Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Как сделать покупки в магазине безопасными? Чтобы без огромных очередей, чихающих людей и их бесконечных похлопываний по карманам, а потом вопроса ожидающим позади: «У вас карты не найдётся?». В октябре 2020-го эту картину пора менять. Как минимум стоит присмотреться к единой биометрической системе (ЕБС).

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

ЕБС — это платформа, которая позволяет удалённо идентифицировать клиента с помощью его биометрических данных: отпечатков пальцев, изображения лица. А если технологию соединить с кассами самообслуживания, получится если не идеально, то очень хорошо, а, главное, бесконтактно.

Не так давно мы в Opencore проводили исследования для одной компании по биометрическому эквайрингу в сфере ритейл и можем рассказать об этом кучу интересного.

Какие тренды в ритейле есть сейчас

  • Персонализация и программы лояльности;
  • Рост оплаты по безналу;
  • Стирание границ между онлайном и офлайном;
  • Магазины без касс;
  • Искусственный интеллект и видеоаналитика.

Все эти тренды нужно учитывать при взаимодействии с потребителями и формировании для них интересных персонализированных предложений.

Как биоэквайринг работает в России

«Азбука вкуса» и Сбер

Покупатели могли оплатить покупки по отпечатку пальца в любых магазинах с биометрическими POS-терминалами. Проект стартовал в 2016 г. в одном из магазинов, в 2019 г. к системе подключили 20 магазинов (11% сети) и 400 покупателей, 70 из которых регулярно пользовались услугой. В день регистрировали до 20 биометрических транзакций.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Как это работает

Отпечатки двух пальцев привязываются к банковской карте (VISA или Mastercard), пользователь придумывает пароль. Для оплаты необходимо приложить палец к POS-терминалу и подтвердить операцию паролем. Карта и смартфон при этом не нужны.

За всё время работы системы претензий или случаев мошенничества не регистрировали. Технология вызывала интерес, но была слишком несовершенна: плохой внешний вид терминалов и низкая скорость оплаты отпугивали покупателей. После рестарта проекта в 2019 году во все магазины планировали установить терминалы для оплаты по отпечатку пальца, а также протестировать оплату по технологии распознавания лиц, но проект приостановили.

Преимущества проекта:

  • первый проект биоэквайринга в России;
  • отсутствие претензий и случаев мошенничества.

Недостатки:

  • необходимость ввода пароля полностью перечёркивает удобство и скорость использования этого способа оплаты;
  • оплата по отпечатку может не прижиться у покупателей, поскольку необходим физический контакт;
  • несовершенные технологии оплаты, а именно долгое время обработки информации;
  • скорее всего, отсутствует верификация возраста покупателя;

«Магнит»

«Магнит» тестировал технологию оплаты лицом совместно со SWiP и VisionLabs. К системе подключили несколько магазинов «Магнит» в Казани и Краснодаре.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Как это работает

Для использования оплаты лицом нужно скачать приложение SWiP, привязать банковскую карту и сделать селфи. В магазине покупателю будет достаточно посмотреть в камеру терминала, установленного на кассе, после чего система узнаёт его в лицо, применяет персональные скидки и предлагает подтвердить списание денег со счёта одним нажатием.

У таких операций есть несколько уровней защиты. Терминалы сканирования используют специальную 3D камеру для защиты от мошенничеств по распечатанным фотографиям. Если система расценит транзакцию как потенциально опасную, то дополнительно попросит ввести пароль.

Преимущества проекта:

  • специальные сенсорные терминалы;
  • применение индивидуальных скидок и возможность списания бонусов торговой сети;
  • безопасность;
  • возможность оценки посещения магазина сразу на POS-терминале.

Недостатки:

  • проект не масштабировался и не прижился в других городах;
  • возможно, есть технические сложности или отсутствие спроса;
  • отсутствует верификация возраста покупателя.

