Бриф на разработку сайта: интервью, изучаем компанию и продукт

Бриф для разработки сайта – первый этап, с которого начинается работа над проектом клиента. Как фундамент служит основой дома, так и бриф является основой будущего сайта.

Как правильно составлять бриф, какие брифы бывают, на каких стадиях проекта они нужны, читайте в нашей новой статье.

Типовой и индивидуальный брифы.

Представьте, что к вам пришел клиент, который хочет заказать сайт. Вы еще ничего не знаете о его компании, товаре/услуге, потенциальных покупателях и конкурентах.

На помощь придет стандартный бриф – небольшой опросник на 15-20 вопросов. С его помощью вы:

  1. Познакомитесь с компанией (год основания, место нахождения, регион оказываемых услуг).
  2. Историей возникновения бизнеса (миссия, цель компании, этапы становления и достижения).
  3. Поймете, какую услугу/товар хочет продать клиент (мы всегда говорим своим заказчикам – один лендинг рассчитан на продажу одной услуги, не более).
  4. На какой сегмент аудитории рассчитан продукт и где его можно найти (форумы, соцсети, профессиональные блоги).
  5. Получите список основных конкурентов от заказчика.
Продаем продукт для узкой ЦА – подростки, которые готовятся к ЕГЭ
Продаем продукт для узкой ЦА – подростки, которые готовятся к ЕГЭ

Стандартный бриф не займет много времени. Отправьте его на почту клиента или заполните совместно с помощью Скайп, Zoom, Google Meat. Ваша цель — познакомиться с компанией и понять, каких результатов хочет добиться клиент за счет создания сайта. Не включайте в начальный бриф слишком много вопросов – это может отпугнуть клиента.

Фрагмент начального брифа для лендинга компании NAJES
Фрагмент начального брифа для лендинга компании NAJES

Для более четкого понимания задачи запросите у клиента дополнительные материалы:

  • Ссылки на действующий сайт и соцсети (при их наличии).
  • Маркетинг-киты, презентации о компании/услугах.
  • Прайсы, каталоги, сметы, КП.
  • Ссылки на мессенджеры компании, где идет прямое общение с клиентами/продажа услуг.
  • Разговоры менеджеров с потенциальными клиентами (для более глубокого понимания целевой аудитории).

Получив первичную информацию по проекту, можно приступать к маркетинговому анализу целевой аудитории и конкурентов, а также составлению параллельных брифов о компании, продукте и ЦА.

Бриф о компании — 7 общих вопросов о бизнесе

Каждый второй сайт в интернете содержит блок с описанием компании. Клиенту важно: кто будет оказывать услугу и почему этой фирме можно доверять. Информация о компании может располагаться равномерно по всему сайту в виде обращения директора, преимуществ, статистики, информации о специалистах.

Наше агентство включает в бриф о компании вопросы:

  1. О производстве (оборудование, количество цехов, наличие складских помещений).
  2. О транспорте компании (есть ли свой автопарк, сколько единиц техники он включает, наличие брендированного транспорта).
  3. О специалистах компании (количество сотрудников, должности, их опыт, образование, требования к новым сотрудникам).
  4. О документации (сертификаты, лицензии, награды и благодарственные письма).
  5. Об экспертности компании и работающих в ней лиц (участие в отраслевых конференциях, семинарах, выставках, выступления на радио или ТВ, наличие блога на YouTube).
  6. О проектах компании (показываем на сайте масштабные, необычные или сложные проекты, чтобы максимально повысить доверие целевой аудитории к незнакомой фирме).
  7. О схеме сотрудничества (как происходит взаимодействие продавца с покупателем, кто ведет клиента, каковы сроки и результаты каждого этапа сотрудничества).
Кейс с сайта нашего клиента, ниша - установка систем вентиляции
Кейс с сайта нашего клиента, ниша - установка систем вентиляции
Пример схемы сотрудничества с сайта тендерного клуба
Пример схемы сотрудничества с сайта тендерного клуба

Это далеко не полный список. Вы можете углубиться в историю возникновения компании/руководителей, систему лояльности по работе с клиентами, технические процессы, вопросы контроля качества. Тематика и количество вопросов зависят от специфики бизнеса и целей, которые преследует будущий сайт.

Бриф о продукте — по косточкам изучаем товар/услугу заказчика

Вопросы о продукте нужно задавать как на начальном этапе проекта, так и после маркетингового анализа:

  • Мы изучили продукты конкурентов (их акции, гарантии, клиентские выгоды). Задаем дополнительные вопросы по продукту, чтобы понять, как сделать более выгодное предложение на рынке.
  • Мы проанализировали целевую аудиторию и составили карту с критериями выбора, страхами и возражениями. Каждую ветку карты нужно грамотно закрыть нашим торговым предложением.

Например, целевая аудитория боится, что компания будет срывать сроки или поднимет стоимость услуг в ходе сотрудничества. Спрашиваем, какие гарантии компания может дать клиенту, и используем эту информацию на сайте.

Таким образом, мы составляем индивидуальный бриф под бизнес заказчика, который включает не типовые вопросы, а конкретные вопросы по продукту на основе маркетингового анализа.

