Стратегия ошибок: 5 провалов Apple, из которых появился iPhone

Несмотря на миф о том, что формула успеха — это «дальновидный руководитель + безупречная стратегия + культура инноваций», на деле движение компании вперед редко происходит по модели «Видение → Стратегия → Продукт». Обычно это лишь красивые истории, написанные задним числом. Перевели фрагмент статьи Итамара Гилада «Creating Product Strategy with Multiple Strategic Tracks (MuST)».

Итамар Гилад на конференции <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=http%3A%2F%2Fproductsense.io%2F&postId=166591" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">ProductSense</a>
Итамар Гилад на конференции ProductSense

Возьмем, к примеру, один из самых успешных продуктов нашего поколения — iPhone — детище Стива Джобса. Джобс был готов сделать ставку на рискованный продукт, который станет началом новой эры информационных технологий, даже если для этого придется пожертвовать успешным бизнесом Apple по производству iPod.

Обычно в Apple все держится в строжайшем секрете, но настоящая история создания iPhone все-таки была представлена широкой общественности. В своей книге «Универсальное устройство» Брайан Мерчант рассказал подробную историю iPhone со слов тех людей, которые его создавали.

Оказалось, iPhone был вовсе не результатом продуманной стратегии, а примером того, как множество стратегических инициатив слились воедино для создания «идеального продукта».

Мультитач. В 2002 году группа дизайнеров из Apple обнаружила зарождающуюся технологию мультитач и потратила год на ее доработку. После продолжительных переговоров Стив Джобс согласился создать проект планшета с технологией мультитач под кодовым названием Q79, но через год этот проект был отменен из-за высокой стоимости. Казалось, что на этом эксперименты с мультитач в Apple закончились.

Motorola ROKR E1. В 2004 году Apple в сотрудничестве с Motorola разработали телефон с некоторыми функциями iPod. Одной из них была возможность подключаться к магазину iTunes и скачивать до 50 песен. Это был ход, с помощью которого команда хотела побудить людей завести аккаунты на iTunes и приобрести iPod. Телефон Motorola ROKR E1 был выпущен в 2005 году, но он работал слишком медленно, что сказалось на продажах. Apple была недовольна тем, что их контроль над финальным продуктом был ограничен, поэтому команда прекратила работу над проектом.

История появления iPhone
История появления iPhone

Партнерство с AT&T. У проекта ROKR было одно преимущество — с его помощью Стив Джобс смог наладить отношения с компанией AT&T Wireless. Это позволило компаниям заключить уникальное соглашение: AT&T была готова предоставить Apple полную свободу в разработке их будущего телефона в обмен на исключительные права на него. Это устранило серьезное препятствие, стоявшее перед Apple при разработке телефонов. До этого момента Джобс не хотел создавать телефон, опасаясь, что операторы сотовой связи будут вмешиваться в разработку его дизайна. Но благодаря соглашению с AT&T Apple получила полную свободу в разработке iPhone.

iPod Phone. Изучив новую тенденцию рынка, команда, работающая над iPod, начала секретный проект по разработке телефона на базе iPod. В 2004 году разработчики представили Стиву Джобсу прототип iPod с технологией для передачи и приема радиосигнала, модемом и интерфейсом с использованием колесика-кнопки. Джобсу дизайн не понравился, но он увидел в нем хороший потенциал для того, чтобы создать проект под кодовым названием P1 (Apple специально выбирала бессмысленные названия для проектов, что позволяло утаить их от остальных сотрудников компании).

Телефон с технологией мультитач. Джобс однозначно хотел продолжить работу над телефоном Apple и поставил перед командой Q79 задачу разработать телефон с технологией мультитач. В результате напряженного дизайн-марафона команда представила демо-версию, которая понравилась генеральному директору и превратилась в проект с ожидаемым названием P2.

Еще по теме: подкаст make sense о стратегических вопросах с Геннадием Константиновым из НИУ ВШЭ.

Затем Джобс устроил соревнование между проектами P1 и P2, чтобы выбрать лучшую модель. Последовало ожесточенное внутреннее соперничество, в котором победил мультитач-интерфейс с более широким набором функций и большей простотой в использовании. От проекта P1 отказались, а его команда переключилась на разработку аппаратного обеспечения для P2. Apple позволила команде P1 увидеть секретный пользовательский интерфейс с мультитачем лишь на самом последнем этапе.

iPhone. Команда разработчиков ПО, которая работала над проектом P2, решила создать нечто большее, чем просто телефон с мультитачем. В результате долгих споров они убедили Джобса позволить им поставить на телефон миниатюрную версию Mac-OS-X, которая впоследствии стала известна как iOS. Это превратило телефон в мобильное вычислительное устройство, способное поддерживать многофункциональные приложения и выполнять несколько задач одновременно. P2 перерос в амбициозный и перспективный проект создания телефона с поддержкой интернета и десятков приложений. Возможно, именно в этот момент зародилась посткомпьютерная эра.

Apple пришли к видению и выбору стратегии развития iPhone методом проб и ошибок. Чтобы добиться результата, команда создавала как правильные, так и неправильные решения. Стив Джобс не был всезнающим изобретателем. Он был предприимчивым лидером, готовым пробовать разные стратегические идеи, отбрасывать неработающие и развивать релевантные. Он создал целостный продукт из разрозненных проектов.

Мы проводим исследование о том, как компании принимают долгосрочные решения и работают со стратегией. Для него мы подготовили опрос — он займет не больше 20 минут. Результатами поделимся со всеми. Данные будут анонимными и обобщенными — с их помощью вы сможете оценить свои задачи и процессы, сравнить их с другими, узнать о новых методиках принятия решений. В качестве бонуса пришлем большую подборку полезных материалов о стратегии.

#стратегия #итамаргилад #iPhone #apple #productsense#продакт_менеджеры #продукт

44
Начать дискуссию