Как и где копирайтеру искать вдохновение

Где черпать идеи, чтобы рассказать о разных продуктах? Времени подумать обычно в обрез: нужно по-быстрому выбрать концепцию, написать текст и приниматься за следующую задачу. При этом все заказчики хотят, чтобы было нешаблонно, креативно и продающе.

Главное оружие копирайтера — его голова. Это большой архив того, что он когда-то увидел, услышал, узнал, прочитал. Супер, когда получается быстро откопать в своей голове подходящую идею, чтобы написать о телевизорах, банках или автомобилях. Но иногда приходится долго думать и вспоминать.

Расскажу, как быстрее находить нужные идеи и как пополнять творческие ресурсы, чтобы ступор не заставал врасплох.

Как придумать идею, когда надо написать прямо сейчас

Играйте в ассоциации сами с собой. Джозеф Шугерман советует брать случайное слово и придумывать рекламную концепцию. Этот приём помогает мыслить нешаблонно. Можно использовать генератор случайных слов, а можно поиграть в ассоциации.

Джозеф Шугерман — американский копирайтер, мастер директ-мейловского текста, главный исполнительный директор JS&A Group. Автор популярных книг о копирайтинге — «Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающегося американского копирайтера» и «Как создать крутой рекламный текст».

Я обычно играю сама с собой в ассоциации: записываю на листочек цепочку из них. Допустим, нужно написать письмо о круиз-контроле.

Адаптивный круиз-контроль → автомобиль сам останавливается и меняет скорость → интеллект → искусственный интеллект → роботы → ассистенты человека → изображаем круиз-контроль в виде интеллектуальных роботов и объясняем, в каких ситуациях и как они помогают водителю.

Вспомните бытовые проблемы. Нужда — отличная мотивация к покупке. Правда, покупатели чувствуют нужду по-разному. Кто-то уже дошёл до края и готов с ходу купить «решение своей проблемы», а кто-то и не знает, что может жить комфортнее.

Я стараюсь смоделировать в тексте проблемную ситуацию, в которой может оказаться потенциальный покупатель, и описать её в деталях, чтобы читатель подумал: «Да, это про меня!».

Например, вам нужно рассказать о стеллаже в акции к 1 Сентября. Вот про что можно написать:

В детской комнате всегда полно всякой всячины: блокнотов, наклеек, книг. Беспорядок мешает детям сосредоточиться на учёбе и раздражает родителей. В беспорядке постоянно теряются тетради → ребёнок идёт в школу без домашнего задания и получает двойки. А вот есть стеллаж с удобными полочками, который организует самую дезорганизованную комнату в доме.

Используйте ньюсджекинг. Берем нашумевшую тему и адаптируем ее под свою область. Задача — оседлать волну хаипа вокруг важного события и привлечь больше внимания к себе.

Горячая тема 2020 года — коронавирус. Карантин в своих целях не использовал только ленивый:

  • Не сиди без дела → вот тебе скидка на онлайн-курсы.
  • Работать дома можно продуктивно, нужно только создать рабочую обстановку → вот тебе скидка на офисную мебель.
  • У домашнего заточения есть свои плюсы, можно наконец побыть с семьёй → покупай бытовую технику и готовь лучшие семейные ужины.

Следите за праздниками. У EMAILMATRIX есть полезный календарь инфоповодов. В нём собраны идеи, как то или иное событие использовать в рассылках, какому бизнесу оно подойдёт.

Чтобы логично привязать продукт к инфоповоду, на событие нужно взглянуть с разных сторон. По сути, это снова игра в ассоциации. Например, берём 1 сентября и думаем, с чем оно связано:

  • Новый учебный год. Не только для детей, но и для родителей. Все вернулись из отпусков и рвутся в бой. Пора заняться самообразованием. Привязать можно многое: электронику, офисную мебель, курсы, книги, одежду для офиса.
  • Осенняя хандра. Все грустят по лету. Сейчас начнутся дожди, слякоть и холод. Как не скатиться в уныние? Позаботиться о психологическом и физическом здоровье. Рассказываем про товары для спорта, приятные и уютные мелочи для интерьера, товары для ремонта, абонементы в спа-салоны, косметику.
  • Золотая осень. Осень — игра красок. Очень живописно и красиво. Многих поэтов осень вдохновляла на творчество. Этой красотой нужно успеть насладиться. Пишем с таким посылом про фотоаппараты и смартфоны, видеотехнику, пешие экскурсии и квесты, аксессуары для интерьера и одежду в осенней гамме, автомобили для поездок на осенний пикник.