Наш маркетолог не только созванивается с клиентом по брифу, но и совместно разбирает таблицу анализа конкурентов (спрашивает, как мы можем улучшить продукт/предложение так, чтобы это не было в убыток нашему заказчику и бизнесу).

Пример анализа продуктов конкурентов для сайта спортивной формы
Пример анализа продуктов конкурентов для сайта спортивной формы

Варианты вопросов о продукте в зависимости от того, что мы продаем на лендинге:

Бриф на разработку сайта: интервью, изучаем компанию и продукт

Бриф о целевой аудитории — изучаем потенциальных покупателей

Как правило, бриф о целевой аудитории составляется до этапа маркетинговых следований. Прежде чем изучать ЦА в полях (форумы, блоги, соцсети, статьи), спросите владельца бизнеса:

  1. Социально-демографические характеристики клиента (пол, возраст, регион, уровень дохода).
  2. Какие проблемы решает продукт/услуга?
  3. Какие вопросы чаще всего задают клиенты на первой консультации, а какие на этапе согласования КП?
  4. Почему могут не купить (возражения, страхи)?
  5. По каким критериям выбирают продукт/компанию (стоимость, сроки, опыт компании, наличие кейсов и отзывов, рекомендации постоянных клиентов, качество, акции и т.д.)?
  6. Какого действия хочет добиться клиент на сайте (звонок в компанию, расчет стоимости, запись на экскурсию, выезд инженера)?
  7. Знаком ли клиент с продуктом, ищет ли его целенаправленно или не понимает его ценность (теплота трафика)?

Помимо опроса руководителя задайте эти же вопросы менеджерам по продажам или прослушайте записи их разговоров с покупателями (если клиент предоставит доступ в CRM). Узнайте, может ли компания дать контакты действующих клиентов, чтобы узнать, почему они выбрали именно эту фирму.

Насколько важен бриф при разработке сайта

В нашем агентстве работа над любым проектом начинается с первичного брифа. Узнаем, какие маркетинговые цели преследует клиент, какой сайт нужен клиенту (многостраничный, интернет-магазин или лендинг), откуда он планирует вести трафик.

Параллельно с этим запрашиваем визуал по компании/продукту (фотографии офиса, производства, транспорта, сотрудников, видеоролики, каталоги и прайсы).

Помимо маркетинговых вопросов общаемся по дизайну, верстке и продвижению:

  • Какой дизайн нужен клиенту (стандартный или индивидуальный)?
  • Откуда приходит основной объем трафика (какая версия предпочтительней — мобильная или десктопная)?
  • Планирует ли клиент использовать на сайте сложные калькуляторы или квизы?
  • Нужна ли ему настройка рекламы?

По факту маркетингового анализа целевой аудитории и конкурентов маркетолог готовит индивидуальный бриф на разработку сайта (40-60 вопросов о продукте, компании, покупателях) и проводит брифование по Скайп или в Ватсап.

Подведя итог, мы можем сделать вывод, что бриф — это основной инструмент для изучения бизнеса. Грамотно заполненный бриф является залогом качественного прототипа, гарантией, что в тексте не будет воды и избитых фраз.

Главное, не пускать его заполнение на самотек. Созвонитесь с клиентом, детально проработайте каждый пункт анкеты, задайте наводящие вопросы и получите максимум информации для будущего сайта.

Ждем от вас обратной связи в комментариях! А если вы хотите узнать больше о нашей работе, заходите к нам на сайт Студии.

77
18 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

Жесть - пиздеть сейчас на ребят за их определенную нишу в вебдизайне.

Это их выбор и их модель. Молодцы

7
Ответить
Автор

Ваши аргументы уж очень похожи на высказывания обиженных программистов, у которых подгорает от существования и развития конструкторов.

А по сути ничего конкретного не сказали, одни ЕСЛИ ДА КАБЫ)

Есть определенная ниша, мы в ней работаем. Вы ничего не знаете о нас, о том как мы работаем, как общаемся с клиентами и что обещаем. 

Даже топовые агентства и веб-студии РФ делают сайты на тильде, так идите к ним в блоги, офис в конце концом и начните там с пеной из рта орать, что они тоже неправильно работают и вообще наебывают клиентов своих.

Не понимаю, к чему такой хейт вообще, конкретно вас чем-то обидела тильда или быть может я? Моя команда?)

3
Ответить

Никитос, у нас в брифе 87 вопросов :D

2
Ответить
Автор

у нас количество вопросов всегда индивидуально, так как брифы и структуру интервью продумываем под каждый проект)

1
Ответить

Аминь

2
Ответить

Ну на самом деле тильда это как-то не pro уровень. Хотя кому и что надо.
Можно кастомные ленды пилить, хотя можно тупо купить пак шаблонов и на вордпресе делать и клиенту все останется. На том же элементоре.

Хейтят за то, что видимо вы нихуя не делаете раз работаете с тильдой.

Хотя нп тильде я такие сайты видел, что не верил, что это тильда. Но в основном это дерьмо на скорую руку в ожидании основного сайта.

1
Ответить