Чего ждет клиент от доставки в современных реалиях? Гость — Яндекс Доставка

Чего ждет клиент от доставки в современных реалиях? Гость — Яндекс Доставка

Какие требования у современного потребителя к услугам доставки? Как бизнесу правильно управлять стоимостью доставки, сохраняя лояльность клиентов? Как нанимать курьеров в условиях жесткой нехватки кадров?

До Нового года совсем немного времени, но еще нужно многое успеть. Подкаст «Маркетинг и реальность» продолжает приглашать интересных спикеров и обсуждать, как их инструменты могут помочь в развитии бизнеса, и что они делают интересного в плане маркетинга, брендинга и PR. Сегодня поговорим про нюансы в сфере доставки, с чем нам поможет Артём Потапов — руководитель направления экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Артем, расскажи о сервисе и о своей работе в нем

В Яндекс Доставке, как и в других компаниях, есть определенные вертикали: функциональные и бизнесовые. Мы делимся на грузовую доставку, экспресс-доставку и доставку на следующий день. У каждого из этих направлений есть руководитель, отвечающий за рост бизнеса. Я — руководитель экспресс-доставки.

Люблю шутить так: когда приходишь на какое-то мероприятие и говоришь, что ты из Яндекс Доставки — одни думают, что мы из Яндекс Еды, а другие — что мы Яндекс Маркет. Но они ошибаются: мы — Яндекс Доставка.

Сервис Яндекс Доставка — платформа, позволяющая объединить людей, которым нужно что-то доставить с исполнителями этих заказов. По сути, мы — логистическая компания, которая помогает бизнесам и частным лицам доставлять грузы разных типов и размеров внутри города и между городами.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Есть ли смысл продвигать бренд Яндекс Доставка, как отдельную компанию?

Давай для начала расскажу историю создания сервиса Яндекс Доставка: кто мы, откуда пришли и куда идем.

Яндекс Доставка началась в 2019. Мы провели большое исследование и поняли, что люди, которые заказывают такси, не всегда хотят поехать куда-то сами, а пользуются услугами водителей как курьерскими.

В том году мы выросли более чем в 10 раз. Сейчас нашим сервисом пользуются люди, которым нужно не только что-то отправить, но и бизнесы. Тогда (прим.ред. — в 2020) весь бизнес начал уходить в онлайн, бустанули маркетплейсы, и наши услуги стали актуальны.

Наше позиционирование делится на две части: частные клиенты и доставка для бизнеса.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Частным клиентам в рамках наших маркетинговых активностей мы стараемся рассказать о сценариях доставки, которые сейчас не так широко известны — например, доставка забытых вещей или подарков родным и близким. А представителям бизнеса рассказываем о том, что мы помогаем выстраивать логистику для бизнес-целей. Но тут, конечно, есть уже внутреннее деление на малые и крупные компании, которые пользуются нашими услугами.

Из каких отделов состоит команда Яндекс Доставки?

Так как мы — молодая компания и являемся частью экосистемы Яндекс, структура и зона ответственности у нас часто меняется.

Сейчас моя зона ответственности состоит из отдела операции, который состоит из трех частей:

  • Люди, отвечающие за исполнение заказов курьерами на легковых и грузовых авто в любое время и в любом месте. А также за опыт, который получат клиенты во время выполнения заказа.
  • Коммерция — люди, отвечающие за корпоративных клиентов.
  • Клиентский опыт: поддержка клиентов, понятные и прозрачные ответы с целью помочь решить проблемы клиентов.

Есть ли отдел маркетинга, и насколько он нужен в вашем сервисе?

Как я уже говорил, у нас три бизнес-вертикали, внутри которых лежат определенные вещи. Также есть общие функции, которые помогают всем бизнесам, в том числе и Яндекс Доставке. Одним из таких направлений и является маркетинг. Ребята в рамках своей работы делают задачи, направленные не только на помощь экспресс-доставке, но и на грузовую доставку и доставку на следующий день.

