайте инициативу. Проактивность и инициативность в любой команде невозможно заменить. Поэтому стоит поддерживать креативы и эксперименты, которые хотят попробовать сотрудники. Чем проще и активнее команда относится к изменениям в работе, тем эффективнее будет внедряться и действовать продуктовый подход.

Продвигайте свою открытость к переменам. Чтобы сотрудники были готовы меняться, нужно пропагандировать свою готовность к переменам и улучшениям — это должно быть частью культуры вашей команды.

Установите основной фокус на потребителях. Главная ценность — ориентир на будущего клиента. Если команда будет всегда думать о том, как будет лучше для конечного потребителя, то принципы такого подхода легко внедрить в работу вашей команды.

Лучше начинать изменения с небольших отделов. Главное — дать время на адаптацию к нововведениям и возможность показать результаты. Когда появится список метрик, на который уже повлиял внедренный продуктовый подход, можно найти поддержку у руководителей организации. Когда есть инициатива от подчиненных и лидеров среднего звена — это отлично. Но, чтобы внедрить продуктовый подход сразу во всей организации, вам точно понадобятся ресурсы и одобрение начальства.

Казаков Роман, эксперт по управлению продуктами, Agile Coach

Что стоит запомнить

  • Для разработки продукта основной фокус — обратная связь от пользователей.
  • Можно внедрить Scrum-фреймворк, если планируется продуктовый подход. С помощью него проще строить работу по спринтам, ставить цели на короткий срок и вовремя их выполнять.
  • Результатом каждого спринта должно стать какое-то решение для пользователя.
  • К важным элементам стоит отнести постоянный сбор отзывов от потребителей и анализ этих данных.
  • Если собрать в команде сотрудников с разными навыками, то становится проще концентрироваться на создании конечного товара и оперативно отвечать на любое мнение от клиентов.
  • Чтобы быстро наладить работу группы, стоит вдумчиво настроить рабочие процессы и визуализировать задачи. Если нанять Scrum-мастера, это упростить настройку.

Какие книги о подходе можно изучить

  • Стивен Деннинг. «Эпоха Agile».
  • Mike Cohn. «Agile: Оценка и планирование проектов».
  • Джефф Сазерленд, Кен Швабер. «Софт за 30 дней. Как Scrum делает невозможное возможным».
  • Борис Вольфсон. «Гибкие методологии разработки».

А каким подходом предпочитаете пользоваться вы — продуктовым или проектным — и почему?

11
11
Начать дискуссию