Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Что такое Executive PR, и в чем его отличие от обычного? Как агентству говорить о себе, если все кейсы под NDA? Умерла ли журналистика и PR? Как отрабатывать негативные инфоповоды и нападки конкурентов? Каковы тренды в PR на 2025?

Сегодня будем учиться тому, как через корректировку общественного мнения влиять на бизнес-показатели. Гость выпуска — Максим Никитин — управляющий партнер Агентства специальных поручений (прим.ред. — далее — АСП).

Максим, расскажите про ваш опыт? И что такое АСП?

Маркетинговыми коммуникациями и PR я занимаюсь более 20 лет. И более 10 лет — в рамках АСП. У меня большой опыт работы в разных компаниях: я вырос из PR и выбрал редкий путь, когда пиарщики становятся маркетологами. Но понял, что PR мне интереснее, и стал развивать с коллегами агентство с интересным названием — АСП.

Маркетинговый PR — важная составляющая нашей работы. Наше агентство реализует подход — executive PR: как с помощью PR-инструментария реализовывать бизнес-задачу.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Когда рассказываешь, что занимаешься PR, у человека в голове возникает пачка пресс-релизов. Но наш подход такой: если выполняешь какое-то действие — ты должен определиться, зачем ты это делаешь, и какой хочешь получить результат для себя и клиента. И сверяться на каждом шагу, двигают ли твои действия к нужному результату.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Так мы сформулировали executive PR: PR, который действительно решает задачи бизнеса.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Откуда такое название у агентства? И почему на вашем сайте нет кейсов?

Специальное агентство — не значит тайное. Конкурентов мы не устраняем: в названии заложено много смыслов. К нам приходит клиент с задачей, которая носит самостоятельный и специальный характер. Мы решаем задачи, связанные с:

  • неоднозначностью;
  • негативом в СМИ;
  • параличом — непониманием, что происходит.

С такими задачами мы успешно и филигранно справляемся: в них много возможностей посмотреть, что происходит на самом деле, как сформировалось сопротивление внешней среды, и что сделать, чтобы исправить ситуацию.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Наш подход к конфликтным кейсам — не устранять конкурента, а договориться с ним, усилить переговорные позиции, обеспечить для клиента более целостную, системную и многоярусную картину.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Мы занимаемся конфликтными кейсами, управляем конфликтами. Все говорят о черном PR (прим.ред. — послушайте выпуск про черный PR с Тимуром Аслановым), а я говорю, что его не бывает: PR либо есть, либо его нет.

Конфликты были, есть и будут: развиваясь, люди упираются в несовершенство своих представлений и взаимодействия с другими игроками на рынке. Чтобы преодолеть эти ограничения — нужно смотреть на реальность иначе.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Человек использует конфликт, чтобы стать лучше. Филигранное управление конфликтами — это мастерство руководителя.

Executive PR — потому что его не будет делать рядовой исполнитель, который должен хорошо владеть инструментом. А думать, как его применить — задача executive-уровня.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Это board (прим.ред. — орган управления организацией), SEO -1 (прим.ред. — исполнительный директор): те люди, которые думают наперед, чтобы реализовать свой интерес и расширить свои возможности.

Насчет кейсов: мы действительно никогда и нигде о них не рассказываем — они под NDA. Мы можем рассказать без имен, как про “одну компанию”, ставя дисклеймер, что все совпадения случайны.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Мы не говорим о кейсах потому, что узнать себя может не та компания, о которой мы говорили. Но мы рассказываем о своих подходах, поэтому в таких случаях обезличенно их упоминаем.

Как говорить о себе PR-агентству, если все кейсы под NDA?

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений
  • Рассказать самому себе, почему ты ценный: то, что ты делаешь, ценно и для тебя тоже. Это касается любого бизнеса: чем бы ни занимался — ты должен объяснить себе, почему купил бы себя же.

