Цифровая трансформация. Что делать?

Развитие сетей нового поколения в телекоме становится отправной точкой инноваций для других отраслей, стремящихся использовать новые возможности в своих целях. 5G будет стимулировать VR и AR. И если попытаться заглянуть за горизонт 10-15 лет, станет понятно, что пространственный web дополненной реальности больше не футуристическая концепция. По мере того, как люди интегрируют виртуальную реальность в свою повседневную жизнь, станут возможны новые типы транзакций и взаимодействий. Вопрос времени, когда технология станет достаточно простой и эффективной для выхода в массы.

Это значит, что компании уже сейчас должны создавать основу для таких сценариев будущего.

Но стать цифровым не означает уйти с основного рынка. Это значит эволюционировать, переосмыслить операционные подходы и инструменты в бизнесе.

Сегодня уже можно опираться на накопленный опыт цифровой трансформации, получая решения гораздо дешевле, чем отраслевые лидеры. Такое понимание возможных сценариев снижает неопределенность и создает условия для устойчивого развития организаций.

1. Модель цифровой трансформации – стратегический выбор компании

От выбора конкретной модели зависит будущее всей организации, но альтернатив всего несколько:

· консервативный подход - сохранение status quo, направленного на точечные ответные действия в изменениях рынка и реакционное развитие бизнеса. Это тактическая цифровизация отдельных процессов, которая позволяет скорее замедлить спад, чем получить новый импульс;

· digital leadership или координированная цифровизация компании имеет преимущественный фокус на развитие продуктов для core-бизнеса и поощряет создание spin off бизнес-единиц для ускорения продуктового развития;

· модель «digital business» – наиболее эффективна, но требует организационной трансформации, полного переосмысления рынков и всей цепочки создания ценности. Компании важно научиться отвечать на традиционные вызовы вроде «роста доли рынка по активам» через призму стартапа и обрести такую же толерантность к риску для выхода на смежные рынки и проверки новых гипотез.

2. Риск – необходимо повышать собственную и корпоративную толерантность

Лидеры цифровой индустрии изначально фокусируются на максимально рискованных областях инноваций в бизнес-моделях и технологиях, задавая тренды и получая максимальную отдачу. Скорость изменении и давление с их стороны на традиционные рынки будут только нарастать, а конкуренция с ними в digital даже в 1/10 доле уже гарантирует шанс на успех.

Сегодня критически важно смещать внутренний инвестиционный фокус в начало кривой инновационного цикла, двигаясь к наиболее сбалансированной точке – рассматривать внешние решения на этапе MVP с первым рыночным трэкшеном.

Андраник Захарян (с)
Андраник Захарян (с)

3. Структура – драйвер «метаболизма» компании

Но важно внедрять именно культуру в стиле Agile и проводить правильные организационные изменения, которые позволят масштабировать цифровую трансформацию.

Уже существуют рыночные референсы, которые позволяют подойти к этой задаче наиболее осмысленно и элегантно вписать agile в корпоративную среду. С одной стороны – не деформировать back-офисные процессы, а с другой – обеспечить достаточный уровень автономности продуктовых команд.

Модель «цифрового завода» - одно из таких наиболее эффективных решений, в котором:

· появляется операционный комитет, состоящий из заказчиков и критических участников, которые определяют и синхронизируют vision, аллоцируют бюджет;

· есть функциональные блоки, формирующие центр best practices, который поддерживающий продуктовые команды по узким областям компетенций;

· обеспечивается функциональная поддержка по запросам поступающим от команд, например, по настройке сред или юридическим аспектам.

McKinsey (c)
McKinsey (c)

Подобные преобразования наименее травматичны для существующей иерархии, но все равно потребуют новых ролей и численности.

4. Новый цифровой мир потребует и новых KPIs

В разной степени большинство организаций уже применяют digital KPIs, но важно их связывать со стратегическими приоритетами всей организации. Все инициативы и действия должны быть оцифрованы и связаны с генеральными целями. Это кропотливая задача, которая потребует общей вовлеченности в компании.

Evidence based management (EBM) хорошо описан и подходит для управления цифровыми продуктами, но как измерять прогресс трансформации, например, в культуре и инновационности организации? Вот некоторые индексы, которые помогут это сделать:

· структура компании: сокращение количества управленческих уровней;

· скорость развития продуктовых команд и рост уровня делегирования ответственности;

· скорость и система принятия решений;

· рост количества инициатив «снизу»;

· рост скорости запуска пилотов;

· рост количества и снижение стоимость экспериментов;

· рост доли R&D в бюджете функций;

· рост доли экспериментов, переведенных в production;

· наличие изолированных сред и инструментов.

Такие тренды, как общий рост достатка, новый технологический уклад, смена поколений и COVID, безусловно, ускорили переход компаний и клиентов в цифру. Digital – больше не конкурентное преимущество, а компонент бизнеса по умолчанию. В условиях, когда ожидания клиентов высоки, а большинство бизнес-моделей и технологий известны, для бизнеса, в первую очередь, важны скорость, качество execution и организация среды, которая позволяет концентрироваться на новых продуктах и наращивать скорость их поставки на рынок. Ведь рыночные тенденции уже давно заставили пересмотреть цифровую повестку от сокращения издержек к поиску новых доходов.

jooinn.com (с)
jooinn.com (с)
8
Начать дискуссию