Как один слайд может испортить всю презентацию?
И что нужно делать, чтобы выглядеть профессионально в глазах аудитории и не потерять клиентов.
Привет! Меня зовут Сергей Зиновьев, я делаю презентации для «зелёной» экосистемы. Ежедневно я работаю со слайдами и с людьми, которые их составляют. Практически каждый раз, когда я получаю исходник презентации, вижу один и тот же слайд, который может сильно испортить весь проект. В этой статье вы узнаете что это за слайд, почему его не стоит добавлять и на что можно заменить.
Что общего у каждой презентации?
Презентация всегда создаётся с конкретной целью. Одни ищут инвесторов для стартапа, другие — выступают на конференциях и строят личный бренд, третьи — делают отчёт для руководителя, чтобы получить повышение.
Если есть конкретная цель, то презентация — один из лучших инструментов её достижения. Чаще всего цели строятся вокруг денег (привлечь клиентов/инвесторов) или вокруг информации (отчёты или презентации для обучения). Но после презентации нередко бывает, что потока клиентов нет или аудитория информацию не поняла. Причин множество, но иногда дело буквально в одном единственном слайде.
Этот слайд может испортить всю презентацию
Что вы запомните, если вам покажут презентацию на любую тему? Скорее всего, это будут слайды с полезной для вас информацией или слайды в конце. Возможно, вообще ничего — такое тоже бывает. Суть в том, что в памяти мы обычно храним либо самые яркие моменты, либо самые свежие. С презентациями то же самое: мы запомним либо самые интересные слайды, которые сильно на нас повлияли, либо самые последние.
В презентации может не быть интересных слайдов, но заключительные точно есть. А что обычно бывает в конце презентации?
«Спасибо», «Спасибо за внимание», «С надеждой на дальнейшее сотрудничество» и т.д. — набор похожих корпоративных штампов, которые не несут в себе абсолютно никакой ценности, но почему-то именно они есть во многих презентациях.
К сожалению, такие слайды встречаются очень часто — зачем их вставлять, сказать сложно. Если хотите испортить впечатление, потерять потенциальных клиентов или выглядеть непрофессионально в глазах аудитории, это верный путь. Я всегда стараюсь мягко донести, что для любой презентации можно подобрать такие заключительные слайды, чтобы они помогали достичь вашей цели.
Но если «Спасибо за внимание» — моветон, то какие слайды нужны в конце презентации?
Как лучше всего закончить презентацию?
Есть несколько хороших вариантов — всё зависит от цели и ситуации.
1. Если хотим заработать: привлечь клиентов/покупателей/инвесторов/подписчиков. В конце презентации вставляем свои контакты — телефон, сайт, почта и т.д. Если прикрепляем QR-код, лучше сказать или сделать сноску о том, что вас будет ждать (тг-канал, видео, сайт и пр.). Если ведём на соцсети, можно объяснить какую пользу получит человек (желательно с примерами, иначе не всегда понятно зачем мне подписываться).
Это заключительный слайд презентации одной ИТ-компании. После рассказа о себе и продукте, компания оставляет QR-коды для дальнейших действий. Для каждого QR-кода есть подпись сверху, чтобы было понятно что произойдёт, если его отсканировать.
Такой способ завершения презентации — распространённая практика в некоторых сферах. Если вы его используете, продолжайте дальше.
2. Если доносим информацию: отчёты, лекции, презентации для обучения. Когда в презентации очень много слайдов, и все они важные, запомнить всё нереально. Самым оптимальным вариантов, на мой взгляд, будет добавить слайд с выводами или инфографику, где сжато будет самая главная и полезная информация.
Например, Яндекс регулярно публикует свои финансовые показатели — либо в формате презентации, либо страничкой на сайте. Но обычно основные показатели можно увидеть на одной картинке. Кроме этого, такие слайды широко тиражируются в СМИ и становятся виральными.
Ещё один пример: заключительный слайд одной большой презентации-стратегии для топ-менеджеров. Основные цели подсветили в конце выступления, чтобы ТОПы смогли принять решение по всем пунктам сразу после презентации. Когда в файле 70+ слайдов, такое решение сильно упрощает коммуникацию.
Это удачные примеры заключительных слайдов. В любой презентации можно подобрать подходящий слайд, чтобы зрители сразу считали информацию или оперативно принимали решения. Это показатель заботы и профессионализма.
3. Другие случаи. Есть ещё несколько способов интересно закончить презентацию.
Например, во время живого выступления вставить пустой слайд. Эту идею я подсмотрел у Максима Ильяхова («Пиши, сокращай»). Пустой слайд помогает полностью сконцентрировать внимание на вас, а вы можете пообщаться с аудиторией, ответить на вопросы и попрощаться.
Некоторые компании тоже любят заканчивать презентации пустыми слайдами и добавить свой логотип. Такие слайды можно использовать и во внутренних коммуникациях компании — решение смотрится лаконично и уместно. По моим наблюдениям, некоторые рекламные ролики заканчиваются схожим образом.
На моей практике были ситуации, когда презентацию могли закончить мемом. Это было внутреннее онлайн-мероприятие в одной компании, и коллеги оценили такой подход.
В любом случае, есть несколько способов закончить презентацию интересно, и корпоративные штампы точно не в топе оригинальных способов. Каждый случай и презентацию стоит разбирать отдельно — заключительный слайд должен соответствовать вашей теме и быть уместным.
Выводы
Если не хотите потерять клиентов и выглядеть профессионалом в глазах аудитории, пожалуйста, постарайтесь не использовать слайды в стиле «Спасибо за внимание». Ценности такие слайды не несут и смотрятся однообразно. Вы можете отлично разбираться в своей области, но слайды мы делаем для других людей, поэтому каждый слайд должен быть полезным. А выражать благодарность можно разными способами.
В любой презентации можно подобрать подходящий заключительный слайд. Например, слайд с контактами, если привлекаете деньги/покупателей. Слайд с краткой выжимкой основной информации поможет лучше усвоить материал, если это лекция или презентация для обучения.
Не стоит забывать, что заключительный слайд должен быть уместным и соответствовать ситуации.