Не начинайте разработку MVP, пока не прочитаете эту статью

Недавно мы опубликовали подробный гайд по запуску MVP стартапа. Там мы кратко упомянули этап оценки, которую нужно провести перед началом разработки. Но этот этап настолько важен и сложен, что мы решили посвятить ему отдельную статью и дать вам готовый шаблон для оценки ваших будущих проектов.

Не начинайте разработку MVP, пока не прочитаете эту статью

Почему оценка ресурсов при разработке MVP настолько важна?

Мы в X Studio неоднократно наблюдали ситуации, когда стартап не мог запуститься из-за того, что на этапе MVP основатели не оценили ресурсы и риски. Это происходило и с нашими клиентами (которые после неудачи как раз и приходили к нам), и просто со знакомыми в IT-индустрии.

Из-за отсутствия оценки обычно получается так:

❌ деньги неожиданно закончились, а продукт еще не готов;

❌ команда не уложилась в сроки, и инвесторы отказались поддерживать проект;

❌ весь бюджет ушел на разработку, и на привлечение клиентов денег не осталось;

❌ во время работы понадобилось что-то изменить в продукте, но ресурса на это не хватило.

Чтобы минимизировать риски, важно заранее рассчитать стоимость разработки MVP. Сейчас мы разберем шаги, которые помогут это сделать, а в конце поделимся шаблоном, который сами используем в работе X Studio.

Как правильно оценить стоимость разработки MVP

1. Определите объем работ — Scope

Для начала важно детально прописать, что именно вы хотите разработать и как это сделать.

  • Функционал. Составьте подробный список всех функций и возможностей, которые будут включены в MVP. Сюда относятся основные и вспомогательные функции, которые делают продукт жизнеспособным.
  • Технические требования. Опишите, какие технологии и инструменты будут использоваться, какой будет архитектура продукта, какие интеграции или API понадобятся.

2. Разделите задачи на этапы и подзадачи

Большие проекты могут поначалу пугать — непонятно, как подступиться к такой грандиозной цели. Но если разбить работу на много маленьких последовательных шагов, она превратится в понятную рутину, которая и обеспечит результат. Как говорится, слона легче съесть по кусочкам 🙂

Декомпозиция — один из базовых принципов планирования, который поможет расставить приоритеты и ничего не забыть.

  • Модули и компоненты. Разбейте разработку MVP на отдельные модули и компоненты, такие как фронтенд, бэкенд, база данных, API, интеграции и так далее.
  • Задачи и подзадачи. Определите задачи и подзадачи для каждого модуля, например, создание пользовательских интерфейсов, настройка серверной логики, разработка базы данных и т.д.

💡 Что такое задача и подзадача? Простой пример: разработать интерфейс продукта — это задача. А разработать интерфейс раздела 1, раздела 2, дизайн-макеты для мобильных устройств и планшетов — это подзадачи.

3. Рассчитайте почасовую ставку команды

Сначала нужно определить, какие специалисты понадобятся для реализации проекта: разработчики, дизайнеры, менеджеры проектов, тестировщики, маркетологи и т.д. Имея список команды, можно оценить стоимость их работы.

  • Если у вас своя команда, рассчитайте среднюю стоимость одного часа работы на основе заработной платы сотрудников и других затрат (налоги, соцпакет).
  • Если вы обратились к внешним подрядчикам, то они, как правило, сами составят смету, исходя из почасовой ставки исполнителей.

4. Оцените трудозатраты — человеко-часы

Теперь нужно совместить пункты 2 и 3 — то есть сопоставить, сколько рабочих часов специалистов понадобится для реализации нужных задач.

  • Оценка времени. Для каждой задачи и подзадачи оцените, сколько времени потребуется на её выполнение. Чтобы оценка получилась реалистичной, опирайтесь на опыт команды, а не собственное мнение, которое может быть слишком оптимистичным.
  • Прогноз рисков. Включите дополнительные временные затраты на исправление багов, правки и тестирование. Обычно к оценке добавляют 20-30% времени на непредвиденные обстоятельства.
Не начинайте разработку MVP, пока не прочитаете эту статью

5. Определите дополнительные расходы

Оплата работы команды — не единственный расход при создании MVP.