X5 Retail Group

X5 Retail Group открыла магазины-лаборатории для тестирования и R&D новых технологий. У компании нет проектов в сфере биоэквайринга, но активно развивает современные IT-технологии, поэтому мы тоже рассмотрим её здесь в числе прочих ритейлов.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

В магазинах-лабораториях «Перекрёсток» и «Пятёрочка» дорабатываются пилотные версии проектов «умный щит», системы видеоаналитики очередей и полок, новых форматов электронных ценников, AR и VR-технологии, программ лояльности, систем self scan и click&collect. Технология распознавания лиц в десятки раз ускорила контроль планограмм, сократила на 10% количество людей, уходящих из магазина без покупок, на 20% потери магазинов.

Руководство считает, что улучшения положительно повлияли на товарооборот. Также на тестировании находится проект с терминалами лояльности, в которых покупатель может получить персональное предложение по скидкам. В результате примерно две трети клиентов магазинов, в которых реализуется этот проект, пользуются такими терминалами и их предложениями.

SWIP

Оплата товаров путём сканирования лица (selfietopay) или QR-кода

К системе подключены сеть пиццерий Папа Джонс, рестораны #FARШ , некоторые кофейни и несколько магазинов «Магнит» в Казани и Краснодаре. Также стоит отметить программу лояльности с кешбэком.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Преимущества проекта:

  • система кешбека и постоянные скидки и акции у сети партнёров делают использование приложения выгодным для пользователей;
  • можно оставить отзыв о заведении в приложении;
  • удобное приложение с картой, на которой указаны места, где используется технология оплаты SWIP.

Недостатки:

  • неразвивающаяся узкая сеть партнёров, что может быть связано с низкой востребованностью у покупателей и необходимостью установки дополнительного оборудования для ритейла;
  • скорее всего, отсутствует верификация возраста покупателя.

Как это работает за рубежом

Dragonfly от Alipay

Сервис Dragonfly — это биометрическая система оплаты с помощью распознавания лица.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Для создания аккаунта в Dragonfly клиентам достаточно просто один раз ввести номер своего смартфона, и можно платить за товары через веб-камеру. Все данные хранятся в базе министерства общественной безопасности КНР. Технология используется в ресторанах, супермаркетах, вендинговых аппаратах.

Также помимо обычных магазинов с установленными планшетами для сканирования лица, по всему Китаю открылось много магазинов без продавцов. Для входа нужно отсканировать своё лицо, либо QR-код в приложении WeChat.

Amazon Rekognition

Amazon Rekognition — это система распознавания лиц. Она используется в магазинах без касс Amazon Go. Недовольства правозащитников затрудняют быстрое внедрение технологии. Причиной недоверия стало некачественное распознавание лиц. Чтобы это выявить, тестировщики прогнали портреты конгрессменов через систему, которая 28 из них определила как преступников.

Биоэквайринг в ритейле: главное за 5 минут

Системы распознавания лиц также применяются в Индии, Бразилии, Кении, Великобритании для сбора единой биометрической базы данных, а также в целях улучшения системы безопасности. Распространение технологии планируется и в других сегментах: транспорт, медицина и тот же ритейл.

Пример внедрения биоэквайринга в разных странах показывает, что развитые либеральные государства воспринимают его как возможность сэкономить время и освободиться от пластиковых карт. Для более консервативных и традиционалистских обществ эта технология ценна по другой причине: всеобщая прозрачность перед государством помогает эффективнее обеспечивать безопасность и социальную справедливость. Поэтому при выводе продукта на рынок, создании бренда и рекламных коммуникаций нужно обязательно учитывать эту разницу менталитетов.

Как можно применить биометрический эквайринг в ритейле

Для проверки возраста при реализации алкогольной и табачной продукции

Здесь может быть несколько форматов реализации.

1. Выделение отдельных касс с возможностью оплаты лицом или оборудование касс самообслуживания систем сканирования лица.

Преимущества:

  • увеличение скорости обслуживания покупателей;
  • снижение количества отказов от покупки из-за того, что клиент забыл документы, удостоверяющие личность;
  • уникальное УТП для ритейлера.

Недостатки:

  • для начала надо законодательно урегулировать продажи алкогольной и табачной продукции через биоэквайринг.

