Разрабатываем retention-стратегию: от планирования до внедрения (часть 1)
Анастасия Горькая, региональный директор компании eSputnik и основатель CRM-агентства «Входящие».
Retention – это комплексное направление работы компании в части:
- Поддержания активности клиентской базы;
- Ускорения движения клиентов из сегмента новых в сегмент активных покупателей;
- Увеличения жизненного цикла клиентов, то есть Customer Lifetime;
- Наращивания прибыли с одного удержанного клиента за весь период его взаимодействия с сайтом/продуктом, то есть рост Lifetime Value;
- Регулярного возвращения активной части клиентов на сайт или в продукт;
- Удержания клиентов со снижающейся активностью и частотой покупок;
- Сокращения оттока клиентов, то есть минимизации Churn Rate.
Формально методология Retention является составной частью CRM-маркетинга и ориентирована в большей степени на то, чтобы приучить клиента пользоваться вашим продуктом или сайтом, сделать продукт неотъемлемой частью его жизни. В остальном все цели и мероприятия схожи с CRM-маркетингом, а именно – выстраивание вокруг клиента такого уровня сервиса, который обеспечивал бы лучший опыт взаимодействия с продуктом, чтобы клиент был готов возвращаться к вам вновь и вновь.
Что такое retention-стратегия? Это документ, описывающий системный план действий, который закрывает перечисленные выше задачи. Это всестороннее исследование бизнес-процессов, интегрирование в них механик работы с данными и коммуникациями. Если нет проработанной стратегии, коммуникация с клиентами носит бессистемный характер, обнуляя ее эффективность. В этой статье представлены вспомогательные материалы по составлению retention-стратегии, которые можно адаптировать для различных специфик бизнеса, будь то e-commerce, SaaS, интернет-СМИ и так далее.
За что отвечает Retention?
На каких задачах важно фокусироваться в этом направлении? В первом приближении они строятся следующим образом:
- Согласование основных KPIs по повышению лояльности, прогнозирование их достижения;
- Формирование требований к технологической инфраструктуре, с помощью которой вы будете управлять механиками возврата клиентов;
- Выбор коммуникативных каналов, через которые будет осуществляться возврат клиентов: email, SMS, мессенджеры, mobile push, web push, call-центр;
- Проведение тендера, выбор и внедрение платформы автоматизации маркетинга или CDP в качестве надстройки над существующей CRM-системой;
- Проектирование сценариев персонализированных коммуникаций: правил отправки сервисных уведомлений, триггерных писем по событиям, обучающих и welcome-цепочек, персональных продуктовых спецпредложений, сценариев доведения до покупки и так далее;
- Разработка правил запуска акций и распродаж, рассчитанных на стимулирование повторных покупок, вовлечение наименее лояльных сегментов, повышение среднего чека;
- Управление программой лояльности, настройка правил выдачи промокодов в качестве мотиваторов к возврату, а также совершению необходимых действий;
- Внедрение BI-систем отчетности и контроля над динамикой улучшений, мониторинг и аналитика результатов внедрений, достижения KPIs.
Чтобы успешно справиться со всеми перечисленными задачами, добиться конкретного, непротиворечивого результата, нужно заранее систематизировать и описать способы решения каждой крупной задачи, а затем составить пошаговый план действий (он же roadmap). Это и будет retention-стратегия. Она должна быть предельно конкретной, каждый отчет должен иметь свое назначение и быть практически используемым при внедрении.
Итак, что необходимо подготовить в рамках стратегии? С помощь каких отчетов можно определить, что движение идет в правильном направлении и поставленные цели будут достигнуты?
Перечень разрабатываемых документов retention-стратегии будет несколько отличаться в зависимости: бизнес-моделей, текущего размера компании, доступности офлайн-точек, широты ассортимента, жизненного цикла продаваемого продукта. Однако общая структура стратегии неизменно включает в себя два ключевых этапа – этап аудита и этап проработки решений. Для стартапов и среднего бизнеса перечень отчетов в рамках аудита может сокращаться, но раздел решений чаще всего остается в исходной полноте.
1 этап: аудит
Обоснование:
- формулирование бизнес-целей, которые необходимо достичь с помощью Retention;
- постановка задач, которые будут закрывать retention-направление;
- определение прямых количественных и качественных KPIs направления;
- определение стратегических и финансовых KPIs для бизнеса, на которые будет оказано непосредственное влияние.
Анализ пользовательского пути:
- моделирование пользовательского пути;
- аудит существующего клиентского опыта на каждом этапе пользовательского пути.