Отдел маркетинга у нас есть, но он стоит особняком вне бизнес-вертикали.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Какие ключевые KPI твоего отдела?

Самый главный мастер-KPI — рост бизнеса в виде количества совершаемых доставок. Чтобы выполнить эти показатели, нужно, чтобы хорошо работал ряд других вещей:

  • Качество, главный KPI которого — процент выполненных доставок.

Главная услуга, которую мы оказываем — осуществление доставки. Не выполнив доставку, мы не оказали услугу.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.
  • Оценка пользователя — после каждой доставки предлагается заполнить опрос и поставить звездочки. Мы таргетируем количество звездочек, как KPI.
  • Клиентский опыткачество ответа и SLA — скорость ответа. Как наши клиенты, так и курьеры могут оценить качество нашей работы. Важно, насколько классно мы ответили, и с какой скоростью.

Чего ждут пользователи от доставки в наши дни?

Снова вернемся к пандемии в 2020, когда произошел импульс в развитии доставки.

Это важный сегмент доставки, где клиент не может ждать — ему нужна горячая еда из ресторана. То же самое с продуктами питания. Они нужны срочно: люди не привыкли ждать более двух часов.

С ростом сегмента доставки продуктов питания в течение долгого времени формировалась привычка того, что любой продукт можно получить достаточно быстро.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

В сегмент доставки продуктов питания вошли крупные сети, которые начали активно конкурировать и завоевывать своих пользователей за счет сокращения сроков доставки и ее стоимости. А в 2021 на рынке перестало хватать рабочей силы, ее количество стало ограничением дальнейшего развития рынка.

Если не хватает исполнителей — возникает давление на бизнес с точки зрения стоимости услуги, которое рушит опыт клиентов: нет курьеров — нет доставки, а клиент не получает услугу.

С 2021 по настоящее время e-commerce и e-grocery (прим.ред. — продажа товаров повседневного спроса в интернете) растут очень высокими темпами, но рабочей силы не становится больше.

Как Яндекс Доставка позиционирует себя на конкурентном рынке?

Наше позиционирование сводится к тому, что мы, в отличие от большинства игроков, можем все:

  • У нас очень широкое покрытие географии: мы доставляем почти во все города, где население больше 20 тыс.
  • Мы покрываем большую часть сценариев: не просто экспресс-доставка, но и доставка в течение дня, и между городами. Используем не только “легких” курьеров (велосипеды и самокаты), но также легковые и грузовые авто.

У нас есть разные тарифы, благодаря которым, в отличие от других логистических компаний, мы можем покрыть большое количество сценариев.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Как вы привлекаете курьеров в условиях нехватки кадров?

Курьеры, выполняющие заказы в нашем сервисе, не являются сотрудниками компании: они — либо сотрудники наших партнеров, либо самозанятые, которые с нами сотрудничают.

Сотрудничество с Яндекс Доставкой — это большая гибкость: можно выйти на линию и получить доход в любое время года и суток на любом типе транспорта. Вход в профессию достаточно низкий — не нужно долгое обучение, достаточно скачать приложение. И уже через 15 минут, после базового тренинга, вы сможете выйти на линию и получать доход.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Этот формат сотрудничества подходит широкому спектру людей. С нами сотрудничают по многу часов в неделю: для одних это основной источник дохода, для других — подработка после работы на основном месте.

Расскажи про нюансы доставки, как дополнительной услуги бизнеса

Из-за недостатка рабочей силы на рынке невозможно удовлетворить сразу все спросы: скорость, стоимость доставки и ее качество.

Цель любого бизнеса — получить прибыль. Большинство клиентских бизнесов ориентируются на LTV — метрику того, сколько за всю жизнь клиент принесет денег. Важно, что принесет больше всего LTV.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Самой главной метрикой является не скорость и стоимость, а качество. Нет ничего хуже, чем обмануть клиента и не привезти вовсе.

