Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

В физическом проявлении сайт – это машина (ЭВМ). Но если в «в карбюраторе конденсат», ехать она будет криво, урывками, а то и вовсе встанет. В случае с сайтом – он ляжет, но сути это не меняет.

Так что же мешает приложить пальцы к запястью своего драгоценного веб-ресурса и проверить его пульс уже сейчас, не дожидаясь серьезных сбоев?

Если ты потыкал палкой в свой лендинг, и в ответ он шевелится – это ещё не значит, что сайт работает как нужно. А нужно лишь одно: чтобы он приносил максимально возможную прибыль.

Сайты начинают деградировать сразу после своего рождения. А дней через 365 не заметить это уже сложно: они стареют визуально, структурно и морально, приводят всё меньше лидов и начинают сдавать по прочим маркетинговым KPI.

Сайты болеют и это неизбежно! Так что если твоё детище:

  • имеет неудобную структуру, то пользователь не сможет найти нужную информацию;
  • лауреат премии «Самый стрёмный логотип во Вселенной», то у потенциальных партнёров не возникнет желания сотрудничать (от слова совсем);
  • победитель в номинации «Серая мышь года», то покупатель его просто не заметит на фоне конкурентов;
  • обладатель безнадёжно устаревших механик взаимодействия с клиентами, то ALARM: – срочно к доктору!
Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

Ещё тысячу лет назад Авиценна научил врачей делать выводы, анализируя пульс пациентов. Не бойся, с сайтами гораздо проще, чем с людьми. По сути, у электроники всего два состояния – «работает»/«не работает», но мы чуть расширим эту палитру.

Пациент скорее жив, чем мёртв

Это как раз про «бегать и паниковать». Зачем? Про упущенную выгоду слыхал? Пока веб-страница тупит и её хозяин по этому поводу тупит, бизнес теряет возможный доход, каждый день, каждый час, 24/7. Тут поможет редизайн сайта, достаточно и частичного: подшаманить внешний вид, внести не затрагивающие структуру правки.

Пациент скорее мёртв, чем жив

Эта история уже про редизайн полный. Здесь не прокатит лайтово причесать визуал. Понадобятся глобальные изменения не только во внешнем виде, но и в структуре, и в юзабилити. Просто «более современные кнопочки и продающие цвета» при таком диагнозе клиентов не прибавят.

КинА не будет – электричество кончилось...

Вот тут уже не помогут ни редизайн, ни припарки. Вспоминаем мудрость индейцев и слезаем с дохлой лошади. Если она на ещё жива, но на последнем издыхании, пристрели. В такой ситуации вбухивать ресурсы в реанимацию – тушить костёр деньгами.

Полный редизайн это не только изменение шрифтов, цветовой палитры и графики, но и глубокое вмешательство в технические и стратегические аспекты. Сюда входят и модернизация архитектуры для улучшения производительности, и адаптация под разные устройства, и анализ пользовательского фидбэка для определения слабых мест в UX.

Ухудшение именно пользовательского опыта – первый и самый явный признак того, что сайту нужен редизайн. Прогибы в UX проявляются в:

  • ↓ посещаемости;
  • ↑ количества отказов;
  • ↑ объёма негативной обратной связи от пользователей.

Причинами таких проблем становятся пренебрежение трендами, замороченная навигация, кривой путь пользователя, долгая загрузка страниц, плохая совместимость с браузерами и АНТИадаптивный для мобильных устройств ветхий дизайн.

Всё ещё деградируете? Тогда мы идём к вам!

Серьёзный звоночек, что пора принимать меры – резкое падение конверсии. И здесь первым делом важно понять: это технические аспекты, или трафик не целевой, или продукт не отвечает требованиям рынка? А может, просто нужна SEO-оптимизация, либо придётся ампутировать. Сестра, наркоз!

Найти первоисточник проблем помогает аудит сайта и рекламных кампаний. На его основе составляется roadmap и список задач. И не забывай, что даже если сайт сделан с учётом всех принципов UI/UX, то всё равно необходимо время, чтобы он стал эффективным. А вот когда симптомы не проходят долго, то промедление уже чревато большими проблемами.

Если структура страниц неудобна для клиента – дело «швах». Вспомни хождения по кругам ада в попытках купить билеты Аэрофлота онлайн. То же касается сайтов, собранных в простых конструкторах, где возможность выбора ограничена парой вариантов. При запущенной стадии юзабилити и непродуманности путей пользователя переделывать сайт болезненно дорого – начинай с чистого листа.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

Создание сайта с нуля и редизайн схожи по структуре, но... Редизайн дешевле. И он способен влиять на пятый элемент, квинтэссенцию эффективного сайта — его юзабилити. А это уже определяет два архиважных момента для пользователя:

  • получение нужных ему информации/эмоций/результата от посещения страницы;
  • получение удовлетворения от удобства использования сайта в целом.