  • Внешние расходы. Учтите стоимость лицензий на программное обеспечение, подписки на различные сервисы, плагины, хостинг, покупку домена, тестовое оборудование и т.д.
  • Маркетинговые расходы. Даже на этапе MVP продукту нужно продвижение, чтобы получить первых пользователей и обратную связь от рынка. Поэтому заложите бюджет на рекламу и привлечение аудитории.
  • Поддержка и улучшения. Учтите стоимость поддержки MVP после запуска и расходы на его улучшение на основе обратной связи от пользователей.

6. Рассчитайте общую стоимость разработки MVP

Определившись со списком задач, количеством человеко-часов и дополнительными расходами, можно рассчитать общую стоимость проекта.

  • Формула: общая стоимость = (сумма всех человеко-часов для всех задач и подзадач) x (средняя почасовая ставка) + (дополнительные расходы).
  • Резерв на непредвиденные расходы. Вдобавок к тем 20-30%, которые мы упомянули выше в пункте про прогноз рисков, дополнительно закладывают еще 10-20% бюджета на непредвиденные расходы. Например, если во время работы окажется, что для успешного запуска не обойтись без функционала, который изначально не планировали.

☝ Финансовая «подушка безопасности» обеспечит проекту устойчивость, когда тот или иной риск сработает.

7. Проверьте оценку на актуальность

Наконец, когда вы рассчитаете стоимость разработки MVP, проверьте свою оценку.

  • Анализ и валидация. Обсудите расчеты с командой или внешними экспертами для подтверждения реалистичности оценок.
  • Обновление. Постоянно обновляйте свою оценку по мере получения новой информации или при изменении объема работ.
Не начинайте разработку MVP, пока не прочитаете эту статью

Пример оценки и шаблон, который можно использовать

Для наглядности покажем на примере, как мы в X Studio оцениваем стоимость разработки MVP, когда к нам обращаются клиенты.

Вы можете использовать этот пример и для своего проекта — просто подставьте в него актуальные данные. Для этого можете скопировать к себе шаблон, которым мы пользуемся — он поможет систематизировать данные 😉

Оценка стоимости MVP простого интернет-магазина

1. Функционал и технологический стек

Структура интернет-магазина:

Не начинайте разработку MVP, пока не прочитаете эту статью

Технологический стек:

  • CMS: WordPress;
  • Backend: php;
  • Frontend: JavaScript.

2. Этапы работы над MVP

1. Анализ и сбор требований.

2. Прототипирование.

3. Разработка дизайн макета.

4. Написание технического задания.

5. Верстка и разработка функционала.

6. Интеграции со сторонними сервисами.

7. Тестирование.

3-5. Команда проекта, оценка трудозатрат и расчет стоимости*

*Количество часов и почасовая ставка специалистов выдуманы для примера.
*Количество часов и почасовая ставка специалистов выдуманы для примера.

6. Добавление дополнительных расходов и резерва

  • Внешние расходы (например, хостинг, домен, облачная касса): 50 000 руб.
  • Резерв на непредвиденные расходы (10%): 76 300 руб.

Общая стоимость MVP: 889 300 руб.

Этот пример демонстрирует базовый подход к оценке стоимости разработки MVP. Конечно, итоговая стоимость может сильно варьироваться в зависимости от сложности продукта, местоположения команды и других факторов. Но структура оценки, которую мы привели в этой статье, в целом универсальна — и вы можете использовать ее для своих проектов!

Ну а если вы не готовы самостоятельно выстраивать процесс работы над MVP, а хотите сосредоточиться на глобальном развитии продукта, напишите нам — возьмем на себя задачи и поможем избежать ошибок!

1414
22
22
8 комментариев

Вот это прям обязательно к прочтению для всех, кто планирует делать MVP! 👌 Сколько раз видела, как стартапы влетают в разработку, не оценивая даже примерный бюджет и трудозатраты, а потом удивляются, что деньги кончились, а продукт ещё сырой.
За шаблон отдельный лайк!

1

Предлагаем ввести в школьную программу для будущих стартаперов))

Очень полезная инфа! Шаблон сохранил ;)

1

Топ пост я считаю

1

За иллюстрации отдельный респект! 😄

Мы старались)

Самое сложное, наверное - посчитать человеко-часы )