Как интеллект повышает стоимость маркетолога на рынке?

Какие качества нужны маркетологу сегодня, в 2024 году, для того, чтобы быть востребованным и конкурентным? Какие софт скиллз необходимы, чтобы продавать свои услуги дороже? Меня зовут Алина Абдулова, я СЕО маркетинговой компании «РУССМАРКЕТ», в этой статье расскажу про 3 вида интеллекта, которые неплохо использовать маркетологу в своей работе — эмоциональный, эстетический и тот, который IQ.

Как интеллект повышает стоимость маркетолога на рынке?

Еще раз пару слов об универсальном специалисте

Весь мой опыт работы в найме, а затем и свободного плавания в качестве СЕО и управления, говорит о том, что лучшая команда собирается из узких специалистов, которые прокачивают свои навыки на всех уровнях. Сейчас недостаточно просто получить образование или пройти курсы, чтобы быть востребованным в профессии. Недостаточно быть целеустремленным (а иногда и наглым, напористым), пробивать лбом стены или потолки — кому что нравится. Мир изменился, а вместе с ним изменились требования к сотрудникам, подход к подбору команды. Маркетолог — специалист, который сочетает в себе определенные качества, кстати вот здесь я писала о том, что универсальный маркетолог в команде — это ошибка. Так вот, мало того, что невозможно быть крутым специалистом во всем, чем занимается маркетинг, надо еще развивать в себе софт скиллз, которые поднимают вас на уровень выше других и которые точно сделают стоимость ваших услуг дороже. Один из таких навыков — интеллект во всей его многогранности.

Как интеллект повышает стоимость маркетолога на рынке?

Собственно, IQ

Начнем с самого очевидного и знакомого многим термина. IQ — это уровень развития интеллекта человека по отношению к среднестатистическому показателю его возраста. Измеряется тестами, но они не оценивают уровень знаний, эрудированности, творческие способности. Что именно измеряют тесты? Различные стороны умственных способностей человека: аналитику, логику, память, вербальные, визуально-пространственные аспекты. Но показатель IQ не учитывает все особенности развития человека и не измеряет весь его потенциал.

А теперь к главному — как развивать IQ? Есть мнение, что коэффициент интеллекта — это стабильный, фиксированный показатель, с которым человек рождается и умирает. Есть и другое мнение о том, что мозг можно тренировать, развивать, улучшать когнитивные способности, например, кратковременную память. Вот несколько рекомендаций, которые точно можно использовать для прокачки софт скиллз:

Чтение книг — казалось бы, ничего оригинального, но чтение хорошей, качественной литературы развивает память и концентрацию, воображение и творческое мышление.

Заучивание стихов — когда вы регулярно (хотя бы 1 раз в 2 недели) учите стихи, повторяете рифмы, вы тренируете память и логическое мышление.

Решение математических задач — если у вас в семье есть школьник, скорее всего, вы итак прокачиваете это умение. Если нет, то хотя бы иногда откладывайте в сторону калькулятор и считайте в уме (или столбиком в блокноте), например, ежедневные расходы на кофе или траты после шопинга. Счет помогает развивать аналитические навыки.

Головоломки — кроссворды, судоку и прочие упражнения для зарядки мозга, дают самую разную полезную нагрузку — от общего кругозора и эрудированности до развития логики и пространственного мышления. Главное — не задерживаться на однотипных заданиях, а постоянно менять и усложнять их. Это дает новые импульсы к развитию мозга и построению новых нейронных связей.

Изучение иностранных языков погружает мозг в непривычную структуру языка. Особенно, если вы сочетаете сразу 2, 3 и больше языков, а если они из разных языковых групп, это будет мощнейшим стимулом для тренировки и развития нейропластичности мозга, памяти и логического мышления.

Как интеллект повышает стоимость маркетолога на рынке?

Поговорим об эмоциях

Эмоциональный интеллект или EQ — совокупность навыков, благодаря которым человек учится осознавать, понимать, анализировать собственные эмоции и эмоции других людей. EQ также позволяет использовать все эти навыки в общении с людьми. Эмоциональный интеллект отвечает за развитие эмпатии, интуиции, личных и социальных навыков, помогает распознавать эмоциональную тональность в коммуникации с другими людьми, управлять эмоциями.

Развитие эмоционального интеллекта состоит из 9 уровней, которые можно представить в виде пирамиды. Абсолютное большинство людей точно доходит до середины пирамиды, но мы говорим о человеке с развитыми навыками общения, аналитики, восприимчивости, управления эмоциями (идеальный маркетолог). И так как с понятием эмоционального интеллекта у многих до сих пор возникают вопросы и сложности (что это и для чего оно нам надо), разберу всю эту пирамиду. Поехали:

1. Получение стимула — каждый день человек получает большой объем информации (ежедневный объем информации любого маркетолога — нужно ли говорить об этом?). В сознании этот поток информации запускает сенсорный стимул. Далее он обрабатывается, производятся отдельные эмоциональные стимулы для каждой эмоции, которая была так или иначе затронута.

2. Распознавание эмоций — этап, на котором происходит распознавание, расшифровка чувств и эмоций другого человека. Обычно это невербальный уровень — движения, мимика человека, его жесты.

3. Самосознание — этап развития, на котором человек может объективно воспринимать собственную личность, оценивать свои сильные и слабые стороны. Чем выше развит этот уровень, тем лучше человек управляет собственными эмоциями.

4. Самоуправление — этап развития, который позволяет контролировать свои реакции. Человек на этом уровне способен проявлять гибкость, восприимчивость, снижать критичность по отношению к другим людям, к их негативным эмоциям.

