Как создать digital-маркетинговое агентство с нуля?

Как создать digital-маркетинговое агентство с нуля?

Саша Лаковникова – digital-эксперт с 10-летним опытом, соосновательница агентства Control Digital, эксперт по маркетингу в «Нетологии», рассказала о непростом пути к успеху в digital-маркетинге и дала советы тем, кто мечтает открыть собственное дело.

Про открытие и первый год работы агентства

Control Digital мы открыли в 2013 году втроем c экс-коллегами. Таких историй тысячи – ребята осознают, что достигли потолка на прошлом месте работы, – и решают испытать предпринимательскую удачу. В этом плане нам повезло: у нас было сработавшееся и сбалансированное трио – у меня был опыт менеджмента проектов на уровне кампаний с Microsoft, моя коллега классно продавала, третий сооснователь отлично разбирался в таргетированной рекламе и SMM.

Наш старт был бодрым и самоуверенным. Через пару месяцев мы получили контракт на 700 000 рублей. Конечно, почувствовали себя царями горы… и, слава богу, нам хватило ума отложить эти деньги в «подушку». Потому что еще через два месяца этого клиента мы потеряли. И понеслось: вскоре ушел соучредитель, который занимался продажами, еще через полгода – грянул кризис (2014-2015 годов) и уволился наш первый ключевой сотрудник – талантливый SMM-специалист: послал волшебный мир рекламы к чертям, побрился налысо и уехал путешествовать по Индии.

Александра Лаковникова, 2013 год Фонд «Сколково»
Александра Лаковникова, 2013 год Фонд «Сколково»

Про кризис: как выживали в тяжелые времена

Мы съехали из офиса и начали работать из дома – каждое утро, ровно в 10 утра, я просыпалась от звонка в дверь моего соучредителя Жени Ищука. Женя заходил, снимал куртку, ставил на стол в моей гостиной пол-литра энергетика и раскладывал ноутбук. Мы сохранили офисный режим 5/2, сцепив зубы: каждый из нас взял на себя рутинные менеджерские задачи. Никто не был готов расстаться с мечтой о собственном бизнесе – это упрямство нас спасло. Мы продолжали отчитываться друг другу вдвоем, вести финучет в Excel и ставить задачи Basecamp, – и перебивались крошечными зарплатами, медленно проедая подушку. Я до сих пор благодарна Жене за его поддержку: пока я нервничала, он, приходя с опухшими от бессонных ночей глазами (у Жени в то время родился первый ребенок), продолжал повторять после каждого совещания: «И мы снова молодцы!».

Саша Лаковникова и Евгений Ищук, 2018 год Сергей Ермохин, «Деловой Петербург»
Саша Лаковникова и Евгений Ищук, 2018 год Сергей Ермохин, «Деловой Петербург»

Наконец, случилась победа: нам удалось заключить долгосрочный контракт с крупным холдингом на 160 000 рублей/мес. Это было первым глотком кислорода, и дальше маховик раскачался: подкопив еще немного, мы наняли менеджера по продажам, инвестировали остатки подушки в PR – и дело пошло в гору. В какой-то момент мы решились податься в рейтинг digital-агентств Tagline – и попали в подборку ТОП-70 SMM-агентств! К 2019 году оборот агентства уже составлял около 20 миллионов рублей, и мы работали с банком «Санкт-Петербург», KFC, Pizza Hut, сетью «Доктор Борменталь», Цирком на Фонтанке, «Молочной культурой».

Про формат работы

Мы называем себя – «бутиковое» агентство. Это значит, что к каждому проекту – персонализированный подход, цены выше среднего, а команда – небольшая. С самого начала мы не хотели строить «конвейер». Но четкой модели команды в голове не было, поэтому, конечно, учились на своих ошибках. И вот, что мы поняли:

1) «Хотите бутиковое агентство? Набирайте в команду опытных специалистов или отдавайте задачи на аутсорс»

Многие консалтинговые и маркетинговые агентства выращивают профессиональных сотрудников из стажеров в течение 2-3 лет, платя микро-зарплату и мотивируя работать сверхурочно. Но такая схема плохо подходит “бутику”: нужны ресурсы на обучение, программа обучения и система квалификации знаний, интересные проекты и понятная схема карьерного роста по деньгам и обязанностям. Иначе – все талантливые сотрудники будут уходить, достигнув потолка реализации способностей или зарплаты (как сделали и мы сами когда-то). А вот наличие или недостаток высокопрофессиональных рук инхаус повлияют на LTV проектов – ваш главный показатель успеха. Мы несколько раз обжигались на том, что проектов продавалось больше, чем было квалифицированного ресурса внутри. Дальше – либо зашивались учредители, либо уходили заказчики. Решение лежало на поверхности: договориться с талантливыми фрилансерами «на объем» или парт-тайм. Так, например, мы круто повысили уровень дизайна клиентских материалов, а когда похожих задач стало много – взяли человека в штат.

