Теперь самое интересное: даже если CRM настроили, а сотрудники прошли обучение (все три недели), скоро обнаруживается ещё один враг эффективного использования системы — человеческая лень. Да, сотрудники не торопятся обновлять данные о клиентах. Отчеты устаревают буквально за пару дней. В итоге CRM превращается в музей, заполненный старыми контактами и заметками, которые никто не проверяет. То есть система может работать идеально, но без дисциплины и регулярного обновления данных превращается в декоративный элемент. А при чем здесь разработчики CRM-систем, спросите вы? Ведь они не отвечают за ваш персонал. Да, но есть одна штука под название удобство и интуитивная понятность системы (по-русски, юзабилити). Эта лень (помимо других важных причин) происходит в том числе и от сложности и непонятности внесения данных, от ужасного и непонятного дизайна (уверен, большинство тут же вспомнило пару CRM-систем), от кривости интеграции с привычными для сейла или маркетолога инструментами. Например, я до сих пор помню, как лет пятнадцать назад на занесение данных по маркетинговым кампаниям и лидам в сейлсфорсе у меня уходило по 5-6 часов, хотя данные должным были автоматом из разных источников сами заносится. Сейчас ситуация, конечно, лучше, но ненамного.