Бизнесу в текущих реалиях необходимо научиться управлять двумя другими параметрами: ценой и временем доставки. Компании повышают стоимость доставки в высокий сезон и часы пик, либо управляют временем — переносят доставки в другие сценарии: переходят на двухчасовую доставку вместо часа, с двух часов — на вечер, либо доставляют на следующий день.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

У нас есть алгоритм динамического ценообразования, который смотрит на количество исполнителей, которые есть в конкретном полигоне, на количество поступающих заказов и определяют стоимость доставки в зависимости от соотношения этих двух параметров.

Этот алгоритм помогает снизить спрос в часы пик и получить дополнительный денежный поток, который передается исполнителю, сотрудничающему с нами.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Также есть алгоритм, позволяющий не увеличивать цену, но выполнять заказ в течение двух часов, когда спадет повышенный спрос, и свободный курьер сможет выполнить заказ.

Это уникальное конкурентное преимущество, которое позволяет нам держать высоким уровень качества в любой момент. Именно за это нас ценят наши клиенты.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Как вернуть клиента после негативной ситуации?

Нужно заранее готовиться к тому, чтобы этого не происходило. Но если такое произошло, важны следующие составляющие:

  • Служба поддержки — важно делать сервис “с человеческим лицом” — уметь выслушать клиента, понять, что произошло, и сделать так, чтобы клиент почувствовал заботу о себе и то, что сервис на его стороне.
  • Честность — важно говорить клиенту правду о том, в какие сроки вы можете решить проблему. Плохо сказать, что вернетесь через 10 минут — и не вернуться.
  • Sorry-бонус — если вы действительно поступили несправедливо и получили плохой клиентский опыт — нужно извиниться любым способом, и получить классный клиентский опыт. Это могут быть промокоды на бесплатные доставки, скидки и т.д.

Как в этом случае не попасть на потребительский терроризм?

Это вопрос для аналитиков: они смотрят на данные и определяют, в каких случаях стоит давать промокоды, а в каких — нет. У нас достаточно данных, к которым мы можем прикрутить алгоритмы, позволяющие определять, является ли этот случай нашим косяком или же есть признаки того, что пользователь просто пытается получить выгоду.

Как рассчитывается sorry-бонус?

Это не вопрос личного отношения, а вопрос алгоритмов и внутренних правил.

Мы вместе с ребятами из службы качества, поддержки и других подразделений смотрим на правила и договариваемся, в каком случае и как мы готовы компенсировать тот плохой опыт, который получил пользователь. И стараемся не допускать вольных трактовок.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Бывают уникальные случаи, но они становятся для нас новым уроком: мы создаем новое правило для того, чтобы в последующих уникальных случаях мы все системно отрабатывали.

Твой совет на 2025?

Мы живем в интересное время: происходит большое количество изменений на рынке, появляются новые бизнес-модели, а старые — себя изживают. Мы формируем будущее, в которое скоро все войдем.

В этом переходе я хочу всем посоветовать не бояться экспериментировать, пробовать новое, переобуваться. Только попробовав гипотезы можно прийти к истине и изменить свой бизнес и себя для того, чтобы быть успешным в это новое время.

Артём Потапов— руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.

Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу подкаста «Маркетинг и реальность», где выходит дополнительный материал по темам маркетинга, брендинга, PR и всего того, что не успевает попасть в основные выпуски подкаста.

Артём Потапов
руководитель экспресс-доставки в сервисе Яндекс Доставка.
Александр Дяченко
бренд-стратег, маркетолог, автор подкаста «Маркетинг и реальность».
Анастасия Дяченко
редактор, информационный голос.
11
1 комментарий

На самомо деле решаеться проблема не только малого бизнеса, но и крупного, так как планирование всегда в каких то моментах хромает, на складе может оказаться пересорт, оборудование сломаеться, которое нужно починить. Решение любых срочных вопросов.