Анализ базы данных:
- анализ существующей клиентской базы;
- анализ текущих каналов пополнения базы, динамики роста и оттока;
- анализ активности базы по RFM-модели, анализ когорт, определение доли активных и “спящих” подписчиков;
- определение доступных каналов для связи с пользователями в рамках всей базы;
- анализ полноты и достоверности накопленных данных;формирование перечня данных, необходимых к обогащению;
- сжатый анализ существующей инфраструктуры по обогащению и обмену данными.
Анализ коммуникаций:
- анализ необходимости и достаточности текущих коммуникаций;
- аудит эффективности существующих коммуникационных каналов;
- оценка лучших практик рынка, соответствие бенчмаркам;
- оценка коммуникации конкурентов.
Формирование гипотез:
- фиксирование связей влияния KPIs друг на друга;
- определение факторов, влияющих на каждый KPI в лучшую и в худшую сторону;
- формирование гипотез по увеличению позитивных и уменьшению негативных KPIs;
- постановка конкретных целей по достижению KPIs при внедрении гипотез.
2 этап: стратегия
Моделирование пользовательского пути:
- оптимизация пользовательского пути, фиксация разрывов и избыточных этапов;
- определение типа необходимых коммуникаций, поддерживающих каждый этап пользовательского пути после прерывания взаимодействия с сайтом/продуктом;
- расчет прогнозного роста конверсий после внедрения поддерживающей коммуникации для каждого этапа.
Сегментация:
-моделирование пользовательских сегментов согласно имеющейся типологии данных;
- моделирование сегментов по принципу RFM;
- построение матрицы сегментов;
- определение состава каждого стратегического сегмента и желаемых показателей.
Карта коммуникации:
- определение инфоповодов для каждого сегмента в рамках матрицы;
- формирование карты спецпредложений и офферов для пользователей, перешедших в менее активный сегмент по RFM-модели;
- формирование карты спецпредложений для ускорения миграции пользователя в более привлекательные RFM-сегменты;
- проектирование карты триггерных коммуникаций для каждого этапа пользовательского пути в случае его прерывания;
- проектирование карты триггерных коммуникаций для каждого этапа жизненного цикла подписчика;
- каскадирование – составление правил последовательной коммуникации в различных каналах согласно поведению пользователей.
Лидогенерация:
- описание изменений, усиливающих лидогенерацию с текущих каналов;
- описание каналов дополнительного обогащения базы;
- составление схемы интегрирования дополнительных каналов в архитектуру обмена данными;
- формирование карты размещения форм для сбора контактов на сайте.
Политики и глобальные квоты:
- политика реактивации спящих пользователей (плановая, внеплановая);
- политика исключения из коммуникаций “спящих” подписчиков;
- политика частоты и плотности коммуникации;
- политика контроля доставляемости и engagement по доменам;
- политика сбора данных и обработки жалоб.
Описание инфраструктуры:
- проектирование архитектуры обмена данными;
- описание источников и способов сбора данных в рамках обновления архитектуры;
- формулирование SLA для подрядчиков;
- описание общих требований к инструментам управления персонализацией и автоматизацией;
- описание общих требований к инструментам, необходимым для осуществления коммуникаций в каналах.
Описание отчетов и систем контроля KPIs:
- формирование перечня отчетов для контроля стратегических KPIs;
- формирование перечня отчетов для контроля тактических KPIs;
- определение данных и моделей атрибуции, на базе которых строятся отчеты.
Для того, чтобы работа была системной и последовательной, рекомендую вам фиксировать сначала действия и задачи верхнего уровня, а затем углубляться и прорабатывать каждую зафиксированную область. Оптимально составлять самостоятельные документы по каждому разрабатываемому направлению, которые потом и станут структурой вашей стратегии. Приведу в пример один из таких документов по первому разделу аудита.
Советую разработать для себя подобный документ по всему содержанию стратегии, с его помощью получится достичь непротиворечивости собственных действий и четкого понимания, какими сведениями стоит руководствоваться и зачем. Двигаясь таким образом, фиксируя поэтапно весь набор данных и, главное, последовательность причин, следствий и планируемых действий, вы избежите путаницы в будущем, а также при необходимости сможете вернуться на более ранний этап и пересмотреть его. Еще это поможет обосновать ваш запрос на получение тех или иных данных, достичь взаимопонимания с отделом аналитики, который будет делать вам выгрузки данных и собирать отчеты.