5. Социальная осведомленность — уровень, который позволяет адекватно оценивать собственные ситуативные реакции и менять их для более успешной коммуникации. Именно на этом этапе у человека развивается чувство эмпатии и способность к распознаванию эмоций и чувств других людей.

6. Социальные навыки — этот уровень меняется в зависимости от того, насколько человек может распознать и увидеть чувства другого человека. Развитые социальные навыки, умение разоблачать эмоции собеседника и правильно реагировать на них имеют большое значение для успешности в профессиональной реализации, для командной работы, для переговоров.

7. Самореализация — этап, который способствует постоянному личностному развитию.

8. Трансцендентность — навык, который помогает в самореализации другим людям. На этом уровне у человека максимально проявляются способности к сопереживанию и обмену эмоциями с другими людьми. На этом этапе человек может стать наставником, тренером, коучем, куратором.

9. Эмоциональное единство (внутренняя гармония) — самый верхний уровень в пирамиде. Здесь человек способен сохранять, поддерживать эмоции, которые помогают управлять собой и эффективно взаимодействовать с окружающим миром.

Как развивать эмоциональный интеллект?

Отмечаем свои эмоции и стараемся фиксировать их. В различных ситуациях задавайте себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Пусть вначале это будут самые простые и понятные эмоции — гнев, печаль, радость, страх. Затем пробуйте определять источник этой эмоции и ее интенсивность. Если это очень сложно, попробуйте представить себе градусник:

  • 36,6 — интенсивность эмоции, которой можно управлять без усилий
  • 37,5 — начинает лихорадить
  • 42 — прыгаете от восторга/взрываетесь от негодования

Вспомните свои эмоции, проанализируйте свое состояние.

Учимся управлять собственными эмоциями. Если это уместно, старайтесь говорить о своих эмоциях, делайте это регулярно:

  • «Я беспокоюсь за наш проект»
  • «Я нервничаю перед презентацией»
  • «Я всегда очень рада успехам моей команды»
  • «Я волнуюсь за тебя»
Как интеллект повышает стоимость маркетолога на рынке?

А теперь немного об эстетике

Вы удивитесь, но мир не стоит на месте, и вот уже некоторое время, прогрессивная часть человечества живет и трудится, не забывая о развитии эстетического интеллекта.

Автор этого термина — Полин Браун, в прошлом глава североамериканского подразделения LVMH (Moet Hennessy Louis Vuitton). Человек, который точно разбирается в роскоши и люксе, знает, как формировать вкус у аудитории. Полин Браун формулирует понятие эстетического интеллекта как способность различать продукты, замечать детали и понимать, как выглядит и ощущается предмет. В эстетическом интеллекте важна способность доносить свое видение и реализовывать его. А если совсем упрощать, то эстетический интеллект — это наличие вкуса.

Кстати, если сравнивать эмоциональный и эстетический интеллект, то в первом случае речь о совокупности навыков, которые помогают осознавать и анализировать свои эмоции и чувства других людей. Во втором — об умении распознавать собственные эмоции по отношению к окружающему миру, ведь у каждого свой, индивидуальный вкус, не существует никакой эталонной формулы, к которой нужно стремиться. Чувство прекрасного зависит от личных качеств человека, от особенностей его восприятия. Самые разные товары, которые мы покупаем (или продвигаем, как в случае с маркетингом), вызывают у нас различные эмоции. Когда человек выбирает тот или иной продукт, особенно связанный с модой, искусством, творчеством, на него влияет сумма факторов — освещение, музыка, тактильные ощущения, обстановка. Все они сливаются вместе для того, чтобы человек получил эстетическое впечатление, опыт, который и будет участвовать в формировании вкуса.

Как развивать эстетический интеллект?

Насмотренность — на этом уровне человек может повышать восприимчивость, чувствительность к эстетике. Это качества, которые позволяют воспринимать окружающее пространство, продукты, явления. Здесь уже можно чувствовать, но еще не уметь реализовывать свое эстетическое видение для каких-либо задач бизнеса (маркетинга).

Интерпретация — здесь уже формируется способность анализировать, понимать, что именно в том или ином товаре (произведении искусства) вызывает эмоции. Что можно было бы улучшить, как меняется восприятие продукта, если изменить освещение? Простой пример — кинокритик, пишущий рецензию на фильм, не может просто дать оценочное суждение о том, что фильм понравился или не понравился. Он должен провести анализ, разложить на компоненты, применить критерии оценки. В маркетинге работают все те же механизмы — анализ и оценка продукта.

Кураторство — это процесс, который позволяет не просто анализировать уже имеющийся продукт, но и создавать, собирать личный пазл из событий или явлений. Это можно объяснить, как создание собственных заметок или мудборда (доски впечатлений), где вы собираете на одном пространстве разные картинки, иллюстрации, которые вам нравятся, после чего задаетесь вопросом — объединяются ли они в единое гармоничное пространство? На этом уровне человек может научиться курировать и анализировать собственный вкус.

Формулирование — на этом уровне человек уже способен описывать личный эстетический опыт, создавать свое художественное пространство и делиться им. Как только формируются способности воспринимать, анализировать и создавать собственные эстетические предпочтения, следующим шагом становится потребность поделиться своим произведением с другими. Для всех направлений маркетинга, которые связаны с разработкой креативных идей, это важнейший уровень профессиональных компетенций.

Как вы считаете, какой интеллект необходим маркетологу? 
Нужны все 3
Хотя бы один
Интеллект не нужен, только целеустремленность и напор
Ваш вариант в комментарии
22
1 комментарий

таки и тянет в спрказм по поводу трех видов интеллекта. Хорошо, если один какой-нибудь присутствует)