Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Важнейший этап запуска стартапа, от которого зависит его успех — разработка MVP (минимально жизнеспособного продукта). Но если на этапе MVP неверно оценить ресурсы и допустить другие ошибки, скорее всего стартап стартап даже не дойдет до релиз, а если и дойдет — то совсем не таким, каким его задумали. Что это за ошибки, как их избежать и, самое главное, как разработать MVP правильно — об этом и расскажем в статье!

Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Антипример: что не надо делать при запуске MVP?

Многие наши клиенты до обращения в X Studio безуспешно пробовали запустить MVP самостоятельно. Еще больше таких примеров мы видели, просто следя за рынком — когда продукт развалился еще на этапе MVP, так и не увидев свет. Как правило, к неудаче приводят одни и те же ошибки, которые способны погубить даже самую крутую идею.

Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Что обычно приводит MVP к неудачному результату?

Топ ошибок при разработке MVP:

  • Слишком много функционала для этапа MVP.
  • Слишком оптимистичная оценка ресурсов и неумение предвидеть риски.
  • Отсутствие технического задания, когда разработка ведется интуитивно.
  • Непонимание, что нужно делать на старте, а что можно отложить до следующих итераций.
  • Отсутствие насмотренности, из-за чего невозможно оценить контекст рынка, конкурентов и ЦА.
  • Сложности с менеджментом — неверное формулирования задач и оценка их выполнения.

Хорошая новость для всех основателей стартапов в том, что вам необязательно допускать все эти ошибки. Можно избежать неудачного варианта при запуске MVP, если следовать проверенному алгоритму.

Алгоритм, который сведет к минимуму риски при запуске MVP

Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Есть несколько базовых правил и неочевидных лайфхаков при разработке MVP, которые значительно повысят шансы на успех и, как минимум, помогут не потерять много денег и времени.

1. Начните с проблемы, а не с решения

Как только вы придумали идею продукта, который, на ваш взгляд, изменит рынок, нужно сразу начинать общаться с потенциальными пользователями. Это называется CustDev или глубинное интервью. В этот момент надо определить, кто ваша ЦА и как сейчас они решают проблему/задачу, которую вы хотите закрыть своим продуктом.

Лайфхак: на этом этапе может быть полезно почитать книгу «Спроси маму. Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?» Роберта Фитцпатрика.

2. Проанализируйте существующие решения на рынке

На этом этапе можно увидеть хорошие решения, которые можно позаимствовать, а также очевидные недостатки конкурентов, которые вы можете исправить в своем продукте и благодаря этому выделиться.

На что обращать внимание при анализе конкурентов:

  • функционал;
  • позиционирование;
  • дизайн и фирменный стиль.

Лайфхак: составьте топ лучших решений у конкурентов и их недостатков. Оцените, какие плюсы можете перенять, а какие минусы — исправить.

3. Расставьте приоритеты

Не стоит сразу пытаться создать идеально. Ваша задача — выпустить рабочий продукт максимально быстро и дешево. Поэтому на старте MVP лучше сконцентрироваться на минимальном наборе функций и отказаться от фич. Чтобы понять, что в вашем продукте ключевой функционал, а что фича, просто ответьте на вопрос «Этот функционал решает главную задачу клиента?» Если ответ «нет», то это фича, и ее лучше оставить до следующих этапов.

Разделите все свои идеи по функционалу продукта на три категории:

  • "must-have" — обязательные;
  • "nice-to-have" — желательные;
  • "won’t-have" — не будут включены.

Затем создай дорожную карту проекта, на которой будут отражены сроки появления разных функций — от главных до фич. Например, если вы хотите создать интернет-магазин, ключевым для вас будет каталог, корзина и оформление заказа. А фичами: сравнение товаров, предложение похожих товаров, поиск по изображению.

4. Сформулируйте техзадание

Составьте подробный список всех функций и возможностей, которые будут включены в MVP. Сюда относятся как основные, так и вспомогательные функции, необходимые для того, чтобы продукт был жизнеспособным. Так вы определите общий объем работ — Scope.

Разделите задачи на этапы и подзадачи:

  • разработка дизайн-макета;
  • верстка;
  • разработка функционала и баз данных;
  • интеграции;
  • и так далее.

5. Оцените стоимость разработки MVP

Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Оценка стоимости реализации MVP помогает понять, сколько ресурсов потребуется для создания продукта и какие финансовые риски связаны с его разработкой. Важно максимально детализировать оценку и учесть в ней каждый этап, описанный в техзадании.

Оценка нужна не только для того чтобы сделать ожидания более реалистичными, но и для того чтобы еще раз провести ревизию необходимого функционала, отказавшись от чего-то менее важного, или выбрать другой технологический стек. На этом этапе ваша цель — максимально оптимизировать бюджет на разработку.

Лайфхак: учитывайте риски. Включите дополнительные временные затраты на непредвиденные задачи, исправление багов и тестирование. Обычно к оценке добавляют 20-30% времени, это даст более реальное понимание по бюджетам и срокам.