2. Продажи через онлайн-магазины и сбор заказа в торговой точке. Покупатель подтверждает свой возраст непосредственно при оформлении заказа или в момент, когда забирает его из пункта выдачи.

Преимущества:

  • Объёмы продаж алкогольной и табачной продукции через онлайн-магазины существенно вырастут.

Недостатки

  • Нужно будет потратить много временных и денежных ресурсов для того, чтобы внедрить систему оплаты по лицу.

3. Продажа через вендинговые аппараты с применением технологии оплаты по лицу и верификацией возраста покупателя.

Преимущества:

  • Есть возможность создать новую нишу на рынке вендинга;
  • Репутационные выгоды, поскольку формат оплаты лицом здесь уникален.

Недостатки:

  • Придётся потратить много временных и денежных ресурсов для интеграции с Госуслугами.

Для интеграции с системой лояльности торговой сети

А также со льготами пенсионеров, школьников и других категорий населения, поддерживаемых государством. Для этого система лояльности интегрируется через единую биометрическую систему с банковскими картами для оплаты покупок и с информацией из личного кабинета госуслуг.

Преимущества:

  • Повышается лояльность и вовлечённость потребителей;
  • Наиболее полно собирается информация о поведении и предпочтениях покупателей;
  • Упрощается процедура подтверждения даты рождения для специальных предложений торговой сети, поскольку паспорт носить не нужно.

Недостатки:

  • Система может быть невыгодна для ритейлера, ведь скидки придётся делать каждый раз, даже если клиент забыл карту лояльности дома;
  • Нужно потратить много денег и времени для интеграции системы лояльности торговой сети и ЕБС.

Для интеграции с POS-кредитованием

С помощью единой биометрической системы можно быстрее оформлять кредит и рассрочки с любым банком, подключённым к ЕБС, без предъявления паспорта и долгой бюрократии. Для этого нужно всего лишь снабдить кредитный отдел «М-Видео» или «Эльдорадо» специальным оборудованием для считывания лица и оформления кредитных договоров или рассрочки.

Преимущества:

  • Поток покупателей увеличится за счёт упрощения системы оформления кредита или рассрочки, а также за счёт расширения выбора банков, через который клиент сможет заключить договор.

Недостатки:

  • Нужно много времени и денег для интеграции системы с Госуслугами.

Как понять, нужна ли ЕБС

Как и у всех новых штук, у ЕБС есть свои преимущества и недостатки, причём как для ритейлеров, там и для потребителей.

  • Для компаний снижение случаев мошенничеств однозначный плюс. Однако переоборудовать POS-терминалы даже для нескольких касс очень ресурсозатратно и может не окупить все положительные стороны этой технологии на первом этапе. При этом расплатиться за покупку, всего лишь просканировав лицо, — это быстро, но опять же пока не быстрее, чем приложить телефон к терминалу.
  • Для покупателей у биометрической системы свои достоинства. Никто не сможет использовать чужие карты для оплаты покупок, а купить смартфон в рассрочку станет гораздо легче. И никто не станет требовать карту лояльности, чтобы пробить заслуженную скидку — она всегда с вами, стоит только подойти к сканеру.
  • Однако и минусов здесь хватает: дополнительная регистрация, неудобство переключения между разными банками, полная прозрачность покупок перед государством. Да и у самих покупателей нет запроса, чтобы оплачивать покупки лицом. Поскольку у всех есть смартфоны, и потерять или забыть дома банковскую или скидочную карту почти невозможно. Более того, биоэквайринг по лицу лишает возможности их использования членами семьи. То есть жена уже не сможет оплатить покупки картой мужа, и наоборот.

Добавим к этому тот факт, что новые технологии всегда внедряются со скрипом и их игнорированием на первых порах.

Но если вы готовы шагнуть в будущее уже сейчас, приходите к нам в Opencore: оценим все риски, разработаем стратегию, чтобы ваша компания стала инновационной торговой сетью, которая использует современные IT-технологии на благо своих покупателей.

77
Начать дискуссию