Это они ↑ конверсии, ↓ отказы, ↑ лояльность покупателей, стимулируют выполнять целевые действия и в итоге приносят тебе деньги. Благодаря им у бренда подрастает положительная репутация.

Чтобы понять, нужен ли твоему сайту редизайн, пробеги по чек-листу:

1. Скорость загрузки

Страница должна загружаться максимум 2 секунды, иначе пользователь сочтет это за техническую ошибку и закроет сайт. Тяжелые анимации, несжатые изображения, большие видео замедляют скорость загрузки.

2. Адаптивность

Проверьте, как сайт выглядит на мобильных устройствах: на месте ли верстка, не уехал CTA, читаемый ли текст.

3. Фавикон

Фавикон – логотип, который выделяет сайт в поисковой выдаче. Он отображается не только в ней, но и во вкладках сверху. Наличие обязательно.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

4. Лого сайта ведет на главную

Логотип кликабелен и ведет на главную страницу, а на самой главной – не перезагружает страницу.

5. Объяснение для деактивированных элементов

При наведении на неактивную кнопку или ссылку появляется краткое пояснение, почему кнопка/ссылка неактивна.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

6. Удобство и доступность клика по кнопке CTA

Проверяем, чтобы была кликабельна вся область кнопки, а не только надпись или отдельные элементы.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

7. Реакция активных элементов сайта на действие

Например, подсветка ярким цветом при при наведении или клике.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

8. Пункты меню названы привычным образом

Пиши просто: Контакты, О компании, Доставка и т. д., без лишнего креатива.

9. Открытие сторонних ресурсов в новой вкладке

Например, в новой вкладке откроется форма платежной системы, а на текущей странице остаётся подробная инструкция по оплате. Ведь бесит же, когда что-то непонятно, и приходится жать undo/redo-кнопки и метаться туда-сюда-обратно на одной и той же вкладке.

10. Качество изображений

Все изображения на сайте – качественные, четкие, без дефектов и сторонних водяных знаков. Тоже самое касается и логотипов.

11. Отсутствие визуального шума

Будь сдержан в дизайне: яркие цвета, крупный текст, анимация – поменьше такого.

12. Паттерны восприятия цветов

Цвета кнопок и заливки полей используй с учётом их стандартного восприятия: красный цвет – ошибка, серый – неактивный элемент.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

13. Воздушный дизайн между блоками

Элементы и блоки чередуй с пустым пространством, без нагромождения и пестроты на страницах.

14. Фокус текста на целевой аудитории

Используй в тексте простые, привычные и понятные для ЦА слова.

15. Оптимальный размер кегля

Основной текст пиши крупным кеглем, чтобы пользователю было комфортно его читать (16-18 px).

16. Анкорные ссылки

В тексте ссылки должны явно указывать на объект, к которому ведут (название статьи, товара). То есть пользователь должен точно понимать, что откроется по ссылке.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

17. Сообщения об ошибке

Если посетитель ошибся при вводе данных, он получает информационное сообщение о том, в каком именно поле он ошибся (это поле также можно выделить цветом), почему это могло произойти, как это исправить. Сообщение располагается рядом с полем, в котором возникла ошибка, непосредственно на странице, а не в отдельном окне, в котором еще и нужно нажать кнопку «ок».

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

18. Интуитивное местонахождения ключевых элементов

Все стандартные элементы посетитель находит на привычных местах.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

19. Сквозное главное меню

Разделы контактов, доставки и оплаты, каталога товаров, услуг или другие основные разделы должны быть в главном меню сайта. Так посетитель, попав на любую страницу, за две секунды найдет основную интересующую его информацию.

20. Страница ошибки

На сайте должна быть информативная и главное -- креативная страница с ошибкой 404. Чтобы пользователь оценил заботу о нём и улыбнулся. Так он захочет вернуться на главную.

Деградация сайта, или При чём тут Авиценна?

Твоя прибыль от сайта напрямую зависит от того, насколько клиентам удобно им пользоваться. Комфортный UX стоит на трёх китах: Навигация – Информация – Интерфейс. Тестируй и ищи моменты, которые мешают пользоваться твоим ресурсом с удовольствием.

Или доверь это мне. Найду уязвимые места и подскажу, как их поправить, чтобы генерить конверсию на #стопицот выше, чем есть сейчас.

11
Начать дискуссию