Другие всегда более деликатны к нам, чем мы сами: внутренний критик — мощный персонаж во внутреннем совете директоров. Когда ты сформулировал сам для себя — рассказать другим значительно проще.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Мой опыт показывает, что большинство серьезных клиентов ценят и уважают вас больше, когда вы осознаете свою ценность, чем когда вы заигрывающе говорите, что никому не рассказываете о кейсах.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • Не показывать логотипы брендов, с которыми работаете. Потому что с ними работают все, кто занимается бизнесом. Ведя бизнес в России — нельзя не работать со Сбером: это крупнейшая компания в стране.

Но выкладывать бренды — плутовской ход. Все хотят показать большие бренды — от них возникает ощущение, что ты эксперт. Но в этот момент executive-уровень начинает зевать и кашлять.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Человек хочет понять, как вы решите его проблему, а не то, что вы работали со Сбером и Яндексом.

Делать регулярную засветку того, какая у тебя методология, и как ты мыслишь и решаешь задачи — один из инструментов, чтобы продемонстрировать свою экспертность.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Согласны ли вы, что в современных реалиях существуют разные уровни PR?

Однозначного ответа нет. Я давно бегал по рынку с криками, что PR умер. В том прочтении, в каком он был 20 лет назад — это действительно так: такой профессии в России больше нет.

Нет смысла писать в статьях, что наш CEO самый лучший. Когда бизнесмен уровня C-level просит статью в «Коммерсантъ» — ты понимаешь, что порадуется его мама, и только.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • PR, который решает бизнес-задачи, начинается с вопроса: “Зачем?”. Если моя задача будет реализована — двигает ли меня это в правильную сторону?
Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Мы часто формулируем цели по SMART (прим.ред. — техника эффективного целеполагания, которая предполагает планирование конечного результата с учетом текущей ситуации и реальных возможностей): это хорошая штука, работающая на менеджерском уровне. А на топовом уровне с нынешним прочтением нестабильности происходящего, мы не можем спрогнозировать, что будет через год: только примерно понимать, чего мы хотим.

Но последние пять лет мир изменился кардинальным образом.

Поэтому стратегический процесс в современном понимании — готовность размышлять о дальнейшем развитии компании хотя бы на период трех лет.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • Понимать не “чего хочу конкретно я?”, а “в каком направлении я бы хотел, чтобы это случилось”? Это продуктовый подход, который побеждает в передовых компаниях: на старте разработки продукта ты не знаешь, каким он будет, но понимаешь, в какую двигаться сторону, тестируешь и прототипируешь.

Executive PR — это то, когда ты понимаешь главное направление. Ты знаешь, чего нельзя допустить, но готов к тому, что реальность будет такой, какой будет: Ухань произошла, летучие мыши съедены. Ты ничего не можешь с этим сделать — только принять, что теперь будет по-другому.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Почему умер PR? Он был заточен на то, чтобы дружить с журналистами и размещать комментарии от своей компании в разных статьях. Но классические медиа канули в лету, и их никто не читает. При этом, они есть, и бьются изо всех сил, чтобы стать популярными.

Но реальность такова, что бОльшую часть информации современный представитель бизнеса получает из Telegram. Это наша новая реальность, местами печальная.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Но я предлагаю от депрессии переходить к принятию. Можно продолжать сопротивляться реальности, но она от этого не изменится. Побеждает тот, кто умеет быстро ориентироваться и подстраиваться под нее, искать, чем она помогает.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Это главное, чему нужно научить пиарщика: не спорить с реальностью, а расслабиться: она происходит прямо сейчас. Чем быстрее научишься с ней жить, тем более эффективный результат принесешь своей компании и клиенту.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Где тогда продвигаться, если не в традиционных СМИ?

  • Главное, что умеют делать люди, как вид — сплетничать. Нас это сделало видом.