2) Качайте сейлз-ресурсы одновременно с продвижением агентства

Долгое время и продвижением агентства, и продажами занималась я в одиночку – не делайте так! Это путь к жесткому выгоранию. Большинство обращений, которые приходят в бутиковые агентства, – обращения с «сарафана». Конверсия в заключение такого контракта высокая (у нас – около 30%), но это всегда экспертная продажа, которая требует времени и интеллектуальных ресурсов.

Соответственно, я не только выступала и принимала на себя входящие обращения, но и и писала коммерческие предложения. Заниматься PR-ом и партнерствами, чтобы постоянно увеличивать поток обращений, а параллельно обдумывать и прописывать горящие КП, опережая конкурентов, – это крайне тяжело, и эмоционально, и интеллектуально.

Когда основную силу на подготовку и верстку предложений взяла на себя команда, конверсия в сделки выросла, а сами сделки стали заключаться быстрее. Теперь продавец не разрывается между поездками на новые встречи и сочинением коммерческого предложения на мультиканальную стратегию.

Где искать клиентов

На развитие небольшого маркетингового агентства в первую очередь будет работать «сарафан».

Когда мы искали холодных клиентов через лендинг и контекстную рекламу это потерпело полный провал.

Конкуренция за клиента в аукционе очень высока, а конверсия в контракт – низкая. Клиент, который, не заморачиваясь, кликает на объявления в поиске (а не выбирает через рейтинги или знакомых) – с большой вероятностью ищет самое дешевое решение. Эксперимент с ppc-трафиком был одним из самых болезненных в истории агентства.

А вот некоторые мои удачные выступления на конференциях тянули за собой «хвост» новых обращений в течение полутора лет. Поэтому хорошим бонусом будет интерес хотя бы одного из основателей к публичным выступлениям. Это может стать и каналом привлечения клиентов, и основой личной профессиональной репутации (впрочем, эти два пункта взаимосвязаны). Многие сильные фрилансеры и топ-менеджеры агентств борются за приглашение выступить на крупном профессиональном мероприятии. Лучшие выступления могут приносить ощутимые репутационные бенефиты помимо потока клиента: например, я получила приглашение стать членом жюри «Премию Рунета» после того, как выступила на Russian Internet Week.

– Личный бренд тоже подтягивает регулярные обращения в агентство – но имейте в виду, что если к вам пришли через личный бренд, скорее всего, клиент захочет работать лично с вами. А если человек, строивший личный бренд в связке с агентством, решит уйти – то агентство может потерять ощутимую часть лидов.

Еще одна из находок – работать с постоянным партнером (или несколькими), дополняющим компетенции вашего агентства. Для нас таким партнером стала дружественная веб-студия: мы приводим клиентов им – а они нам, и часто мы работаем на совместных проектах. Например, синхронизированная с партнером разработка сайта под рекламную кампанию спасает кучу нервов и денег всем трем сторонам: нам, им, клиенту.

Про работу с крупными клиентами

Новички часто думают, что всемирно известные бренды в портфолио – это признак большого заработка компании. На самом деле, опытные агентства часто идут в тендеры с крупными брендами ради PR: ты работаешь за себестоимость (корпорация почти всегда будет демпинговать) – делаешь красивый кейс – ставишь в портфолио, пиаришь везде – на шоу-кейс и «важный» логотип собираешь других клиентов из этой ниши.

Я считаю, что нам очень повезло, когда мы с ребятами открывали Control Digital. Один крупный клиент настолько сработался с нами как с менеджерами еще в предыдущем агентстве, что сразу решил перезаключить контракт с нами (уже кофаундерами). Это показательная история про важность хорошего человеческого коннекта: никто никого не переманивал, не демпинговал, решение было на стороне клиента – и компания продолжает работать с нами уже 8-й год.

В реальности будьте готовы к тому, что клиенты вашей мечты будут неохотно менять подрядчиков. Шанс просто так зайти, «открыв ногой дверь», отодвинуть конкурента со словами «сейчас вы увидите, что такое настоящий маркетинг» – и получить контракт – минимален.

При этом работать с крупными клиентами несложно – достаточно не гнушаться небольшими заказами white-label на субподряде у других агентств. Это хороший способ научиться внутренней кухне ответственных заказов: риски минимальны, но зато можно быстро прокачаться в переговорах и понять, как устроены маркетинговые кампании, в которых задействовано много человек.

