IaaS, PaaS или SaaS: как стартапу понять, какая модель облачного сервиса ему подходит

И на чем можно сэкономить, а на чем — не стоит.

IaaS, PaaS или SaaS: как стартапу понять, какая модель облачного сервиса ему подходит

С помощью облачных сервисов стартапы могут быстро масштабироваться и сэкономить на дополнительных затратах. Это помогает снизить и главный риск — большинство терпят неудачу из-за отсутствия прибыли или финансирования. Как выбрать модель облачных сервисов и на чем можно сэкономить, рассказывает Сергей Рыжков, руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов Рег.ру.

Сергей Рыжков
Руководитель департамента хостинга и профессиональных сервисов Рег.ру

С каждым годом все больше предпринимателей обращают внимание на облачные технологии, а для МСБ и стартапов облака стали выгодной альтернативой локальным решениям. Так, к 2028 году, согласно отчету IKS-Consulting, рынок облачных инфраструктурных сервисов вырастет в 3,8 раза и около 80% крупных компаний будут использовать облака. А многие успешные стартапы создавались и развивались только в облаке — например, Zoom или BelkaCar.

Источники: исследования<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.idc.com%2Fgetdoc.jsp%3FcontainerId%3DIDC_P33214&postId=1610633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> IDC</a>,<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsurvey.iksconsulting.ru%2Fpage53149955.html&postId=1610633" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"> IKS-Consulting </a>
Источники: исследования IDC, IKS-Consulting 

Спрос на облачные сервисы легко объяснить — они позволяют стартапам расти, быстро тестировать гипотезы и сразу запускать их в работу, а также оптимизировать ресурсы.

Но облака подходят не всем. Разумнее всего переносить в них только те системы, без которых работа компании невозможна. Например, критичной системой может стать 1С или CRM: любые сбои в ее работе даже на несколько минут влекут финансовые потери. Кроме того, среди различных облачных моделей важно выбирать то, что подойдет именно под задачи конкретного проекта.

Модель облачных сервисов

Чтобы правильно определиться с моделью, важно понимать, чем они отличаются. По предоставляемым услугам облачные сервисы делят на 3 вида:

  • IaaS (англ. Infrastructure as a Service — инфраструктура как сервис) — полноценная ИТ-инфраструктура, сервер, хранилище и сетевое оборудование. Клиент получает доступ к ним и может сам настраивать ПО для разработки и настройки платформ для организации.
  • PaaS (англ. Platform as a Service — платформа как услуга) — по этой модели вы получаете доступ к уже настроенным инструментам и платформам. Например, за несколько минут пользователь может развернуть базу данных, поддержкой и администрированием которой будет заниматься облачный провайдер.
  • SaaS (англ. Software as a Service — программное обеспечение как сервис) — модель, при которой конечному потребителю предоставляется доступ к готовому продукту. Например, пакету офисных приложений или почтовому сервису. В основном модель работает по подписке.
IaaS, PaaS или SaaS: как стартапу понять, какая модель облачного сервиса ему подходит

Чем ниже компания спускается по пирамиде моделей, тем сложнее инфраструктура в управлении, зато ее создание будет экономичнее. Так, SaaS проще всего в управлении, но дороже остальных моделей. Чтобы управлять IaaS, потребуется отдельный специалист или даже ИТ-отдел, что повлечет дополнительные затраты, но сама модель стоит дешевле SaaS. Это также необходимо учитывать, исходя из бюджета на инфраструктуру.

На начальной стадии стартапы часто выбирают SaaS для снижения издержек, в то время как на этапе роста и формирования команды можно перейти на IaaS или PaaS для масштабируемости.

На что обратить внимание стартапу при выборе облака

Сфера деятельности стартапа и задачи

Конечно, первое, что стоит учитывать — задачи, которые стартап планирует решать в облаке. Среди задач могут быть:

  • хостинг сайта или приложения;
  • организация работы удаленной команды;
  • хранение данных;
  • функции бэкофиса: управление бухгалтерией, HR;
  • разработка и тестирование новых приложений.

Чем сложнее задачи и больше объем данных, тем больше потребуется мощностей и функциональности, что может повлиять на выбор между моделями. Имеет значение и то, относится ли стартап к ИТ-сфере. Так, компании, у которых есть ИТ-компетенции, могут сэкономить, арендуя PaaS или даже IaaS, а не готовые SaaS-решения. Стартапам из других сфер без знаний в области ИТ будет эффективнее использовать SaaS-решения.

Стоимость

Обратите внимание на то, как рассчитывается цена – может быть фиксированная ежемесячная плата или же оплата за использование конкретных ресурсов. Учитывайте и возможные скрытые расходы, например, стоимость дополнительных услуг или лицензий. В среднем ежемесячные расходы стартапа на ИТ-инфраструктуру составляют от 10 до 50 тыс. руб. в зависимости от конфигурации и количества необходимых ресурсов или приложений.