Мы любим рассказывать байки, объяснять что-то и создавать непрерывный трек нарратива. Это важно целому виду, а не отдельному человеку.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Традиционные СМИ стали плохо работать потому, что их перестали обсуждать: не хочется, нечего, повестка четкая и понятная. И нет возможности об этом поговорить, а нам важно сбиваться в стайки и травить байки.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Обсуждать — очень важно. Если вы действительно хотите управлять коммуникацией — должны понимать, что важна не публикация, а то, что будет после нее.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Для запуска дискуссии работает, во-первых, наружная реклама.

Человек хочет видеть как можно меньше информации — он ею пресыщен. Рекламная слепота — главный фактор нашей реальности. Наш мозг отфильтровывает рекламу, и чтобы ее заметили — нужно быть раздражителем. Наружка им и стала.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • На поколение младше зумеров работает ТВ и радио, потому что с детства родители включали им аудиокниги. Они с большим удовольствием слушают качественные подкасты.

Важно реагировать на реальность: то, что вы заложили в название своего подкаста — для меня подарок. Вы говорите о маркетинге в связи с реальностью.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Позитивный пример — Паша Дуров: он быстро адаптируется к реальности и смотрит, что актуально для аудитории. Важно быть адаптивным и быстрым.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Для запуска дискуссии должно быть пространство и место, где будут дискутировать. Если я читаю печатную газету — я не напишу комментарий к статье. А мне важно высказать свое мнение и устроить дебош. Это большая ценность: вставить свои пять копеек в скандал. Соцсети побеждают потому, что создают пространство, чтобы это происходило.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Можете порекомендовать книги для пиарщиков и маркетологов?

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Книги для пиарщика:

  • Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению»;
  • Даниэль Канеман «Думай медленно… решай быстро»;
  • Роберт Сапольски «Биология добра и зла»;
  • Л. Стэйпли «Личность и групповая динамика»;
  • Х.Рослинг «Фактологичность»;
  • Ким Скотт «Радикальная прямота»;
  • Н. Кристакис, Д. Фаулер «Связанные одной сетью»;
  • К. Санстейн «Nudge. Архитектура выбора»;
  • Крисс Восс «Никаких компромиссов. Беспроигрышные переговоры».

Художественная литература:

  • У. Ле Гуин «Сказания Земноморья»;
  • Р .Хайнлайн «Чужак в стране чужой».

Фильмы/сериалы:

  • «New look. Революция стиля»;
  • «Disclaimer. Все совпадения неслучайны»;
  • «Опасная игра Слоун»;
  • «Большая игра»;
  • «Плутовство»;
  • «Шоу Трумана»;
  • «Игра»;
  • «Управление гневом».

Александр Дяченко: В своем Telegram-канале я регулярно даю отзывы на любимые книги. Одна из последних — Виктор Дашкевич «Тайна мертвого ректора» — детектив про магический Петербург. От души рекомендую!

Как часто нужно сплетничать в условиях цифрового перенасыщения, чтобы укрепить нужный нарратив?

Это история про талант и мастерство: нет волшебной таблетки и универсального рецепта. Бывает, человек говорит, что хочет, чтобы о нем все говорили. Это просто: нужно выйти на Красную площадь и сделать что-нибудь чудовищное. Назавтра об этом заговорят все, но вопрос — что.

3-6 повторений нарратива — работают. Об этом книга Д. Канемана «Думай медленно… решай быстро»: после нескольких повторений мозг подменять сомнение и критику на “я где-то это слышал.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Этот фактор играет злую шутку: раз мы где-то это слышали — оно имеет место быть. Мы допускаем это автоматически. Каждый кейс нужно рассматривать индивидуально: без “перчинки” (заметности) понадобится огромное количество повторов. Но мы перегружены информацией.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Пробиться непросто — нужно цеплять какие-то потребности и биологические факторы, байтить. Но не нужно путать тонкое мастерство с обманом: обман и стеб не простят, а плутовство и иронию — да.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Главная гордость нашего агентства — райтеры. Они дают хорошую метафору: когда ты готовишь турецкое блюдо с разными специями — это вкусно, если специй нужное количество. Но переборщив, все испортишь, и ничего не будет работать.