Мы лично знаем стартапы, которые начинали без этого шага и в итоге провалились из-за того что реализация проекта вышла за рамки бюджета. Например, у основателя стартапа были ожидания, что за 2 месяца он разработает необходимый функционал и запустит MVP, а еще через пару месяцев продукт выйдет на самоокупаемость. Но чаще всего такие ожидания далеки от реальности, и если не развеять их на этапе оценки ресурсов, это приведет к неудаче.

6. Приступайте к разработке

Только после всех предыдущих этапов стоит переходить к созданию продукта. Особенности разработки — тема для отдельной статьи, здесь же напомним базовый принцип: разбейте работу на этапы и начните с основного функционала.

Лайфхак: проведите внутреннее тестирование (QA) для выявления багов и проблем с функционалом. Также можно провести бета-тестирование с ограниченной группой пользователей, чтобы получить обратную связь и выявить скрытые проблемы.

7. Настройте аналитику

Настройку аналитики часто упускают, и мы честно не знаем, почему. Аналитика нужна для принятия решений на основе цифр, а не чувств. Ведь без нормальной аналитики и работы с данными, опираясь только на интуицию, невозможно создать успешный стартап.

Также без аналитики невозможно найти проблемные места: Например, у интернет-магазина очень мало заказов — как понять, в чем проблема:

  • в асортименте;
  • в корзине;
  • в нецелевом трафике;
  • на этапе оформления заказа;
  • на этапе оплаты.

Грамотно настроенная аналитика сразу покажет проблемные места, и вы сможете доработать продукт, чтобы исправить их.

Лайфхак: используйте аналитические инструменты для отслеживания ключевых метрик (MAU, Retention Rate, LTV и др.) Например, мы в X Studio для каждого проекта настраиваем аналитику, используя Яндекс Метрику, Google Аналитику, Amplitude или Posthog.

8. Соберите обратную связь и запустите продажи

Как запустить MVP и не облажаться: универсальный гайд из 9 пунктов

Как только у вас появился первый работающий функционал, нужно сразу идти на рынок — искать первых клиентов и платящих пользователей. Задача на этом этапе: собирать обратную связь и на ее основе дорабатывать продукт.

Возможно, первоначальная идея или подход не сработают так, как планировалось. Готовность быстро изменять курс и адаптироваться — это ключ к успеху стартапа.

Лайфхак: если у вас нет огромных инвестиций, начинайте продавать сразу. Только наличие продаж поможет вам понять, актуален продукт на рынке или нет. Так вы определите реальную ценность, которую пользователи видят в вашем продукте. К тому же, это усилит вашу финансовую устойчивость — появление дохода поможет покрыть затраты на разработку и операционку, что особенно важно при ограниченности ресурсов.

9. Продолжайте улучшать продукт

Анализ данных и итеративное улучшение продукта должны стать для вас непрерывным циклом. Это поможет адаптировать стартап к меняющимся потребностям ЦА и рынка и поддерживать его конкурентные преимущества. Цикл работает так:

  • Сначала соберите данные о поведении пользователей и их обратную связь, чтобы выявить основные проблемы и области для улучшения.
  • После этого проведите A/B-тестирование и определите, какие изменения в продукте могут привести к положительным результатам.
  • После анализа данных сформулируйте гипотезы для улучшений, приоритезируйте задачи и реализуйте их.

Лайфхак: изменения следует тестировать сначала на части пользователей, чтобы минимизировать риски. Только после успеха теста стоит масштабировать изменение на всех юзеров.

Если MVP оказался успешным, повторите все этапы еще раз, добавив новые функции и улучшив качество продукта. Если же продукт не оправдал ожиданий, можно пересмотреть стратегию или изменить направление развития. Повторяйте эти шаги снова и снова, пока не станете единорогом 🦄

Если у вас не хватает времени, сил или опыта, чтобы грамотно организовать запуск MVP, приходите к нам в X Studio. Мы помогаем клиентам запускать стартапы и делать их прибыльными.

Базовая консультация у нас бесплатна, можете даже просто задать вопросы по своей идее — с радостью подскажем и поделимся опытом! Для более быстрого ответа пишите прямо в Telegram.

2121
11
11
17 комментариев

Зашел бы пример реального проекта с цифрами: сколько заложили на MVP, какие метрики отслеживали и как корректировали продукт по ходу. Но и так полезно, беру на заметку, спасибо!

2
Ответить

Дарья, спасибо за обратную связь

1
Ответить

У нас (ПО для ветеринарии) история была такая: сделали MVP, апгрейдили и улучшали 3 года только теми функциями, которые просили пользователи. Продукт превратился в полноценную прогу, которая требовала много денег на обслуживание, мощные сервера и железо. Доулучшались до того, что пользователи стали отказываться (одна из причин - слишком сложно пользоваться), пришлось откатиться чуть ли не на первую версию, чтобы оставаться на плаву. Начали с MVP и им же закончили(

1
Ответить

Юрий, история интересная. Вопрос лишь к тому, а как именно общались с пользователями? Вопросы же можно задавать по-разному и ответы будут разные. Возможно они нагло врали, что им нужен такой-то функционал)

1
Ответить

Спасибо, интересная статья

1
Ответить

Спасибо за приятный фидбэк

1
Ответить