Где искать пищу для своих креативных ресурсов

Лучшая подпитка для воображения — любопытство и восприимчивость к тому, что происходит вокруг. Этот совет почерпнула у авторов художественных книг. Подробнее о писательской магии можно прочитать, например, в книге Джеффа Вандермеера «Книга чудес. Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров». В ней автор объясняет, как писатели-фантасты придумывают героев и сюжеты. Также вы найдёте в ней приёмы, которые помогут мыслить креативно.

Смотрите широко раскрытыми глазами. На всё, что вокруг: вывески, баннеры, упаковки, листовки, письма и т. д. Мой телефон — архив фотографий того, что я вижу в городе. Я читаю тексты, разбираю их: насколько они цепляющие, читабельные и убедительные. Накидываю варианты, как сделать их ещё лучше.

Есть у меня ещё особый альбом — забавная региональная реклама. Но это так, скорее чтобы повеселиться.

Эту листовку я нашла в своём ящике. Текст кажется неубедительным и фальшивым, есть манипуляция и какой-то пафос, к тому же он зачем-то выровнен по центру. Текст переписала — сделала его более спокойным и отправила чиновнику (жаль, он не ответил).

Вдохновляйтесь. У лучших в своём деле. Я читаю редакторские телеграм-каналы:
Максима Ильяхова (@glvrdru),
Ирины Ильяховой (@irinausichenko),
Людмилы Сарычевой (@svarila_kompotique),
«Паша и его прокрастинация» (@abbsol),
«Инициал» Лайфхакера (@ispravil),
«Записки редакторки» (@zapiski_redaktorki)
Из них можно узнать, как надо, а главное, как точно не надо писать.

Также ранее мы уже делали хорошую подборку книг по сторителлингу. От себя добавлю пару книг, которые помогут придумать героев и продумать сюжет по закону драмы. Особенно пригодится, если нужно сделать спецпроект:
К. Воглер «Путешествие писателя»,
Б. Снайдер «Спасите котика».

Я подписываюсь на рассылки всех крупных компаний. Особенно рекомендую рассылку Simple Wine, потому что многие заказчики хотят письма «как у Симпла».

Ещё я смотрю рекламные видеоролики с Суперкубка. Это одно из самых масштабных спортивных событий, а размещение рекламы в нём стоит ну очень дорого. Поэтому бренды и агентства стараются изо всех сил.Ну и ещё смотрю рекламу, получившую престижные премии, например «Каннских львов».

Читайте много всего разного. Чтобы хорошо писать, нужно много писать. А ещё читать: художественные книги, нон-фикшн по психологии, маркетингу, истории брендов. Никогда не знаешь, что тебе может пригодиться. Главное — вовремя достать идеи из головы.

Смотрите сериалы. Они помогают усвоить законы драмы, научиться разворачивать простую идею в целую историю, играть на контрастах и придумывать героев — любимчиков публики.

Несколько сериалов, которые подкинут идеи и вдохновят:
«Бумажный дом». Составить гениальный план ограбления, превратить преступников в героев и «перевлюбить» всех между собой — уместить всё в один сюжет могли только испанцы.⠀

«Озарк». Совместили несовместимое и наделили героя неожиданными качествами. Финансовый консультант и ботан отмывает деньги наркокартеля. И не скрывает это от семьи, как Уолтер Уайт из «Во все тяжкие». В семье полное доверие, и трудится она как команда: муж скупает убыточные бизнесы, жена выбивает из политиков законопроекты, а дети после школы упаковывают грязные миллионы баксов.⠀

«Дрянь». Короткий сериал для тридцатилетних. Лаконичный и глубокий, о саморазрушении, надежде и любви. Никакой мрачности: за элегантным английским юмором и аккуратной пошлостью скрывается проблема одиночества.⠀

«Американский вандал». Прекрасный пример, как буквально из ничего сделать рейтинговый сериал в сериале. Банальную идею закрутили в любительский, но непредсказуемый детектив.⠀⠀

«Американская история преступлений». Сюжет основан на реальных убийствах в США. Второй сезон — о Джанни Версаче — мне понравился больше за счёт интересного приёма: история начинается с конца и разворачивается к началу, раскрывая личность преступника.

Следите за трендами. К моему удивлению, открыла для себя ТикТок. Количество подписчиков растёт стремительно. Многие бренды уже запускают там рекламу: Avito, Ozon, Pepsico и другие. В ТикТоке можно увидеть, что сейчас популярно, какие челленджи набирают обороты, какие эффекты в видео используются. Например, в стиле трендовых челленджей можно сделать рекламный ролик, чтобы привлечь молодую аудиторию. Подобные видео видела, например, у «Пятёрочки».