Главное, что стоит здесь учесть, – старайтесь описывать все предельно конкретно, избегая абстракций, по которым сложно будет в дальнейшем разобрать, что подразумевалось и что планировалось исследовать.
Теперь перейдем к разбору конкретных разделов и того, что в них описывать.
Обоснование необходимости развития retention-направление
Для начала необходимо сформулировать бизнес-цели и обозначить те показатели эффективности, на которые будет оказано влияние прямо и опосредованно. Важно ставить измеримые цели, для того, чтобы оценить финансовый результат по проведенным работам.
Стратегическими KPIs здесь могут выступать:
- Lifetime Value (или пожизненная ценность клиента);
- Average Order Value (он же средний чек);
- First Sales для клиентов с прерванной конверсией по сайту;
- Repeat Customer Rate (или доля повторных покупателей);
- Marketing Cost Per Order, то есть снижение маркетинговых затрат на оформленный заказ.
В зависимости от специфики бизнеса могут добавляться и другие бизнес-показатели, на достижение которых ориентируется компания, например, Rolling Retention для мобильных приложений и игровых порталов.
К тактическим KPIs, на которые будет оказываться прямое влияние, могут относиться следующие:
- Customer Retention Rate (или коэффициент удержания клиентов (в период t));
- Churn Rate (он же показатель оттока (в период t));
- Transformation Rate (или динамика миграции клиентов из сегмента в сегмент по RFM-модели);
- Active Customer Database (или доля активных клиентов в базе);
- Engagement Rate (или коэффициент вовлеченности в коммуникации);
- Unsubscribe Rate, то есть минимизация отказов от коммуникации, особенно со стороны платящих клиентов;
- Customer Retention Cost, а именно снижение маркетинговых расходов на повторные заказы;
- Redemption Rate (или коэффициент использования вознаграждений по программе лояльности).
Возможно, некоторые удивятся, не обнаружив в тактических KPIs Open Rate. В данном случае за него выступает Engagement Rate, который показывает нам вовлеченность в цепочку коммуникаций за период t, а не успех какой-либо конкретной рассылки. Open Rate рассылки в чистом виде – это все-таки утилитарный показатель, которым легко манипулировать, поэтому я рекомендую заменить его комбинацией Engagement Rate и Active Customer Database. В совокупности они будут отражать качество покрытия вашей базы рассылками и степень заинтересованности в них со стороны подписчиков.
Если вам не знакомы какие-то из перечисленных показателей, ничего страшного. Мы привели в списке наиболее частые тактические KPIs для различных бизнес-моделей. Например, метрика Rolling Retention и Customer Retention Rate чаще можно встретить в продуктах с высокой частотой покупок. Для e-commerce же это может оказаться чем-то новеньким, хотя в текущей рыночной ситуации маркетплетизации может стать важным именно приучение к продукту, воспитание привычки посещать именно вашу онлайн-витрину.
Далее стоит последовательно описать задачи, которые будет решать retention-стратегия. Перечень задач здесь можно сформулировать, например, следующим образом:
- Увеличение доли продаж через каналы retention-коммуникаций;
- Рост числа лояльных клиентов по индексу Net Promoter Score*;
- Увеличение среднего чека через персонализацию и upsell-механики;
- Усиление омниканального взаимодействия через внедрение дополнительных каналов коммуникации;
- Обеспечение бесшовного клиентского опыта при взаимодействии с брендом через онлайн и офлайн одновременно (ROPO-модель);
- Расширение активной базы подписчиков, вовлеченных в коммуникацию;
- Обеспечение оптимального соотношения скорости прироста/выгорания базы в целом;
- Глубокое сегментирование базы, выявление стратегических сегментов;
- Оптимизация скорости миграции подписчиков из сегмента New Customers в Very Good Buyers;
- Предотвращение оттока активных подписчиков;
- Проектирование архитектуры хранилища данных о клиентах и их интересах, предпочтениях;
- Обеспечение максимальной персонализации в коммуникациях на базе портрета клиента, его поведения и потребностей;
- Поддержание клиентов автоматизированными коммуникациями на всех этапах жизненного цикла;
- Проработка уровня беспокойства для каждого стратегического сегмента;
- Регламентация tone of voice, единой коммуникационной политики.
В списке мы указали наиболее часто встречающиеся задачи, вам не обязательно одновременно брать их все в разработку. Но учитывать их сразу все-таки стоит. Определите, что станет системообразующим, а что можно решить во втором этапеом, чтобы в будущем обогатить выстроенную вами основную инфраструктуру и не противоречить ей.
Я один ничего не понял? похоже на шаблонное кп