Как на самом деле работают минус-слова в «Яндекс Директе» в 2025 году
О том, что у «Яндекс Директа» (как и у Google Ads) есть свои правила работы с минус-словами, известно всем. Эти правила описаны в cправке, и углубляться в них сейчас я не буду. Сегодня я расскажу об актуальных тонкостях работы с минус-словами, упоминаний о которых там нет.
В своем телеграм-канале я провела небольшой опрос, из которого следует, что подавляющее большинство принявших участие в опросе не знает о том, как сегодня работают минус-слова в Директе.
На этом этапе, пока вы не прочитали статью, вы тоже можете пройти опрос и узнать, правильно ли вы понимаете логику работы минус-слов в Директе.
Сразу к делу: Яндекс Директ может удалять или не сохранять минус-слова, которые вы заносите в список минус-слов. Речь идет не о повторах, которые Директ автоматически удаляет уже давно (и правильно делает). А о пересечении минус-слов.
Чтобы было понятнее, в качестве примера приведу кейс. Все действующие лица и имена изменены с целью сохранения конфиденциальности. Но суть кейса, касающаяся логики работы Директа, сохранена и передана на 100%
Кейс: вы запускаете рекламу для детской студии лепки из пластилина Фуксики.
▶У вас есть брендовая кампания, в которой есть ключевое слово Фуксики (без операторов). Вы видите, что показы происходят по различным словоформам слова Фуксики, в т.ч. по слову фуксикА, которое является нецелевым.
▶Вы заносите слово <фуксикА> в минус-слова. Показы по этому слову продолжаются, что спустя какое-то время вы замечаете. Ваша ошибка, безусловно, в том, что вы заносите его без оператора <!>, и Директ его законно игнорирует, потому что по сути оно совпадает с ключевой фразой (об этом написано в справке Директа).
▶Далее вы идете заносить в минус-слова <!фуксика> и <!фуксик>, поскольку эти словоформы приносят нецелевые показы.
И…ничего не происходит.
И человек об этом не догадывается, потому что при занесении минус-слов Директ не выдает никакой ошибки, а выдает оповещение “Сохранено”. На деле новые минус-слова не сохранялись в списке минус-слов, а нецелевые показы продолжались.
Выглядит это так:
Для эксперимента я написала дополнительно рандомное слово <кастрюля> в минус-слова.
На видео видно, что минус-слово <фуксика> уже есть в списке. И я заношу новые слова: <!фуксика>, <!фуксик>, <кастрюля>. Далее все “Сохраняется”. В результате после сохранения в списке минус-слов остается только начальное слово <фуксика>, и добавляется <кастрюля>. Слова <!фуксика> и <!фуксик> не были сохранены.
Если представить, что в списке изначально было минус-слово <!фуксик>, а потом мы решили отминусовать <фуксика>, то при внесении минус-слова <фуксика>, <!фуксик> будет удален, а <фуксика> сохранено.
Если представить, что минус-слов вообще нет и попробовать занести все эти три минус-слова одновременно (<фуксика>, <!фуксика>, <!фуксик>) — занесется только одно: <фуксика>. Остальные сохранены не будут.
В чем же дело?
А дело в том, что минус слова <фуксика> и <!фуксик> дают пересечение. Слово <!фуксик> является одной из форм слова <фуксика>. И поэтому Директ считает их дублями и удаляет/не сохраняет.
То же самое касается и других операторов.
Какой выход?
В данном кейсе вопрос минусовки нецелевых запросов решается путем удаления слова <фуксика> из списка минус-слов и внесения минус-слов <!фуксика>, <!фуксик>. Что является корректным вариантом для минусации нецелевых запросов.
И ещё: минус-слова можно заносить на разных уровнях — кампании, группы, ключей. Пересекающиеся слова можно занести на разных уровнях, и они будут сохранены. Не стала проверять, будет ли это корректно отрабатывать. Не исключаю, что да. Но тем не менее, проблему это решает частично. Потому что при последующих внесениях минус-слов вам придется проверять ранее внесенные слова на всех уровнях, что добавит вам работы.
Как с этим работать в долгосрочной перспективе?
В больших или многолетних аккаунтах минус-слов может быть так много, что сложно помнить/вести учет минус-слов, которые вы/ваш предшественник когда-то занесли. И потом еще проверять каждый раз, дает ли какое-то старое минус-слово пересечение с новыми. Выход, который я вижу на данный момент: проверить, сохранилось ли минус-слово, путем проверки истории изменений кампании сразу после занесения минус-слов. Они будут выделены зеленым при успешном сохранении:
Я не знаю, в какой момент Яндекс начал применять такие правила. И новости по этому поводу я не нашла. Но раньше этого не было. Кроме того, из новой логики следует, что минус-слова, которые были занесены когда-то давно и давали пересечения, могли быть автоматически удалены из аккаунта.
P.S. Я не призываю хейтить Яндекс. И справедливости ради отмечу, что обновленная логика работы минус-слов в целом логичная и помогает не забивать список минус-слов пересекающимися словами. Единственное, хотелось бы, чтобы о таком обновлении предупредили. А еще лучше — чтобы при сохранении минус-слов, которые Директ не сохранит, появлялось оповещение об этом.
Ставьте лайк, если статья была вам полезна. Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там больше полезной информации и новостей :)
Успешных вам кампаний и высокого KPI! ;)