А вот добиться, чтобы тебя звали в тендеры и работать напрямую – намного сложнее. В этом случае отлично поможет медийность, например, участие в рейтингах. Как работают рейтинги: заполняешь гигантскую анкету на 10-20 страниц с финансовыми и бизнес-показателями, свидетельствами компетенций команды, перечисляешь клиентов, ждешь еще пару-тройку месяцев – и, если достижений хватило – входишь в подборку лучших. Наше попадание в ТОП-70 SMM-агентств России в Tagline и RuWard – благодаря крутому кейсу с AmRest, приличным оборотам рекламных бюджетов, тонне выступлений и публикациям в прессе – принесло регулярные приглашения в тендер от крупных компаний.

Совет начинающим владельцам агентств: чек-лист

  • Сразу делайте кейс для PR. Недостаточно выбрать позиционирование – его нужно подтвердить. В публичной самопрезентации важно делать акценты на проектах, демонстрирующих ключевую услугу. А в идеале – сделать кейс, с которым будет ассоциироваться агентство, – тот, на котором сможете с блеском продемонстрировать свой подход в нужной вам нише (особенности менеджмента, процесс креатива, отладку конверсий, внутреннюю логику работы и т.д.). Сам проект может быть сделан по бартеру или с большой скидкой: но сразу обсудите с клиентом, что планируете пиарить эту работу в деталях.
  • Работайте с проектами, которые вызывают эмоциональный отклик. Заключать контракты со всеми подряд – путь к разочарованию в профессии. Нравится музыка – занимайтесь музыкальным SMM, нравится мир «богатых и знаменитых» – учитесь маркетингу люксовых брендов, тащитесь от технологий – работайте со стартапами. Личный интерес к проекту – топливо для создания крутого кейса!
  • Создайте комплементарную экосистему партнерств. Делаете маркетинг? Найдите долгосрочных партнеров среди веб-студий, студий продакшена, PR-агентств. Но при выборе обратите внимание на подход и ценности – это увеличит шансы на конструктивный обмен клиентами и классные совместные проекты.
  • Наймите тренера по публичным выступлениям. Начать выступать – несложно. Сложно – не дать коллегам умереть от скуки. Не рассчитывайте, что “мастерство приходит с практикой”: это правда лишь частично. Постоянная практика избавит вас от страха перед залом, но это только первый шаг! Чтобы вас запомнили, нужно продумать выступления для разных аудиторий, “включать утренний зал”, отстраиваться от других талантливых спикеров, знать, какой интерактив подойдет для вебинара или очного доклада и т.д. Опытные спикеры продумывают не только шутки, но и позы для зрительских сторис, а также броские фразы, которые захочется затвитить. Зачем вам это все? Чтобы каждое выступление давало как можно больше охвата (посты, видеозаписи, журналистские отчеты) – и работало на вашу профессиональную репутацию, привлекая клиентов.
  • Инвестируйте силы в создание RTB (reasons-to-believe) на сайте агентства. Рынок очень конкурентен: подумайте, чем можно подтвердить ваш выдающийся профессионализм (помимо логотипов клиентов)? С первого же года начните работать над сертификацией сотрудников, подавайте работы в рейтинги и конкурсы, пишите экспертные статьи в профессиональные издания (или публикуйте там кейсы). Обязательно документируйте в каждом проекте красивые цифры: конверсии, количество запущенных креативов, ROMI – чтобы потом похвастаться ими на главной странице (ну или в блоге агентства).
5656
13 комментариев

Интересная статья и очень актуальна сейчас) Огромное спасибо автору! ☺️

4
Ответить

Спасибо, буду очень рада, если наш опыт вам пригодится и поможет!

Ответить

Актуально, спасибо за ваш опыт перенесенный в статью. Но у меня на самом старте есть результаты по контексту пока что небольшие и не понятно на долго но хоть какой-то результат есть. Вы сейчас на данном этапе вовсе не используете платный трафик?

Ответить

Спасибо автору за честный и подробный разбор пути становления компании 🙏🏻 успехов!

Ответить

Спасибо большое!

Ответить

Интересная получилась статья, а главное искренняя. Кто собрался делать подобное сейчас — зачинать бизнес в столь кризисное время авантюра еще та.☺ 

Ответить

Спасибо! Это правда :) Хотя, думаю, что рынок всегда открыт к талантливым и упорным, но, конечно, сейчас трудные времена. А у новых маркетинговых агентств действительно не так много вариантов:
- искать свежие открывающиеся ниши (например, производство промороликов со смартфонов - https://piqls.com – или продвижение в TikTok)
- узко специализироваться на бизнесе клиентов (например, создавать образовательные продукты или пакеты маркетинговых услуг для продвижения психотерапевтов: http://chastnayapraktika.com/practicecourse)

Ответить