Также и с репутацией: хоть и АСП — это второй шанс создавать первое впечатление, но после перечницы, высыпанной в тарелку, это будет непросто.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Что делать, если конкуренты запустили негативный тезис?

Частая история, когда клиент рассказывает о негативе и дискредитации, и ему нужен “аленький цветочек”. Но это долго и сложно.

Если вы не готовы сталкиваться с реальностью, мы должны будем ее поменять, а следом за ней изменится и нарратив. Либо будем отталкиваться от той реальности, в которой оказались.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Не важно, кто насыпал перца в тарелку: перец в тарелке есть, про тебя уже это говорят. Признав реальность, станет гораздо легче выбираться из этой истории.

Executive PR: как помочь бизнесу сохранить репутацию и имидж. Агентство специальных поручений

Один из наших кейсов: в Москве был пафосный магазин с эклерами. В одном сообществе выложили фото с пропавшим эклером, который три дня пролежал вне холодильника. Мы связались с менеджером магазина и сделали с ним фотосессию, где он их ест, написав: “Менеджер наказан, он съел все эклеры, о состоянии его здоровья будем информировать”.

Мы не спорили, что с эклерами что-то нет так, а допустили, что все могло случиться. И сделали эксперимент, на который пошел человек, отвечающий за качество товара. Мы извинились и предложили компенсацию.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Это пример того, как можно выйти из ситуации. Самоирония — важный фактор в таком деле. Рейтинги магазина только поднялись: все, что касается маркетинга, было отработано для магазина в плюс.

Хорошо, если ты готов уязвиться и признать, что не идеален и что-то пошло нет так, но работаешь с этим и готов разбираться с последствиями.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Бывают кейсы, когда клиент не может признать вину. В этом случае нужно поменять нарратив, а для этого — внести изменения в реальность.

Нужны позитивные актуальные инфоповоды: свежей актуальной повестки должно быть настолько больше, чтобы новой информацией “задолбать” повторение одного и того же, и бить в одну и ту же точку.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.

Каковы тренды в PR на 2025?

  • Запрос на пост-искренность — способность говорить о себе правду, порой жестокую.

Люди хотят находиться в пространстве, на которое можно опираться, в понятной и осязаемой реальности, а не в болоте трактовок разных мнений. Даже если эта реальность иногда разочаровывает — на нее много запросов.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • Уход от радикализации — растет запрос на спокойные восприятие и трактовку происходящего. Еще недавно были популярны интервью с неудобными вопросами,

Но сейчас людям хочется, чтобы собеседника показывали реальным и обиходным, с плюсами и минусами. Он нормальный человек, у которого есть интересные стороны. Отказ от радикализации — тренд в коммуникации и сейчас, и в 2025.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
  • Быть в реальности — главный тренд. И все проверять: реальность может быстро измениться, если начнут происходить мировые события.
  • Мемы — очень важный тренд: люди хотят видеть меньше текста, но больше глубинных смыслов, которые создаются всеми (“что возникает у меня, когда я вижу мем”).

Через мемы информация гораздо лучше воспринимается аудиторией и уходит в формат дискуссий и обсуждений.

Максим Никитин — управляющий партнёр АСП.
Максим Никитин
управляющий партнёр АСП
Александр Дяченко
бренд-стратег, автор подкаста «Маркетинг и реальность»
Анастасия Дяченко
информационный голос и редактор подкаста
11
реклама
разместить
1 комментарий

Хорошо раскрыта важность личного бренда топ-менеджеров для репутации компании. Executive PR — это действительно мощный инструмент, особенно в кризисные периоды. Взял на заметку, как грамотно выстроенная коммуникация лидеров может укрепить доверие к бизнесу.