Слушайте. Слушайте, что говорят другие. Рассказы, опыт, бытовые проблемы, жалобы. Это помогает окунуться в мир потребителя — понять, что у него болит и что для него важно. Потом это можно использовать в сторителлинге или в рассказах о преимуществах продукта.

Ещё я собираю список интересных слов и фраз. В нём есть, например, «исповедальня», «социальный пыл», «броуновские круги». Колоритные фразы расширяют словарный запас — потом можно достать и впихнуть их в свой текст. Ещё помогают развлекательно-познавательные приложения, например «Слово дня».

Копирайтинг — работа творческая. Тут нет заведомо правильных приёмов — каждый в работе находит свои. Прокачивайте насмотренность, тестируйте чужие фишки и придумывайте собственные, не бойтесь учиться у коллег.

Напоследок подкину подборку сервисов, которые помогут создать хороший текст.

Этот блок временно не поддерживается
11 показ
1.8K1.8K открытий
3 комментария

Первый совет - ок. Отлично.

По второму пункту скорее не согласен. Причина проще некуда: приелось. Дело в том, что про беспорядок люди И ТАК УЖЕ ЗНАЮТ. БЕЗ КОПИРАЙТЕРОВ. И они СОЗНАТЕЛЬНО ищут стеллаж в детскую комнату. То есть здесь мы вплотную сталкиваемся с тем, что не надо делать из потребителя идиота. Потребитель - он, конечно, не идеальный, идеальных вообще не бывает, но он точно не идиот. И не надо ему, словно недоразвитому ребенку, разъяснять: "вот, стеллажик у нас, а у тебя беспорядочек, купи стеллажик и беспорядочка не будет". В общем, полный бред. Поставьте себя на его место и поймете, что вам точно не захочется, чтобы с вами говорили в подобном духе, расписывая проблемы, о которых вы и без того знаете.

Про хайп - то же самое. Простому человеку и так тошно от всех этих новостей (у тех, кому не тошно, явно не все в порядке с головой), а тут ещё рекламщик влезает с этой же темой. Опять же, поставьте себя на место потребителя. Сам на себе проверял: в карантин в фильмы с торрентов стали ставить очередную рекламу онлайн-казино (вроде его), когда мужик сидит на диване и психует от новостей, а потом переключается на рекламируемый предмет и успокаивается. Ужасно. Дополнительное нагнетание психоза. Или когда показывают пустой стадион, по которому ветер гуляет (тоже реклама), подавая опустевший мир, как повод для рекламного хайпа. Не знаю, как остальным, но лично я хочу таких рекламщиков сжечь на костре, большего они не заслуживают.

Про праздники - смешно. Совет точь в точь повторяет 2 и 3 пункты. Разве что под иным соусом. Все то же самое - пережевывание банальностей, заходы издалека и т.д.

По остальному - книги, сериалы, тренды - это без вопросов. Разве что вот про сторителлинг хочется отметить... Знаете, здесь все зависит от задач и от того, где, с кем и с чем копирайтер работает. На моей практике был случай, когда в агентстве была поставлена задача обучения копирайтеров (курсы, идеи и т.д.), но по факту, когда все писали качественные, но все же обычные по сути своей SEO-тексты, это не работало. Пару идей ("каплуновщина", но сносная) по "разноображиванию" текста пытался применить, но это все лично стопанул сам заказчик.

Соглашусь и про интересные фразы и слова. Сам сторонник их употребления. Но - смотря где и в каких текстах. С этим тоже все крайне неоднозначно, порою копирайтер начисто выключает допустимый творческий подход и пишет крайне скучно и шаблонно. Порою так делает заказчик или редактор, поступая "по-довлатовски" (как в "Ремесле"), где под "монументальностью" руководством газеты подразумевалась скучная серость.

PS: да, в подборку сериалов я бы добавил "Охоту на Унабомбера". Помимо того, что это сама по себе потрясающе увлекательная и мощная по эмоциональному накалу работа, там показана работа профайлера ФБР, который изучал тексты, по стилю письма выискивая преступника. Так что всем, кто пишет, рекомендую :)

Ответить

А хорошо.
Переделка листовки Бабаяна вообще наотлично. Явный повод сменить райтера - но таковы особенности наших чиновников, головы там нету.

Ответить

Спасибо, Виктор!
К сожалению, вы правы, но надежда ещё теплится.

Ответить