Стартапам выгоднее всего оплачивать инфраструктуру по модели Pays-As-You-Go, то есть только за фактически используемые ресурсы. Такую модель оплаты предлагает большинство провайдеров — как правило, оплата происходит ежеминутно или ежечасно.

На старте можно рассчитать минимальную конфигурацию для разработки и тестирования MVP, а по необходимости масштабировать и добавлять ресурсы.

Качество технической поддержки

Убедитесь, что выбранный вами провайдер предоставляет качественную техническую поддержку. Критерии, на которые стоит обратить внимание:

  • Оперативность. Время реакции на запрос должно быть минимальным, чтобы минимизировать простой в работе при возникновении инцидентов. Хорошей практикой считается наличие круглосуточной поддержки.
  • Многоканальность. Чем больше способов связаться с техподдержкой, тем более удобным будет взаимодействие. Надежные провайдеры предлагают разные каналы связи: телефон, электронная почта, тикет-система, чат на сайте.
  • Открытость и помощь в решении нетиповых проблем. Насколько открыты технические специалисты, вникают ли в проблемы клиента и стараются ли разобраться, чтобы помочь, или дают стандартные отписки. Техническая поддержка должна быть открытой и прозрачной в общении.

Отзывчивая техподдержка поможет стартапу сосредоточиться на развитии продукта, минимизирует риск простоя, поэтому перед заказом услуги можно протестировать ее работу, проверить скорость ответа и вовлеченность сотрудников.

Надежность провайдера

Часто стартапы продвигаются стихийно — бюджет на продвижение ограничен и предсказать спрос довольно трудно. Когда проект приобретает популярность, аудитория приложения/сайта может резко возрасти, поэтому один из важных критериев выбора провайдера — отказоустойчивость. Например, если пользователь загрузил мобильное приложение, а оно не обрабатывает данные или работает медленно, долго загружается, его удалят. И пользователя, скорее всего, уже не получится вернуть.

Ненадежные поставщики могут предлагать более выгодные тарифы, при этом стартап рискует репутацией и потерей аудитории при резком росте спроса.

Уровень безопасности и стабильности провайдера определяется наличием необходимых сертификатов и соответствием стандартам. Для российских проектов важно, чтобы хостинг-провайдер входил в реестр — если компания не попала в список, значит, она не соответствует необходимым требованиям обработки информации и не может оказывать услуги хостинга на территории РФ.

Уточните, какому уровню надежности Tier соответствует дата-центр провайдера. Tier — это международная система стандартов, где самыми высокими уровнями считаются III и IV. ЦОД, соответствующий уровню III, имеет дублирование всех систем, резервирование и несколько каналов связи, охлаждения и питания. Это значит, что даже в случае технических неполадок или стихийных бедствий, сервис продолжит функционировать без перерывов. Наличие самого сертификата при это не обязательно — многие ЦОДы не имеют их, но соответствуют уровням Tier III и IV.

Как стартапу сэкономить бюджет при выборе облака

Использовать пробные периоды

Многие провайдеры предлагают бесплатные периоды использования услуг. Это отличная возможность протестировать сервис перед принятием окончательного решения. Воспользуйтесь им, чтобы убедиться, что выбранный сервис действительно соответствует потребностям.

Участвовать в конкурсах на гранты от провайдеров

Некоторые провайдеры предлагают гранты для стартапов на развертывание инфраструктуры. Это отличная возможность сэкономить бюджет на старте проекта. Например, в Рег.ру можно получить до 500 000 рублей и оплатить ими любые облачные услуги. Но компания должна соответствовать требованиям — являться ИП или юридическим лицом, иметь представление об архитектуре проекта и необходимых сервисах и нуждаться в расширении.

Комбинировать различные модели

Сочетание IaaS, PaaS и SaaS более выгодно, чем использование одной модели. Например, если вам нужны инструменты для организации работы команды из 5-10 человек, можно использовать бесплатное решение, а при увеличении штата — развернуть таск-менеджер и сервис видеоконференцсвязи в облаке. А вот специфическое ПО и приложения лучше сразу разместить в облаке, выбрав необходимую конфигурацию.

Перенос данных в облако позволяет обеспечить бесперебойную работу и сконцентрироваться на развитии бизнеса, что важно для стартапов, особенно на начальном этапе. Кроме того, многие поставщики облачных услуг предлагают тарифные планы, адаптированные специально для небольших компаний, обеспечивая техническую поддержку, помощь в настройке систем и миграции.

Стоимость перехода в облако для стартапов может варьироваться от 5 до 50 тыс. рублей — это бюджет, доступный многим компаниям на старте. А с грантовой поддержкой мигрировать проект в облако можно без первоначальных вложений.

Рег.ру поддерживает стартапы грантами до 500 000 рублей. Финансирование доступно всем проектам, нуждающимся в масштабировании. Для получения средств нужно только понимание архитектуры проекта, а также статус ИП или юрлица. Грант в виде бонусов зачисляем на бонусный счет владельца стартапа, а потратить средства можно на любые облачные услуги.

22
22
1 комментарий

Когда же молодому стартапу можно будет получить CRM-сервис по модели SaaS ?

Ответить